Постановление по делу № 2-06/08-2014 об административном правонарушении в отношении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 6»

Номер дела: 2-06/08-2014
Дата публикации: 6 марта 2014, 10:19

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 2-06/08-2014

04 марта 2013 г.

г. Пенза

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 2-06/08-2014, возбужденного в отношении Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 6» (ИНН 5257072937, ОГРН 1055230028006, г. Нижний Новгород, ГСП-62, ул. Алексеевская, 10/16) (далее – ОАО «ТГК-6»), при участии защитника Общества <…> (паспорт <…> выдан <…>, зарегистрирован по адресу <…>), действующего на основании доверенности  от 24.12.2013 № 37,

УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение поступил протокол № 2-06/08-2014 от 18.02.2014 г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), составленный главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – антимонопольный орган, Пензенское УФАС России) <…> в отношении ОАО ««ТГК-6» и материалы административного дела № 2-06/08-2014.

Из протокола об административном правонарушении следует, что решением Пензенского УФАС России по делу № 2-03/33-2013 от 09.01.2014 г. действия ОАО «ТГК-6», выразившиеся в предъявлении и взимании необоснованной платы за услуги теплоснабжения, которое повлекло ущемление интересов жителей многоквартирного дома № 4 по ул. Калинина, признаны злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1.2. статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

На рассмотрении дела представитель ОАО «ТГК-6» ознакомлен с правами лица, в отношении которого ведется производство по делу, установленными частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель ОАО «ТГК-6» при рассмотрении дела об административном правонарушении пояснил, что рассматриваемые обстоятельства, которые квалифицированы антимонопольным органом как нарушение антимонопольного законодательства, устранены Обществом до возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Заявил ходатайство о применении при рассмотрении дела положений статьи 2.9 КоАП РФ в связи с тем, что при добровольном устранении Обществом административного правонарушения количество излишне предъявленных жителям дома № 4 по ул. Калинина к оплате тепловых потерь в размере 341 Гкал зачтено при взаимозачетах за ноябрь и декабрь 2013 г. Рассматриваемые действия Общества не несут какой-либо угрозы общественным отношениям, не причинили существенного вреда интересам жителей.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 2-06/08-2014, материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/33-2013, выслушав объяснения лица, в отношении которого возбуждено данное дело, прихожу к следующему выводу.

Факт совершения ОАО «ТГК-6» действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации доказан в ходе рассмотрения дела № 2-03/33-2013 о нарушении антимонопольного законодательства и подтверждается представленными в деле доказательствами.

Из материалов дела № 2-03/33-2013 следует, что Приказом Пензенского УФАС России от 21.10.2008 г. № 115 ОАО «ТГК-6» в лице Пензенского филиала включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, на рынке услуг по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 40.30.1, 40.30.2, 40.30.3) на территории  г. Пензы, охваченной присоединенными тепловыми сетями, с долей более 50 %.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %.

Таким образом, ОАО «ТГК-6» занимает доминирующее положение на товарном рынке по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 40.30.1, 40.30.2, 40.30.3) на территории г. Пензы, охваченной присоединенными тепловыми сетями, в т.ч. в отношении жителей дома № 4 по ул. Калинина г. Пенза.

28.10.2011 между ООО «УК «Промжилсервис» и ОАО «ТГК-6» заключен договор теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) указанного дома № 3296 (далее – Договор).

Согласно пункту 1.1 Договора теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (мощность), теплоноситель, а потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, теплоносителя.

Пунктом 2.2.1. Договора на теплоснабжающую организацию возложена обязанность подавать тепловую энергию, теплоноситель потребителю в точке поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение № 2), в количестве и режиме, предусмотренном Приложением № 1 к настоящему Договору, и с качеством в соответствии с условиями настоящего Договора. Сведения об объектах Потребителя и субабонентов приведены в приложении № 3 к настоящему Договору.

Как следует из Акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, из Схемы присоединения потребителя (Приложение № 2, № 2.1 к Договору), точка подключения Абонента – ТК № 2218. Границей разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон является второй фланец задвижки на подающем трубопроводе и первый фланец задвижке на обратном трубопроводе в ТК № 2218. Узел учета тепловой энергии расположен в многоквартирном доме.

Согласно акту приемки-сдачи теплотрассы от 30.09.2011 г. застройщиком в лице ОАО «Пензпромстрой» переданы в эксплуатацию ООО «УК «Промжилсервис» теплотрасса от точки врезки в камере ТК 2218 до узла ввода протяженность 288 м., индивидуальный тепловой пункт с приборами учета и внутренняя система отопления блок/секции № 1 и № 2 жилого дома переменной этажности по ул. Калинина 4.

В соответствии с Кадастровым паспортом от 29.08.2012 г. на сооружение (кадастровый номер 56:401:002:000072160) протяженность теплотрассы составляет 288 м., год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) – 2011 г., место расположение объекта: от точки подключения ТК-2218 примерно в 17,0 м на восток от дома № 17 по      ул. Чкалова до точки ввода с восточной стороны жилого дома по ул. Калинина, 4.

