Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг водоснабжения на территории г. Нижний Ломов, с. Норовка, с. Кривошеевка, с. Большие Хутора Нижнеломовского района Пензенской области за период 2011 г.

1. Общие положения

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг водоснабжения на территории г. Нижний Ломов, с. Норовка, с. Кривошеевка, с. Большие Хутора Нижнеломовского района Пензенской области и положении ООО «Горводоснаб» на данном рынке за период 2011г. (далее – Отчет) подготовлен по результатам анализа данного рынка, проведенного Пензенским УФАС России.

Методическую основу исследования составил порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 (далее – Порядок проведения анализа).

Анализ рынка проведен в связи с актуализацией Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр).

Целями исследования являются: 

– оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг водоснабжения в г. Нижний Ломов, с. Норовка, с. Кривошеевка, с. Большие Хутора Нижнеломовского района Пензенской области, выявление хозяйствующих субъектов, занимающих на нем доминирующее положение;

- определение степени доминирования ООО «Горводоснаб» (Пензенская обл., г. Нижний Ломов, ул. Красноармейская, 46), осуществляющего деятельность на рынке услуг водоснабжения, с последующим его включением  в Реестр;

- актуализация данных Реестра;

При проведении анализа использовались следующие материалы:

- сведения хозяйствующих субъектов – участников рассматриваемого рынка;

- данные Администрации Нижнеломовского района Пензенской области;

- иные материалы с учетом отраслевых особенностей:

Нормативные правовые акты: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях), Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.1999 года № 167 об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее – Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации), Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 об утверждении правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила предоставления коммунальных услуг гражданам);

Информация общероссийских классификаторов, ГОСТов и пр.: Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2001), ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», ГОСТ 17.1.1.01.-77 «Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения», СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий», СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

2. Определение временного интервала исследования

Для достижения обозначенных целей проводимого исследования необходимо  выявить уже сложившуюся конъюнктуру рассматриваемого товарного рынка, выявить факторы, способствующие установлению существующей рыночной ситуации. Таким образом, на основании пункта 2.2 Порядка проведения анализа целесообразно провести ретроспективный анализ рынка.

Рынок услуг водоснабжения существенно не подвержен сезонным изменениям спроса, т.е. является по указанному параметру стабильным в течении года.

Поскольку тариф на водоснабжение регулируется в соответствии с действующим законодательством на календарный год, для проведения анализа товарного рынка целесообразно выбрать временной интервал не менее 1 календарного года.

ООО «Горводоснаб» оказывает услуги по водоснабжению населению г. Нижнего Ломова, с. Норовка, с. Кривошеевка, с. Большие Хутора Нижнеломовского района Пензенской области с 2008 г.

Таким образом, на основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка проведения анализа временным интервалом исследования рынка водоснабжения в г. Нижний Ломов, с. Норовка, с. Кривошеевка, с. Большие Хутора Нижнеломовского района принимается период 2011 год.

Показатели, используемые для расчета объема рынка и долей его участников рассматриваются в рамках обозначенного временного интервала.

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предметом исследования при выявлении продуктовых границ является «услуга по водоснабжению».

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа предварительное определение товара может быть проведено на основе  условий договора, заключенного в отношении товара, нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

Условия договора, заключенного в отношении товара.

Предметом договоров, заключаемых ООО «Горводоснаб» с потребителями, является: отпуск питьевой воды.

Нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность.

Деятельность по водоснабжению регулируется Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам и иными нормативно-правовыми актами и отраслевыми документами.

В соответствии с ГОСТом 19185-73 под водоснабжением понимается подача воды потребителям.

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, водоснабжение представляет собой технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Согласно указанным Правилам водопроводная сеть определяется как система трубопроводов и сооружений на них, предназначенных для водоснабжения.

Централизованная система коммунального водоснабжения – это комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды.

Данные правила также устанавливают, что отпуск (получение) питьевой воды осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам, заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам холодное водоснабжение определяется как круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.

Для целей водоснабжения используются природные источники воды: поверхностные открытые водоёмы (реки, водохранилища, озёра, моря) и подземные (грунтовые и артезианские воды и родники). Для нужд населения наиболее пригодны подземные воды.

Кроме того, следует отметить, что подаваемая вода по качеству должна соответствовать требованиям санитарных норм и правил (например, питьевая вода – требованиям СанПиН 2.1.4.559-96).

