Новые технологии - старые схемы

Руководитель фирмы ООО «Пеленг», почётный предприниматель Пензенской области Виктор Терентьев рассказал «Улице Московской» о том, что сегодня происходит на таком новом для Пензы рынке, как рынок ГЛОНАСС-мониторинга пассажирского транспорта. Судя по предоставленным данным, недавно была предпринята попытка установить монополию в данной сфере.

 

ЗНАКОМСТВО С ВОПРОСОМ

История началась с того, что Постанов­лением Правительства РФ весь пассажирс­кий транспорт, работающий на регулярных маршрутах, обязали обеспечить аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Суть но­вовведения: на мониторе диспетчера долж­но постоянно отображаться местоположение каждого автобуса и троллейбуса. С помощью спутника можно контролировать, куда езди­ла машина, когда, по каким дорогам.

В Пензе фирма ООО «Пеленг» одна из первых начала заниматься мониторингом транспорта. Виктор Терентьев, учредитель и руководитель фирмы: «Наше предприятие уже четвертый год работает на пензенском рынке и занимаемся ГЛОНАСС-мониторингом транспорта. Мы - единственное из пен­зенских предприятий, которое осуществляет полный комплекс работ: от разработки обо­рудования, программного обеспечения до его установки на транспортное средство и ока­зания услуг по самому мониторингу.

В настоящее время заключены договора с десятками предприятий, наше оборудова­ние установлено на более чем 1300 единицах транспортных средств, в том числе на всех 270 школьных автобусах, 500 автобусах, пе­ревозящих пассажиров с Пензенского авто­вокзала. С нами работают такие крупные предприятия, как ООО «Меркурий» и ОАО «Пензастрой».

Мы активно работаем с частными структурами областного центра, но на предприятия, подведомственные муниципалитету, нас не пускают. Даже победив в аукционе по мониторингу спецтехники ЖКХ, мы получаем заработанное только по решению суда. На муниципальном рынке господствуют другие предприятия, предлагающие иногороднюю продукцию. Кому-то выгоднее не наша про­дукция, которой торгово-промышленная па­лата присвоила знак «Пензенская Марка», а более дорогая столичная».

КАК СТАТЬ МОНОПОЛИСТОМ

Дальнейшее развитие событий, которые описывает Виктор Терентьев, укладывается в одну достаточно простую схему.

Пункт 1: узнать о новом перспективном рынке услуг.

Пункт 2: организовать собственную фирмy, оказывающую соответствующие услуги.

Пункт 3: назначить конкурс на предоставление услуг так, чтобы под его условия идеально подходила твоя фирма, а все остальные участники конкурса немного не соответствовали им.

Пункт 4: все фирмы, кроме твоей, не допускаются к конкурсу из-за несоответствия его условиям. Твоя фирма автоматически становится победителем.

Пункт 5: поздравляем, теперь ваше предприятие является монополистом на своем рынке. Можно назначать любые цены и получать желанную прибыль.

Теперь как это выглядит в пензенских реалиях.

В январе 2012 г. Администрация г. Пензы приняла Постановление, согласно которому планируется создать единый диспетчерский по мониторингу транспорта. Было утверждено Положение о порядке проведения конкурса по выбору уполномоченного оператора, который будет этим заниматься. С победившим оператором будут заключать договора предприятия, работающие на регулярных маршрутах г. Пензы.

Документы на данный конкурс подали 4 предприятия, в том числе и ООО «Пеленг». Незадолго до этого фирму посещали «ходо­ки», которые не советовали участвовать в конкурсе и даже предлагали негласное реше­ние: мы не мешаем тебе на областном рын­ке, а ты не лезь в город.

Виктор Терентьев: «Еще до того, как по­дать документы, мы послали несколько пи­сем в адрес организатора конкурса - Управ­ления транспорта и связи г. Пензы. Мы жаловались и в антимонопольную службу о том, что, на наш взгляд, положение о конкурсе некорректно. Так много лишних, не обусловленных нормативными актами требований к заказчику. И в то же время нет существен­ных вещей, которые нужно предъявить к по­тенциальному победителю.

Мы имеем не только юридическое, но и моральное право делать такие замечания, поскольку до этого победили в десятке кон­курсов, в том числе и в Пензе, и знаем, ка­кие требования ранее предъявлялись.

Однако Управление ФАС 2 месяца назад нам отказало в удовлетворении жалоб по фор­мальной, но, увы, объективной причине: наше предприятие еще не подало докумен­тов на конкурс, а уже жалуется. Нам разъяс­нили закон: вы сначала документы подайте, пусть вас обидят, и уже тогда жалуйтесь».

Из 4 предприятий, подавших заявки на участие в конкурсе, 3 не были до него допу­щены из-за несоответствия отдельным его условиям. ООО «Пеленг», например, не удовлетворяло всего лишь одному требованию, предъявляемому к потенциальному победителю: в штате фирмы должно быть 12 диспетчеров с опытом работы.

Виктор Терентьев: «У меня на предпри­ятии 20 человек работают, и только 2 из них - диспетчера. Этого хватает, чтобы мониторить несколько сотен автобусов. Мы мониторим около 500 машин, остальные контро­лируют с помощью нашего оборудования и программного обеспечения сами заказчики.

Можно спорить, много это или мало - 12 диспетчеров. Но получалось так: мы еще не допущены до конкурса, а уже обязаны при­нять 12 человек и платить им зарплату. По­этому я честно указал, что 12 диспетчеров у меня нет, но указал 12 вакансий: если меня допустят - я наберу нужное количество.

