Доклад М.В. Белобородова: «О практике осуществления Пензенским УФАС России государственного контроля и типичных нарушениях, допускаемых сетевыми организациями при осуществлении технологического присоединения строящихся объектов к электрическим сетям»

Надлежащее технологическое присоединение к электрической сети является основным условием поставки электрической энергии.

В этой связи одним из основных предметов антимонопольного контроля в сфере электроэнергетики являются взаимоотношения сетевых организаций и будущих потребителей электрической энергии, обращающихся за технологическим присоединением их энергопринимающих устройств.

Основаниями для реализации антимонопольного контроля в этом направлении являются, помимо закона о защите конкуренции, также положения закона об электроэнергетике.

Цель антимонопольного органа – не наказание, а предупреждение нарушений законодательства, пресечение действий, негативно влияющих на состояние конкуренции, а также ущемляющих интересы участников рынка и потребителей.

В данном направлении Пензенское УФАС России добилось существенных результатов. Так, количество обращений о нарушении правил технологического присоединения электросетевыми компаниями, в 2010-2011 годах по сравнению с 2009 годом значительно снизилось.

За 2009 год Пензенским УФАС России рассмотрено 8 дел о нарушении антимонопольного законодательства по фактам злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением при осуществлении технологического присоединения. По результатам рассмотрения было принято 5 решений о признании факта нарушения, два дела прекращены в связи с добровольным устранением нарушения. Выдано 5 предписаний, все они в последующем исполнены.

А уже 2010-2011 годах количество рассмотренных Пензенским УФАС России дел в названной сфере сократилось до трех. При этом необходимо отметить, что в 2010 установлено 1 нарушение субъектом естественной монополии Закона о защите конкуренции, выдано 1 предписание. Рассмотренное в 2011 году дело по факту предъявления сетевой организацией требования о разработке заявителями-физическими лицами непредусмотренных правилами технологического присоединения документов прекращено в связи с добровольным устранением нарушения в процессе рассмотрения дела. Данный факт свидетельствует о наличии существенных результатов деятельности Пензенского УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за деятельностью субъектов электроэнергетики.

В 2010 году в ходе рассмотрения дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, большую роль имело выигранное Пензенским УФАС России дело в Высшем Арбитражном суде об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа по делу № 2-03/11-2008.

Позиция, изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 8 сентября 2009 года по делу № 6059/09, приятом по результатам рассмотрения данного дела, в настоящее время широко используется судами в качестве правоприменительной практики при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов антимонопольного органа.

В частности, вывод Высшего Арбитражного суда Российской Федерации о том, что технологическое присоединение (подключение) к электрическим сетям не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, был положен в основу судебных актов, состоявшихся в 2010 году по делу об обжаловании решения и предписания Пензенского УФАС России. Суды всех трех инстанций подтвердили законность и обоснованность указанных ненормативных правовых актов антимонопольного органа.

Также в Пензенском УФАС России положительно складывается практика контроля, связанная с необоснованным отказом сетевых организаций от технологического присоединения строящихся объектов.

Так, по обращениям компаний – застройщиков антимонопольным управлением в последние 3 года рассматривались дела о нарушении антимонопольного законодательства по фактам отказа в осуществлении технологического присоединения в связи с отсутствием технической возможности. В одном из таких случаев сетевая организация указывала на отсутствие технической возможности присоединения, однако Пензенскому УФАС России удалось доказать, что техническая возможность на самом деле имелась. Таким образом, отказ (уклонение) сетевой компании от выдачи ТУ и заключения договора на технологическое присоединение является необоснованным.

В другом случае, сетевая организация отказала застройщику в осуществлении технологического присоединения в связи с отсутствием технической возможности у смежной электросетевой компании, через которую предполагалось подключить объект. Пензенское УФАС России, установив наличие у сетевой организации утвержденной инвестиционной программы по увеличению мощности и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а также утвержденной платы за подключение к сетям, признала необоснованным и противоречащим действующему законодательству отказ от заключения договора на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов к электрическим сетям.

За указанные нарушения сетевые организации Пензенской области и их должностные лица привлечены к административной ответственности и оплатили административные штрафы на общую сумму более 2, 5 миллионов рублей.

Подводя итог, следует отметить, что целый ряд проблем лежит в плоскости отношений юридических и физических лиц, подавших заявку на технологическое присоединение, с сетевыми организациями, являющимися естественными монополистами в сфере услуг по передаче электрической энергии.

Так, сетевые организации могут предъявлять заявителям необоснованно завышенные требования по усилению электросетей, а также составлять чрезмерные ТУ, требующие заключения договоров на составление проектной документации сторонними организациями.

Если такое происходит, то заявитель может ссылаться на Правила, регламентирующие процедуру технологического присоединения, которыми категорически запрещено наложение таких требований и взимание платы сверх установленной, расчет которой сделан согласно этим же Правилам.

Кроме того, сетевая организация не испытывает потребности максимально удовлетворять потребности своих клиентов, а значит, процедура технологического присоединения может необоснованно затягиваться, погрязая в волоките, часто умышленной. Процедура может многократно нарушаться, документы могут возвращаться заявителю с различными претензиями. При этом разные подразделения сетевой организации могут выдвигать диаметрально противоположные требования.

К началу текущего года законодатель предусмотрел введение в отношении сетевых организаций новых санкций за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям. Так, несоответствие предлагаемых потребителю технических условий установленным правилам, нарушение сроков представления потребителю проекта договора или технических условий, необоснованный отказ в заключении договора, даже если эти нарушения не содержат признаков нарушения антимонопольного законодательства чреваты для сетевиков. За это, согласно введенной в КоАП статье 9.21, установлены серьезные штрафы для должностных лиц - от 10 тыс. руб. до 40 тыс. руб. Юридическим лицам это выйдет дороже - от 100 тыс. до 500 тыс. руб. За повторное в течение года нарушение этих правил размер штрафа будет увеличен - на должностных лиц от 40 тыс. до 50 тыс. руб. Фирмы могут быть оштрафованы на сумму от 600 тыс. до 1 млн. руб.

Считаю, что усиление государственного контроля в рассматриваемой сфере располагает к формированию устойчивой тенденции к улучшению ситуации с доступом физических лиц и субъектов малого и среднего бизнеса к объектам электросетевой инфраструктуры.