Для получения воды из природных источников, её очистки в соответствии с нуждами потребителей и для подачи к местам потребления необходимы следующие водоприемные сооружения: насосные станции, подающие воду к месту её очистки, очистные сооружения, сборные резервуары чистой воды, насосные станции, подающие очищенную воду потребителям через водопроводные сети.

Общероссийские классификаторы продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2001) «услуга по водоснабжению» может быть идентифицирована следующим кодом:

Раздел «Е» - производство и распределение электроэнергии, газа, воды.

Класс 41 - Сбор, очистка и распределение воды.

Группа 41.00 - Сбор, очистка и распределение воды.

Подгруппа 41.00.2 – Распределение воды.

 Таким образом, в ходе предварительного определения товара на основании анализа приведенных источников продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка определены как «услуга по водоснабжению».

Среди свойств услуги, определяющих выбор покупателя, можно выделить следующие:

А) Функциональное назначение.

Целью потребления услуги является распределение питьевой воды абонентам с помощью комплекса инженерных сооружений.

Б) Применение товара.

Исходя их потребительских свойств услуги водоснабжения, можно выделить следующие цели потребления данной услуги:

- питьевые;  

- хозяйственные;

- противопожарные;

- производственные;

- ирригационные.

В) Качественные характеристики, технические характеристики.

Основные характеристики услуги приведены в отраслевых документах: Закон «О водоснабжении и водоотведении», Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», ГОСТ 17.1.1.01.-77 «Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения», СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий», СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»

Г) Цена.

Статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что цена на услугу водоснабжение подлежит государственному регулированию в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении.

Метод определения и выводы о продуктовых границах товарного рынках

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка проведения анализа определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа, определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях водоснабжение относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Рынок в состоянии естественной монополии, а, следовательно, и рассматриваемый рынок, характеризует наличие инженерной инфраструктуры и стойкая тенденция сохранения конъюнктуры, определяемой отсутствием равноценных, с точки зрения потребителя товаров-заменителей.

Естественная монополия определена в Законе о естественных монополиях как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Таким образом, отсутствие у услуги водоснабжение возможных заменителей закреплено на законодательном уровне.

Анализ предметов заключаемых потребителями услуги договоров аналогично указывает на то, что потребители фактически не заменяют и не готовы заменить рассматриваемую услугу.

На основании изложенного можно сделать вывод, что по своему функциональному назначению, потребительским свойствам, особенностям производства услуга водоснабжения не имеет заменителей, оказывается по месту жительства (местоположения) потребителя, и связана с проведением сетевых коммуникаций потребителю.

Вывод. По спросу и предложению услуга водоснабжения невзаимозаменяемая, и представляет собой товарный рынок с продуктовыми границами: «распределение воды».

4. Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с п. 4.1 Порядка проведения анализа определение географических границ товарного рынка  основывается на экономической, технической и иной возможности покупателя приобрести товар на определенной территории и отсутствие  этой возможности за ее пределами.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара было учтено, что обязательным условием для оказания услуги водоснабжения является наличие инженерной инфраструктуры (канализационных сетей).

Водоснабжение осуществляется с помощью технологического комплекса взаимосвязанных географически инженерных сооружений – водопроводных сетей, обеспечивающих транспортировку воды абонентам.

Как указывалось выше, услуга по водоснабжению может быть оказана только организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее – ВКХ), к сетям инженерно-технического обеспечения которой присоединены объекты, принадлежащие потребителю.

Услуга водоснабжения неразрывно связана с подключением к сетям инженерно-технического обеспечения ресурсоснабжающей организации, услуги по осуществлению мероприятий по подключению оказываются непосредственно с целью распределения питьевой воды потребителям посредством водопроводных сетей (подключение объектов потребителя к сетям инженерно-технического обеспечения ресурсоснабжающей организации является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по водоснабжению). Возможность заключения договора на отпуск питьевой воды обусловлена необходимостью заключения обязательного для ресурсоснабжающей организации договора на подключение.

Пункты 9, 15 «Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, устанавливают обязанность ресурсоснабжающей организации на выдачу технических условий и на заключение договора на подключение объекта капитального строительства к принадлежащим данной        организации сетям (этот договор является публичным).

В связи с отсутствием целесообразности (в силу технологических особенностей) развивать на одном и том же участке услугу по водоснабжению, ресурсоснабжающие организации, в большинстве случаев, являются единственными при необходимости осуществления мероприятий по присоединению к инженерной системе водоснабжения в зоне расположения своих сетей.

