С вопросами ЖКХ – в УФАС?
К сожалению, ряд вопросов в сфере ЖКХ разрешается только после вмешательства контролирующих органов.
Правда, куда и по какому делу обращаться, знают не все. В частности, многие наши читатели уточняют у нас полномочия Пензенского Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС России). Сегодня руководитель ведомства Оксана КУЗНЕЦОВА дала нам подробные разъяснения на данную тему.
– Начнем с того, что в Пензенское Управление Федеральной антимонопольной службы могут обратиться как граждане, так и юридические лица по вопросам, связанным с нарушением антимонопольного законодательства.
Находимся мы по адресу: ул. Урицкого, 127, тел. 55-14-02. Кроме того, обратиться можно с помощью сайта: penza.fas.gov.ru и по электронной почте to58@fas.gov.ru, – пояснила Оксана Николаевна. – К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие факт нарушения антимонопольного законодательства.
– Как часто граждане обращаются к вам по вопросам ЖКХ?
– 2013 год как раз отличается от предыдущего года ростом обращений, связанных с нарушениями в сфере ЖКХ. Но необходимо довести до сведения граждан, что не все вопросы относятся к нашей компетенции. Необходимость осуществлять наши контрольные функции проявляется в том случае, если есть нарушения антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ. Например, когда имеют место факты злоупотребления со стороны лица, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в том числе факты навязывания потребителям невыгодных условий договора, отказ от заключения договора, нарушение установленного законодательством порядка ценообразования.
– В решении каких жилищно-коммунальных проблем удалось помочь жителям в прошлом году?
– Наиболее частыми были обращения граждан по поводу взимания платы за введение в эксплуатацию и опломбировку приборов учета. Это незаконный сбор средств с граждан: опломбировку УК должна производить бесплатно.
Много вопросов касается сбора денег с жителей за соседей-неплательщиков. Такие нарушители ставят «0» в показаниях индивидуальных приборов учета, и плату за них разбрасывают на всех жителей как общедомовые нужды. Это незаконно. Такие действия признавались необоснованными, на это есть решение суда. В случае, если гражданин не подает сведения в течение трех месяцев, ему должны выставлять плату по нормативу.
– Сейчас много вопросов возникает в связи с переходом на прямые договора населения с ресурсоснабжающими организациями. Одни юристы приводят доводы закона в пользу данного перехода, другие отрицают его законность. Кто же прав?
– 18 декабря 2013 года комиссия Пензенского УФАС России признала управляющие компании, входящие в группу лиц ООО «Генеральная управляющая компания», и ООО «Горводоканал» нарушившими часть 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции». По поступившей в антимонопольное управление информации, ООО «ГУК» по соглашению с ООО «Горводоканал» без согласования с собственниками помещений в многоквартирных домах (МКД) расторгли договоры холодного водоснабжения с потребителями коммунальных услуг, навязав гражданам прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией. При этом ООО «Горводоканал» при выставлении платы за холодное водоснабжение в нарушение действующего законодательства стало начислять собственникам помещений плату за общедомовые нужды без учета нормативов потребления коммунальных услуг, фактически возлагая на собственников помещений в МКД расходы, которые должны были нести управляющие организации.
ООО «Горводоканал» и управляющим организациям, входящим в состав группы лиц ООО «ГУК», выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. УО является исполнителем коммунальных услуг и все расходы за сверхнормативное потребление по общедомовым нуждам она должна нести сама. Это сделано, чтобы стимулировать ее к выявлению неплательщиков.
– Как быть, если житель пишет в управляющую компанию обращение или жалобу, а ответа на нее нет?
- Здесь нужно разбираться в каждой конкретной ситуации. Есть вопросы, которые могут рассматриваться антимонопольным органом, но имеется ряд вопросов, которые не входят в нашу компетенцию.
– А ваше ведомство может повлиять на ситуацию с уборкой подъездов, которая в нарушение закона, не осуществляется?
– Так как отдельный договор на данную услугу не заключается, то скорее это является некачественным оказанием услуг и относится к компетенции Госжилтехинспекции.
– По каким вопросам жители обращаются к вам, кроме ЖКХ?
– У нас много разных направлений: это торговля, продукты питания, финансовые рынки, электроэнергетика, транспорт, связь и т. д. А также - контроль закона о рекламе, государственном или муниципальном заказе, контроль органов власти. Все что касается контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере защиты конкуренции.
– А контролируете ли вы повышение цен на продукты?
- Да, мы осуществляем контроль и мониторинг, в том числе, и по продовольственным рынкам. Необоснованное установление цены на продукцию относится, в том числе, и к нашей компетенции. Однако повышение цены само по себе – не является нарушением, оно незаконно только тогда, когда связано со злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на товарном рынке или со сговором компаний-продавцов, при котором рынок перестает быть конкурентным.
– Не так давно горожане отметили значительный рост цен на яйца, причем во всех магазинах сразу. Не является ли это сговором?
– По этому вопросу УФАС проводило исследования. Доказательств того, что перед нами антиконкурентные соглашения на сегодняшний день не получено. То есть нарушения антимонопольного законодательства не зафиксировано. Сейчас в торговых сетях Пензенской области в основном вся яичная продукция ввозимая, и ее цена зависит от цены производителя вне Пензенской области, при этом поставщики ссылаются на рост цен на сырье. Мы постоянно отслеживаем ситуацию на данном рынке и по последним данным цены на куриное яйцо на территории нашей области не превышают стоимости яиц в других регионах.
– Так все-таки: как человеку самостоятельно определить, относится ли решение его вопроса к компетенции вашего ведомства?
– Прежде чем обратиться к нам, мы рекомендуем сначала позвонить (телефон указан в начале статьи). Специалисты объяснят, какие нужно предоставить документы для обращения, и относится ли данный вопрос к нашей компетенции. Кроме того, у меня проводится личный прием по средам с 15.00 до 17.30, по всем возникающим вопросам можно получить консультацию, но перед тем, как прийти, необходимо записаться.
Беседовала Мария ЖАРКОВА