• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Знаковое дело

В июне 2010 г. комиссия Пензенского Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) приняла решение по спору, возникшему между ООО «Аптека Доктор» и ООО Фирма «Биокор». В ленте новостей из УФАС это дело выглядело как одно из обычных, рутинных дел, которые приходится рассматривать Управлению. Вместе с тем, это дело является уникальным для нашего региона, потому что связано с защитой прав на торговый знак.
За подробностями «Улица Московская» обратилась к генеральному директору ООО Фирма «Биокор» Владимиру Чижову.

Предыстория

История конфликта уходит корнями ещё в 90-е годы. Тогда было создано смешанное товарищество фирма «Биокор» с целью производства биологически активных пищевых добавок (БАД). Некоторое время спустя часть сотрудников вышла из фирмы и организовала собственное производство, зарегистрировав фирму «Парафарм».

Развод прошел без каких-либо конфликтов, новая фирма даже получила разрешение производить в течение года весь ассортимент «Биокора», включая самый популярный продукт – драже «Вечернее».

Никто и предположить тогда не мог, что этот БАД станет предметом судебных разбирательств.
Тем временем некое АОЗТ «Ассоциация делового сотрудничества ветеранов Афганистана «Мир» зарегистрировало на себя торговые марки «ВечернИЙ» и «ВечернИЕ», очень близкие, на языке юристов – до степени смешения, с названием БАДа «ВечернЕЕ», выпускаемого «Биокор».

– Они даже мне предлагали купить эти товарные знаки по 10 тыс. долларов за штуку, – рассказывает Владимир Чижов. – Я ответил, что мы выпускаем свой продукт очень давно и если что, я любой суд выиграю. Нас оставили в покое.

 

Активность дает плоды

С 2001 г. фирма «Биокор» занялась активным продвижением драже «Вечернее». В 2006 г. этот БАД стал одним из самых продаваемых успокоительных БАДов в России. А всего за 9 лет компанией «Биокор» реализовано более двух десятков миллионов упаковок БАД «Вечернее».
 Такой успех привлек внимание братьев Елистратовых, которые владели ООО «Аптека Доктор». Они приобрели компанию «Парафарм», некогда отделившуюся от «Биокора», и решили, что вместе с компанией они приобрели все права на ассортимент продукции, который во многом совпадал с продукцией «Биокора». Кроме того, ООО «Аптека Доктор» приобрела в 2009 г. у «Ассоциации делового сотрудничества ветеранов Афганистана «Мир» права на торговые марки «ВечернИЙ» и «ВечернИЕ».

На момент этой сделки, препарат компании «Биокор» «Вечернее» уже пользовался большим спросом на рынке и приносил стабильную прибыль. Это обстоятельство было хорошо известно ООО «Аптека Доктор».

Несмотря на это, они приобретают товарные знаки, сходные до степени смешения с обозначением «Вечернее». Очень удобно: не нужно нести затрат на рекламирование своего товара и продвижения его на рынок. Впрочем, судя по всему, это и не входило в планы ООО «Аптека Доктор». Они пошли гораздо более простым путем.

Став правообладателем товарных знаков «Вечерний» и «Вечерние», ООО «Аптека Доктор» направляет письма в адрес покупателей компании «Биокор», где называет себя единственными правообладателями торгового знака «Вечернее». (О продукции с обозначением «ВечернИЙ» и «ВечернИЕ», а также о других своих товарах ООО «Аптека Доктор» адресатов не информирует, что говорит о желании сконцентрировать внимание на одном обозначении – препарате компании «Биокор»).

И по этой причине продукция иных производителей с обозначением «Вечернее» является контрафактной.

А чтобы покупатели правильно поняли ситуацию, обратили их внимание «… что установленный законом запрет на ввод в гражданский оборот контрафактной продукции распространяется не только на производителя такой продукции, но и на всех его прямых и опосредованных контрагентов. Закон позволяет арестовать и уничтожить контрафактную продукцию за счет нарушителя, взыскать с нарушителя причиненные убытки, осуществить иные меры защиты нарушенного права».

Более того, они сообщали, что Роспатентом рассматривается заявка ООО «Аптека Доктор» на регистрацию товарного знака «Вечернее».

«Не вызывает сомнения, что правообладатель товарных знаков «Вечерние» и «Вечерний» получит от Роспатента решение о регистрации товарного знака «Вечернее», – убеждали они многолетних партнеров «Биокора».