Обязательное наличие сетевой инфраструктуры определяет естественно-монопольный характер рассматриваемой деятельности, что закреплено законодательно в статье 4 Закона о естественных монополиях.

Пункт 4.7. порядка проведения анализа устанавливает, что в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности:

- наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей);

- возможностей покупателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).

С учетом этого можно сделать вывод, что географические границы рассматриваемого товарного рынка определяются расположением инженерной инфраструктуры (сетей) конкретной ресурсоснабжающей организации (для целей настоящего исследования выбран – ООО «Горводоснаб»).

Потребители, чьи объекты уже присоединены к сетям ресурсоснабжающей организации, могут получить услугу водоснабжение только от данной организации, а правообладатели земельных участков, расположенных в указанных границах, в целях водоснабжения принадлежащих им объектов стремятся получить данную услугу у владельца сетей.

В связи с изложенным у покупателя отсутствует техническая возможность приобретения услуги у иного продавца в рамках водопроводно-канализационных сетей, принадлежащих ООО «Горводоснаб».

Указанные обстоятельства создают основной барьер для потребителей, чьи  объекты расположены на территории в границах сетей одной из ресурсоснабжающих организаций, осуществить подключение к сетям иных организаций.

Анализ районов продаж (местоположения покупателей) хозяйствующих субъектов (продавцов) фактически действующих на товарном рынке показал, что покупатели рассматриваемой услуги находятся на территории г. Нижнего Ломова, с. Норовка, с. Кривошеевка, с. Большие Хутора Нижнеломовского района Пензенской области.

ООО «Горводоснаб» имеет заключенные договоры на оказание услуги водоснабжение с абонентами, подключенными к его сети, на указанной территории, и является единственной организацией, оказывающей услуги в границах своих сетей.

Вывод. На основании анализа расположения сетей инженерно-технического обеспечения ООО «Горводоснаб» и районов продаж (местоположения покупателей), учитывая естественно-монопольный (инфраструктурный) характер рассматриваемой деятельности, границы товарного рынка определяются как территория г. Нижний Ломов,  с. Норовка, с. Кривошеевка, с. Большие Хутора Нижнеломовского района Пензенской области, охваченная присоединенными сетями водоснабжения, эксплуатируемыми ООО «Горводоснаб».

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 порядком проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

При определении состава хозяйствующих субъектов выявляется такое их количество, чтобы добавление не выявленных хозяйствующих субъектов не приводило бы к изменению выводов о наличии или отсутствии доминирующего положения у крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Поскольку возможность реализации услуг водоснабжения в силу ее естественно-монопольного характера напрямую зависит от наличия у хозяйствующего субъекта технологической возможности, выраженной в обладании соответствующими сетями, при выявлении участников рассматриваемого рынка необходимо определить хозяйствующего субъекта, осуществляющего эксплуатацию сетей.

В силу обстоятельств, изложенных в предыдущем разделе, оказание услуги водоснабжения наиболее целесообразно при нахождении на данном рынке одного производителя услуг, в связи с существенным понижением издержек производства на единицу услуги при увеличении объема оказания услуг.

Из информации, представленной Администрацией Нижнеломовского района Пензенской области, установлено, что ООО «Горводоснаб» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по водоснабжению на территории г. Нижний Ломов, с. Норовка, с. Кривошеевка, с. Большие Хутора Нижнеломовского района Пензенской области.

Основными группами покупателей рассматриваемой услуги являются: физические лица, юридические лица и учреждения (в том числе бюджетофинансируемые), приобретающие коммунальные услуги для собственных, производственных и (или) бытовых нужд, а также в целях управления жилищным фондом. Данная классификация сформирована с учетом особенностей статистического учета показателей деятельности жилищно-коммунальных организаций.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

На основании Порядка проведения анализа количественной характеристикой объема товарных ресурсов является общий объем реализации (поставки) товара (услуги) в географических границах рынка выделенной группе покупателей в стоимостных и (или) натуральных показателях.

Поскольку деятельность оказания услуг водоснабжения зависит от наличия инженерной инфраструктуры (сетей), то наиболее точно охарактеризовать положение хозяйствующего субъекта позволяет анализ емкостного показателя –  объем реализации холодной воды абонентам.

Объем оказанных услуг и доля единственного участника рынка в рассматриваемом временном интервале составили:

Временной интервал исследования рынка

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля на товарном рынке, %

2011 год

ООО «Горводоснаб»

100

В силу обстоятельств, изложенных в предыдущем разделе, оказание услуг водоснабжения потребителям, объекты которых расположены в зоне деятельности организации, эксплуатирующей в целях оказания названных услуг сети инженерно-технического обеспечения, возможно только одним хозяйствующим субъектом – владельцем данных сетей, в данном случае ООО «Горводоснаб», другие хозяйствующие субъекты не могут оказывать рассматриваемую услугу по сетям данного хозяйствующего субъекта.

