Новые технологии - старые схемы
Руководитель фирмы ООО «Пеленг», почётный предприниматель Пензенской области Виктор Терентьев рассказал «Улице Московской» о том, что сегодня происходит на таком новом для Пензы рынке, как рынок ГЛОНАСС-мониторинга пассажирского транспорта. Судя по предоставленным данным, недавно была предпринята попытка установить монополию в данной сфере.
ЗНАКОМСТВО С ВОПРОСОМ
История началась с того, что Постановлением Правительства РФ весь пассажирский транспорт, работающий на регулярных маршрутах, обязали обеспечить аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Суть нововведения: на мониторе диспетчера должно постоянно отображаться местоположение каждого автобуса и троллейбуса. С помощью спутника можно контролировать, куда ездила машина, когда, по каким дорогам.
В Пензе фирма ООО «Пеленг» одна из первых начала заниматься мониторингом транспорта. Виктор Терентьев, учредитель и руководитель фирмы: «Наше предприятие уже четвертый год работает на пензенском рынке и занимаемся ГЛОНАСС-мониторингом транспорта. Мы - единственное из пензенских предприятий, которое осуществляет полный комплекс работ: от разработки оборудования, программного обеспечения до его установки на транспортное средство и оказания услуг по самому мониторингу.
В настоящее время заключены договора с десятками предприятий, наше оборудование установлено на более чем 1300 единицах транспортных средств, в том числе на всех 270 школьных автобусах, 500 автобусах, перевозящих пассажиров с Пензенского автовокзала. С нами работают такие крупные предприятия, как ООО «Меркурий» и ОАО «Пензастрой».
Мы активно работаем с частными структурами областного центра, но на предприятия, подведомственные муниципалитету, нас не пускают. Даже победив в аукционе по мониторингу спецтехники ЖКХ, мы получаем заработанное только по решению суда. На муниципальном рынке господствуют другие предприятия, предлагающие иногороднюю продукцию. Кому-то выгоднее не наша продукция, которой торгово-промышленная палата присвоила знак «Пензенская Марка», а более дорогая столичная».
КАК СТАТЬ МОНОПОЛИСТОМ
Дальнейшее развитие событий, которые описывает Виктор Терентьев, укладывается в одну достаточно простую схему.
Пункт 1: узнать о новом перспективном рынке услуг.
Пункт 2: организовать собственную фирмy, оказывающую соответствующие услуги.
Пункт 3: назначить конкурс на предоставление услуг так, чтобы под его условия идеально подходила твоя фирма, а все остальные участники конкурса немного не соответствовали им.
Пункт 4: все фирмы, кроме твоей, не допускаются к конкурсу из-за несоответствия его условиям. Твоя фирма автоматически становится победителем.
Пункт 5: поздравляем, теперь ваше предприятие является монополистом на своем рынке. Можно назначать любые цены и получать желанную прибыль.
Теперь как это выглядит в пензенских реалиях.
В январе 2012 г. Администрация г. Пензы приняла Постановление, согласно которому планируется создать единый диспетчерский по мониторингу транспорта. Было утверждено Положение о порядке проведения конкурса по выбору уполномоченного оператора, который будет этим заниматься. С победившим оператором будут заключать договора предприятия, работающие на регулярных маршрутах г. Пензы.
Документы на данный конкурс подали 4 предприятия, в том числе и ООО «Пеленг». Незадолго до этого фирму посещали «ходоки», которые не советовали участвовать в конкурсе и даже предлагали негласное решение: мы не мешаем тебе на областном рынке, а ты не лезь в город.
Виктор Терентьев: «Еще до того, как подать документы, мы послали несколько писем в адрес организатора конкурса - Управления транспорта и связи г. Пензы. Мы жаловались и в антимонопольную службу о том, что, на наш взгляд, положение о конкурсе некорректно. Так много лишних, не обусловленных нормативными актами требований к заказчику. И в то же время нет существенных вещей, которые нужно предъявить к потенциальному победителю.
Мы имеем не только юридическое, но и моральное право делать такие замечания, поскольку до этого победили в десятке конкурсов, в том числе и в Пензе, и знаем, какие требования ранее предъявлялись.
Однако Управление ФАС 2 месяца назад нам отказало в удовлетворении жалоб по формальной, но, увы, объективной причине: наше предприятие еще не подало документов на конкурс, а уже жалуется. Нам разъяснили закон: вы сначала документы подайте, пусть вас обидят, и уже тогда жалуйтесь».
Из 4 предприятий, подавших заявки на участие в конкурсе, 3 не были до него допущены из-за несоответствия отдельным его условиям. ООО «Пеленг», например, не удовлетворяло всего лишь одному требованию, предъявляемому к потенциальному победителю: в штате фирмы должно быть 12 диспетчеров с опытом работы.
Виктор Терентьев: «У меня на предприятии 20 человек работают, и только 2 из них - диспетчера. Этого хватает, чтобы мониторить несколько сотен автобусов. Мы мониторим около 500 машин, остальные контролируют с помощью нашего оборудования и программного обеспечения сами заказчики.
Можно спорить, много это или мало - 12 диспетчеров. Но получалось так: мы еще не допущены до конкурса, а уже обязаны принять 12 человек и платить им зарплату. Поэтому я честно указал, что 12 диспетчеров у меня нет, но указал 12 вакансий: если меня допустят - я наберу нужное количество.
