Об изменениях в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за нарушения законодательства о рекламе

Письмо ФАС России от 05.04.2010  №  АК/9461 «Об изменениях в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за нарушения законодательства о рекламе».

С 31 марта 2010 года вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся изменения административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Данные изменения внесены Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». ФАС России направляет территориальным органам для учета и использования в работе разъяснения об изменениях в законодательстве в части ответственности за нарушения законодательства о рекламе.

1. Статья 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, помимо общего состава такого административного правонарушения как нарушение законодательства о рекламе, расширена самостоятельными составами, связанными с нарушением Федерального закона «О рекламе». При этом минимальный размер штрафа за общий состав нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе повышен для юридических лиц с сорока тысяч рублей до ста тысяч рублей, максимальный размер такого штрафа остался прежним - пятьсот тысяч рублей, в то время как размер штрафа для граждан за данный состав административного правонарушения остался прежним.

К таким самостоятельным составам нарушения законодательства о рекламе, закрепленным в статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относятся:

нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой - часть 2 статьи     14.3     Кодекса     Российской     Федерации     об     административных правонарушениях, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах - часть 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации - часть 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях - часть 3 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма - часть 4 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи - часть 4 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

совмещение рекламы с трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи - часть 4 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За совершение указанных правонарушений (за исключением превышения допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях) установлена административная ответственность в виде штрафа размером, отличным от размера штрафа за общий состав нарушения законодательства о рекламе: минимальный размер штрафа за совершение данных правонарушений юридическими лицами составляет двести тысяч рублей, максимальный размер такого штрафа остался прежним - пятьсот тысяч рублей; минимальный размер штрафа за такие нарушения, совершенные должностными лицами, увеличен до десяти тысяч рублей, максимальный остался прежним — двадцать тысяч рублей. За превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, юридическими лицами штраф установлен в размере от сорока до ста тысяч рублей, должностными лицами - от четырех тысяч до семи тысяч рублей.

При этом обращаем внимание, что привлечение к ответственности граждан за совершение правонарушений, установленных частями 2-4 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не предусмотрено.

Полномочия по рассмотрению дел, а также по составлению протоколов об административных правонарушениях за нарушение статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сохранены за антимонопольными органами. При этом, должностные лица органов внутренних дел (милиции), органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции лишены полномочий по составлению протоколов об административном правонарушении за нарушение статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При квалификации нарушений по указанным нормам ФАС России обращает внимание на следующее.

Положения частей 2-4 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статей 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются специальными по отношению к общей норме, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства о рекламе — части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушения порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой. При этом в данной норме не конкретизируется, какие именно нарушения порядка размещения рекламы в теле- и радиопрограммах должны квалифицироваться в соответствии с данной частью статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Соответственно, часть 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является общей нормой в отношении любого нарушения, связанного с порядком прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой.

В то же время часть 4 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является специальной нормой по отношению к части 2 той же статьи, и в ней предусмотрена ответственность за нарушение отдельных предусмотренных Федеральным законом «О рекламе» запретов на размещение рекламы в теле-, радиопрограммах:

- совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи (часть 4 статьи 14 Федерального закона «О рекламе»),

- совмещение рекламы с трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи (часть 6 статьи 14 Федерального закона «О рекламе»).

Соответственно, в случае выявления нарушений, указанных в части 4 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответственность наступает именно за нарушение части 4 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае выявления иных нарушений, связанных с нарушением порядка размещения рекламы в теле-, радиопрограммах и теле-, радиопередачах, квалификация нарушения должна производиться в соответствии с частью 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Во всех случаях, когда нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе не подпадает под одну из специальных норм, квалификация правонарушения производится по общей норме - части 1 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Кроме того, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введен ряд составов административных правонарушений, связанных с нарушением Федерального закона «О рекламе» и не предусмотренных в статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Такие составы правонарушений закреплены в статьях 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за установку рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установку рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 данного Кодекса (установка в границах полосы отвода автомобильной дороги рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам Российской Федерации о безопасности дорожного движения).

