Протокол № 3 от 30.09.2011
ПРОТОКОЛ №3
заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе
30.09.2011 г.Пенза
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ:
Бутузова Т.В. - председатель Экспертного совета, заместитель руководителя
Пензенского УФАС России
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Члены Экспертного совета:
Шувалов И.Ф. - профессор кафедры «Журналистики» Пензенского государственного педагогического университета; Дедов П.И. - редактор газеты «Счастливый Случай».
Володин В.А. - заместитель председателя Экспертного совета, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы Пензенского УФАС России
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы Пензенского УФАС России, секретарь Экспертного совета.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
Экспертная оценка по размещению рекламы «займы, денег под жилье от 14% годовых до 30 лет и т.д.», распространяемой в газете «Из первых рук» в 2011 году.
ЦЕЛЬ:
Оценить рекламу деятельности организаций либо индивидуальных предпринимателей, не являющихся кредитной организацией, по предоставлению денежных средств (займа) юридическим и физическим лицам, на предмет отнесения ее к финансовой услуге.
Заслушали:
Бутузова Т.В. - изложила обстоятельства, послужившие основанием для проведения заседания Экспертного совета, озвучила рекламу займов, распространяемую в г. Пензе в 2011 году.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Дедов П.И. - считает, что реклама по предоставлению денежных средств относится к финансовой услуге.
Шувалов И.В. - поддержал Дедова П.И.
Володин В.А. - считает, что Федеральный закон «О рекламе» не содержит понятия финансовой услуги. Вместе с тем данное понятие приведено в пункте 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции». Согласно данной норме под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Таким образом, для целей ФЗ «О защите конкуренции» финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств в случае, если такие услуги оказываются финансовой организацией. Перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» и является закрытым.
При этом основным содержательным признаком отнесения той или иной услуги к финансовой, указанным в пункте 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», является существо осуществляемой деятельности - то есть привлечение или размещение денежных средств физических и юридических лиц либо одновременное привлечение и размещение таких денежных средств.
В статье 28 ФЗ «О рекламе» содержатся требования, предъявляемые к рекламе деятельности, связанной с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья на основании договора участия в долевом строительстве, а также к рекламе таких организаций, как жилищные, жилищно-строительные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, то есть к рекламе услуг, оказываемых организациями, не являющимися финансовыми по смыслу Федерального закона «О защите конкуренции».
Понятие финансовой услуги для целей ФЗ «О рекламе» включает не только услуги, прямо указанные в ФЗ «О защите конкуренции», но также и другие услуги?' связанные с привлечением либо предоставлением денежных средствэ.
Кузьмина М.В. - выразила мнение, что из анализа положений статьи 28 ФЗ «О рекламе» с учетом приведенных норм следует, что по своей природе и правовой цели услуги по предоставлению займа лицам, не являющимся кредитными организациями, аналогичны финансовым услугам кредитных организаций.
Экспертным советом принято решение:
1. Реклама о предоставлении займа и денежных средств должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 Федерального закона «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
2. Распространение рекламы о предоставлении займа и денежных средств без указания лица, оказывающего рекламируемые услуги, противоречит положениям Федерального закона «О рекламе».