• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Органам местного самоуправления. О предоставлении государственных и муниципальных преференций

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в целях решения вопросов местного значения, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В настоящее время в Пензенское УФАС России поступает значительное число заявлений со стороны органов местного самоуправления о даче согласия на предоставление преференций в виде передачи хозяйствующим субъектам различных организационно-правовых форм сетей коммунального хозяйства, в частности сетей водоснабжения, с указанием на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) в качестве цели предоставления такой преференции.

 В силу положений части 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) государственные или муниципальные преференции - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Преференции могут быть предоставлены исключительно в целях и в порядке, установленных, соответственно, частью 1 статьи 19 и статьей 20 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции  государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации в целях прямо поименованных в указанной части статьи 19 Закона о защите конкуренции, в том числе в целях поддержки субъектов МСП.

В соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России по антимонопольному контролю за предоставлением государственных или муниципальных преференций (от 28.06.2013), подготовленными Управлением контроля органов власти ЦА ФАС России, территориальным органам при рассмотрении заявлений о даче согласия на предоставление преференций в целях поддержки субъектов МСП (пункт 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции) рекомендовано исходить из следующего.

Наличие программы развития субъектов МСП, определяющей условия и порядок оказания поддержки данным хозяйствующим субъектам, является необходимым условием при предоставлении им государственной или муниципальной преференции.

Частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлено, что при предоставлении государственной или муниципальной преференции субъектам МСП в соответствии с указанными программами согласие антимонопольного органа не требуется.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к поддержке субъектов МСП (далее также - поддержка) относится деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов МСП, региональными программами развития субъектов МСП и муниципальными программами развития субъектов МСП.

Частью 2 статьи 16 указанного закона установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются федеральными программами развития субъектов МСП, региональными и муниципальными программами развития субъектов МСП.

Однако, зачастую принятые программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, как правило, прямо не предусматривают оказание поддержки субъектам МСП, осуществляющим деятельность в сфере коммунальных услуг, в виде передачи им в аренду объектов коммунального хозяйства, а, следовательно, предоставление такой преференции не подпадает под действие части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, передача прав на указанные объекты хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное и муниципальное имущество, и интересы потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры.

Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», устанавливающие особенности передачи прав владения и  (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ с учетом предусмотренных указанным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях.

В соответствии с частью 5 статьи 28.1 указанного Федерального закона договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопльноым законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами РФ, с учетом предусмотренных указанным Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участником торгов, с которыми заключаются эти договоры.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ с учетом установленных указанным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 указанного Федерального закона.

Как показала практика, в Пензенской области имеет место бездействие со стороны органов местного самоуправления, выражающееся в непринятии мер, направленных на организацию и проведение торгов по передаче хозяйствующим субъектам в аренду объектов коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности.

Отсутствие заключенного в установленном законом порядке договора с ресурсоснабжающей организацией на право владения объектами коммунальной инфраструктуры, необходимыми для обеспечения подачи ресурса, может привести к прекращению обеспечения граждан услугами водо-, теплоснабжения, что в свою очередь может привести к ущемлению их интересов, созданию социальной напряженности.

С другой стороны предоставление преференций на длительный срок в рассматриваемом случае может привести к ограничению равного доступа субъектов МСП к получению поддержки, а, следовательно, и к ограничению конкуренции.

Исходя из изложенного, по мнению Пензенского УФАС России, согласование преференций в виде передачи в аренду объектов коммунального хозяйства для целей поддержки субъектов МСП возможно, при установлении (в целях уменьшения негативного влияния на конкуренцию) предельного срока предоставления такой преференции (не более 11 месяцев), необходимого для осуществления мероприятий, направленных на проведение конкурсных процедур на право получения в аренду указанного имущества.