Из указанных документов следует, что узел учета тепловой энергии многоквартирного дома по ул. Калинина, 4 установлен не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей.

Рассматриваемый многоквартирный дом оборудован узлом учета тепловой энергии, установленном на вводе в дом, что подтверждается актами допуска к эксплуатации узла учета тепловой энергии.

Пунктом 3.4 Договора предусмотрено, что при установке приборов учета не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей, количество учтенной ими тепловой энергии, теплоносителя увеличивается (в случае установки приборов учета на тепловых сетях Потребителя после границы балансовой принадлежности сторон) или уменьшается (в случае установки приборов учета на тепловых сетях теплоснабжающей организации до границы балансовой принадлежности сторон) на величину тепловых потерь и утечек тепловой сети от границы балансовой принадлежности сторон до места установки приборов учета, определенную расчетным методом теплоснабжающей организацией, в соответствии с Инструкцией по организации Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии (утв. приказом Минэнерго России № 325 от 30.12.2008 г.).

Согласно Приложению № 6 к Договору количество потребленной тепловой энергии по Договору определяется как количество теплоносителя, определяемого на основании показаний приборов учета, увеличенное на количество теплоносителя с нормативной утечкой теплоносителя в тепловых сетях от границы балансовой принадлежности тепловых сетей до места установки приборов учета.

Как следует из письменных пояснений ОАО «ТГК-6» от 18.10.2013 № 06-1/2107 теплоснабжающая организация производило расчеты по Договору с управляющей компанией на основании показаний общедомового прибора учета с учетом потерь, предусмотренных приложением № 7 к Договору.

Указанное обстоятельство подтверждается расчетными документами, выставленными ОАО «ТГК-6» управляющей компании за период октябрь 2012 – сентябрь 2013 г.

Исходя из положений пункта 3.4 Договора ОАО «ТГК-6» произвело расчет потерь тепловой энергии в тепловых сетях потребителя и субабонентов, что отражено в Приложении № 7 к Договору. При этом, в расчете указан год прокладки тепловой сети  - 1959.

Исходя из произведенного ОАО «ТГК-6» расчета годовое количество потерь тепловой энергии в сетях потребителя и субабонентов составляет 294 Гкал.

Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя утвержден Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 325. Указанный порядок устанавливает зависимость норм тепловых потерь от года постройки (проектирования) сети, а именно, предусмотрены различные нормы тепловых потерь для сетей спроектированных в период с 1959 по 1989; в период с 1990 по 1997; в период с 1998 по 2003; в период с 2004.

Как следует из письменных пояснений, представленных Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 26.11.2013 № 10176 при расчете потерь тепловой энергии участвуют нормы тепловых потерь (плотности теплового потока) теплопроводов, которые зависят от диаметра трубопровода, способа прокладки, года постройки тепловых сетей и температуры теплоносителя.

Таким образом, нормы тепловых потерь, рассчитываемые на основании Приказа Минэнерго России от 30.12.2008 № 325, находятся в прямой зависимости от года постройки тепловых сетей.

Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области произведен расчет потерь на теплотрассе, протяженностью 288 м., от точки подключения ТК-2218 до точки ввода с восточной стороны жилого дома по ул. Калинина, 4, с учетом года постройки сети – 2011.

 Из указанного расчета следует, что нормативные потери в системе теплоснабжения на рассматриваемом участке сети 2011 года постройки составляют 125,96 Гкал в год.

Таким образом, ОАО «ТГК-6» злоупотребив доминирующим положением, необоснованно, в нарушение приказа Минэнерго России от 30.12.2008 № 325, применило при расчете тепловых потерь в сетях многоквартирного дома по ул. Калинина, 4, нормативы, утвержденные для тепловых сетей 1959 года постройки (прокладки).

Указанные действия теплоснабжающей организации привели к увеличению количества тепловых потерь в сетях, предъявляемых к оплате ООО «УК «Промжилсервис», и как следствие повлекло ущемление интересов собственников (владельцев) жилых (нежилых) помещений многоквартирного дома по ул. Калинина, 4, вынужденных нести необоснованные затраты на услуги теплоснабжения.

При указанных обстоятельствах, действия занимающего доминирующее положение ОАО «ТГК-6», выразившиеся в предъявлении и взимании необоснованной платы за потери тепловой энергии в сетях многоквартирного дома, приводят к ущемлению интересов жителей дома № 4 по ул. Калинина г. Пензы.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о Защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Решением Комиссии Пензенского УФАС России от 30.12.2013 г. по делу № 2-03/33-2013 действия ОАО «ТГК-6», выразившиеся в предъявлении и взимании необоснованной платы за услуги теплоснабжения, которые повлекли ущемление интересов жителей многоквартирного дома № 4 по ул. Калинина, признаны злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с добровольным устранением ОАО «ТГК-6» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/33-2013 прекращено.

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, в действиях ОАО «ТГК-6» содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а именно совершение ОАО «ТГК-6», занимающим доминирующее положение на товарном рынке действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Место совершения административного правонарушения – г. Пенза.

