Оксана Кузнецова: «Деятельность УФАС направлена на поддержку бизнеса»

Оксана Кузнецова: «Деятельность УФАС направлена на поддержку бизнеса»

5 Августа 2016
 

Алексей Молебнов

4 августа в общественной приемной информационно-аналитического портала «Пенза-Онлайн» прошла прямая линия с руководителем Пензенского УФАС Оксаной Кузнецовой. В ходе мероприятия Оксана Николаевна рассказала читателям об антимонопольном регулировании, поддержке бизнеса, контроле в области госзакупок и борьбе с недобросовестной конкуренцией и рекламой.

Оксана Кузнецова

Перед началом работы прямой линии руководитель Пензенского УФАС пообщалась с коллективом портала «Пенза-Онлайн» отметив, что ей очень приятно посетить наше информационно-аналитическое интернет-издание. Далее Оксана Кузнецова приступила к ответам на вопросы. Напомним, сообщить о своей проблеме или обратиться с просьбой можно было двумя способами: отправив письмо на эл. почту onlinepenza@gmail.com или позвонив по телефонам 23- 10-28, 8963-09-87-123.

Александр Королев, г. Пенза:

— Здравствуйте, уважаемая Оксана Николаевна. В 2015 году была упразднена Федеральная служба по тарифам, она вошла в состав Федеральной антимонопольной службы. Каковы результаты этого слияния?

О. Н. Кузнецова:

— Действительно, в конце 2015 года функции Федеральной службы по тарифам были переданы Федеральной антимонопольной службе. Региональные же управления продолжают действовать. Мы, как территориальные органы, входим в состав комиссии по утверждению тарифов, где имеем право представительского голоса. Выражаем свое мнение относительно принимаемых тарифов и в случае, если видим нарушения антимонопольного законодательства, включения необоснованных затрат, даем свое заключение и направляем соответствующие материалы в центральный аппарат ФАС России для принятия решений. Я думаю, об итогах следует поговорить позже, но в принципе могу уже сейчас сказать, что ФАС постаралась найти иные подходы к формированию тарифов - это сопоставимость цен, их обоснованность. Надеемся, в конечном итоге это благотворно скажется на задерживании роста тарифов.

Надежда Авдеева, г. Пенза:

— Добрый день. Ежедневно бываю в районе Южной поляны. Наблюдаю следующую картину: на улице Калинина по соседству располагаются сразу несколько микрофинансовых организаций. Поясните на основании ФЗ « О Защите конкуренции», правомерно ли это?

О. Н. Кузнецова:

— Размещение нескольких микрофинансовых организаций в одном месте законодательством не ограничивается. Антимонопольная служба осуществляет контроль над ними в части размещения рекламы. Законом установлены определенные требования к рекламе финансовых услуг - не допускается сокрытие условий займа. Установлен и прямой запрет на рекламу услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)». Если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, также не допускается.

К примеру, часто видим в газетах объявления, когда физическое лицо сообщает: дам деньги в долг. Законом установлен прямой запрет на такого рода рекламу. Обо всех подобных фактах сообщайте нам. С другой стороны, мы осуществляем контроль микрофинансовых организаций в части недобросовестной конкуренции: введение в заблуждение потребителя относительно объема оказываемых услуг и условий договора.

Григорий Алексеев, р. п. Мокшан:

— Брал кредит в банке, подписал соответствующие документы. Придя домой обнаружил, что мелким шрифтом прописана высокая процентная ставка. Я пожилой человек, не увидел. Нас обманывают наглым образом. Вы можете разобраться в этом вопросе?

О. Н. Кузнецова:

— Здесь скорее компетенция Роспотребнадзора. Если же в договоре условия были прописаны мелким шрифтом, и они читаемы - будет сложно доказать умышленные действия со стороны банка. Советую, не спешите подписывать, если вы обращаетесь в такую организацию, попросите дать документ на руки. Придя домой, внимательно ознакомьтесь. Не обладаете специальными познаниями, обратитесь за помощью к родственникам, знакомым, внимательно читайте. Что касается рекламы, мелкие шрифты могут рассматриваться, как нарушение. Когда видим на баннере у дороги одни предложения, стоит звездочка и маленьким шрифтом что-то приписано. Рассматриваем такие ситуации на экспертном совете, привлекаем специалистов с точки зрения офтальмологической экспертизы. Они дают заключение, что гражданином информация с такого расстояния не воспринимается, т.е. потребитель не видит скрытые условия. В этом случае обращайтесь к нам с заявлениями, желательно приложить фотографии, указать место размещения. Наши специалисты приедут туда, проведут осмотр, составят акт и сделают заключение.