– «Вечернее» – это рейтинговый продукт, который занимает в России лидирующие позиции, – говорит Владимир Чижов, генеральный директор ООО Фирма «Биокор». – Мы в семь раз обгоняем по объемам похожий продукт, который продает в России международная фармацевтическая компания с использованием рекламы на федеральных телеканалах. Мы, можно сказать, не рекламируемся нигде, его популярность сложилась среди покупателей естественным образом с течением нескольких лет. Это народная молва. 

 

Миллионные убытки

Неизбежным следствием таких писем стали отказы покупателей от закупок БАД «Вечернее» производства компании «Биокор» до тех пор, пока ситуация не разрешится.
Фирма «Биокор» понесла убытки, исчисляемые миллионами рублей. Это и вынудило руководство «Биокора» обратиться с заявлением в УФАС по вопросу правомерности приобретения и использования ООО «Аптека Доктор» исключительных прав на товарные знаки», сходных до степени смешения с задолго используемым ООО Фирма «Биокор» обозначением «Вечернее».
ООО «Аптека Доктор» предъявляло требование о прекращении ООО Фирма «Биокор» производства продукции с использованием обозначения «Вечернее» и о заключении с ними лицензионного договора.

– Они решили взять нас за горло, поставить на колени, отобрав торговый знак. Причём они предлагали нам заключить договор не на исключительные права. То есть мы бы им платили роялти за использование товарного знака, но не были бы единоличным производителем драже «Вечернее».

Их могли производить и они сами, и кто угодно ещё, – считает Владимир Чижов. – Позиция «Аптеки Доктор» и «Парафарма»: мы купили торговый знак, мы являемся его исключительным обладателем. Мы предлагаем купить «Биокору» лицензию, а он отказывается. И они на нас даже письмо президенту написали.


По всему фронту

Но аппетиты ООО «Аптека Доктор» шли гораздо дальше. Эта компания подала заявки в Роспатент на регистрацию товарных знаков практически на все наименования БАД, выпускаемых ООО Фирма «Биокор», копируя как названия, так и внешний вид продукции выпускаемой ООО Фирма «Биокор»: «БИОЭНЕРГОТОНУС», «Льняная ДИЕТА», «ЛИТО», «МИЗИФИТ». И даже на фирменную символику с названием «Фирма Биокор»!
С неослабевающим натиском ООО «Аптека Доктор» подало заявку в УФАС о прекращении недобросовестной конкуренции со стороны «Биокор». В свою очередь, «Биокор» подает такую же заявку в УФАС и Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ).
– Они написали в УФАС, что мы занимаемся выпуском контрафактной продукции, мы написали, что они занимаются недобросовестной конкуренцией, – сказал «Улице Московской» Владимир Чижов. – Эти заявления объединяются в одно производство.


Дело
С формальной юридической точки зрения, у ООО «Аптека Доктор» были железные шансы заставить «Биокор» платить за использование принадлежащих им товарных знаков. Ведь нашлись правообладатели на марки сигарет «Прима», конфет «Гулливер», которые выпускались различными производителями с незапамятных времен. Были попытки запатентовать марку пива «Жигулёвское». А в Америке очень умный человек хотел запатентовать колесо. Мотивировка безупречная: до сих пор никто не зарегистрировал права на это изобретение. Но ООО «Аптека Доктор» немного просчиталось.

РОСПАТЕНТ, разбирая заявление ООО «Фирма «Биокор» о досрочном частичном прекращении правовой охраны товарных знаков «Вечерние» и «Вечерний», установил, что правовая охрана этих товарных знаков распространяется только на товары классов «фармацевтические препараты» и «диетические вещества для медицинских целей».

РОСПАТЕНТ посчитал, что биологически активная добавка, производимая правообладателем ООО «Аптека Доктор», является именно биологически активной добавкой, а не фармацевтическим препаратом или диетическим средством для медицинских целей. Следовательно, не относится к тем видам товаров, в отношении которых предоставляется правовая охрана.
В июне 2010 г. УФАС признало ООО «Аптека Доктор» нарушившим часть 2 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции». В соответствии со статьей 14.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, на ООО «Аптека Доктор» был наложен административный штраф в размере 100 тыс. руб.

Это решение руководство ООО «Аптека Доктор» обжаловало в Арбитражном суде Пензенской области.

13 января 2011 г. Арбитражный суд признал законность и обоснованность решения Пензенского УФАС России по факту нарушения ООО «Аптека Доктор» в составе группы лиц с ООО «Парафарм» антимонопольного законодательства.

 

Сергей Спичкин