С вопросами ЖКХ – в УФАС?

К сожалению, ряд вопросов в сфере ЖКХ разрешается только после вмешательства контролирующих органов.

Прав­да, куда и по какому делу обращаться, знают не все. В частности, многие наши читатели уточняют у нас полномо­чия Пензенского Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС России). Сегодня руководитель ведом­ства Оксана КУЗНЕЦОВА дала нам подробные разъяснения на данную тему.

– Начнем с того, что в Пензенское Управление Федеральной антимоно­польной службы могут обратиться как граждане, так и юридические лица по вопросам, связанным с нарушением антимонопольного законодательства.

Находимся мы по адресу: ул. Урицкого, 127, тел. 55-14-02. Кро­ме того, обратиться можно с помо­щью сайта: penza.fas.gov.ru и по электронной почте to58@fas.gov.ru, – пояснила Оксана Николаевна. – К заявлению должны быть при­ложены документы, подтвержда­ющие факт нарушения антимоно­польного законодательства.

– Как часто граждане обращаются к вам по вопросам ЖКХ?

– 2013 год как раз отличается от предыдущего года ростом обращений, связанных с нарушениями в сфере ЖКХ. Но необходимо довести до све­дения граждан, что не все вопросы относятся к нашей компетенции. Не­обходимость осуществлять наши контрольные функции проявляется в том случае, если есть нарушения антимо­нопольного законодательства в сфере ЖКХ. Например, когда имеют место факты злоупотребления со стороны лица, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в том числе факты навязывания потреби­телям невыгодных условий договора, отказ от заключения договора, нару­шение установленного законодательством порядка ценообразования.

– В решении каких жилищно-ком­мунальных проблем удалось помочь жителям в прошлом году?

– Наиболее частыми были обра­щения граждан по поводу взимания платы за введение в эксплуатацию и опломбировку приборов учета. Это незаконный сбор средств с граждан: опломбировку УК должна произво­дить бесплатно.

Много вопросов касается сбора де­нег с жителей за соседей-неплатель­щиков. Такие нарушители ставят «0» в показаниях индивидуальных при­боров учета, и плату за них разбрасывают на всех жителей как общедомовые нужды. Это незаконно. Такие действия признавались необоснованными, на это есть решение суда. В случае, если гражданин не подает сведения в течение трех месяцев, ему должны выставлять плату по нормативу.

– Сейчас много вопросов возни­кает в связи с переходом на прямые договора населения с ресурсоснаб­жающими организациями. Одни юристы приводят доводы закона в пользу данного перехода, другие отрицают его законность. Кто же прав?

– 18 декабря 2013 года комиссия Пензенского УФАС России призна­ла управляющие компании, входя­щие в группу лиц ООО «Генеральная управляющая компания», и ООО «Горводоканал» нарушившими часть 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции». По посту­пившей в антимонопольное управ­ление информации, ООО «ГУК» по соглашению с ООО «Горводоканал» без согласования с собственника­ми помещений в многоквартирных домах (МКД) расторгли договоры холодного водоснабжения с потре­бителями коммунальных услуг, на­вязав гражданам прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией. При этом ООО «Горводоканал» при выставлении платы за холодное водо­снабжение в нарушение действующе­го законодательства стало начислять собственникам помещений плату за общедомовые нужды без учета нор­мативов потребления коммунальных услуг, фактически возлагая на собственников помещений в МКД рас­ходы, которые должны были нести управляющие организации.

ООО «Горводоканал» и управляю­щим организациям, входящим в состав группы лиц ООО «ГУК», выдано предписание о прекращении нару­шения антимонопольного законода­тельства. УО является исполнителем коммунальных услуг и все расходы за сверхнормативное потребление по общедомовым нуждам она должна нести сама. Это сделано, чтобы сти­мулировать ее к выявлению непла­тельщиков.

– Как быть, если житель пишет в управляющую компанию обраще­ние или жалобу, а ответа на нее нет?

- Здесь нужно разбираться в каждой конкретной ситуации. Есть вопросы, которые могут рассматриваться анти­монопольным органом, но имеется ряд вопросов, которые не входят в нашу компетенцию.

– А ваше ведомство может повли­ять на ситуацию с уборкой подъез­дов, которая в нарушение закона, не осуществляется?

– Так как отдельный договор на данную услугу не заключается, то скорее это является некачественным оказанием услуг и относится к компе­тенции Госжилтехинспекции.

– По каким вопросам жители об­ращаются к вам, кроме ЖКХ?

– У нас много разных направлений: это торговля, продукты питания, фи­нансовые рынки, электроэнергетика, транспорт, связь и т. д. А также - контроль закона о рекламе, государствен­ном или муниципальном заказе, контроль органов власти. Все что ка­сается контроля и надзора за соблю­дением законодательства в сфере за­щиты конкуренции.

– А контролируете ли вы повыше­ние цен на продукты?

- Да, мы осуществляем контроль и мониторинг, в том числе, и по продо­вольственным рынкам. Необоснован­ное установление цены на продукцию относится, в том числе, и к нашей компетенции. Однако повышение цены само по себе – не является нару­шением, оно незаконно только тогда, когда связано со злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим до­минирующим положением на товар­ном рынке или со сговором компа­ний-продавцов, при котором рынок перестает быть конкурентным.

– Не так давно горожане отмети­ли значительный рост цен на яйца, причем во всех магазинах сразу. Не является ли это сговором?

– По этому вопросу УФАС проводи­ло исследования. Доказательств того, что перед нами антиконкурентные соглашения на сегодняшний день не получено. То есть нарушения анти­монопольного законодательства не зафиксировано. Сейчас в торговых сетях Пензенской области в основном вся яичная продукция ввозимая, и ее цена зависит от цены производителя вне Пензенской области, при этом поставщики ссылаются на рост цен на сырье. Мы постоянно отслежива­ем ситуацию на данном рынке и по последним данным цены на куриное яйцо на территории нашей области не превышают стоимости яиц в других регионах.

– Так все-таки: как человеку самостоятельно определить, относится ли решение его вопроса к компетенции вашего ведомства?

– Прежде чем обратиться к нам, мы рекомендуем сначала позвонить (теле­фон указан в начале статьи). Специалисты объяснят, какие нужно предоставить документы для обращения, и относится ли данный вопрос к нашей компетенции. Кроме того, у меня про­водится личный прием по средам с 15.00 до 17.30, по всем возникающим вопросам можно получить консуль­тацию, но перед тем, как прийти, не­обходимо записаться.

Беседовала Мария ЖАРКОВА