Специализация Пензенского УФАС России. Применение статьи 24 ФЗ «О рекламе»

Тема специализации Пензенского УФАС России: Проблемные вопросы применения законодательства о рекламе (Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе») в т.ч. по фактам нарушения части 1, части 7 статьи 24 ФЗ №38  в сфере медицинских услуг».

Требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, установлены статьей 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Уже много лет Пензенским УФАС России рассматриваются дела о нарушении законодательства о рекламе при распространении рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг. За это время управлением наработана обширная практика рассмотрения подобных дел. Количество выявленных нарушений по статье 24 в нашем регионе из года в год значительно снижается. В 2012 году Пензенским УФАС России было рассмотрено 6 дел (законность решений подтверждена судами первой, апелляционной и кассационной инстанции).  В 2013 году возбуждено и рассмотрено 3 дела (решения в суде не обжаловались), 1 дело находятся в стадии рассмотрения.

Пензенское УФАС России предлагает к обсуждению проблемные вопросы:

Как бороться с несанкционированной рекламой в виде листовок, когда невозможно найти рекламодателя и рекламораспространителя рекламы (которая вводит в заблуждение доверчивых граждан) и привлечь их к ответственности.

Рассмотрим один из примеров.

В г. Пензе в сентябре 2013 года по почтовым ящикам распространялись рекламные листовки продукции завода-изготовителя «Сашера-Мед».

На рекламной листовке была размещена следующая информация: «Бальзам «алтайский целитель» создан по лечебным прописям сибирских знахарей. Ежедневное употребление его даже здоровым людям способствует поднятию жизненного тонуса, очищению крови и пищеварительной системы, повышению иммунитета, снижению побочного действия лекарств и алкоголя, разрушению радионуклидов…Уже после первых приемов ваше самочувствие улучшится…При употреблении каменного масла приятным сюрпризом может стать улучшение зрения, нормализация веса тела, уменьшение седины и улучшения структуры волос…».

Реклама содержала указание на лечебные свойства бальзама, масла и остальной продукции «Сашера-Мед», в том числе посредством отзывов физических лиц об улучшении их состояния в результате применения данной продукции.

По внешним признакам можно было определить, что рекламная листовка изготовлена нетипографским способом, на обычной бумаге, без указания какой-либо информации, позволяющей идентифицировать заказчика листовки, ее тираж и т.д.

Комиссия Пензенского УФАС России, изучив рекламную листовку, установила, что текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемым продуктам именно как к средствам лекарственного воздействия на организм человека, т.к. в рекламе содержатся указания на лечебные свойства данной продукции и улучшения состояния здоровья человека в результате применения продуктов «Каменное масло»,  «Бальзам Алтайский целитель».

Согласно Федеральному закону от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», пищевые продукты – продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Объектом рекламирования в рекламной листовке являлись пищевые продукты: соль пищевая с витаминами-минеральными добавками серии «Каменное масло», бальзам безалкогольный медово-растительный «Алтайский целитель».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.

«Каменное масло», «Бальзам Алтайский целитель» отсутствуют в государственном реестре лекарственных средств.

Указанные в рекламе продукты «Каменное масло», «Бальзам Алтайский целитель» лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый продукт.

Рассматриваемая реклама сопровождалась отзывами физических лиц, принимающих «Бальзам Алтайский целитель», «каменное масло». Отзывы выполнены в форме писем благодарности и содержат информацию об излечении от различных заболеваний в результате их применения.

Исходя из содержания рекламы, данные продукты («Каменное масло», «Бальзам Алтайский целитель») обладают лечебными  свойствами при различных заболеваниях. Лечебные свойства достигаются за счет содержания в них лекарственных трав, а также желез речного бобра, содержащих мускусное вещество, используемое при лечении заболеваний органов дыхания.

Однако, пищевые продукты, содержащие в своем составе различные растительные комплексы и активные вещества, и непосредственно сами лекарственные травы (лекарственные средства), относятся к разным группам товаров и обладают разными потребительскими свойствами и воздействием на организм человека.

Таким образом, указание в рекламе на лечебные свойства пищевых продуктов свидетельствует о недостоверной рекламе относительно назначения, потребительских свойствах, об условиях применения данных пищевых продуктов, что указывает на нарушение  закона «О рекламе».

Учитывая, что рекламируемые продукты («Каменное масло», «Бальзам Алтайский целитель») не являются лекарственными средствами, размещенная в рекламе информация о том, что они лечат либо оказывают положительное влияние на течение различных болезней, противоречит требованиям закона «О рекламе».

Пензенское УФАС России по итогам рассмотрения дела реклама продукции: «Бальзам Алтайский целитель», «Каменное масло»,  производимой ООО «Сашера-Мед», была признана ненадлежащей.

В то же время, доказательств того, что  рекламодателем  и рекламораспространителем является ООО «Сашера-Мед» не представлено. Из письменных пояснений  ООО «Сашера-Мед» следует, что общество является производителем рекламируемого товара и не распространяло данную рекламу.

В сложившейся ситуации найти распространителя рекламы не представляется возможным. Пензенским УФАС России были приняты меры для поиска рекламодателя и рекламораспространителя данной рекламы, была размещена информация на сайте Управления.

Пензенское УФАС России размещает информацию для обсуждения и внесения предложений по решению данного вопроса.