Период совершения правонарушения: октябрь 2011 г. - октябрь 2013 г.

На основании части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, согласно статье 4.2 КоАП РФ, учитываются следующие обстоятельства.

ОАО «ТГК-6» добровольно прекратило противоправное поведение.

Общество добровольно возместило жителям дома № 4 по ул. Калинина причиненный ущерб, а именно, ОАО «ТГК-6» произвело зачет излишне предъявленного к оплате объема тепловых потерь в сетях за период октябрь 2011 – октябрь 2013 г.г в счет оплаты тепловой энергии в ноябре и декабре 2013 г.

Общество оказало содействие Пензенскому УФАС России в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, предоставив информацию, в объеме достаточном для полного и всестороннего рассмотрения дела № 2-06/08-2014.

При рассмотрении дела обстоятельства, отягчающие административную ответственность, согласно статье 4.3 КоАП РФ, пункту 3 примечания к статье 14.31 КоАП РФ не установлены.

Рассмотрев ходатайство ОАО «ТГК-6» об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, прихожу к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного ОАО «ТГК-6» административного правонарушения.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности и создает существенную угрозу охраняемым государством Российской Федерацией общественным отношениям в области защиты конкуренции и интересов потребителей услуг.

Данное административное правонарушение посягает на интересы государства, а также на интересы граждан, потребителей коммунальных услуг. Государственный контроль за соблюдением запрета на злоупотребление доминирующим положением на рынке направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества оказанных услуг, а также для обеспечения хозяйствующим субъектам равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является формальным и представляет собой существенную угрозу общественным отношениям, связанным с регулированием хозяйственной (предпринимательской) деятельности организаций в целях пресечения злоупотреблений по отношению к потребителям услуг. Следовательно, опасность совершенного ОАО «ТГК-6» правонарушения заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в факте совершения действий, запрещенных антимонопольным законодательством.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ОАО «ТГК-6» к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению установленного государством запрета на злоупотребление доминирующим положением.

ОАО «ТГК-6», злоупотребив доминирующим положением, нарушило установленный законом порядок при расчете тепловых потерь в сетях многоквартирного дома, что повлекло увеличение количества тепловых потерь в сетях, выставляемых к оплате, и как следствие повлекло ущемление интересов собственников (владельцев) жилых (нежилых) помещений многоквартирного дома по ул. Калинина, 4, вынужденных нести необоснованные затраты на услуги теплоснабжения в период с октября 2011 г. по октябрь 2013 г.  

Согласно части 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Исходя из характера, совершенного ОАО «ТГК-6» административного правонарушения, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также статьей 14.31 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 6» (ИНН 5257072937, ОГРН 1055230028006, г. Нижний Новгород, ГСП-62, ул. Алексеевская, 10/16) наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

2. Наложить на Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 6» административный штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с часть 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумму штрафа надлежит уплатить согласно реквизитам на перечисление штрафных санкций, налагаемых антимонопольными органами в соответствии РФ.

Получатель ИНН 5836011815 КПП 583401001

УФК по Пензенской области

(Управление ФАС России по Пензенской области)

КБК 16111602010016000140

ОКТМО 56701000000

Банк получателя ГРКЦ ГУ

Банка России по Пензенской области

г. Пенза

БИК 045655001

Расчетный счет 40101810300000010001

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 52-03-70).

В силу части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

stdClass Object ( [vid] => 11396 [uid] => 5 [title] => Постановление по делу № 2-06/08-2014 об административном правонарушении в отношении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 6» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11396 [type] => solution [language] => ru [created] => 1399530122 [changed] => 1399530122 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1399530122 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 2-06/08-2014

04 марта 2013 г.

г. Пенза

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 2-06/08-2014, возбужденного в отношении Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 6» (ИНН 5257072937, ОГРН 1055230028006, г. Нижний Новгород, ГСП-62, ул. Алексеевская, 10/16) (далее – ОАО «ТГК-6»), при участии защитника Общества <…> (паспорт <…> выдан <…>, зарегистрирован по адресу <…>), действующего на основании доверенности  от 24.12.2013 № 37,

УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение поступил протокол № 2-06/08-2014 от 18.02.2014 г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), составленный главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – антимонопольный орган, Пензенское УФАС России) <…> в отношении ОАО ««ТГК-6» и материалы административного дела № 2-06/08-2014.

Из протокола об административном правонарушении следует, что решением Пензенского УФАС России по делу № 2-03/33-2013 от 09.01.2014 г. действия ОАО «ТГК-6», выразившиеся в предъявлении и взимании необоснованной платы за услуги теплоснабжения, которое повлекло ущемление интересов жителей многоквартирного дома № 4 по ул. Калинина, признаны злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1.2. статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

На рассмотрении дела представитель ОАО «ТГК-6» ознакомлен с правами лица, в отношении которого ведется производство по делу, установленными частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель ОАО «ТГК-6» при рассмотрении дела об административном правонарушении пояснил, что рассматриваемые обстоятельства, которые квалифицированы антимонопольным органом как нарушение антимонопольного законодательства, устранены Обществом до возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Заявил ходатайство о применении при рассмотрении дела положений статьи 2.9 КоАП РФ в связи с тем, что при добровольном устранении Обществом административного правонарушения количество излишне предъявленных жителям дома № 4 по ул. Калинина к оплате тепловых потерь в размере 341 Гкал зачтено при взаимозачетах за ноябрь и декабрь 2013 г. Рассматриваемые действия Общества не несут какой-либо угрозы общественным отношениям, не причинили существенного вреда интересам жителей.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 2-06/08-2014, материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/33-2013, выслушав объяснения лица, в отношении которого возбуждено данное дело, прихожу к следующему выводу.

