• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по результатам анализа рынка услуг по техническому обслуживанию франкировальных машин на территории Пензенской области за 2010 г.

1. Общие положения

Анализ состояния конкурентной среды проводился в связи с рассмотрением вопроса о соблюдении антимонопольного законодательства ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Пензенской области – филиала ФГУП «Почта России» (г. Пенза, ул. Куприна/Сборная, д. 1/2А) для определения степени доминирования его на данном товарном рынке.

Методическую основу исследования составил Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 (далее – Порядок проведения анализа).

Целями исследования являются: 

- оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по техническому обслуживанию франкировальных машин на территории Пензенской области;

- установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

- актуализация данных реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов;

При проведении анализа использовались следующие материалы:

- сведения Управления федеральной почтовой службы Пензенской области - филиала ФГУП «Почта России»  (далее по тексту - УФПС Пензенской области), осуществляющего деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию франкировальных машин;

- данные Управления Роскомнадзора по Пензенской области;

- иные материалы с учетом отраслевых особенностей в сфере применения эксплуатации и технического обслуживания франкировальных машин:

> нормативные правовые акты: Федеральный закон «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», Порядок приема корреспонденции с использованием франкировальных машин, утвержденный Первым заместителем генерального директора ФГУП «Почта России» 15.05.2006, Регламент ценообразования на реализуемые товары (работы, услуги), утвержденный приказом ФГУП «Почта России» от 05.01.2004 № 1

> информация общероссийских классификаторов и пр.: Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2001).

2. Временной интервал исследования

Для достижения обозначенных целей проводимого исследования необходимо  выявить уже сложившуюся конъюнктуру рассматриваемого товарного рынка, выявить факторы, способствующие установлению существующей рыночной ситуации.

При определении временного интервала исследования товарного рынка установлено, что услуга по техническому обслуживанию франкировальных машин носит длительный характер данного товарного рынка.

В соответствии с этим целесообразно провести его ретроспективный анализ.

УФПС Пензенской области оказывает услуги по эксплуатации и техническому обслуживанию франкировальных машин, в соответствии с договорами, заключенными с их владельцами.

Необходимо отметить, что на поставку данного товара (оказание услуги) и формирование цены, устанавливаемой продавцами данной услуги, сезонность в течение года не оказывает влияния. Кроме того, поставка товара в течение каждого года характеризуется стабильностью в связи с неизменностью числа обслуживаемых машин.

Таким образом, на основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка проведения анализа временным интервалом исследования рынка услуги по техническому обслуживанию франкировальных машин на территории Пензенской области целесообразно принять период 2010 года.

3. Продуктовые границы товарного рынка

Под продуктовыми границами рынка понимается выявление товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Товаром является объект гражданских прав (в том числе и услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

 Франкировальная машина предназначена для нанесения на письменную корреспонденцию государственных знаков почтовой оплаты, подтверждающих оплату услуг почтовой связи, даты приема данной корреспонденции и другой информации.

Учитывая, что услуги по техническому обслуживанию и эксплуатации франкировальных машин не являются универсальными (общедоступными), тарифы  на данные услуги устанавливаются УФПС Пензенской области на договорных условиях. В соответствии с договором, заключаемым между владельцами франкировальных машин и лицами или организациями, осуществляющими техническое обслуживание и эксплуатацию, предметом договора является техническое обслуживание и эксплуатация франкировальной машины.

Для установления продуктовых границ рынка услуг по техническому обслуживанию франкировальных машин был проведен анализ на взаимозаменяемость по спросу и предложению.

Анализ на взаимозаменяемость по спросу проводился среди учреждений и предприятий, имеющих в наличии и эксплуатирующих франкировальные машины.

Необходимо отметить, что применение таких машин дает большой экономический эффект при их эксплуатации на предприятиях и учреждениях, имеющих значительный объем письменной корреспонденции. При условии соблюдения инструкции по эксплуатации и планомерном проведении ремонтов средний срок службы машины не менее 10 лет.

Поэтому учреждения и предприятия, чья деятельность связана с оборотом письменной корреспонденции и использующие в этом процессе франкировальные машины, обращаются к лицам, осуществляющим услуги по их техническому обслуживанию, для своевременного предупреждения возможных неисправностей и обеспечении работоспособности оборудования.

