О внесении изменений в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Статья 1. 

Внести в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 04.01.2010, № 1, ст. 2, 27.12.2010, № 52 (ч. 1), ст. 6984) следующие изменения: 

1) пункт 1 статьи 2 изложить в следующей редакции:

«1) торговая деятельность (далее также - торговля) – вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и/или продажей товаров»;

2) пункт 2 статьи 2 изложить в следующей редакции:

«2) оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и/или продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием»;

3) пункт 3 статьи 2 изложить в следующей редакции:

«3) розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и/или продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»;

4) в пункте 8 статьи 2 слова «под общим управлением» заменить на:

«на любом законном основании у хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, а также у хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и образующих с ним одну группу лиц»;

5) часть 3 статьи 9 изложить в следующей редакции:

«3. Цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров с учетом предусмотренных частями 4 и 5 статьи 8 настоящего Федерального закона положений»;

6) часть 4 статьи 9 изложить в следующей редакции:

«4. Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему розничную торговлю, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров»;

7) часть 5 статьи 9 изложить в следующей редакции:

«5. Не допускается выплата указанного в части 4 настоящей статьи вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством Российской Федерации»;

8) часть 6 статьи 9 изложить в следующей редакции:

«6. Включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается»;

9) часть 7 статьи 9 изложить в следующей редакции:

«7. В случае если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему розничную торговлю, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется по следующим правилам:

- продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю;

-продовольственные товары, на которые срок годности установлен от десяти до тридцати дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю;

- продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше тридцати дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее чем сорок пять календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю»;

10) часть 9 статьи 9 изложить в следующей редакции:

«9. В случае если хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, не передает или отказывается передать хозяйствующему субъекту, осуществляющему розничную торговлю, документы, которые он должен передать в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором поставки продовольственных товаров, сроки оплаты продовольственных товаров, установленные правилами, определенными частью 7 настоящей статьи, увеличиваются на период предоставления хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, по запросу хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю, указанных документов»;

11) часть 11 статьи 9 изложить в следующей редакции:

«11. Услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг»;

12) часть 12 статьи 9 изложить в следующей редакции:

«12. При заключении договора поставки продовольственных товаров запрещается понуждение контрагента к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров.

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается включать в договор поставки продовольственных товаров следующие условия:

- о совершении в отношении продовольственных товаров определенных действий об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу или подобных услуг, направленных на продвижение поставленных продовольственных товаров;

- о запрете на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;]

- об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

- о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

- о внесении хозяйствующим субъектом платы за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты;

- о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

- о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

- о возмещении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

- о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

13) статью 9 дополнить частью 13 следующего содержания:

«13) Требования, установленные настоящей статьей, распространяются на действия (бездействия) лиц, входящих с хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

14) пункт 1 части 1 статьи 13 изложить в следующей редакции:

«1) создавать дискриминационные условия;

2) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

3) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;»;

15) пункт 2 части 1 статьи 13 изложить в следующей редакции:

«4) навязывать контрагенту:

а) условия договора невыгодные для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован);

б) условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации»; 

16) пункт 3 части 1 статьи 13 изложить в следующей редакции:

«заключать между собой договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри группы лиц и/или заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, входящими в одну торговую сеть»;

17) статью 14 изложить в следующей редакции:

«1. Хозяйствующему субъекту, осуществляющему розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) запрещается осуществлять сделки по приобретению или аренде дополнительной площади торговых объектов для осуществления торговой деятельности, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, если доля указанного хозяйствующего субъекта превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования или в результате совершения которой доля указанного хозяйствующего субъекта составит более двадцати пяти процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования, за исключением случаев, если в результате сделки не произойдет сокращения хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

2. Хозяйствующий субъект, осуществляющий розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети и доля которого не превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, вправе осуществлять сделки, результатом которых является введение торговых объектов в эксплуатацию, приводящие к увеличению числа торговых объектов в границах соответствующего административно-территориального образования.

3. Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства»;
18) часть 2 статьи 16 изложить в следующей редакции:

«2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением правил и требований, предусмотренных статьями 9, 13 - 15 настоящего Федерального закона, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации»;

19) часть 3 статьи 16 изложить в следующей редакции:

«3. Антимонопольный орган при выявлении нарушений требований, предусмотренных статьями 9, 13 - 15 настоящего Федерального закона, принимает меры в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях»;

20) Статью 16 дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Установленные настоящим Федеральным законом антимонопольные правила, требования, запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются также на действия (бездействие) группы лиц».

Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Федеральный закон от 28.12. 2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон) вступил в силу с 1 февраля 2010 года (за исключением отдельных положений статьи 14). Практика его применения свидетельствует о том, что ряд статей Закона нуждаются в уточнении. Так, согласно пункту 1 статьи 2 Закона, торговой деятельностью является вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Соединительный союз «и» означает деятельность, как по продаже, так и по приобретению товаров. Вместе с тем, не все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по продаже товаров, занимаются их приобретением (например, хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, произведенных ими самостоятельно и осуществляющих продажу своих товаров без участия посредников). В этой связи предлагается дополнить проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – законопроект) пункт 1 статьи 2 после союза «и» союзом «или».

Определение торговой сети (пункт 8 статьи 2) содержит понятие, «общее управление», которое в законодательстве Российской Федерации неопределено, что создает правовую неопределенность для участников торговой деятельности. 