Сергей Лавров, г. Пенза:

— В Пензе, на центральных улицах города, буквально все закрыто рекламой. Скажите, ведет ли Пензенское управление ФАС борьбу с лицами, распространяющими ненадлежащую рекламу?

О. Н. Кузнецова:

— Ведем активную борьбу. Она касается требований к содержанию, а не к местам размещения. Единственное, что ФЗ «О Рекламе» установлен запрет нахождения ее на объектах культурной ценности и дорожных знаках. Такой вопрос находится в нашей компетенции. Что касается размещения баннеров, которые портят внешней вид города, должен быть контроль со стороны Администрации г. Пензы. Есть подведомственное учреждение, которое обязано за этим следить. Если есть вопрос в этой части, нужно обращаться в органы местного самоуправления для наведения порядка.


Зарина Юсупова, г. Пенза:

— Периодически появляется информация о повышении цен на социально значимые продукты, такие, как хлеб, масло, говядина. Почему нет реакции с Вашей стороны?

О. Н. Кузнецова:

— Нет видимой реакции, которая проявляется в виде возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, потому что не установлено фактов такого нарушения. Если мы говорим о повышении цен, в Пензенской области оно не превышает уровень инфляции и связано с объективными причинами. Резких скачков цен на определенный вид товара, как было в 2013 году с гречкой, не наблюдается. По Поволжскому федеральному цены в нашем регионе по некоторым позициям самые низкие. Безусловно, рост есть, но он соразмерен с затратами производителей и продавцов, связанным с производством продукции.

Если возникнет подозрение на сговор, мы проведем проверку. В случае установления нарушения будут возбуждены дела и наложены штрафы в размере выручки за предыдущий финансовый год. Это довольно серьезное наказание. Я все время объясняю, что цены на продовольственные товары государством не регулируются. Многие также возмущались в 2014 году, когда шел большой рост цен на продовольствие и требовали введения регулирования цен, чтобы остановить их рост. Законом о торговле данная возможность предусмотрена. При росте цены более чем на 30%, Правительство РФ вправе ввести ограничения, установить предельную величину цен сроком не более, чем на три месяца. Провели анализ и посчитали - это не выход из ситуации, а шаг к дефициту. А дефицит - это еще больший рост цен. «Пенза-Онлайн» — аналитический портал, и вы знаете: цена товара зависит, в том числе, от спроса и предложения. От отношения двух этих показателей.

Илья Горбатов, р.п. Лунино:

— Оксана Николаевна, скажите, пожалуйста, как часто к вам поступают обращения по нарушению антимонопольного законодательства в области государственных закупок для нужд государственных или муниципальных учреждений?

О. Н. Кузнецова:

— Это одно из направлений работы антимонопольной службы. Жалобы поступают, их стабильно много. Возьмем прошлый год - более двухсот пятидесяти обращений. Часть отзывается, другая — признается обоснованной. Нарушения выявлены и в ходе неплановых проверок. В этой области число нарушений не снижается. Существует проблема сговора на торгах между участниками и заказчиками. Это теневой бизнес, в котором задействованы огромные денежные средства.

Все наши усилия сейчас направленны на то, чтобы выявлять не только формальные нарушения, а смотреть, если объект закупки описан таким образом, что он ограничивает участников, кто за этим стоит. Приведу примеры, не называя конкретных районов. История с покупкой квартир для детей-сирот и лиц — переселенцев из аварийного жилья. От граждан стали поступать жалобы. Мы посмотрели с точки зрения закупок, как это проводилось, и нашли нарушения: при описании объекта закупки фактически прописывались условия вплоть до высоты кафеля в ванной комнате под конкретного поставщика, контракты заключили по максимальной цене. Отсутствие конкуренции — всегда ведет к повышению цены.

Сергей Анисимов, г. Пенза:

— Какие конкретные шаги и действия предпринимает антимонопольная служба для поддержки малого и среднего бизнеса?

О. Н. Кузнецова:

— Это наша основная миссия. Девиз антимонопольной службы звучит, как «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России». Вся деятельность органа направленна на поддержку и защиту малого и среднего бизнеса. Начиная с привлечения к ответственности недобросовестных конкурентов, пресечением злоупотреблений со стороны естественных монополий, пресечение ограничивающих конкуренцию действий органов власти и др. С 2016 года, кстати, за нарушение, например, связанное с недобросовестной конкуренцией антимонопольным органом выдается предупреждение.

В случае, если оно выполняется, дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и штраф не накладывается, кроме случаев, связанных с нарушением интеллектуальных прав. Это большое послабление для бизнеса и возможность быстрой реакции (устранения нарушения). У каждого предпринимателя перед тем, как начать бизнес, встает вопрос заключить договор на свет, газ воду. Во многих случаях возникают проблемы с нашими монополистами-ресурсниками. Антимонопольная служба в рамках действующего законодательства предпринимает соответствующие меры. Также у нас на территории Пензенской области существуют различные дорожные карты для защиты конкуренции. Наша задача - помочь бизнесу развиваться. Если у вас есть соответствующие предложения, каким образом это можно сделать, направляйте их в наш адрес, все они будут рассмотрены.