Услуга по техническому обслуживанию включает в себя комплекс работ, закрепленных и необходимых при проведении работ по эксплуатации франкировальных машин (ввод информации об авансовых платежах в регистры (счетчики) франкировальных машин, опломбирование блока ввода предоплаты после каждого ввода денежных сумм в счетчики, осуществление приема письменной корреспонденции, отфранкированной на франкировальной машине, осуществление контроля соответствия данных о количестве отфранкированной корреспонденции из журнала учета введения денежных сумм и показаний счетчиков с количеством письменной корреспонденции, принятой за тот же период и др.), выполняемых с определенной периодичностью.

В связи с этим услуга по эксплуатации франкировальных машин является неотъемлемым и невзаимозаменяемым звеном в техническом обслуживании и обеспечении работоспособности франкировальных машин.

На основании вышеизложенного следует, что товаром следует рассматривать услугу по техническому обслуживанию франкировальных машин.

Данный вид услуг является однородным по своему функциональному назначению и не имеет заменителей по цели потребления. Поэтому спрос на данную услугу не зависит от цены, т.е. является неэластичным.

Взаимозаменяемость по предложению.

Проведение мероприятий по техническому обслуживанию франкировальных машин вправе осуществлять исключительно лица, прошедшие обучение  на базе предприятия изготовителя машин и получивших удостоверение на право технического обслуживания машин данного типа, или специализированные организации (центры технического обслуживания), имеющие полномочия от изготовителя на техническое обслуживание франкировальных машин конкретной определенной модели (серии).

С учетом вышеизложенного следует, что наличие удостоверения изготовителя на право проведения технического обслуживания франкировальных машин конкретно определенного типа свидетельствует о том, что альтернативных комплексов мероприятий при проведении технического обслуживания не существует.

В соответствии с п. 3.1 Порядка проведения анализа, определение продуктовых границ товарного рынка проводилось с использованием Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2001), утвержденного постановлением  Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации им метрологии № 454-ст. от 06.11.2001 г.:

Раздел «I» - транспорт и связь.

Класс 64 – Связь.

Группа 64.11.14 - Прочая деятельность почтовой связи.

Товарный рынок услуг по техническому обслуживанию франкировальных машин не взаимозаменяем по спросу и предложению и данный рынок следует рассматривать, как обособленный товарный рынок.

Следовательно, продуктовыми границами рассматриваемого рынка является деятельность по предоставлению услуги по техническому обслуживанию франкировальных машин.

4.Определение географических границ товарного рынка.

Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможностями участия покупателей в приобретении данного товара (услуги) на рассматриваемой территории.

Определение географических границ товарного рынка основывается на экономической возможности покупателя приобрести товар на определенной территории и отсутствие этой возможности за ее пределами.

В ходе проведения анализа установлено, что для потребителей услуг по техническому обслуживанию франкировальных машин экономически целесообразно потребление данной услуги на территории Пензенской области.

Основная часть франкировальных машин сосредоточена в г. Пензе, однако часть машин расположена на территории Пензенской области. Из информации Управления Роскомнадзора по Пензенской области и УФПС Пензенской области следует, что техническое обслуживание всех имеющихся машин осуществляет УФПС Пензенской области.

Таким образом, предварительное определение географических границ указывает на территорию Пензенского региона.

Определяющим является тот факт, что покупателю экономически не выгодно обращаться к продавцам, предоставляющих данную услугу в соседних регионах, прилегающих к Пензенской области. Покупатель с целью экономии затрат выбирает наиболее выгодные экономические условия. Географические границы исследуемого товарного рынка обусловлены минимальными транспортными затратами и условиями доступа покупателя к продавцу.

Таким образом, для получения максимально возможного положительного эффекта покупателю экономически целесообразно обратиться к ближайшему продавцу услуги, т.к. при сокращении расстояния затраты на транспорт уменьшаются, а также уменьшается время ожидания приезда специалиста. В связи с этим, покупатель будет стремиться приобрести товар у ближайших продавцов, расположенных на территории Пензенского региона.

На основании вышесказанного следует, что географическими границами товарного рынка услуг по техническому обслуживанию франкировальных машин является Пензенская область.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Деятельность по техническому обслуживанию осуществляется на основании договора между покупателем и продавцом за соответствующее вознаграждение и носит возмездный характер.

Предоставление услуг по техническому обслуживанию осуществляется, как правило, на основе прямых договоров между продавцами и покупателями услуги -договоров на техническое обслуживание франкировальных машин.

