• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Члены ОКС одобрили возможность применения дополнительных критериев оценки при организации открытых конкурсов на услуги страхования ОСАГО

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Вечером 22 января 2013 года в конференц-зале Пензенского УФАС России состоялось заседание Общественно-консультативного совета (ОКС) по вопросу, касающемуся организации открытых конкурсов на услуги страхования ОСАГО, в частности возможности выработки и применения дополнительных конкурентных критериев оценки заявок.

Заседание открыл сопредседатель ОКС, руководитель Пензенского УФАС России Белобородов М.В. Он сообщил, что вопрос, касающийся процедуры проведения конкурсов на услуги страхования ОСАГО, был вынесен на обсуждение членов Совета в связи с обращением в антимонопольное управление начальника Управления по размещению государственного заказа Пензенской области Мокроусова С.В, который указал что размер страхового тарифа по ОСАГО, его структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739. Поэтому цена контракта не может быть реальным критерием отбора победителя конкурса.

Из-за этого заказчики при формировании конкурсной документации сталкиваются с трудностью определения критериев оценки заявок, обеспечивающих реальную конкуренцию между участниками торгов.

То есть фактически победителем конкурса становится страховая компания, первой подавшая заявку на участие в конкурсе. Подобные «гонки», по мнению начальника Управления по размещению заказа Пензенской области, не являются цивилизованным способом проведения торгов и не могут выявить наиболее достойную страховую компанию. Таким образом, утрачивается весь смысл конкурсной процедуры.

На обсуждение членов Совета Мокроусовым С.В. был предложен ряд возможных дополнительных критериев оценки заявок, сформированных совместно с представителями страховых компаний, такие как наличие договоров с СТО, аварийными комиссарами, независимыми оценщиками, срок осуществления страховой выплаты и др.

После выступления Мокроусова С.В. слово взял руководитель Пензенского УФАС России, Белобородов М.В., который указал, что проблема действительно имеется, зачастую от заказчиков поступает много нареканий на качество работы страховых компаний – победителей конкурсов, которые в процессе исполнения контракта начинают затягивать сроки выплаты по страховым случаям, выезд аварийных комиссаров, переводить споры в плоскость судебных разбирательств.

И это несмотря на то, что в своих конкурсных заявках страховые компании подтверждали готовность осуществления выплат в течение 1 рабочего дня, гарантировали прибытие аварийных комиссаров в течение 30 минут с момента поступления информации и т.д.

Анализ практики размещения подобных заказов по стране показывает, что все большее число заказчиков при формировании конкурсной документации в рамках первой части критериев (качество услуг) указывает такие требования как возможность ремонта автомашин своими силами, наличие договорных отношений со специализированными мастерскими, а также устойчивость страховой компании на региональном рынке.

Присутствовавшие на заседании ОКС страховые компании, которые откликнулись на приглашение принять участие в заседании Совета, также высказали свою позицию и выразили готовность к работе по реально работающим конкурентным критериям, оказывая качественные услуги страхования ОСАГО в соответствии с потребностями заказчика.

Депутат Пензенской городской Думы, член ОКС Шуварин А.Н. также озвучил ряд качественных критериев оценки, направленных на определение лучшего предложения. Так, им было предложено ввести такой критерий как количество необоснованных отказов страховой компании в выплате страхового возмещения, наличие договоров с сертифицированными СТО и ряд других.

Присутствовавший на заседании ОКС начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы Володин В.А. подчеркнул, что установление заказчиками дополнительных критериев не должно повлечь за собой ограничение круга участников торгов, т.к. это является нарушением требований действующего законодательства, в частности Закона о защите конкуренции.

Кроме того дополнительные критерии должны входить в состав качественных характеристик, а не становиться требованиями к участникам размещения заказа.

По итогам обсуждения члены ОКС пришли к единому мнению, что устанавливая критерии оценки, заказчик должен действовать в рамках правового поля и ни в коем случае не нарушать требования антимонопольного законодательства и закона о размещении заказов.

Протокол заседания ОКС в течение нескольких дней будет размещен на сайте Пензенского УФАС России. Согласно Положению об Общественно-консультативном совете его решения носят рекомендательный характер.