• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

О порядке проведения опросов для оценки содержания рекламы

Порядок распространения рекламы на территории Российской Федерации, в том числе требования к содержанию и местам распространения рекламы, установлен Федеральным законом «О рекламе».

Следовательно, при оценке рекламы на предмет наличия в ней признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе необходимо руководствоваться нормами и определениями, содержащимися в Федеральном законе «О рекламе».

При этом каждая конкретная реклама должна оцениваться на предмет соответствия нормам Федерального закона «О рекламе» с учетом места и способа ее распространения, целевой аудитории, на привлечение внимания которой направлена данная реклама, а также иных обстоятельств.

Вместе с тем, в случае возникновения ситуации, когда антимонопольный орган не может однозначно решить, содержатся ли в какой-либо рекламе признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ФАС России рекомендует вынести данную рекламу на Экспертный совет - консультативно-совещательный орган, создаваемый при территориальных управлениях, в том числе в целях оценки рекламы на предмет соответствия нормам Федерального закона «О рекламе».

Учитывая тот факт, что распространение одной и той же рекламы может осуществляться на территории различных субъектов Российской Федерации, с учетом культурных традиций, норм морали и этики, присущих населению определенного субъекта, реклама может быть воспринята в каждом регионе по-разному. Таким образом, в случае возникновения необходимости получить оценку конкретной рекламы жителями определенного субъекта Российской Федерации, территориальным органом может быть проведен социологический опрос. При этом выбор организации, которая будет проводить социологический опрос (социологические опросы) осуществляется соответствующим антимонопольным органом путем размещения заказа на оказание услуг для государственных нужд в соответствии с требованиями Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Также проведение опроса (анкетирования) возможно осуществить путем размещения информации о спорной рекламе и опросного листа на сайте антимонопольного органа.

При этом, по мнению специалистов ФАС России, указанные опросы общественного мнения могут быть представлены суду в качестве надлежащих доказательств негативного восприятия рекламы жителями какой-либо территориальной единицы.

Кроме того антимонопольным органом может быть направлен запрос в какую-либо организацию, в том числе, в орган государственной власти, имеющую возможность предоставить объективную оценку соответствия того или иного утверждения, приведенного в рекламе, действительности, а также провести семантическую оценку текста рекламы. В частности, такими учреждениями могут выступать государственные учреждения высшего профессионального образования, научно-исследовательские институты и т.п.

Необходимо отметить, что целесообразность направления таких запросов должна быть обусловлена невозможностью оценить какую-либо рекламу на предмет соответствия нормам законодательства Российской Федерации о рекламе территориальным органом самостоятельно, путем направления запроса в ФАС России, а также при помощи Экспертного совета.

Поскольку каждая реклама направлена на привлечение внимания к конкретному объекту рекламирования (т.е. товару) и его продвижение на рынке, необходимо учитывать тот факт, что товары, представленные на различных товарных рынках, имеют различные потребительские свойства, следовательно, выделить какие-то определенные виды экспертиз и, соответственно, экспертные учреждения, которыми могли бы быть проведены данные экспертизы в рамках производства по делу, возбужденному по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, не представляется возможным.

ФАС России