Структура продавцов и покупателей на товарном рынке, установленная по основаниям, изложенным в главе 1, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Продавцы

Покупатели

Лица и организации, имеющие полномочия от предприятия-изготовителя на право предоставления услуг по техническому обслуживанию франкировальных машин определенного типа, для которых данная деятельность является профессиональной.

Учреждения и предприятия, разных организационно-правовых форм и форм собственности, имеющие в пользовании франкировальные машины.

По данным Управления федеральной службы по надзору в сфере связи по Пензенской области установлено, что в Пензенской области зарегистрировано 22 учреждения и предприятий, использующих франкировальные машины.

Анализ договоров, заключаемых на техническое обслуживание и эксплуатацию, показал, что фактически техническое обслуживание и эксплуатацию франкировальных машин на данном рынке осуществляло ФГУП «Почта России» в лице УФПС по Пензенской области.

6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

На основании Порядка проведения анализа количественной характеристикой объема товарных ресурсов является общий объем реализации (поставки) товара (услуги) в географических границах рынка выделенной группе покупателей в стоимостных и (или) натуральных показателях.

Учитывая, что данная услуга оказывается единственным хозяйствующим субъектом на территории Пензенской области – УФПС Пензенской области, его доля на данном товарном рынке составляет 100 %.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» УФПС Пензенской области имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке, и занимает на нем доминирующее положение.

7.Определение уровня концентрации товарного рынка

Показатели рыночной концентрации позволяют оценить степень монополизации рынка и равномерность распределения рыночного влияния среди продавцов.

Единственным продавцом на рынке услуг по техническому обслуживанию франкировальных машин в рамках  географических границ указанной выше территории является УФПС Пензенской области с долей 100 %, что позволяет определить, что рыночная структура изучаемого товарного рынка относится к высококонцентрированным рынкам с неразвитой конкуренцией.

Полученные показатели рыночной концентрации указывают на высокий уровень монополизации рассматриваемого товарного рынка и слабую конкуренцию.

8. Барьеры входа на товарный рынок

Одним из существенных факторов, влияющих на уровень концентрации и на поведение предприятий отрасли, является наличие барьеров.

Преодолимость барьеров входа на данный товарный рынок оценивается, как правило, на основе сроков и величины затрат на преодоление.

Экономические ограничения

В связи с тем, что на территории Пензенской области используется малое количество франкировальных машин, величина прибыли на данном товарном рынке незначительна и ни один из возможных потенциальных конкурентов не будет экономически заинтересован в освоении данного рынка.

К барьерам относится также длительность периода времени, требуемого для организации производства рассматриваемого товара. В этом случае оценивается время, необходимое для подготовки специалистов при прохождении обучения на предприятии-изготовителе франкировальных машин и наработки прочных деловых связей с покупателями услуги.

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

В целом можно отметить следующее.

Рынок услуг по техническому обслуживанию франкировальных машин в Пензенском регионе относится к рынку с неразвитой конкуренцией. Обусловлено это, прежде всего, первоначально сложившейся ситуацией, когда как факт на рынке предоставляло данные услуги лишь УФПС по Пензенской области.

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рассматриваемого товарного рынка, позволяет точно определить, что рыночная структура изучаемого товарного рынка относится к высококонцентрированным рынкам.

При этом, в силу указанных выше причин, развитие на данном участке аналогичного вида деятельности нецелесообразно.

Основной барьер входа на рынок услуг по техническому обслуживанию франкировальных машин – экономический, связанный с невысоким уровнем рентабельности на данном рынке.

Занимаемая УФПС Пензенской области доля в общем товарном ресурсе указывает на наличие высокого рыночного потенциала и возможности названного хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения названной услуги.

Наличие на рассматриваемом рынке доминирования хозяйствующего субъекта значительно уменьшает эластичность спроса на обращаемый товар и создает риск нарушения данным субъектом антимонопольного законодательства.

УФПС Пензенской области имеет возможность устанавливать особые условия оказания услуг, ущемляющие интересы потребителей.

На основании вышеизложенного и в силу статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Пензенской области, оказывая услуги по техническому обслуживанию франкировальных машин, занимает доминирующее положение на данном рынке на территории Пензенской области.

Исходя из конъюнктуры рынка, барьеров входа на него и возможности их преодоления, можно сделать вывод о том, что в ближайшее время изменение конкурентной среды по предоставлению услуг по техническому обслуживанию франкировальных машин на территории Пензенской области не предвидится.