Таким образом, ООО «Горводоснаб» необходимо рассматривать в качестве номинально единственного участника товарного рынка в пределах вышеуказанных географических границ.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Общество имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке, и занимает на нем доминирующее положение.

Вывод. Учитывая указанные выше особенности услуги водоотведения, доля ООО «Горводоснаб» в границах пролегания эксплуатируемых сетей составляет 100 %.

7.Определение уровня концентрации товарного рынка

Показатели рыночной концентрации позволяют оценить степень монополизации рынка и равномерность распределения рыночного влияния среди продавцов.

Рынок характеризуется как высококонцентрированный, с неразвитой конкуренцией.

8. Барьеры входа на товарный рынок

Барьеры входа на рынок определяются следующими факторами: наличием сетевой технологии, отсутствием равноценных, с точки зрения потребителя товаров-заменителей, административными ограничениями.

Необходимость наличия комплекса инженерных сооружений для оказания услуг водоснабжения существенно ограничивает вход на данный рынок новых участников.

Прокладка альтернативных (параллельных) сетей  водоснабжения (по отношению к сетям ООО «Горводоснаб») хозяйствующим субъектом – гипотетическим участником рынка не целесообразна, в виду значительных первоначальных капитальных вложений с длительным сроках окупаемости, а также в силу технических особенностей канализационной инфраструктуры.

Административные барьеры в виде получения разрешений и согласований на проведение нового строительства также ограничивает быстрое проникновение других хозяйствующих субъектов на данный рынок.

Так же имеются административные ограничения, которые выражены в том, что основные средства по водоснабжению находятся в муниципальной собственности (имущество передается за плату в аренду  для самостоятельного осуществления производственной деятельности). 

Регулирование цен (тарифов) на указанную услугу также являются административным барьером для вхождения на рынок, так как при новом производстве (оказании) услуг затраты значительно выше, чем при отлаженном производстве.

Вхождение на рынок нового хозяйствующего субъекта не приведет к снижению цены, и соответственно к увеличению спроса на данную услугу.

Таким образом, на данном этапе развития конъюнктуры рынка указанные барьеры являются непреодолимыми для потенциальных участников.

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Состояние конкурентной среды и количество участников на рынке услуг водоснабжения в г. Нижний Ломов, с. Норовка, с. Кривошеевка, с. Большие Хутора Нижнеломовского района Пензенской области,  позволяет сделать вывод о том, что данный товарный рынок относится к категории рынков с неразвитой конкуренцией.

Основными особенностями деятельности по предоставлению услуги водоснабжения являются:

- имущественной основой такой деятельности является сложная инженерная инфраструктура, относящаяся к конкретной территории;

- процесс подачи воды подразумевает неразрывность и строгую последовательность процессов производства, передачи и потребления воды;

- процесс подачи воды предприятием коммунального хозяйства потребителю характеризуется общедоступностью и непрерывностью;

- предприятие коммунального хозяйства использует для производства продукции ценный природный ресурс - пресную воду, что, в свою очередь, определяет естественно монопольный характер деятельности предприятия.

Наличие на рассматриваемом рынке хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, значительно уменьшает эластичность спроса на обращаемый товар и создает риск нарушения данным субъектом антимонопольного законодательства.

Сопоставление и анализ качественных и количественных показателей характеризующих структуру рассматриваемого рынка, позволяет точно определить, что рыночная структура изучаемого товарного рынка относится к высококонцентрированным рынкам.

При этом в силу технических особенностей производства развивать на данном участке аналогичную деятельность нецелесообразно.

Занимаемая ООО «Горводоснаб» доля в общем товарном ресурсе указывает на наличие высокого рыночного потенциала и возможности названного хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения названной услуги.

ООО «Горводоснаб» имеет возможность устанавливать особые условия оказания услуг, ущемляющие интересы потребителей.

Кроме того, в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из конъюнктуры рынка, барьеров входа на него и возможности их преодоления, можно сделать вывод о том, что в ближайшее время изменение конкурентной среды по предоставлению услуг водоотведения в г. Нижний Ломов, с. Норовка, с. Кривошеевка, с. Большие Хутора Нижнеломовского района Пензенской области не предвидится.