Ответы на вопросы, поступившие в рамках публичных обсуждений

Вопрос:

Можно ли создать муниципальное унитарное предприятие, которое будет осуществлять деятельность в сфере теплоснабжения населения муниципального образования?

Ответ:

Федеральным законом 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» установлен запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках.

Частью 1 статьи 351 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определен закрытый перечень исключений из общего запрет на создание унитарных предприятий.

Указанной нормой предусмотрено, что запрет на деятельность унитарных предприятий не распространяется, в том числе, на унитарные предприятия, осуществляющие деятельность в сферах естественных монополий.

Перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий определен в статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». К ним в частности относятся услуги по передаче тепловой энергии.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О  теплоснабжении» теплоснабжение – обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности. Объектами теплоснабжения являются источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность. Система теплоснабжения включает в себя источники тепловой энергии и теплопотребляющие установки, которые технологически соединены тепловыми сетями.

Теплоснабжающей называется организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

В свою очередь передача тепловой энергии – это совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Таким образом, процесс теплоснабжения включает в себя производство (выработку) тепловой энергии и ее передачу потребителю.

С учетом изложенного муниципальное унитарное предприятие может быть создано для осуществления деятельности в сфере теплоснабжения, но только на этапе передачи тепловой энергии.

 

Вопрос:

Какие последствия ожидать при изменении видов деятельности существующего унитарного предприятия с нарушением запрета, установленного Законом о защите конкуренции?

Ответ:

Если изменение видов деятельности унитарного предприятия не подпадает под исключения, предусмотренные частью 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции, территориальный орган ФАС России выдает органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным организациям, осуществившим действия по изменению деятельности унитарных предприятий предупреждение о принятии мер по прекращению унитарным предприятием деятельности, которая осуществляется с нарушением требований Закона о защите конкуренции, а также о внесении соответствующих изменений в Устав предприятия, в случае осуществления иных видов деятельности, не подпадающих под исключения Закона о защите конкуренции.

Если ни один из осуществляемых видов деятельности унитарного предприятия не подпадает под исключения, установленные Законом о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе выдать предупреждение о ликвидации такого унитарного предприятия.

В случае неисполнения предупреждения в установленный срок, территориальный орган ФАС России обязан возбудить в отношении лица, не исполнившего предупреждение дело о нарушении антимонопольного законодательства, по признакам нарушения пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В случае неисполнения предписания антимонопольного органа, территориальный орган ФАС России обращается в суд с иском о ликвидации унитарного предприятия в судебном порядке.