Но по этой причине мне было отказано в участии в конкурсе. Было отказано и двум другим предприятиям».
Единственная допущенная до конкурса фирма, ООО «Городской диспетчерский центр управления пассажирским транспортом», автоматически была признана победителем.
АВТОРА!
На руках у Виктора Терентьева оказалась выписка из налоговой инспекции на фирму-победителя. И эта выписка показала интересные вещи.
Первое: ООО «Городской диспетчерский центр управления пассажирским транспортом» было зарегистрировано 22 декабря 2011 г., за месяц до объявления конкурса. При этом фирма полностью соответствует требованиям к оператору мониторинга транспортных средств: в штате числятся 12 диспетчеров. Возникает вопрос: успели ли они за столь короткий срок существования фирмы набраться опыта в качестве диспетчеров, получали ли они зарплату за свою работу?
Второе: учредителями фирмы-победителя стали 2 организации. Первая - МУП «Пассажирские перевозки г. Пензы». Это структура, подведомственная администрации города и самому организатору конкурса - городскому управлению транспорта и связи.
И этот МУП вложил в уставной капитал коммерческого «Городского диспетчерского центра» 5 млн. рублей.
Второй учредитель фирмы-победителя – ООО «ГЛОНАСС». Его директор и единственный учредитель Андрей Шевченко также внес 5 млн. рублей. По информации с сайта Управления благоустройства и очистки г. Пензы, он является директором этой организации. Интересный момент: директор срочно рождённого ООО «Городской диспетчерский центр управления пассажирским транспортом» тоже Андрей Шевченко.
Таким образом, лица и организации, стоящие за фирмой-победителем, вырисовываются вполне отчетливо.
ЧИСТАЯ ВЫГОДА
Казалось бы, какая разница для простых пензенцев, кто выиграл в этом конкурсе и кто будет заниматься мониторингом пассажирского транспорта? Может быть, победившая фирма действительно справится с этим лучше любой другой. Тем более, что она соответствует всем условиям конкурса.
Но здесь все упирается в деньги. Монополии вообще характерны тем, что склонны устанавливать те цены на свои товары и услуги, которые им нравятся, ограничиваясь при этом только собственными аппетитами.
В ксерокопии договора, который ООО «Городской диспетчерский центр управления пассажирским транспортом» предлагает своим будущим клиентам, стоимость их услуг -49 руб. 14 коп. в день. Это примерно 1500 руб. в месяц за одну машину.
Плюс к этому, в договоре весьма туманно обозначено, что заказчик должен будет платить и за сотовую связь для обеспечения мониторинга, а это еще примерно 150 руб.
Итого - примерно 1700 руб. в месяц.
В фирме ООО «Пеленг» обслуживание вместе с сотовой связью стоит 650 руб. Это уже давно устоявшаяся цена, и она на 1000 руб. ниже, чем у новоявленного победителя конкурса.
Перевозчики возмущены: их по сути заставляют заключать договор в 3 раза дороже. Для простых пензенцев, которые пользуются общественным транспортом, это тоже больной вопрос.
Из денег, которые с 30 апреля переплачивают пассажиры за проезд, примерно десять копеек с каждой поездки будут уходить в карман монополиста.
В связи с этим в несколько ином свете видится недавнее повышение стоимости проезда в общественном транспорте.
СЧАСТЛИВАЯ РАЗВЯЗКА?
Рассудив, что условия конкурса по выбору уполномоченного оператора нарушают антимонопольное законодательство и закон «О защите конкуренции», Виктор Терентьев обратился с жалобой в ФАС.
На ее основании и на основании заявлений других обиженных предприятий 26 апреля 2012 г. комиссия Пензенского УФАС России рассмотрела дело в отношении администрации г. Пензы по признакам нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».
Исходя из текста Положения о проведении конкурса, «невозможно сделать однозначный вывод о том, какие именно лицензии должен иметь уполномоченный оператор и существует ли необходимость в их наличии».
Также в этом положении «не прописан порядок определения победителя конкурса при равных условиях заявок».
Рассмотрев материалы дела, комиссия Пензенского УФАС России приняла решение о признании администрации г. Пензы «нарушившей требование части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».
Материалы дела будут переданы уполномоченному лицу антимонопольного управления для возбуждения дела об административном правонарушении».
Информация об этом решении размещена на сайте УФАС по Пензенской области.
Сейчас, имея на руках вердикт антимонопольной службы, не допущенные до конкурса предприятия обращаются в суд, который, очевидно, отменит и результаты конкурса.
А если администрация города Пензы не откажется от идеи взять весь ГЛОНАСС-мониторинг пассажирского транспорта под одну крышу, ей придётся разрабатывать новое положение о конкурсе и проводить его, не нарушая антимонопольного законодательства.
Но Виктор Терентьев опасается, что за справедливость еще предстоит побороться: «Сейчас положение постараются так изменить, чтобы ничего не изменилось. А я хочу, чтобы при изменении максимально учли здравый смысл.
Я пришел к вам, чтобы создать общественную атмосферу, чтобы люди об этом знали. Чтобы в администрации думали, как писать положение.
Сейчас есть рынок, он сложился. Складываются и цены. К сожалению, у нас капитализм. Но пусть уж тогда он и будет.
Дайте мне работать нормально, не кошмарьте. Я хочу рынка!»
Антон Инюшев