• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по результатам исследования состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива на территории г. Пензы в 2010 году

1. Общие положения

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива на территории г. Пензы в 2010 году (далее – Отчет) подготовлен по результатам проведенного Пензенским УФАС России анализа данного рынка.

Методической основой исследования является Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 (далее – Порядок проведения анализа).

Целями настоящего исследования являются:

- выявление условий, влияющих на состояние конкурентной среды рассматриваемого товарного рынка, в том числе выявление наиболее крупных хозяйствующих субъектов, способных оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке;

- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, и связей между ними;

- определение объемов товарного рынка и долей действующих на них хозяйствующих субъектов;

- определение уровня концентрации на товарном рынке;

- выявление барьеров входа новых хозяйствующих субъектов на товарный рынок, оценки преодолимости существующих барьеров входа на товарный рынок;

- составление общей оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке;

- составление рекомендаций по развитию конкуренции на рынке.

- анализ поведения хозяйствующих субъектов на рынке.

В качестве источников исходной информации были использованы:

- сведения хозяйствующих субъектов – участников рассматриваемого рынка;

- сведения, представленные районными ИФНС г. Пензы;

- сведения, представленные Главным управлением МЧС России по Пензенской области;

При проведении исследования были использованы следующие нормативно-правовые акты и иные документы с учетом отраслевых особенностей.

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Для достижения обозначенных целей проводимого исследования необходимо  выявить уже сложившуюся конъюнктуру рассматриваемого товарного рынка, выявить факторы, способствующие установлению существующей рыночной ситуации.

В соответствии с этим целесообразно провести его ретроспективный анализ.

Таким образом, на основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка проведения анализа временным интервалом исследования розничного рынка бензина автомобильного и дизельного топлива на территории г. Пензы целесообразно принять период 2010 года.

Показатели, используемые для расчета объема рынка и долей его участников, рассматриваются в рамках обозначенного временного интервала.

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Для определения продуктовых границ рынка необходимо определить товар, не имеющий заменителя, или взаимозаменяемые товары (работы, услуги), обращающиеся на одном и том же товарном рынке.

Функциональное назначение нефтепродуктов – использование их в качестве моторного топлива.

Цель потребления  - использование для личных, бытовых и производственных нужд.

Моторное топливо - рабочий материал (горючее) для двигателей внутреннего сгорания (далее по тексту - ДВС), установленных в автомобилях. Существует два типа двигателей внутреннего сгорания: дизельный и бензиновый, которые устанавливаются заводом изготовителем в процессе сборки машины.

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118 "Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» определены следующие понятия:

Бензин - жидкое топливо для использования в двигателях с искровым зажиганием;

Дизельное топливо - жидкое топливо для использования в двигателях с воспламенением от сжатия;

Нефтепродукт - продукция, полученная при переработке углеводородсодержащего сырья;

Октановое число - показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы.

Автомобильные бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТы по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями…»).

Дизельное топливо предназначено для ДВС с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТы по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...»).

ГОСТ устанавливает технические требования к показателям, характеризующим свойства нефтепродуктов. Состав физико-химических показателей в ГОСТах по дизельному топливу и автомобильным бензинам разный, что свидетельствует о различиях в свойствах и предназначении дизельного топлива и автомобильных бензинов.

В настоящее время сложилась определенная практика позиционирования бензинов при продаже их на АЗС, где выделяют 4 основных вида автомобильных бензинов: АИ-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ГОСТ Р51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р51313-99), предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями. Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ РН51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р51866-2002) и др., которые  вследствие близости физико-химических и эксплуатационных показателей позиционируются как заменители основных марок бензинов.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

Важнейшим физико-химическим показателем автомобильного бензина является детонационная стойкость. Высокая детонационная стойкость топлив обеспечивает их нормальное сгорание на всех режимах эксплуатации двигателя. На возникновение детонации оказывает влияние состав применяемого бензина и конструктивные особенности двигателя.

Использование бензина с детонационными свойствами, которые не соответствуют допустимым технической документацией показателям, может вызвать существенное ухудшение потребительских свойств автомобиля (например, увеличение детонации может вызвать перегрев, повышенный износ или даже местные разрушения двигателя).

Показателем детонационной стойкости автомобильных бензинов является октановое число (ОЧ), показывающее содержание изооктана (в % объема) в смеси с Н-гептаном, которая по детонационной стойкости эквивалентна топливу, испытуемому в стандартных условиях. Октановое число определяется двумя методами: моторным (по ГОСТ 511-82) и исследовательским (по ГОСТ 8226-82.