Факт совершения ОАО «ТГК-6» действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации доказан в ходе рассмотрения дела № 2-03/33-2013 о нарушении антимонопольного законодательства и подтверждается представленными в деле доказательствами.

Из материалов дела № 2-03/33-2013 следует, что Приказом Пензенского УФАС России от 21.10.2008 г. № 115 ОАО «ТГК-6» в лице Пензенского филиала включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, на рынке услуг по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 40.30.1, 40.30.2, 40.30.3) на территории  г. Пензы, охваченной присоединенными тепловыми сетями, с долей более 50 %.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %.

Таким образом, ОАО «ТГК-6» занимает доминирующее положение на товарном рынке по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 40.30.1, 40.30.2, 40.30.3) на территории г. Пензы, охваченной присоединенными тепловыми сетями, в т.ч. в отношении жителей дома № 4 по ул. Калинина г. Пенза.

28.10.2011 между ООО «УК «Промжилсервис» и ОАО «ТГК-6» заключен договор теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) указанного дома № 3296 (далее – Договор).

Согласно пункту 1.1 Договора теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (мощность), теплоноситель, а потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, теплоносителя.

Пунктом 2.2.1. Договора на теплоснабжающую организацию возложена обязанность подавать тепловую энергию, теплоноситель потребителю в точке поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение № 2), в количестве и режиме, предусмотренном Приложением № 1 к настоящему Договору, и с качеством в соответствии с условиями настоящего Договора. Сведения об объектах Потребителя и субабонентов приведены в приложении № 3 к настоящему Договору.

Как следует из Акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, из Схемы присоединения потребителя (Приложение № 2, № 2.1 к Договору), точка подключения Абонента – ТК № 2218. Границей разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон является второй фланец задвижки на подающем трубопроводе и первый фланец задвижке на обратном трубопроводе в ТК № 2218. Узел учета тепловой энергии расположен в многоквартирном доме.

Согласно акту приемки-сдачи теплотрассы от 30.09.2011 г. застройщиком в лице ОАО «Пензпромстрой» переданы в эксплуатацию ООО «УК «Промжилсервис» теплотрасса от точки врезки в камере ТК 2218 до узла ввода протяженность 288 м., индивидуальный тепловой пункт с приборами учета и внутренняя система отопления блок/секции № 1 и № 2 жилого дома переменной этажности по ул. Калинина 4.

В соответствии с Кадастровым паспортом от 29.08.2012 г. на сооружение (кадастровый номер 56:401:002:000072160) протяженность теплотрассы составляет 288 м., год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) – 2011 г., место расположение объекта: от точки подключения ТК-2218 примерно в 17,0 м на восток от дома № 17 по      ул. Чкалова до точки ввода с восточной стороны жилого дома по ул. Калинина, 4.

Из указанных документов следует, что узел учета тепловой энергии многоквартирного дома по ул. Калинина, 4 установлен не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей.

Рассматриваемый многоквартирный дом оборудован узлом учета тепловой энергии, установленном на вводе в дом, что подтверждается актами допуска к эксплуатации узла учета тепловой энергии.

Пунктом 3.4 Договора предусмотрено, что при установке приборов учета не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей, количество учтенной ими тепловой энергии, теплоносителя увеличивается (в случае установки приборов учета на тепловых сетях Потребителя после границы балансовой принадлежности сторон) или уменьшается (в случае установки приборов учета на тепловых сетях теплоснабжающей организации до границы балансовой принадлежности сторон) на величину тепловых потерь и утечек тепловой сети от границы балансовой принадлежности сторон до места установки приборов учета, определенную расчетным методом теплоснабжающей организацией, в соответствии с Инструкцией по организации Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии (утв. приказом Минэнерго России № 325 от 30.12.2008 г.).

Согласно Приложению № 6 к Договору количество потребленной тепловой энергии по Договору определяется как количество теплоносителя, определяемого на основании показаний приборов учета, увеличенное на количество теплоносителя с нормативной утечкой теплоносителя в тепловых сетях от границы балансовой принадлежности тепловых сетей до места установки приборов учета.

Как следует из письменных пояснений ОАО «ТГК-6» от 18.10.2013 № 06-1/2107 теплоснабжающая организация производило расчеты по Договору с управляющей компанией на основании показаний общедомового прибора учета с учетом потерь, предусмотренных приложением № 7 к Договору.

