• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

ФАС сформировала «белую и черную книги» проконкурентных и антиконкурентных практик за 2019 год

На заседании Методического совета эксперты обсудили вошедшие в «книги» примеры лучших и худших региональных практик, а также документы о комплаенсе и квалификации действий авиакомпаний, занимающих доминирующее положение на рынке

 

14 июля 2020 года в ФАС России прошло очередное заседание Методического совета. Одним из вопросов повестки дня стало обсуждение Стандарта системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, разработанного Ассоциацией Комплаенс-менеджеров.

 

В 2020 году вступили в силу изменения в Закон о защите конкуренции1, в соответствии с которыми введено понятие антимонопольного комплаенса, и определены требования к организации внедрения этой системы для хозяйствующих субъектов. Комплаенс направлен на профилактику нарушений антимонопольного законодательства.

 

Хозяйствующий субъект вправе направить внутренний акт об организации антимонопольного комплаенса в Федеральную антимонопольную службу, и тогда ведомство выдает заключение о соответствии либо несоответствии такого акта требованиям антимонопольного законодательства.

 

«По нашему мнению, будет полезно разработать методические разъяснения или рекомендации ФАС России, где были бы учтены отраслевые специфики деятельности организаций, виды антимонопольных нарушений и ответственности за них», - заявила заместитель начальника Правового управления ФАС России Оксана Кузнецова.

Методический совет поддержал предложение о необходимости разработки таких разъяснений ФАС России совместно с юридическим сообществом с учетом имеющегося практического опыта.

 

«Тема антимонопольного комплаенса обсуждается в разных форматах уже несколько лет, сформулированы необходимые методические подходы, комплаенс внедрен в целом ряде российских и международных компаний. Теперь, после внесения изменений в Закон о защите конкуренции, необходимо довести до бизнеса развернутую позицию регулятора», - сказал Председатель Методического совета ФАС России, замглавы ФАС Андрей Цыганов.

17711 5q8a8853

17710 5q8a8854

17709 5q8a8858

17714 5q8a8836

17713 5q8a8837

17712 5q8a8844

17711 5q8a8853

17710 5q8a8854

17709 5q8a8858

17714 5q8a8836

17713 5q8a8837

17712 5q8a8844

prev

next

 

На заседании эксперты рассмотрели также проект разъяснений о том, как следует рассматривать дела о злоупотреблении доминирующим положением авиакомпаний на рынках пассажирских перевозок.

 

Заместитель начальника Правового управления ФАС России Марьяна Матяшевская рассказала о практике рассмотрения ФАС России дел и жалоб на решения территориальных управлений по делам о пассажирских перевозках воздушным транспортом. В качестве примера она привела рассмотрение Президиумом ФАС России апелляционной жалобы одной из крупных авиакомпаний на решение территориального органа ФАС России и сформированных по итогам ее рассмотрения правовых подходах.

 

«Исходя из представленной практики мы предлагаем рассмотреть подготовленные ФАС России разъяснения по вопросам квалификации действий авиакомпаний, занимающих доминирующее положение на рынке авиаперевозок, с учетом особенностей этого товарного рынка. В этом документе мы, в частности, касаемся вопросов определения географических границ рынка, определения временного интервала исследования, барьеров для входа на рынок, а также раскрываем вопрос полномочий антимонопольных органов при рассмотрении заявлений и материалов с учетом географии совершения нарушений в сфере авиаперевозок», - сообщила Марьяна Матяшевская.

Спикер подчеркнула, что эти разъяснения внесут ясность в вопросы квалификации действий авиаперевозчиков, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, по установлению различных цен на один и тот же товар, в данном случае – цен на авиабилеты.

 

Участники заседания обратили внимание, что установление доминирующим на рынке хозсубъектом различных цен на один и тот же товар само по себе нарушением не является. Такое поведение становится нарушением при отсутствии экономического или технологического обоснования установления различных цен. При этом в качестве факторов, подлежащих оценке при обосновании, могут выступать различные условия реализации товара.

 

После незначительной доработки по результатам обсуждения разъяснения будут представлены руководителю ФАС России.

 

Еще одним вопросом повестки дня стало обсуждение проекта «белой и черной книг» проконкурентных и антиконкурентных региональных практик за 2019 год.

 

«Мы практически сформировали «белую» книгу, в которой приведены лучшие практики регионов по развитию конкуренции. В ближайшее время окончательно утвердим примеры антиконкурентных практик для «черной книги». И после этого будем готовы публично рассказать о том, как не нужно вести себя органам власти, а также приведем кейсы лучших практик регионов с точки зрения правильного, конкурентного поведения», - сообщила заместитель начальника Административного управления – секретариата руководителя ФАС России Лариса Целикова.

«Традиционно, в конце июля, мы проводим пресс-конференцию по этому проекту. Также «белая и черная книги» будут опубликованы на официальном сайте ФАС России и разосланы в адрес глав субъектов Российской Федерации. Мы делаем это, чтобы они были в курсе того, что происходит в других регионах, обменивались лучшим опытом того, как можно усовершенствовать те или иные механизмы, какие можно принимать меры по развитию конкуренции. Этот проект обеспечивает нам «обратную связь» с регионами и способствует адвокатированию конкуренции и предупреждению нарушений антимонопольного законодательства», - добавил Андрей Цыганов.

 

1 Федеральный закон от 01.03.2020 № 33-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"