Автомобильные бензины по существенным различиям в значении ОЧ разделяются на две подгруппы:

- низкооктановые (ОЧ не менее 76 по ММ, не менее 80 по ИМ): А-76, АИ-80, Нормаль-80;

- высокооктановые бензины (ОЧ 82,5-88 по ММ, 91-98 по ИМ): Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и др.

Иные физико-химические и эксплуатирующие показатели внутри групп бензинов различаются незначительно (см. справочную таблицу), а также характеризуют экологические требования к топливу (содержание свинца, серы, бензола), существенно не влияющие на функционирование двигателя.

Справочная таблица

Физико – химические и эксплуатационные показатели автомобильных бензинов

Автомобильный бензин

детонационная стойкость – октановое число

плотность при t 15° С

концентрация свинца в г. на 1 дм3 бензина

концентрация фактических смол в мг. на 100 см.3   бензина

массовая доля серы

объемная доля бензола

А-76 неэтилированный (ГОСТ 2084-77)

не менее – 76 (по моторному, по исследовательскому методу не нормируется)

 

не более 0,013

не более 8,0 на месте потребления

не более - 0,1%.

 

Нормаль – 80  (ГОСТ Р 51105-97)

не менее 76 (по моторному методу), 80 (по исследовательскому методу)

700 - 750 кг/м

не более 0,010

не более 5,0

не более - 0,05%.

не более 5 %

Регуляр – 91 (ГОСТ Р 51105-97)

не менее 82,5 (по моторному методу), 91 (по исследовательскому методу)

725 - 780 кг/м

не более 0,010

не более 5,0

не более - 0,05%

не более 5 %

Премиум – 95 (ГОСТ Р 51105-97)

не менее 85,0 (по моторному методу), 95 (по исследовательскому методу)

725 - 780 кг/м

не более 0,010

не более 5,0

не более - 0,05%

не более 5 %;

Супер – 98 (ГОСТ Р 51105-97)

не менее – 88,0 (по моторному методу), 98 (по исследовательскому методу)

725 - 780 кг/м

не более 0,010

не более 5,0

не более - 0,05%

не более 5 %.

А – 80 (АИ – 80) (ТУ 38.001165-2003 взамен ТУ 38.001165 – 97)

не менее – 76,0 (по моторному методу), 80 (по исследовательскому методу)

не более 759 кг/м

не более 0,005

не более 5,0

не более - 0,05% допускается не более 0,1% до 01.01.2008г.

не более 5 %;

А – 92 (АИ – 92) (ТУ 38.001165-2003 взамен ТУ 38.001165 – 97)

не менее – 83,0 (по моторному методу), 92 (по исследовательскому методу)

не более 774 кг/м

не более 0,005

не более 5,0

 

не более - 0,05% (допускается не более 0,1% до 01.01.2005г.)

А – 96 (АИ – 96) (ТУ 38.001165-2003 взамен ТУ 38.001165 – 97)

не менее – 85,0 (по моторному методу), 96 (по исследовательскому методу)

не более 780 кг/м

не более 0,005

не более 5,0

0,05%

не более 5 %;

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 оС и выше; З (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 оС и выше (t застывания топлива не выше минус 35  оС) и минус 30 оС и выше (t застывания топлива не выше минус 45 оС); А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50  оС и выше.

Все выше перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (по ГОСТ 1510). Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью) едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления, представляет собой один товар.

Потребность в автотопливе носит выраженный сезонный характер. По оценкам участников рынка на  внутригородском рынке автомобильного топлива пик спроса достигается в летний период. Это происходит в связи с тем, что часть автомобилистов вообще не пользуются транспортом в зимний период времени, кроме того, летом дальность и частота поездок увеличивается (загородные поездки на природу, дачи, др.).

В связи с особенностями товара (горючесть, взрывоопасность, жидкая форма) покупка его на розничном рынке производится только на специально оборудованных автозаправочных станциях. Отпуск товара производится непосредственно в топливный бак автомобиля или (реже) специальные ёмкости (канистры, др.).

Автомобильные бензины и дизельное топливо, с точки зрения потребителя, не являются товарами-заменителями. Дизельный двигатель устанавливается на стадии производства автомобиля (это, как правило, сельскохозяйственный и грузовой транспорт, а также небольшое количество легкового транспорта). Замена дизтоплива на бензин невозможна ввиду технологических и физических особенностей дизелей. Применение автобензина в дизельном двигателе приводит к разрушению двигателя. Замена бензинового двигателя на дизельный технически сложна и затратна.