Алина Заинкина, г. Пенза (бизнесмен):

— Скажите, будут ли введены определенные иммунитеты в отношении проверок со стороны вашей службы?

О. Н. Кузнецова:

— Уже в этом году ФАС пошло на снижение административных барьеров. Были внесены соответствующие изменения в законодательство, чтобы снизить нагрузку с нашей стороны. Введены запреты на проведение внеплановых проверок без согласования с прокуратурой, кроме сговоров. Теперь не может быть признано занимающим доминирующее положение лицо, если его выручка за финансовый год составляет менее 400 миллионов рублей. Даже если его доля на рынке составляет более 50%.

Ксения Мартынова, г. Пенза.

— Целесообразна ли передача крупных компаний государства в частные руки в рамках реалий экономики России?

О. Н. Кузнецова:

— Я не могу говорить, что это целесообразно делать в отношении всех компаний, например, осуществляющих деятельность, связанную с обороной и безопасностью государства. Здесь, конечно, очень внимательно нужно подходить к принятию таких решений. Если говорить в целом, антимонопольная служба за то, чтобы передавать государственные и муниципальные предприятия в частные руки. Я считаю, что на конкурентных рынках компаний с государственным участием быть не должно. Если в какую-то сферу никто из бизнеса не идет, здесь можно создавать предприятия с государственным (муниципальным) участием.

Елена Павлова, г. Пенза:

— Недавно в одном из СМИ увидела рекламу алкогольной продукции. Как можно обратиться к вам с жалобой?

О. Н. Кузнецова:

— Очень просто. У вас есть возможность через сайт подать заявление в электронном виде или в письменном принесите его в приемную. Телефон Пензенского УФАС, по которому можно уточнить порядок обращения: 55-14-02. Единственная просьба: если вы подаете жалобу на рекламу, прикладывайте фотографию и указывайте источник, дату, когда она была опубликована. Мы выясним, кто является рекламодателем, привлечем его к ответственности.

Иногда приходится по несколько раз в год привлекать некоторые СМИ за нарушение законодательства о рекламе. За нарушение некоторых норм Закона о рекламе предусмотрена ответственность не только рекламодателя, но рекламораспостронителя. Информационным изданиям необходимо быть внимательнее, ведь штрафы составляют от 100 тысяч рублей.

Никита Антипов, г. Пенза:

— Что делать, если навязывают дополнительную страховку к ОСАГО?

О.Н. Кузнецова:

— До 2016 года рассмотрение заявлений граждан по данному вопросу относилось к компетенции антимонопольного органа. Сейчас рассматриваем только заявления граждан, если вопрос касается неопределенного круга лиц. Если страховщики навязали вам условия договора, есть два варианта. У многих компаний применяется, так называемый, «период охлаждения», когда клиент, заключивший договор страхования, в течение пяти дней можете обратиться о его расторжении.

Другой вариант обратиться в Центробанк через наше Поволжское отделение. Установлена административная ответственность, как за навязывание условий договора, так и за отказ в его заключении. На сайте Пензенского УФАС размещена брошюра, как пошагово действовать в подобных ситуациях.

Евгений Стешин, г. Пенза:

— Оксана Николаевна, мне на телефон от сотового оператора постоянно приходят сообщения рекламного характера. Как остановить смс-рассылку?

О.Н. Кузнецова:

— Обращайтесь к нам с заявлением, приложите скриншот смс-рассылки и согласие на обработку персональных данных. Мы проведем расследование, если выяснится, что вы такого согласия не давали, оператор будет привлечен к ответственности. Иногда граждане просто, подписывая договор на оказания услуг связи, не подразумевают, что дают согласие на рассылку сообщений рекламного характера.

Максим Алиев г. Пенза:

— Какова ситуация роста цен на лекарства у нас в регионе?

О.Н. Кузнецова:

— Управление постоянно осуществляет мониторинг цен на лекарственные препараты. Есть особое поручение по контролю за ростом цен на лекарства. В основном, внимание антимонопольной службы приковано к отслеживанию цен на жизненно важные препараты. В нынешнем году нарушений выявлено не было. Большая проблема – это вымывание дешевых аналогов лекарственных средств из аптечных пунктов, которая требует решения на законодательном уровне.

Ссылка на источник: http://penza-online.ru/novost/penza-off-line/oksana-kuznetsova-deyatelnost-ufas-napravlena-na-podderzhku-biznesa?ELEMENT_ID=4269