Но по этой причине мне было отказано в участии в конкурсе. Было отказано и двум другим предприятиям».

Единственная допущенная до конкурса фирма, ООО «Городской диспетчерский центр управления пассажирским транспортом», автоматически была признана победителем.

АВТОРА!

На руках у Виктора Терентьева оказалась выписка из налоговой инспекции на фирму-победителя. И эта выписка показала интерес­ные вещи.

Первое: ООО «Городской диспетчерский центр управления пассажирским транспор­том» было зарегистрировано 22 декабря 2011 г., за месяц до объявления конкурса. При этом фирма полностью соответствует требо­ваниям к оператору мониторинга транспорт­ных средств: в штате числятся 12 диспетче­ров. Возникает вопрос: успели ли они за столь короткий срок существования фирмы на­браться опыта в качестве диспетчеров, по­лучали ли они зарплату за свою работу?

Второе: учредителями фирмы-победите­ля стали 2 организации. Первая - МУП «Пас­сажирские перевозки г. Пензы». Это струк­тура, подведомственная администрации го­рода и самому организатору конкурса - город­скому управлению транспорта и связи.

И этот МУП вложил в уставной капитал коммерческого «Городского диспетчерского центра» 5 млн. рублей.

Второй учредитель фирмы-победителя – ООО «ГЛОНАСС». Его директор и единственный учредитель Андрей Шевчен­ко также внес 5 млн. рублей. По информации с сайта Управления благоустройства и очис­тки г. Пензы, он является директором этой организации. Интересный момент: директор срочно рождённого ООО «Городской диспет­черский центр управления пассажирским транспортом» тоже Андрей Шевченко.

Таким образом, лица и организации, сто­ящие за фирмой-победителем, вырисовыва­ются вполне отчетливо.

ЧИСТАЯ ВЫГОДА

Казалось бы, какая разница для простых пензенцев, кто выиграл в этом конкурсе и кто будет заниматься мониторингом пассажирс­кого транспорта? Может быть, победившая фирма действительно справится с этим луч­ше любой другой. Тем более, что она соот­ветствует всем условиям конкурса.

Но здесь все упирается в деньги. Моно­полии вообще характерны тем, что склонны устанавливать те цены на свои товары и ус­луги, которые им нравятся, ограничиваясь при этом только собственными аппетитами.

В ксерокопии договора, который ООО «Городской диспетчерский центр управления пассажирским транспортом» предлагает сво­им будущим клиентам, стоимость их услуг -49 руб. 14 коп. в день. Это примерно 1500 руб. в месяц за одну машину.

Плюс к этому, в договоре весьма туманно обозначено, что заказчик должен будет пла­тить и за сотовую связь для обеспечения мо­ниторинга, а это еще примерно 150 руб.

Итого - примерно 1700 руб. в месяц.

В фирме ООО «Пеленг» обслуживание вместе с сотовой связью стоит 650 руб. Это уже давно устоявшаяся цена, и она на 1000 руб. ниже, чем у новоявленного победителя конкурса.

Перевозчики возмущены: их по сути зас­тавляют заключать договор в 3 раза дороже. Для простых пензенцев, которые пользуют­ся общественным транспортом, это тоже больной вопрос.

Из денег, которые с 30 апреля перепла­чивают пассажиры за проезд, примерно де­сять копеек с каждой поездки будут уходить в карман монополиста.

В связи с этим в несколько ином свете видится   недавнее  повышение стоимости проезда в общественном транспорте.

СЧАСТЛИВАЯ РАЗВЯЗКА?

Рассудив, что условия конкурса по выбо­ру уполномоченного оператора нарушают антимонопольное законодательство и закон «О защите конкуренции», Виктор Терентьев обратился с жалобой в ФАС.

На ее основании и на основании заявле­ний других обиженных предприятий 26 ап­реля 2012 г. комиссия Пензенского УФАС России рассмотрела дело в отношении администрации г. Пензы по признакам нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкурен­ции».

Исходя из текста Положения о проведе­нии конкурса, «невозможно сделать однознач­ный вывод о том, какие именно лицензии должен иметь уполномоченный оператор и существует ли необходимость в их наличии».

Также в этом положении «не прописан порядок определения победителя конкурса при равных условиях заявок».

Рассмотрев материалы дела, комиссия Пензенского УФАС России приняла решение о признании администрации г. Пензы «нару­шившей требование части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Материалы дела будут переданы уполно­моченному лицу антимонопольного управле­ния для возбуждения дела об административ­ном правонарушении».

Информация об этом решении размеще­на на сайте УФАС по Пензенской области.

Сейчас, имея на руках вердикт антимо­нопольной службы, не допущенные до кон­курса предприятия обращаются в суд, кото­рый, очевидно, отменит и результаты конкур­са.

А если администрация города Пензы не откажется от идеи взять весь ГЛОНАСС-мониторинг пассажирского транспорта под одну крышу, ей придётся разрабатывать но­вое положение о конкурсе и проводить его, не нарушая антимонопольного законодатель­ства.

Но Виктор Терентьев опасается, что за справедливость еще предстоит побороться: «Сейчас положение постараются так изме­нить, чтобы ничего не изменилось. А я хочу, чтобы при изменении максимально учли здравый смысл.

Я пришел к вам, чтобы создать обще­ственную атмосферу, чтобы люди об этом знали. Чтобы в администрации думали, как писать положение.

Сейчас есть рынок, он сложился. Скла­дываются и цены. К сожалению, у нас капи­тализм. Но пусть уж тогда он и будет.

Дайте мне работать нормально, не кошмарьте. Я хочу рынка!»

Антон Инюшев