С точки зрения продавца возможна замена автомобильного бензина на дизтопливо, так как существующие системы отпуска нефтепродуктов предназначены как для реализации бензинов, так и дизтоплива.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 розничная торговля автомобильными бензинами и розничная торговля дизельным топливом входят состав единой группы – «розничная торговля моторным топливом» (ОКВЭД 50.50).

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 «дизельное топливо» (код ОКП 025130) и «автомобильные бензины» (код ОКП 025110) являются разными подгруппам группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП 025100).  

Исходя из дифференциации физико-химических и эксплуатационных показателей различных марок бензинов и дизельного топлива (условий потребления), а также сложившейся практики позиционирования марок топлива при продаже их на АЗС, автомобильные бензины марок А-76, АИ-92, АИ-95, АИ-98 и дизельное топливо являются не взаимозаменяемыми товарами:

Группы товаров

 

Товары (спецификации)

Автобензины (ОКП 02 5112  7)

 

1.АИ–76 (АИ–80)

2. АИ–92 (АИ–91, АИ– 93)

3. АИ–95 (АИ–96)

4. АИ–98

Дизтопливо (ОКП 02 5130)

5. ДТ (летнее, зимнее)

Спецификации, указанные в скобках, относятся  к нефтепродукту, приведенному без скобок, и учитываются совместно как один нефтепродукт.

В качестве товара-заменителя автомобильных бензинов также может быть рассмотрено газобаллонное топливо: сжатый и сжиженный природные газы, которые включены в отдельную товарную группу – код 02 7100 7 ОКП «Газ горючий природный и поставляемый в магистральные газопроводы, газ искусственный, конденсат газовый, гелий».

Однако, несмотря на экологические преимущества, более низкую стоимость (по сравнению с бензинами и дизтопливом), с точки зрения потребления в настоящее время газобаллонное топливо не может рассматриваться как заменитель нефтяных топлив из-за необходимости вложения денежных средств в переоборудование автомобилей для работы на газе, в связи со снижением грузоподъемности, тяги автомобиля, ускоренным износом двигателя в случае переоборудования, а также в связи с тем, что сети автомобильных газонаполнительных станций (АГЗС) менее развиты, чем сети АЗС.

Кроме того, с точки зрения продавца такие нефтепродукты как автомобильные бензины и ДТ не являются взаимозаменяемыми по способу хранения и реализации с газобаллонным топливом.

Четыре марки бензина, выделенные в данном разделе настоящего анализа, также  не являются между собой взаимозаменяемыми по следующим основаниям. При установке на транспортном средстве бензинового двигателя, производителем транспортного средства указывается марка бензина, применяемая для заправки данного двигателя. Использование бензинов других марок бензинов является нарушением технических условий эксплуатации транспортного средства и может повлечь повреждение двигателя.

В связи с изложенным для целей настоящего исследования существует необходимость сегментации товарного рынка бензина автомобильного и дизельного топлива на отдельные товарные рынки:

- автомобильный бензин А-76, Аи-80;

- автомобильный бензин А-90, Аи-92;

- автомобильный бензин А-95;

- автомобильный бензин А-98;

- дизельное топливо.

Таким образом, продуктовыми границами исследуемых рынков является розничная торговля автомобильными бензинами марок А-76, АИ-92, АИ-95, АИ-98 и дизельным топливом.

4. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяются, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на данной территории, не испытывая затруднений и не неся чрезмерных затрат.

Автомобильные заправочные станции географически в основном располагаются внутри административных границ крупных муниципальных образований, в том числе в границах города Пенза. Т.е. рассматриваемые рынки  розничной торговли автомобильными бензинами марок А-76, АИ-92, АИ-95, АИ-98 и дизельным топливом по своему административно-территориальному уровню относятся к локальным рынкам.

Концентрация АЗС внутри границ конкретного муниципального образования (г. Пенза) является также условием обращения товара, значительно ограничивающим экономические возможности приобретения товара покупателем вне указанных границ.

Приобретение товара вне территории города Пенза сопряжено с выездом покупателя в иной район области, что значительно повышает его (покупателя) издержки и не может быть признано экономически выгодным. С точки зрения экономической целесообразности для розничного покупателя следует учитывать, что на поездку до АЗС для заправки автомобиля необходимо затратить определенное количество автомобильного топлива. Для покупателей дальность поездки, необходимой для заправки автомобиля, имеет существенное значение, так как это связано с дополнительным расходом топлива (денег) и времени, так как потребление товара владельцами автомобилей осуществляется довольно часто.