Указанное обстоятельство подтверждается расчетными документами, выставленными ОАО «ТГК-6» управляющей компании за период октябрь 2012 – сентябрь 2013 г.

Исходя из положений пункта 3.4 Договора ОАО «ТГК-6» произвело расчет потерь тепловой энергии в тепловых сетях потребителя и субабонентов, что отражено в Приложении № 7 к Договору. При этом, в расчете указан год прокладки тепловой сети  - 1959.

Исходя из произведенного ОАО «ТГК-6» расчета годовое количество потерь тепловой энергии в сетях потребителя и субабонентов составляет 294 Гкал.

Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя утвержден Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 325. Указанный порядок устанавливает зависимость норм тепловых потерь от года постройки (проектирования) сети, а именно, предусмотрены различные нормы тепловых потерь для сетей спроектированных в период с 1959 по 1989; в период с 1990 по 1997; в период с 1998 по 2003; в период с 2004.

Как следует из письменных пояснений, представленных Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 26.11.2013 № 10176 при расчете потерь тепловой энергии участвуют нормы тепловых потерь (плотности теплового потока) теплопроводов, которые зависят от диаметра трубопровода, способа прокладки, года постройки тепловых сетей и температуры теплоносителя.

Таким образом, нормы тепловых потерь, рассчитываемые на основании Приказа Минэнерго России от 30.12.2008 № 325, находятся в прямой зависимости от года постройки тепловых сетей.

Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области произведен расчет потерь на теплотрассе, протяженностью 288 м., от точки подключения ТК-2218 до точки ввода с восточной стороны жилого дома по ул. Калинина, 4, с учетом года постройки сети – 2011.

 Из указанного расчета следует, что нормативные потери в системе теплоснабжения на рассматриваемом участке сети 2011 года постройки составляют 125,96 Гкал в год.

Таким образом, ОАО «ТГК-6» злоупотребив доминирующим положением, необоснованно, в нарушение приказа Минэнерго России от 30.12.2008 № 325, применило при расчете тепловых потерь в сетях многоквартирного дома по ул. Калинина, 4, нормативы, утвержденные для тепловых сетей 1959 года постройки (прокладки).

Указанные действия теплоснабжающей организации привели к увеличению количества тепловых потерь в сетях, предъявляемых к оплате ООО «УК «Промжилсервис», и как следствие повлекло ущемление интересов собственников (владельцев) жилых (нежилых) помещений многоквартирного дома по ул. Калинина, 4, вынужденных нести необоснованные затраты на услуги теплоснабжения.

При указанных обстоятельствах, действия занимающего доминирующее положение ОАО «ТГК-6», выразившиеся в предъявлении и взимании необоснованной платы за потери тепловой энергии в сетях многоквартирного дома, приводят к ущемлению интересов жителей дома № 4 по ул. Калинина г. Пензы.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о Защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Решением Комиссии Пензенского УФАС России от 30.12.2013 г. по делу № 2-03/33-2013 действия ОАО «ТГК-6», выразившиеся в предъявлении и взимании необоснованной платы за услуги теплоснабжения, которые повлекли ущемление интересов жителей многоквартирного дома № 4 по ул. Калинина, признаны злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с добровольным устранением ОАО «ТГК-6» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/33-2013 прекращено.

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, в действиях ОАО «ТГК-6» содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а именно совершение ОАО «ТГК-6», занимающим доминирующее положение на товарном рынке действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Место совершения административного правонарушения – г. Пенза.

Период совершения правонарушения: октябрь 2011 г. - октябрь 2013 г.

На основании части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, согласно статье 4.2 КоАП РФ, учитываются следующие обстоятельства.

ОАО «ТГК-6» добровольно прекратило противоправное поведение.

Общество добровольно возместило жителям дома № 4 по ул. Калинина причиненный ущерб, а именно, ОАО «ТГК-6» произвело зачет излишне предъявленного к оплате объема тепловых потерь в сетях за период октябрь 2011 – октябрь 2013 г.г в счет оплаты тепловой энергии в ноябре и декабре 2013 г.

Общество оказало содействие Пензенскому УФАС России в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, предоставив информацию, в объеме достаточном для полного и всестороннего рассмотрения дела № 2-06/08-2014.

При рассмотрении дела обстоятельства, отягчающие административную ответственность, согласно статье 4.3 КоАП РФ, пункту 3 примечания к статье 14.31 КоАП РФ не установлены.

Рассмотрев ходатайство ОАО «ТГК-6» об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, прихожу к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного ОАО «ТГК-6» административного правонарушения.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности и создает существенную угрозу охраняемым государством Российской Федерацией общественным отношениям в области защиты конкуренции и интересов потребителей услуг.

