Суды двух инстанций поддержали Пензенское УФАС России в борьбе за обеспечение равного доступа к рынку пассажирских перевозок

22 декабря 2014 года Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд отказал администрации г. Заречного Пензенской области в удовлетворении апелляционной жалобы, оставив в силе решение Арбитражного суда Пензенской области, признав законными решение и предписание Пензенского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

В мае текущего года комиссия Пензенского УФАС России признала администрацию закрытого города нарушившей пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции с выдачей предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

Нарушение выразилось в создании администрацией дискриминационных условий при утверждении Правил предоставления субсидий на возмещение затрат, возникающих при перевозке пассажиров в городском автомобильном транспорте (автобусах), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Данные Правила предусматривали критерии отбора юридических лиц для предоставления субсидий из бюджета ЗАТО города Заречного Пензенской области на возмещение затрат, возникающих при перевозке пассажиров в городском автомобильном транспорте (автобусах), в том числе: количество автобусов, находящихся во владении (пользовании) – не менее 80, количество рейсов – не менее 300 в день. При этом нормативно-правовыми актами каких-либо ограничений в предоставлении субсидий, либо необходимости установления в Правилах вышеназванных критериев, не предусмотрено.

Антимонопольным управлением было установлено, что указанным в Правилах критериям отбора соответствует лишь один перевозчик – МП «Автотранс».

Индивидуальные предприниматели, также осуществляющие свою деятельность на рынке пассажирских перевозок г. Заречного, и иные хозяйствующие субъекты – потенциальные перевозчики пассажиров, имеющие намерение получить субсидии, не соответствовали установленным в Правилах критериям по количеству автобусов и рейсов в день.

Таким образом, установление администрацией г. Заречного в Правилах вышеуказанных критериев поставили МП «Автотранс» в преимущественное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам.

Суды согласились, что действия антимонопольного органа при принятии решения и выдачи администрации г. Заречного предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства направлены на обеспечение равных возможностей хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности, наличия автотранспорта и количества рейсов в день для получения Субсидий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров в городском автомобильном транспорте, а следовательно для возможности установления льготного проезда пассажиров по маршрутам регулярных перевозок как в муниципальном, так и частном транспорте.

Администрация ЗАТО г. Заречного Пензенской области, не согласившись с выводами комиссии Пензенского УФАС России, обжаловала решение и предписание управления в судебном порядке. Однако суды первой и апелляционной инстанций оставили ненормативные акты антимонопольного органа без изменений.