При этом отмечаем, что все АЗС стационарны и строго привязаны к конкретному территориальному местоположению.

Таким образом, продавцы и покупатели товара находятся в границах единого муниципального образования – г. Пенза. При этом покупатели и продавцы не могут изменить район продаж в силу привязки места покупки (продажи) к конкретной территории, а покупатели не могут изменить район покупок в силу отсутствия экономической выгоды.

На основании анализа районов продаж (местоположения покупателей) хозяйствующих субъектов (продавцов), фактически действующих на рассматриваемом товарном рынке географические границы каждого товарного рынка розничной торговли автомобильными бензинами марок А-76, АИ-92, АИ-95, АИ-98 и дизельным топливом определяются административными границами города Пенза.

5. Определение состава хозяйствующих субъектов

Структура продавцов и покупателей на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива следующая:

Продавцы: Хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную продажу автомобильных бензинов и дизтоплива посредством АЗС;

Потребители: Хозяйствующие субъекты, физические лица, осуществляющие эксплуатацию легкового и грузового транспорта, приобретающие товар, предназначенный для личного или иного использования.  

В соответствии с Порядком проведения анализа при определении состава хозяйствующих субъектов выявляется такое их количество, чтобы добавление невыявленных хозяйствующих субъектов не приводило бы к изменению выводов о наличии или отсутствии доминирующего положения у крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Состав наиболее крупных продавцов, действующих на рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива г. Пенза в соответствии с ранее определенными географическими границами (раздел IV), представлен в Таблице 1.

Таблица 1

Наименование продавца

Адрес

ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт"

г. Волгоград

ЗАО "Пензанефтепродукт"

г. Пенза

ИП Голубков А.Н.

г. Пенза

ООО "Глобус"

г. Пенза

ООО "Диамант"

г. Пенза

ООО "Дружба"

г. Пенза

ООО "Содел"

г. Пенза,

ООО «Атлас»

г. Пенза

ООО «Кедр»

г. Пенза

ООО «Арго»

г. Пенза

ООО «Автобан»

г. Пенза

ООО «Нефтьторгсервис»

г. Солнечногорск, Московская обл.

Среди хозяйствующих субъектов – участников рассматриваемых рынков выявлено два субъекта, которые в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), входят в группы лиц вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК): ЗАО «Пензанефтепродукт» и ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт». Данные субъекты одновременно являются участниками оптового сегмента рынка светлых нефтепродуктов, обеспечивающих потребности как собственных АЗС, так и осуществляющих реализацию сторонним участникам розничного и мелкооптового рынков.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема товарной массы в обороте за период времени, определенный в разделе II, в границах рассматриваемых рынков и долей хозяйствующих субъектов на данных рынках осуществлялся на основании объема продаж на данном рынке, поскольку данный показатель позволяет наиболее точно охарактеризовать фактическое положение хозяйствующих субъектов на рынке с точки зрения конкуренции.

В связи с сегментацией рынка нефтепродуктов по видам автомобильных бензинов и дизельного топлива расчет осуществлялся отдельно по каждой марке топлива.

Наиболее крупным хозяйствующим субъектом на рынках розничной реализации автомобильными бензинами марок А-76, АИ-92, АИ-95, АИ-98 и дизельным топливом является ЗАО «Пензанефтепродукт», и на данных рынках занимает доли 58,4%, 57%, 60,86%, и 39,64% соответственно.

Положение хозяйствующего субъекта – ЗАО «Пензанефтепродукт» в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим, поскольку выполняется вся совокупность условий, предусмотренных пунктами 1-2 указанной статьи.

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Показатели рыночной концентрации позволяют оценить степень монополизации рынка и равномерность распределения рыночного влияния среди продавцов.

За период 2010 г. на рассматриваемых рынках розничной реализации автомобильными бензинами марок А-76, АИ-92, АИ-95, АИ-98 и дизельным топливом количество хозяйствующих субъектов составило 12.

Доли трех наиболее крупных хозяйствующих субъектов на рынке розничной реализации автомобильным бензином марки А-76 на территории г. Пензы составили:

- ЗАО «Пензанефтепродукт» - 58,4 %;

- ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт» - 22,11  %;

- ООО «Нефтьторгсервис» – 6,74 %.

