Ответы на вопросы, поступившие в рамках публичных обсуждений в 4 квартале 2017г.

Порядок ценообразования банковских услуг для физических лиц и индивидуальных предпринимателей

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные этим законом.

Перечень банковских операций установлен статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и включает себя операции по: привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещению указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц; осуществлению переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купле-продаже иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечению во вклады и размещение драгоценных металлов; выдаче банковских гарантий; осуществлению переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

 Из содержания статьи 29 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» следует, что, если иное не установлено федеральным законом, комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитными организациями по соглашению с клиентами, то есть исходя из складывающейся на соответствующем товарном рынке конъюнктуры. Норм, содержащих запрет на взимание или ограничения в отношении возможности установления кредитными организациями того или иного размера комиссионного вознаграждения за осуществление банковских операций федеральные законы не содержат. Следовательно, кредитные организации, осуществляя те или иные операции вправе удержать комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.

При этом, учитывая, что соответствующие запреты в федеральных законах также отсутствуют, физические лица и индивидуальные предприниматели вправе выбрать любой способ осуществления таких платежей, равно как и любую кредитную и иную организацию, оказывающую услуги по приему и переводу денежных средств.

Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в целях обеспечения которой Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для хозяйствующих субъектов установлен ряд запретов, в том числе запрет на злоупотребление доминирующим положение на товарном рынке (статья 10). Одним из оснований для возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является заявление физического и юридического лица, указывающее на признаки такого нарушения. Порядок подачи указанных заявлений установлен статьей 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Порядок ценообразования услуг нотариусов для физических лиц и индивидуальных предпринимателей

Вознаграждение нотариуса за его услуги складывается из нотариального тарифа и платы за правовую и техническую работу (ст. 22 Основ о нотариате). Размеры тарифов за совершение различных нотариальных действий установлены ст. 22.1 Основ о нотариате и ст. 333.24 НК РФ. Вознаграждение за выполнение правовой и технической работы нотариус устанавливает самостоятельно с учетом расценок, рекомендованных нотариальной палатой соответствующего субъекта Российской Федерации. Тарифы, взыскиваемые нотариусами Пензенской области при совершении нотариальных действий, в том числе за оказание услуг правового и технического характера, рекомендованы Ассоциацией «Нотариальная палата Пензенской области».

Полномочия антимонопольных органов определены статьями 22, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и распространяются на правоотношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В рамках представленных полномочий антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Вместе с тем, статьей 22 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» предусмотрено, что отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства.

Вопросом, требующим законодательного урегулирования, является порядок применения индивидуальной платы за подключение, есть проблема резервирования нагрузки и порядка изменения заключенных договоров подключения с условием об индивидуальной плате в случае установления индивидуальной платы для вновь подключаемых заявителей с выполнением тех же мероприятий по созданию технической возможности.

Согласно пункта 5.1 части 5 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба осуществляет в том числе полномочия в установленной сфере деятельности по внесению в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы.

Пензенское УФАС России не наделено полномочиями законодательной инициативы по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы.

На основании вышеизложенного, Ваше предложение для рассмотрения будет направлено в ФАС России.

Получена заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям. Заявитель – физическое лицо. Документы о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в составе заявки отсутствуют. Энергопринимающее устройство расположено в частном жилом доме. Документы о праве собственности на жилой дом. Вместе с тем, заявлен характер нагрузки – производство. Производство в жилом помещении запрещено. Каковы должны быть действия сетевой организации, если заявителем, как физическим лицом представлены все установленные правилами документы?

Порядок осуществления технологического присоединения предусмотрен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.

Категория заявителя, указанного Вами в вопросе не подпадает под круг лиц, указанных в пунктах 12 - 14 Правил. Порядок действия сетевой организации и заявителя в ситуации, указанной в запросе является общим и определен пунктом 9 вышеуказанных Правил.

При подаче заявки на технологическое присоединение объекта, находящегося в общей собственности, как оформляется согласие всех собственников?

Согласно пункта 8 (4) Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861  в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах и иных объектах капитального строительства, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен соответствующий многоквартирный дом или иной объект капитального строительства, собственником такого нежилого помещения или лицом, обладающим иным законным правом на нежилое помещение и имеющим право распоряжения нежилым помещением.

В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, в том числе расположенных в многоквартирных домах, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены соответствующие жилые помещения, в том числе многоквартирный дом, управляющей организацией (товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) по решению общего собрания собственников жилых помещений, в том числе в многоквартирном доме, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - одним из собственников помещений в таком доме или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, удостоверенные доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме, в соответствии с границей балансовой принадлежности, указанной в пункте 16(1) настоящих Правил.