Данное административное правонарушение посягает на интересы государства, а также на интересы граждан, потребителей коммунальных услуг. Государственный контроль за соблюдением запрета на злоупотребление доминирующим положением на рынке направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества оказанных услуг, а также для обеспечения хозяйствующим субъектам равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является формальным и представляет собой существенную угрозу общественным отношениям, связанным с регулированием хозяйственной (предпринимательской) деятельности организаций в целях пресечения злоупотреблений по отношению к потребителям услуг. Следовательно, опасность совершенного ОАО «ТГК-6» правонарушения заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в факте совершения действий, запрещенных антимонопольным законодательством.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ОАО «ТГК-6» к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению установленного государством запрета на злоупотребление доминирующим положением.

ОАО «ТГК-6», злоупотребив доминирующим положением, нарушило установленный законом порядок при расчете тепловых потерь в сетях многоквартирного дома, что повлекло увеличение количества тепловых потерь в сетях, выставляемых к оплате, и как следствие повлекло ущемление интересов собственников (владельцев) жилых (нежилых) помещений многоквартирного дома по ул. Калинина, 4, вынужденных нести необоснованные затраты на услуги теплоснабжения в период с октября 2011 г. по октябрь 2013 г.  

Согласно части 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Исходя из характера, совершенного ОАО «ТГК-6» административного правонарушения, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также статьей 14.31 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 6» (ИНН 5257072937, ОГРН 1055230028006, г. Нижний Новгород, ГСП-62, ул. Алексеевская, 10/16) наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

2. Наложить на Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 6» административный штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с часть 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумму штрафа надлежит уплатить согласно реквизитам на перечисление штрафных санкций, налагаемых антимонопольными органами в соответствии РФ.

Получатель ИНН 5836011815 КПП 583401001

УФК по Пензенской области

(Управление ФАС России по Пензенской области)

КБК 16111602010016000140

ОКТМО 56701000000

Банк получателя ГРКЦ ГУ

Банка России по Пензенской области

г. Пенза

БИК 045655001

Расчетный счет 40101810300000010001

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 52-03-70).

В силу части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 2-06/08-2014

04 марта 2013 г.

г. Пенза

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 2-06/08-2014, возбужденного в отношении Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 6» (ИНН 5257072937, ОГРН 1055230028006, г. Нижний Новгород, ГСП-62, ул. Алексеевская, 10/16) (далее – ОАО «ТГК-6»), при участии защитника Общества <…> (паспорт <…> выдан <…>, зарегистрирован по адресу <…>), действующего на основании доверенности  от 24.12.2013 № 37,

УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение поступил протокол № 2-06/08-2014 от 18.02.2014 г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), составленный главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – антимонопольный орган, Пензенское УФАС России) <…> в отношении ОАО ««ТГК-6» и материалы административного дела № 2-06/08-2014.

Из протокола об административном правонарушении следует, что решением Пензенского УФАС России по делу № 2-03/33-2013 от 09.01.2014 г. действия ОАО «ТГК-6», выразившиеся в предъявлении и взимании необоснованной платы за услуги теплоснабжения, которое повлекло ущемление интересов жителей многоквартирного дома № 4 по ул. Калинина, признаны злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1.2. статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

На рассмотрении дела представитель ОАО «ТГК-6» ознакомлен с правами лица, в отношении которого ведется производство по делу, установленными частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель ОАО «ТГК-6» при рассмотрении дела об административном правонарушении пояснил, что рассматриваемые обстоятельства, которые квалифицированы антимонопольным органом как нарушение антимонопольного законодательства, устранены Обществом до возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Заявил ходатайство о применении при рассмотрении дела положений статьи 2.9 КоАП РФ в связи с тем, что при добровольном устранении Обществом административного правонарушения количество излишне предъявленных жителям дома № 4 по ул. Калинина к оплате тепловых потерь в размере 341 Гкал зачтено при взаимозачетах за ноябрь и декабрь 2013 г. Рассматриваемые действия Общества не несут какой-либо угрозы общественным отношениям, не причинили существенного вреда интересам жителей.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 2-06/08-2014, материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/33-2013, выслушав объяснения лица, в отношении которого возбуждено данное дело, прихожу к следующему выводу.

Факт совершения ОАО «ТГК-6» действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации доказан в ходе рассмотрения дела № 2-03/33-2013 о нарушении антимонопольного законодательства и подтверждается представленными в деле доказательствами.

Из материалов дела № 2-03/33-2013 следует, что Приказом Пензенского УФАС России от 21.10.2008 г. № 115 ОАО «ТГК-6» в лице Пензенского филиала включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, на рынке услуг по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 40.30.1, 40.30.2, 40.30.3) на территории  г. Пензы, охваченной присоединенными тепловыми сетями, с долей более 50 %.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %.

Таким образом, ОАО «ТГК-6» занимает доминирующее положение на товарном рынке по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 40.30.1, 40.30.2, 40.30.3) на территории г. Пензы, охваченной присоединенными тепловыми сетями, в т.ч. в отношении жителей дома № 4 по ул. Калинина г. Пенза.

28.10.2011 между ООО «УК «Промжилсервис» и ОАО «ТГК-6» заключен договор теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) указанного дома № 3296 (далее – Договор).

Согласно пункту 1.1 Договора теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (мощность), теплоноситель, а потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, теплоносителя.