 Доли трех наиболее крупных хозяйствующих субъектов на рынке розничной реализации автомобильным бензином марки АИ-92 на территории г. Пензы составили:

- ЗАО «Пензанефтепродукт» - 57 %;

- ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт» - 31,34  %;

- ООО «Нефтьторгсервис» – 3,81 %.

Таким образом, рынок розничной реализации автомобильным бензином марки АИ-92 в г. Пензе характеризуется как высококонцентрированный.

Доли трех наиболее крупных хозяйствующих субъектов на рынке розничной реализации автомобильным бензином марки АИ-95 на территории г. Пензы составили:

- ЗАО «Пензанефтепродукт» - 60,86 %;

- ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт» - 29,11  %;

- ООО «Нефтьторгсервис» – 3,67 %.

Таким образом, рынок розничной реализации автомобильным бензином марки АИ-95 в г. Пензе характеризуется как высококонцентрированный.

На рынке розничной реализации автомобильным бензином марки АИ-98 на территории г. Пензы осуществляет деятельность только один хозяйствующий субъект – ЗАО «Пензанефтепродукт». В связи с чем данный рынок характеризуется как высококонцентрированный.

Доли трех наиболее крупных хозяйствующих субъектов на рынке розничной реализации дизельным топливом на территории г. Пензы составили:

- ЗАО «Пензанефтепродукт» - 39,64 %;

- ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт» - 32,74  %;

- ООО «Диамант» – 17,72 %.

Таким образом, рынок розничной реализации дизельным топливом в г. Пензе характеризуется как высококонцентрированный.

Полученные показатели рыночной концентрации указывают на высокий уровень монополизации рассматриваемых локальных рынков и слабую конкуренцию.

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

Основной отраслевой особенностью реализации нефтепродуктов в целом является существование на внутреннем российском рынке устойчивого, достаточно высокого спроса на данную группу товаров, что существенно увеличивает прибыль хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, и одновременно является стимулом входа на рынок новых участников.

Данное утверждение также верно и для розничной реализации нефтепродуктов на территории г. Пенза. Однако на указанном рынке не наблюдается существенного роста конкурентных структур, что связано с существованием барьеров входа на рынок. Основными из них являются:  

- достаточно высокие затраты (в том числе на строительство, приобретение, аренду автозаправочных комплексов), длительный срок окупаемости первоначальных вложений, отсутствие мощностей, которые можно было бы в течение относительно небольшого периода времени переоборудовать для розничной реализации нефтепродуктов;

- высокая степень концентрации рынка, а также присутствие на рынке двух хозяйствующих субъектов, входящих в группы лиц вертикально-интегрированных нефтяных компаний, при этом коллективно доминирующих на данном рынке (данные субъекты также имеют собственные нефтебазы, а также специальную технику по доставке нефтепродуктов, что значительно облегчает создание инфраструктуры поставки продукции на автозаправочные комплексы, создавая преимущества перед другими участниками рынка);

- консерватизм и сформировавшиеся потребительские предпочтения покупателей  (потребители ориентируются на бренд заправок, заправка без бренда менее привлекательна для потребителей; поэтому независимые от ВИНК и других сбытовых сетей участники рынков для увеличения продаж вынуждены вкладывать дополнительные средства на раскрутку собственного бренда или получение в пользование чужого бренда;

- административные барьеры, связанные с получением специальных разрешений (например, получение земельных участков под строительство АЗС). 

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Состояние конкурентной среды на локальном рынках розничной реализации автомобильных бензинов марок А-76, АИ-92, АИ-95, АИ-98 и дизельного топлива на территории г. Пензы позволяет сделать вывод о том, что данные товарные рынки относятся к категории рынков с неразвитой конкуренцией и имеют олигопольную структуру, т. к. более 50 % объемов рынков розничной реализации автомобильных бензинов марок А-76, АИ-92, АИ-95, АИ-98 принадлежит одному крупному хозяйствующему субъекту – ЗАО «Пензанефтепродукт».

Изменение концентрации на данных рынках в ближайшее время маловероятно, но возможно за счет перераспределения долей, а также добавления новых некрупных участников рынка, или ухода с рынка действующих в настоящее время.

Следует отметить, что по сравнению с предыдущим периодом наблюдается увеличение числа хозяйствующих субъектов на рассматриваемых локальных рынках розничной реализации автомобильными бензинами марок А-76, АИ-92, АИ-95 и дизельным топливом на 20%.