Вместе с тем, торговыми объектами, находящимися под общим управлением, являются торговые объекты, находящиеся у хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, а также находящиеся у иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и образующих с ним одну группу лиц.

Указанное объединение обусловлено тем, что по смыслу антимонопольного законодательства группу объединяет несколько хозяйствующих субъектов, между которыми существует взаимосвязь, позволяющая рассматривать такое объединение как единый экономический субъект. Поэтому согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» требования антимонопольного законодательства распространяются на группу лиц. 

Поправки к статье 9 Закона связаны с исключением отношений в области дистрибуции из сферы действия Закона, а также с необходимостью установления четких требований к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность. Кроме того, перечень недопустимых условий в договорах поставки продовольственных товаров в действующей редакции статьи 9 Закона является неполным. Условия, предлагаемые законопроектом для включения в часть 12 статьи 9 в качестве запрещенных, при наличии их в договорах поставки продовольственных товаров, могут привести к ограничению конкуренции в сфере розничной торговли и ущемлению прав хозяйствующих субъектов. 

При разработке Закона часть таких условий была перенесена в статью 13 (часть 2). Таким образом, в действующей редакции статьи 13 Закона являются допустимыми при подтверждении обоими контрагентами добровольности включения таких условий в договор поставки, как запрет на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях; условия о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров, о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность и многие другие условия.

Вместе с тем, при проведении проверок, рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, антимонопольными органами установлено, что между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров складывается практика понуждения к направлению поставщиков писем в адрес торговой сети, содержащих просьбы о заключении договоров оказания маркетинговых услуг, включении тех или иных положений договора экономически не целесообразных для поставщика. 

Кроме того, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, связанных с навязыванием со стороны торговых сетей поставщикам продовольственных товаров невыгодных условий договоров поставки (пункт 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле), поставщики указывают на добровольность включения условий в договоры поставки продовольственных товаров, несмотря на экономическую нецелесообразность для поставщика таких условий в договоре. Указанное также подтверждает наличие рыночной власти торговых сетей над поставщиками продовольственных товаров и обусловлено риском поставщика значительного снижения оборота товаров, что в конечном итоге может привести к устранению его с рынка розничной торговли продовольственными товарами.

Данные факты обусловлены тем, что, несмотря на небольшую занимаемую долю, торговые сети, действующие на рынке реализации и (или) поставки продукции, с учетом низкоконцентрированности данных рынков и дефицита торговых мест, получают возможность влиять на возникающие правоотношения и на конкуренцию на соответствующих товарных рынках. Складывается ситуация при которой, рыночная власть торговых сетей позволяет им манипулировать действиями поставщиков продовольственных товаров (за исключением крупных федеральных поставщиков) и безоговорочно соглашаться на предлагаемые торговыми сетями условия.

Очевидным пробелом статьи 9 Закона является отсутствие в ней нормы о распространении требований к договорам поставки продовольственных товаров, на действия (бездействия) лиц, входящих с хозяйствующим субъектом, в одну группу лиц, что выводит из сферы действия Закона значительную часть хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность. В этой связи статью 9 Закона предлагается дополнить новой частью соответствующего содержания.

Запреты, установленные частью 2 статьи 13 Закона, как было указано выше, являются безусловными и ответственность за их нарушение должна налагаться на обоих контрагентов, независимо от степени вины каждого из них. Часть 2 статьи 13 Закона предлагается изложить в новой редакции, установив запрет хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, навязывать контрагенту условия договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора и (или) не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Указанный запрет установлен в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», однако он распространяется на ограниченный круг хозяйствующих субъектов – занимающих доминирующее положение либо признанных антимонопольным органом занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Торговая деятельность по реализации продовольственных товаров имеет особую социальную значимость, а экономические последствия недобросовестных действий отдельных участников данного рынка могут повлечь за собой серьезные последствия для всех остальных участников, а также для потребителей. В этой связи запрет на навязывание контрагенту невыгодных для него условий должен быть распространен на всех участников рынка услуг розничной торговли, независимо от занимаемой ими доли на данном рынке. 

Законопроектом уточняется редакция пункта 3 части 1 статьи 13 Закона в связи с тем, что основные принципы, правовая природа и структура договорных отношений договоров поручения и агентских договоров является идентичной договорам комиссии, а последствия использования всех трех видов указанных договоров при осуществлении оптовой торговли практически одинаковы. 

Предлагается уточнить положения части 1 статьи 14 Закона, устанавливающей ограничения приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов в границах административно-территориальных образований. В настоящее время статья 14 не устанавливает каких-либо ограничений по приобретению дополнительных объектов теми хозяйствующими субъектами, доля которых на момент приобретения не превышает двадцати пяти процентов объема всех реализованных товаров. Таким образом, данные участники рынка вправе, после приобретения дополнительных площадей увеличить свою долю вплоть до ста процентов. Предлагаемые изменения устанавливают запрет на совершение действий по приобретению дополнительных площадей также и в том случае, если в результате приобретения доля хозяйствующего субъекта составит более двадцати пяти процентов объема всех реализованных продовольственных товаров за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования. Однако запрет не будет являться безусловным - предлагается распространить его только на сделки по приобретению дополнительных площадей, в результате которых произойдет сокращение хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке. 

Изменения, предлагаемые законопроектом для внесения в части 2 и 3 статьи 16 Закона приводят указанные нормы в соответствие с Федеральным законом от 28.12.2010 № 411-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и уточняют, какой орган исполнительной власти осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением хозяйствующими субъектами — участниками торговой деятельности, требований к договорам поставки продовольственных товаров.