При этом к ответственности за данное правонарушение могут быть привлечены граждане, должностные лица и юридические лица.

Размер установленной ответственности за нарушение данной нормы понижен по сравнению с общей ответственностью за нарушение законодательства о рекламе: на граждан - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Указанная статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводит административную ответственность за отдельные нарушения требований к порядку установки и эксплуатации рекламной конструкции (наружной рекламы). Объективная сторона таких правонарушений изложена в частях 4,9 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

Рассматривают дела об административных правонарушениях за нарушение статьи 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи, при этом составлять протоколы об административном правонарушении за указанные нарушения уполномочены должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Антимонопольные органы не наделены полномочиями по составлению протоколов или рассмотрению дел об административном правонарушении за нарушение статьи 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за ряд нарушений Федерального закона «О рекламе», связанных с угрозой безопасности дорожного движения при размещении рекламы:

размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками - часть 1 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения - часть 1 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции - часть 2 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

размещение рекламы на транспортном средстве, на наружные поверхности которого нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб - часть 3 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

размещение рекламы на транспортном средстве, оборудованном устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов - часть 3 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

размещение рекламы на транспортном средстве федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которого расположены по диагонали белые полосы на синем фоне - часть 3 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

размещение рекламы на транспортном средстве, предназначенном для перевозки опасных грузов - часть 3 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему транспортным средством, и другим участникам дорожного движения - часть 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств - часть 5 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За нарушение статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность, пониженная (для должностных лиц и юридических лиц) по сравнению с размером общей ответственности за нарушение законодательства о рекламе, за исключением части 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения), за нарушение которой предусмотрен штраф с повышенным минимальным размером: на должностных лиц налагается штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, а на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Рассматривают дела, а также составляют протопопы об административных правонарушениях за нарушение статьи 14.38 Кодекса. Российской Федерации об административных правонарушениях антимонопольные органы. Кроме того, также наделены полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении за нарушение статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Кроме того, впервые вводится административная ответственность за
нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем сроков хранения рекламных материалов или их копий, а также договоров на производство, размещение или распространение рекламы, установленных законодательством о рекламе, - статья 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Размер административной ответственности за указанное правонарушение установлен с учетом предусмотренных размеров штрафов, установленных за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. При этом максимальные санкции за нарушение сроков хранения рекламных материалов предусматриваются равными самым высоким минимальным размерам штрафов, предусмотренных в отдельных составах административных правонарушений, вводимых в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе: на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Рассматривают дела, а также составляют протоколы об административных правонарушениях за нарушение статьи 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях антимонопольные органы.

3. Кроме того, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена норма, предусматривающая повышенный размер ответственности за непредставление в антимонопольный орган информации, предусмотренной законодательством о рекламе, - часть 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях предусматривает ответственность как за полное
непредставление в антимонопольный орган сведений (информации),
предусмотренных законодательством о рекламе, так и представление таких
сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо
представление недостоверных сведений (информации).                                        

Данный состав административного правонарушения выступает одним из
специальных составов  административных правонарушений,  предусматривающих ответственность за непредставление информации по обязательным запросам государственных органов, и закрепляет повышенную ответственность по сравнению со случаями, указанными в общей норме статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассматривают дела, а также составляют протоколы об административных правонарушениях за нарушение части 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях антимонопольные органы.

Таким образом, с 31 марта 2010 года непредставление информации по запросам антимонопольного органа в связи с рассмотрением дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе следует квалифицировать как нарушение части 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4.Также из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключена, по сути,, дублирующая положения статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статья 15.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривавшая административную ответственность за размещение под видом рекламы ценных бумаг рекламы документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся в соответствии с законом ценными бумагами.

5.Обращаем внимание, что данная редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу части 1 статьи 1.7 Кодекса подлежит применению при квалификации правонарушений, совершенных после 31 марта 2010 года (то есть в случае распространения рекламы после 31 марта 2010 года). В случае возбуждения или рассмотрения дел об административных правонарушения по фактам нарушений, допущенным до 31 марта 2010 года, нарушители подлежат ответственности на основании ранее действующей редакции Кодекса.