Игорь Артемьев: 25 лет как один день

Глава ФАС России об истории антимонопольного регулирования в Российской Федерации

В пятом номере Информационного бюллетеня Регионального центра по Конкуренции ОЭСР в Будапеште (РЦК) вышла статья руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игоря Артемьева, посвященная 25-летию антимонопольного регулирования в Российской Федерации.

В этом году 25 лет также исполняется Венгерскому конкурентному ведомству и 10 лет Региональному центру по конкуренции ОЭСР в Будапеште, с которыми ФАС России эффективно взаимодействует с самого их основания. 

Ниже приводится статья главы ФАС России Игоря Артемьева.

25 лет как один день

25 лет назад для российской экономической политики случилось поистине значимое событие – этот год стал стартовой точкой антимонопольного регулирования в России. На рубеже 80–90-х гг. реализация новых экономических преобразований в Российской Федерации потребовала совершенно новой правовой базы. Именно тогда были сделаны первые шаги развития конкуренции в рамках становления рыночной экономики.

Появление в 1990 году первого антимонопольного органа – Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур – наглядно продемонстрировало переход экономики на качественно новый уровень развития, когда главным ее ориентиром стала необходимость развития конкуренции на благо потребителя.

Последние десятилетия мы изучали богатый опыт зарубежных стран, накопленный столетиями. И несмотря на небольшой срок существования конкурентного права в России, оно уже прошло несколько этапов становления.

Первым этапом считается принятие в 1991 году Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот Закон определил основные положения антимонопольной политики, направленные на пресечение злоупотреблений доминирующим положением на товарных рынках и на запрет недобросовестной конкуренции. Именно первый Закон о конкуренции на долгие годы заложил основные полномочия Государственного комитета.

Следующим этапом стало создание конституционных норм конкурентного права: статья 8 Конституции Российской Федерации выступает гарантом единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, а статья 34 Конституции запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Принятие в 1995 году Федерального закона «О рекламе» можно с полным правом считать третьим этапом развития российского антимонопольного законодательства. Он ввел комплексное регулирование отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы в нашей стране. По истечении более чем десятилетней практики применения этого закона ряд его положений перестали в полной мере соответствовать экономическим реалиям и динамике развития рекламной деятельности в России. В 2006 году была разработана новая редакция Закона о рекламе, которая эффективно работает в нынешних условиях.

Логичным дополнением системы российского конкурентного законодательства на рубеже нового тысячелетия стал Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», определивший особенности антимонопольного контроля на финансовых рынках, который до этого осуществлялся фрагментарно на основании отдельных отраслевых законодательных актов, посвященных, в том числе, правовому регулированию банковской деятельности и страхованию.

Также стоит упомянуть и Закон о естественных монополиях, который принимался в тяжелых экономических и политических условиях. Разработчикам этого законопроекта пришлось столкнуться с мощнейшим лоббированием предприятий, относящихся к субъектам естественных монополий.

К 2000 году сформировалась нормативно-правовая база, регулирующая сферу полномочий антимонопольных органов.

Первой задачей, образованной в 2004 году Федеральной антимонопольной службы, стояла унификация антимонопольного законодательства. Итогом этой деятельности стал Федеральный закон «О защите конкуренции». Его принятие стало новым, четвертым этапом развития конкурентного права в России. С момента вступления в законную силу были внесены 3 блока поправок, и сейчас готовится к принятию еще один существенный блок изменений, направленный на либерализацию антимонопольного законодательства.
Здесь хочется особо поблагодарить представителей Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые на протяжении многих лет оказывали и продолжают оказывать антимонопольным органам неоценимую и разностороннюю поддержку в разработке и реализации законодательства.

Мы активно развиваем сотрудничество с зарубежными конкурентными ведомствами. Ярким примером такого взаимодействия является наша многолетняя дружба с Региональным центром конкуренции ОЭСР в Венгрии. Еще на заре становления антимонопольного регулирования в России в 1992 году в г. Будапешт представители конкурентного ведомства нашей страны принимали участие в семинаре ОЭСР по вопросам защиты прав потребителей. И на протяжении уже более двух десятилетий совместной деятельности мы приобретали бесценный опыт в области проведения конкурентной политики.

Сотрудники ФАС России публикуют свои научные статьи в Информационном бюллетене ОЭСР, что позволяет им получить экспертную оценку представителей зарубежных конкурентных ведомств.

Наше плодотворное сотрудничество привело к традиции по проведению совместных семинаров на территории Российской Федерации. В 2013-2014 гг. на базе Учебно-методического центра ФАС России в г. Казань. В июне 2015 года в Великом Новгороде состоялся семинар на тему «Инструментарий по оценке влияния на конкуренцию».
В 2013 году Комитет по конкуренции ОЭСР признал соответствие политики защиты конкуренции России высоким стандартам ОЭСР. Это стало возможным лишь благодаря тесному сотрудничеству конкурентных ведомств.

Подводя итог вышесказанному, еще раз хочу поблагодарить всех представителей ОЭСР, кто принимал участие в разработке антимонопольного законодательства Российской Федерации в течение этих 25 лет. Ваш бесценный вклад лег в основу системы защиты и развития конкуренции в нашей стране.

ФАС России