Пунктом 2.2.1. Договора на теплоснабжающую организацию возложена обязанность подавать тепловую энергию, теплоноситель потребителю в точке поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение № 2), в количестве и режиме, предусмотренном Приложением № 1 к настоящему Договору, и с качеством в соответствии с условиями настоящего Договора. Сведения об объектах Потребителя и субабонентов приведены в приложении № 3 к настоящему Договору.

Как следует из Акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, из Схемы присоединения потребителя (Приложение № 2, № 2.1 к Договору), точка подключения Абонента – ТК № 2218. Границей разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон является второй фланец задвижки на подающем трубопроводе и первый фланец задвижке на обратном трубопроводе в ТК № 2218. Узел учета тепловой энергии расположен в многоквартирном доме.

Согласно акту приемки-сдачи теплотрассы от 30.09.2011 г. застройщиком в лице ОАО «Пензпромстрой» переданы в эксплуатацию ООО «УК «Промжилсервис» теплотрасса от точки врезки в камере ТК 2218 до узла ввода протяженность 288 м., индивидуальный тепловой пункт с приборами учета и внутренняя система отопления блок/секции № 1 и № 2 жилого дома переменной этажности по ул. Калинина 4.

В соответствии с Кадастровым паспортом от 29.08.2012 г. на сооружение (кадастровый номер 56:401:002:000072160) протяженность теплотрассы составляет 288 м., год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) – 2011 г., место расположение объекта: от точки подключения ТК-2218 примерно в 17,0 м на восток от дома № 17 по      ул. Чкалова до точки ввода с восточной стороны жилого дома по ул. Калинина, 4.

Из указанных документов следует, что узел учета тепловой энергии многоквартирного дома по ул. Калинина, 4 установлен не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей.

Рассматриваемый многоквартирный дом оборудован узлом учета тепловой энергии, установленном на вводе в дом, что подтверждается актами допуска к эксплуатации узла учета тепловой энергии.

Пунктом 3.4 Договора предусмотрено, что при установке приборов учета не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей, количество учтенной ими тепловой энергии, теплоносителя увеличивается (в случае установки приборов учета на тепловых сетях Потребителя после границы балансовой принадлежности сторон) или уменьшается (в случае установки приборов учета на тепловых сетях теплоснабжающей организации до границы балансовой принадлежности сторон) на величину тепловых потерь и утечек тепловой сети от границы балансовой принадлежности сторон до места установки приборов учета, определенную расчетным методом теплоснабжающей организацией, в соответствии с Инструкцией по организации Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии (утв. приказом Минэнерго России № 325 от 30.12.2008 г.).

Согласно Приложению № 6 к Договору количество потребленной тепловой энергии по Договору определяется как количество теплоносителя, определяемого на основании показаний приборов учета, увеличенное на количество теплоносителя с нормативной утечкой теплоносителя в тепловых сетях от границы балансовой принадлежности тепловых сетей до места установки приборов учета.

Как следует из письменных пояснений ОАО «ТГК-6» от 18.10.2013 № 06-1/2107 теплоснабжающая организация производило расчеты по Договору с управляющей компанией на основании показаний общедомового прибора учета с учетом потерь, предусмотренных приложением № 7 к Договору.

Указанное обстоятельство подтверждается расчетными документами, выставленными ОАО «ТГК-6» управляющей компании за период октябрь 2012 – сентябрь 2013 г.

Исходя из положений пункта 3.4 Договора ОАО «ТГК-6» произвело расчет потерь тепловой энергии в тепловых сетях потребителя и субабонентов, что отражено в Приложении № 7 к Договору. При этом, в расчете указан год прокладки тепловой сети  - 1959.

Исходя из произведенного ОАО «ТГК-6» расчета годовое количество потерь тепловой энергии в сетях потребителя и субабонентов составляет 294 Гкал.

Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя утвержден Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 325. Указанный порядок устанавливает зависимость норм тепловых потерь от года постройки (проектирования) сети, а именно, предусмотрены различные нормы тепловых потерь для сетей спроектированных в период с 1959 по 1989; в период с 1990 по 1997; в период с 1998 по 2003; в период с 2004.

Как следует из письменных пояснений, представленных Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 26.11.2013 № 10176 при расчете потерь тепловой энергии участвуют нормы тепловых потерь (плотности теплового потока) теплопроводов, которые зависят от диаметра трубопровода, способа прокладки, года постройки тепловых сетей и температуры теплоносителя.

Таким образом, нормы тепловых потерь, рассчитываемые на основании Приказа Минэнерго России от 30.12.2008 № 325, находятся в прямой зависимости от года постройки тепловых сетей.

Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области произведен расчет потерь на теплотрассе, протяженностью 288 м., от точки подключения ТК-2218 до точки ввода с восточной стороны жилого дома по ул. Калинина, 4, с учетом года постройки сети – 2011.

 Из указанного расчета следует, что нормативные потери в системе теплоснабжения на рассматриваемом участке сети 2011 года постройки составляют 125,96 Гкал в год.

