• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Ответ от Центрального аппарата ФАС России на вопрос, поступивший в рамках публичных обсуждений

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

  Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России), рассмотрев обращение Пензенского УФАС России от 08.10.2019 № 1009-5э (далее — Обращение) по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках)* сообщает следующее.

  1. По вопросу принятия нормативно-правового акта органом власти субъекта Российской Федерации, обязывающего осуществлять закупки малого объема с использованием выбранного «электронного магазина», ФАС России сообщает.

  Действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не содержит норм, обязывающих государственных, муниципальных заказчиков и участников торгов осуществлять закупки малого объема посредством «электронного магазина».

  Осуществление закупок малого объема посредством «электронных магазинов» является правом, а не обязанностью государственных, муниципальных заказчиков.

  При этом пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

  По мнению ФАС России, принятие субъектом Российской Федерации нормативного правового акта, обязывающего государственных и муниципальных заказчиков осуществлять закупки малого объема с использованием отобранного «электронного магазина», функционирующего на определенной электронной площадке, в отсутствие в законодательстве Российской Федерации регламентированного порядка выбора данных электронных площадок, содержит риски нарушения требований антимонопольного законодательства в части предоставления определенному хозяйствующему субъекту (электронной торговой площадке) преимущественного положения.

  Дополнительно ФАС России сообщает,  что в настоящее время прорабатывается вопрос об установлении в действующем законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядка использования «электронного магазина» при осуществлении закупок малого объема.

    2. По вопросу о возможности смены поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении контрактов, заключенных в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, ФАС России сообщает следующее.

  Согласно части 5 статьи 95 Закона о контрактной при исполнении контракта недопуекается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

  По мнению ФАС России, данное положение распространяется на все способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), как на конкурентные, так и неконкурентные.

  3. По вопросам 2 и 3, указанным в Обращении, ФАС России дополнительно направит ответы после проработки указанных вопросов совместно с Минфином России.

  4. По вопросу применения постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ,услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» ФАС России сообщает, что с 01.09.2019 Реестр радиоэлектронной продукции (далее — Реестр) находится в открытом доступе. С Реестром можно ознакомиться на сайте Минпромторга России, пройдя по ссылке https://gisp. gov, ru/documents/10546664/#.

  5. По вопросу установления такого критерия оценки, как «опыт оказания аналогичных услуг по стоимости исполненных договоров за последние 3 года до срока окончания подачи заявок», ФАС России сообщает следующее.

  Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

  Вместе с тем, учитывая, что законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не предусмотрены ограничения в отношении установления в закупочной документации критериев и оценки сопоставления заявок, поданных на участие в закупке, заказчики, на которых распространяется действие Закона о закупках, самостоятельно определяют в положениях о закупке порядок установления и перечень соответствующих критериев. При этом установление указанных критериев не должно нарушать принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

  Таким образом, учитывая изложенное, ФАС России сообщает о возможности установления в закупочной документации критерия оценки заявок участников закупки «опыт оказания аналогичных услуг» при условии надлежащего раскрытия в закупочной документации понятия «оказание аналогичных услуг», а также установления перечня документов, представляемых участниками закупки с целью присвоения баллов по указанному критерию.