Таким образом, ОАО «ТГК-6» злоупотребив доминирующим положением, необоснованно, в нарушение приказа Минэнерго России от 30.12.2008 № 325, применило при расчете тепловых потерь в сетях многоквартирного дома по ул. Калинина, 4, нормативы, утвержденные для тепловых сетей 1959 года постройки (прокладки).

Указанные действия теплоснабжающей организации привели к увеличению количества тепловых потерь в сетях, предъявляемых к оплате ООО «УК «Промжилсервис», и как следствие повлекло ущемление интересов собственников (владельцев) жилых (нежилых) помещений многоквартирного дома по ул. Калинина, 4, вынужденных нести необоснованные затраты на услуги теплоснабжения.

При указанных обстоятельствах, действия занимающего доминирующее положение ОАО «ТГК-6», выразившиеся в предъявлении и взимании необоснованной платы за потери тепловой энергии в сетях многоквартирного дома, приводят к ущемлению интересов жителей дома № 4 по ул. Калинина г. Пензы.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о Защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Решением Комиссии Пензенского УФАС России от 30.12.2013 г. по делу № 2-03/33-2013 действия ОАО «ТГК-6», выразившиеся в предъявлении и взимании необоснованной платы за услуги теплоснабжения, которые повлекли ущемление интересов жителей многоквартирного дома № 4 по ул. Калинина, признаны злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с добровольным устранением ОАО «ТГК-6» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/33-2013 прекращено.

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, в действиях ОАО «ТГК-6» содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а именно совершение ОАО «ТГК-6», занимающим доминирующее положение на товарном рынке действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Место совершения административного правонарушения – г. Пенза.

Период совершения правонарушения: октябрь 2011 г. - октябрь 2013 г.

На основании части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, согласно статье 4.2 КоАП РФ, учитываются следующие обстоятельства.

ОАО «ТГК-6» добровольно прекратило противоправное поведение.

Общество добровольно возместило жителям дома № 4 по ул. Калинина причиненный ущерб, а именно, ОАО «ТГК-6» произвело зачет излишне предъявленного к оплате объема тепловых потерь в сетях за период октябрь 2011 – октябрь 2013 г.г в счет оплаты тепловой энергии в ноябре и декабре 2013 г.

Общество оказало содействие Пензенскому УФАС России в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, предоставив информацию, в объеме достаточном для полного и всестороннего рассмотрения дела № 2-06/08-2014.

При рассмотрении дела обстоятельства, отягчающие административную ответственность, согласно статье 4.3 КоАП РФ, пункту 3 примечания к статье 14.31 КоАП РФ не установлены.

Рассмотрев ходатайство ОАО «ТГК-6» об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, прихожу к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного ОАО «ТГК-6» административного правонарушения.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности и создает существенную угрозу охраняемым государством Российской Федерацией общественным отношениям в области защиты конкуренции и интересов потребителей услуг.

Данное административное правонарушение посягает на интересы государства, а также на интересы граждан, потребителей коммунальных услуг. Государственный контроль за соблюдением запрета на злоупотребление доминирующим положением на рынке направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества оказанных услуг, а также для обеспечения хозяйствующим субъектам равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является формальным и представляет собой существенную угрозу общественным отношениям, связанным с регулированием хозяйственной (предпринимательской) деятельности организаций в целях пресечения злоупотреблений по отношению к потребителям услуг. Следовательно, опасность совершенного ОАО «ТГК-6» правонарушения заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в факте совершения действий, запрещенных антимонопольным законодательством.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ОАО «ТГК-6» к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению установленного государством запрета на злоупотребление доминирующим положением.

ОАО «ТГК-6», злоупотребив доминирующим положением, нарушило установленный законом порядок при расчете тепловых потерь в сетях многоквартирного дома, что повлекло увеличение количества тепловых потерь в сетях, выставляемых к оплате, и как следствие повлекло ущемление интересов собственников (владельцев) жилых (нежилых) помещений многоквартирного дома по ул. Калинина, 4, вынужденных нести необоснованные затраты на услуги теплоснабжения в период с октября 2011 г. по октябрь 2013 г.  

Согласно части 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Исходя из характера, совершенного ОАО «ТГК-6» административного правонарушения, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также статьей 14.31 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 6» (ИНН 5257072937, ОГРН 1055230028006, г. Нижний Новгород, ГСП-62, ул. Алексеевская, 10/16) наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

2. Наложить на Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 6» административный штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с часть 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумму штрафа надлежит уплатить согласно реквизитам на перечисление штрафных санкций, налагаемых антимонопольными органами в соответствии РФ.

Получатель ИНН 5836011815 КПП 583401001

УФК по Пензенской области

(Управление ФАС России по Пензенской области)

КБК 16111602010016000140

ОКТМО 56701000000

Банк получателя ГРКЦ ГУ

Банка России по Пензенской области

г. Пенза

БИК 045655001

Расчетный счет 40101810300000010001

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 52-03-70).

В силу части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2-06/08-2014 [format] => [safe_value] => 2-06/08-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика и ТЭК [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-06 06:19:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-06 06:19:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1399530122 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )