Решение по жалобе ООО «Медсервис» (№ 3-22/113-2014)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: 3-22/113-2014
Дата публикации: 29 августа 2014, 09:46

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 3-22/113-2014

26 августа 2014 года                                                    г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

<…>,

при участии:

со стороны Организатора совместной закупки – Государственного учреждения– Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ – Пензенское региональное отделение ФСС РФ, Организатор совместной закупки):

<…>;

со стороны подателя жалобы – ООО «Медсервис»:

<…>;

со стороны государственных заказчиков – представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты, что подтверждается материалами дела,

рассмотрев жалобы общества с ограниченной ответственностью «Медсервис», переданные в порядке подведомственности от Пермского УФАС России, Белгородского УФАС России, Тульского УФАС России, Оренбургского УФАС России на действия заказчиков по заключению соглашения о проведении совместного электронного аукциона, а также на положения документации при проведении Организатор совместной закупки – ГУ – Пензенское региональное отделение ФСС РФ для нужд указанных выше заказчиков электронного аукциона «Поставка изделий санитарно-гигиенического назначения», проводимого на сайте оператора электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» http://www.sberbank-ast.ru (извещение №0355100017714000131 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 05.08.2014) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

20 и 22 августа 2014 года в Пензенское УФАС России в порядке передачи по подведомственности поступили идентичные по своему содержанию жалобы общества с ограниченной ответственностью «Медсервис» на действия заказчиков по заключению соглашения о проведении совместного электронного аукциона, а также на положения документации при проведении Организатор совместной закупки – ГУ – Пензенское региональное отделение ФСС РФ для нужд указанных выше заказчиков электронного аукциона «Поставка изделий санитарно-гигиенического назначения» (извещение №0355100017714000131 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 05.08.2014). Первоначальная дата подачи указанных жалоб в территориальные управления Федеральной антимонопольной службы – 18.08.2014.

Указанные жалобы были приняты к рассмотрению и назначены Пензенским УФАС России к рассмотрению на 26.08.2014.

По мнению Заявителя, заказчики, заключив соглашение о проведении совместного электронного аукциона, нарушают требования статьи 8 Закона о контрактной системе, а также статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявитель полагает, что в результате проведения совместного электронного аукциона происходит «укрупнение» общей начальной максимальной цены контрактов до 77 387 010,86 рублей, что приводит к увеличению общего размера обеспечения заявки для участия в электронном аукционе, а также обеспечения исполнений контракта, что в свою очередь, влечет «вытеснение с рынка субъектов малого и среднего предпринимательства».

Кроме того, заявитель считает, что «включение в один лот поставки товара с доставкой до дома получателей, расположенных на большом удалении друг от друга» также ведет к вытеснению хозяйствующих субъектов, которые не могут выполнить данные завышенные требования и таким образом, ограничивает конкуренцию, т.к. допуск для участия в торгах предприятий относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства исключен. Заявитель также указывает, что расчет начальной (максимальной) цены контрактов произведен без учета особенностей регионов, участвующих в совместном электронном аукционе. Таким образом, по мнению заявителя, установленные заказчиками и организатором совместной закупки требования ведут к ограничению количества участников.

Представители организатора совместной закупки с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу от 25.08.2014 (вход. № 3533), считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Заказчики, участвующие в совместном электронном аукционе отзывов на жалобу не представили.

В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

05 августа 2014 года организатором совместной закупки – ГУ – Пензенское региональное отделение ФСС РФ на Официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0355100017714000131 о проведении электронного аукциона, а также документация электронного аукциона «Поставка изделий санитарно-гигиенического назначения». Начальная (максимальная) цена составляет 77 387 010,86 рублей.

Заказчиками являются следующие региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации:

Государственное учреждение – Кировское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение – Тульское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение – Тверское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - региональное отделение ФСС РФ по Республике Марий Эл;

Государственное учреждение - Костромское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - Пензенское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - Оренбургское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - Владимирское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - Белгородское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение – Пермское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - региональное отделение ФСС РФ по Республике Мордовия;

Государственное учреждение - Липецкое региональное отделение ФСС РФ.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.

Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Как следует из материалов дела 09.07.2014 между указанными выше государственными заказчиками заключено Соглашение о проведении совместных аукционов в электронной форме (электронных аукционов) № 193 (далее – Соглашение), в соответствии с пунктом 2.1 которого ГУ – Пензенское региональное отделение ФСС РФ определено организатором совместных закупок.

В отношении довода жалобы об «укрупнении лота и увеличении начальной максимальной цены контракта, что влечет увеличение размера обеспечения заявки и обеспечения контракта и, в свою очередь, вытеснение субъектов малого и среднего предпринимательства» Комиссия Управления установила следующее.

 Согласно части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

Часть 2 статьи 25 Закона о контрактной системе определяет, что организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.

Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, определенные частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Также согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном указанном законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Извещением о проведении электронного аукциона, опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также пунктами 3.1, 3.2 Информационной карты электронного аукциона установлены единые требования к участникам закупки, а также требование, предусмотренное часть. 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 3.6 Информационной карты электронного аукциона не установлены ограничения, связанные с участием в закупке только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Размеры обеспечения заявок на участие в электронном аукционе, а также обеспечения исполнения контракта установлены извещением о проведении электронного аукциона, а также в пунктах 4.4, 5.3 Информационной карты электронного аукциона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В рассматриваемом случае в извещении о проведении электронного аукциона, а также документации об электронном аукционе не установлено каких-либо требований к участникам закупки, влекущих ограничений их количества, а также требований к товару, подлежащему поставке, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.

Исходя из системного толкования Закона о контрактной системе, заказчику предоставлено право самостоятельно определять предмет закупки в соответствии с потребностью в том или ином товаре, устанавливать конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара. Также Закон о контрактной системе не содержит специальных норм, ограничивающих права заказчиков приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.

Кроме того, следует отметить, что нормы статьи 25 Закона о контрактной системе регламентируют порядок проведения совместных закупок, и при этом в них не содержатся положения о допустимом количестве заказчиков или максимальном значении начальной (максимальной) цены контрактов, подлежащих заключению по итогам совместных закупок.

В отношении довода заявителя о «включение в один лот поставки товара с доставкой до дома получателей, расположенных на большом удалении друг от друга» Комиссия Управления установила следующее.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» № 240 от 07.04.2008), Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями, на основании индивидуальной программы реабилитации, разрабатываемой учреждениями медико-социальной экспертизы.

Одной из задач, поставленных перед Фондом социального страхования Российской Федерации является социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Требование доставки товаров непосредственно по месту жительства (пребывания) инвалида обусловлено тем, что инвалиды испытывают ограничение жизнедеятельности, полную или частичную утрату способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Таким образом, само по себе рассматриваемое требование заказчиков о доставке товара не противоречит нормам Закона о контрактной системе.

Доказательств, подтверждающих, что заключение заказчиками соглашения о проведении совместной закупки нарушает требования статьи 8 Закона о контрактной системе заявителем не представлено.

Для выводов об ограничении количества участников закупки, в рассматриваемом случае, необходимо определение границ товарного рынка, его участников, влияния, которое могло оказать заключенное заказчиками Соглашение на сокращение числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке, а также на рост цены товара.

Исходя из вышеизложенного, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, и руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

Признать жалобы общества с ограниченной ответственностью «Медсервис» на действия заказчиков по заключению соглашения о проведении совместного электронного аукциона, а также на положения документации при проведении Организатор совместной закупки – ГУ – Пензенское региональное отделение ФСС РФ для нужд указанных выше заказчиков электронного аукциона «Поставка изделий санитарно-гигиенического назначения» (извещение №0355100017714000131 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 05.08.2014) необоснованными.

Передать материалы по жалобам в отдел контроля закупок, органов власти и рекламы для рассмотрения на наличие признаков нарушения Закона о защите конкуренции.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 12101 [uid] => 5 [title] => Решение по жалобе ООО «Медсервис» (№ 3-22/113-2014) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12101 [type] => solution [language] => ru [created] => 1415947712 [changed] => 1415947712 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1415947712 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 3-22/113-2014

26 августа 2014 года                                                    г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

<…>,

при участии:

со стороны Организатора совместной закупки – Государственного учреждения– Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ – Пензенское региональное отделение ФСС РФ, Организатор совместной закупки):

<…>;

со стороны подателя жалобы – ООО «Медсервис»:

<…>;

со стороны государственных заказчиков – представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты, что подтверждается материалами дела,

рассмотрев жалобы общества с ограниченной ответственностью «Медсервис», переданные в порядке подведомственности от Пермского УФАС России, Белгородского УФАС России, Тульского УФАС России, Оренбургского УФАС России на действия заказчиков по заключению соглашения о проведении совместного электронного аукциона, а также на положения документации при проведении Организатор совместной закупки – ГУ – Пензенское региональное отделение ФСС РФ для нужд указанных выше заказчиков электронного аукциона «Поставка изделий санитарно-гигиенического назначения», проводимого на сайте оператора электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» http://www.sberbank-ast.ru (извещение №0355100017714000131 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 05.08.2014) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

20 и 22 августа 2014 года в Пензенское УФАС России в порядке передачи по подведомственности поступили идентичные по своему содержанию жалобы общества с ограниченной ответственностью «Медсервис» на действия заказчиков по заключению соглашения о проведении совместного электронного аукциона, а также на положения документации при проведении Организатор совместной закупки – ГУ – Пензенское региональное отделение ФСС РФ для нужд указанных выше заказчиков электронного аукциона «Поставка изделий санитарно-гигиенического назначения» (извещение №0355100017714000131 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 05.08.2014). Первоначальная дата подачи указанных жалоб в территориальные управления Федеральной антимонопольной службы – 18.08.2014.

Указанные жалобы были приняты к рассмотрению и назначены Пензенским УФАС России к рассмотрению на 26.08.2014.

По мнению Заявителя, заказчики, заключив соглашение о проведении совместного электронного аукциона, нарушают требования статьи 8 Закона о контрактной системе, а также статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявитель полагает, что в результате проведения совместного электронного аукциона происходит «укрупнение» общей начальной максимальной цены контрактов до 77 387 010,86 рублей, что приводит к увеличению общего размера обеспечения заявки для участия в электронном аукционе, а также обеспечения исполнений контракта, что в свою очередь, влечет «вытеснение с рынка субъектов малого и среднего предпринимательства».

Кроме того, заявитель считает, что «включение в один лот поставки товара с доставкой до дома получателей, расположенных на большом удалении друг от друга» также ведет к вытеснению хозяйствующих субъектов, которые не могут выполнить данные завышенные требования и таким образом, ограничивает конкуренцию, т.к. допуск для участия в торгах предприятий относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства исключен. Заявитель также указывает, что расчет начальной (максимальной) цены контрактов произведен без учета особенностей регионов, участвующих в совместном электронном аукционе. Таким образом, по мнению заявителя, установленные заказчиками и организатором совместной закупки требования ведут к ограничению количества участников.

Представители организатора совместной закупки с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу от 25.08.2014 (вход. № 3533), считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Заказчики, участвующие в совместном электронном аукционе отзывов на жалобу не представили.

В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

05 августа 2014 года организатором совместной закупки – ГУ – Пензенское региональное отделение ФСС РФ на Официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0355100017714000131 о проведении электронного аукциона, а также документация электронного аукциона «Поставка изделий санитарно-гигиенического назначения». Начальная (максимальная) цена составляет 77 387 010,86 рублей.

Заказчиками являются следующие региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации:

Государственное учреждение – Кировское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение – Тульское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение – Тверское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - региональное отделение ФСС РФ по Республике Марий Эл;

Государственное учреждение - Костромское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - Пензенское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - Оренбургское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - Владимирское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - Белгородское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение – Пермское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - региональное отделение ФСС РФ по Республике Мордовия;

Государственное учреждение - Липецкое региональное отделение ФСС РФ.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.

Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Как следует из материалов дела 09.07.2014 между указанными выше государственными заказчиками заключено Соглашение о проведении совместных аукционов в электронной форме (электронных аукционов) № 193 (далее – Соглашение), в соответствии с пунктом 2.1 которого ГУ – Пензенское региональное отделение ФСС РФ определено организатором совместных закупок.

В отношении довода жалобы об «укрупнении лота и увеличении начальной максимальной цены контракта, что влечет увеличение размера обеспечения заявки и обеспечения контракта и, в свою очередь, вытеснение субъектов малого и среднего предпринимательства» Комиссия Управления установила следующее.

 Согласно части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

Часть 2 статьи 25 Закона о контрактной системе определяет, что организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.

Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, определенные частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Также согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном указанном законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Извещением о проведении электронного аукциона, опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также пунктами 3.1, 3.2 Информационной карты электронного аукциона установлены единые требования к участникам закупки, а также требование, предусмотренное часть. 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 3.6 Информационной карты электронного аукциона не установлены ограничения, связанные с участием в закупке только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Размеры обеспечения заявок на участие в электронном аукционе, а также обеспечения исполнения контракта установлены извещением о проведении электронного аукциона, а также в пунктах 4.4, 5.3 Информационной карты электронного аукциона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В рассматриваемом случае в извещении о проведении электронного аукциона, а также документации об электронном аукционе не установлено каких-либо требований к участникам закупки, влекущих ограничений их количества, а также требований к товару, подлежащему поставке, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.

Исходя из системного толкования Закона о контрактной системе, заказчику предоставлено право самостоятельно определять предмет закупки в соответствии с потребностью в том или ином товаре, устанавливать конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара. Также Закон о контрактной системе не содержит специальных норм, ограничивающих права заказчиков приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.

Кроме того, следует отметить, что нормы статьи 25 Закона о контрактной системе регламентируют порядок проведения совместных закупок, и при этом в них не содержатся положения о допустимом количестве заказчиков или максимальном значении начальной (максимальной) цены контрактов, подлежащих заключению по итогам совместных закупок.

В отношении довода заявителя о «включение в один лот поставки товара с доставкой до дома получателей, расположенных на большом удалении друг от друга» Комиссия Управления установила следующее.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» № 240 от 07.04.2008), Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями, на основании индивидуальной программы реабилитации, разрабатываемой учреждениями медико-социальной экспертизы.

Одной из задач, поставленных перед Фондом социального страхования Российской Федерации является социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Требование доставки товаров непосредственно по месту жительства (пребывания) инвалида обусловлено тем, что инвалиды испытывают ограничение жизнедеятельности, полную или частичную утрату способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Таким образом, само по себе рассматриваемое требование заказчиков о доставке товара не противоречит нормам Закона о контрактной системе.

Доказательств, подтверждающих, что заключение заказчиками соглашения о проведении совместной закупки нарушает требования статьи 8 Закона о контрактной системе заявителем не представлено.

Для выводов об ограничении количества участников закупки, в рассматриваемом случае, необходимо определение границ товарного рынка, его участников, влияния, которое могло оказать заключенное заказчиками Соглашение на сокращение числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке, а также на рост цены товара.

Исходя из вышеизложенного, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, и руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

Признать жалобы общества с ограниченной ответственностью «Медсервис» на действия заказчиков по заключению соглашения о проведении совместного электронного аукциона, а также на положения документации при проведении Организатор совместной закупки – ГУ – Пензенское региональное отделение ФСС РФ для нужд указанных выше заказчиков электронного аукциона «Поставка изделий санитарно-гигиенического назначения» (извещение №0355100017714000131 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 05.08.2014) необоснованными.

Передать материалы по жалобам в отдел контроля закупок, органов власти и рекламы для рассмотрения на наличие признаков нарушения Закона о защите конкуренции.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 3-22/113-2014

26 августа 2014 года                                                    г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

<…>,

при участии:

со стороны Организатора совместной закупки – Государственного учреждения– Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ – Пензенское региональное отделение ФСС РФ, Организатор совместной закупки):

<…>;

со стороны подателя жалобы – ООО «Медсервис»:

<…>;

со стороны государственных заказчиков – представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты, что подтверждается материалами дела,

рассмотрев жалобы общества с ограниченной ответственностью «Медсервис», переданные в порядке подведомственности от Пермского УФАС России, Белгородского УФАС России, Тульского УФАС России, Оренбургского УФАС России на действия заказчиков по заключению соглашения о проведении совместного электронного аукциона, а также на положения документации при проведении Организатор совместной закупки – ГУ – Пензенское региональное отделение ФСС РФ для нужд указанных выше заказчиков электронного аукциона «Поставка изделий санитарно-гигиенического назначения», проводимого на сайте оператора электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» http://www.sberbank-ast.ru (извещение №0355100017714000131 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 05.08.2014) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

20 и 22 августа 2014 года в Пензенское УФАС России в порядке передачи по подведомственности поступили идентичные по своему содержанию жалобы общества с ограниченной ответственностью «Медсервис» на действия заказчиков по заключению соглашения о проведении совместного электронного аукциона, а также на положения документации при проведении Организатор совместной закупки – ГУ – Пензенское региональное отделение ФСС РФ для нужд указанных выше заказчиков электронного аукциона «Поставка изделий санитарно-гигиенического назначения» (извещение №0355100017714000131 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 05.08.2014). Первоначальная дата подачи указанных жалоб в территориальные управления Федеральной антимонопольной службы – 18.08.2014.

Указанные жалобы были приняты к рассмотрению и назначены Пензенским УФАС России к рассмотрению на 26.08.2014.

По мнению Заявителя, заказчики, заключив соглашение о проведении совместного электронного аукциона, нарушают требования статьи 8 Закона о контрактной системе, а также статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявитель полагает, что в результате проведения совместного электронного аукциона происходит «укрупнение» общей начальной максимальной цены контрактов до 77 387 010,86 рублей, что приводит к увеличению общего размера обеспечения заявки для участия в электронном аукционе, а также обеспечения исполнений контракта, что в свою очередь, влечет «вытеснение с рынка субъектов малого и среднего предпринимательства».

Кроме того, заявитель считает, что «включение в один лот поставки товара с доставкой до дома получателей, расположенных на большом удалении друг от друга» также ведет к вытеснению хозяйствующих субъектов, которые не могут выполнить данные завышенные требования и таким образом, ограничивает конкуренцию, т.к. допуск для участия в торгах предприятий относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства исключен. Заявитель также указывает, что расчет начальной (максимальной) цены контрактов произведен без учета особенностей регионов, участвующих в совместном электронном аукционе. Таким образом, по мнению заявителя, установленные заказчиками и организатором совместной закупки требования ведут к ограничению количества участников.

Представители организатора совместной закупки с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу от 25.08.2014 (вход. № 3533), считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Заказчики, участвующие в совместном электронном аукционе отзывов на жалобу не представили.

В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

05 августа 2014 года организатором совместной закупки – ГУ – Пензенское региональное отделение ФСС РФ на Официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0355100017714000131 о проведении электронного аукциона, а также документация электронного аукциона «Поставка изделий санитарно-гигиенического назначения». Начальная (максимальная) цена составляет 77 387 010,86 рублей.

Заказчиками являются следующие региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации:

Государственное учреждение – Кировское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение – Тульское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение – Тверское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - региональное отделение ФСС РФ по Республике Марий Эл;

Государственное учреждение - Костромское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - Пензенское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - Оренбургское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - Владимирское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - Белгородское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение – Пермское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение ФСС РФ;

Государственное учреждение - региональное отделение ФСС РФ по Республике Мордовия;

Государственное учреждение - Липецкое региональное отделение ФСС РФ.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.

Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Как следует из материалов дела 09.07.2014 между указанными выше государственными заказчиками заключено Соглашение о проведении совместных аукционов в электронной форме (электронных аукционов) № 193 (далее – Соглашение), в соответствии с пунктом 2.1 которого ГУ – Пензенское региональное отделение ФСС РФ определено организатором совместных закупок.

В отношении довода жалобы об «укрупнении лота и увеличении начальной максимальной цены контракта, что влечет увеличение размера обеспечения заявки и обеспечения контракта и, в свою очередь, вытеснение субъектов малого и среднего предпринимательства» Комиссия Управления установила следующее.

 Согласно части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

Часть 2 статьи 25 Закона о контрактной системе определяет, что организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.

Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, определенные частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Также согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном указанном законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Извещением о проведении электронного аукциона, опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также пунктами 3.1, 3.2 Информационной карты электронного аукциона установлены единые требования к участникам закупки, а также требование, предусмотренное часть. 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 3.6 Информационной карты электронного аукциона не установлены ограничения, связанные с участием в закупке только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Размеры обеспечения заявок на участие в электронном аукционе, а также обеспечения исполнения контракта установлены извещением о проведении электронного аукциона, а также в пунктах 4.4, 5.3 Информационной карты электронного аукциона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В рассматриваемом случае в извещении о проведении электронного аукциона, а также документации об электронном аукционе не установлено каких-либо требований к участникам закупки, влекущих ограничений их количества, а также требований к товару, подлежащему поставке, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.

Исходя из системного толкования Закона о контрактной системе, заказчику предоставлено право самостоятельно определять предмет закупки в соответствии с потребностью в том или ином товаре, устанавливать конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара. Также Закон о контрактной системе не содержит специальных норм, ограничивающих права заказчиков приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.

Кроме того, следует отметить, что нормы статьи 25 Закона о контрактной системе регламентируют порядок проведения совместных закупок, и при этом в них не содержатся положения о допустимом количестве заказчиков или максимальном значении начальной (максимальной) цены контрактов, подлежащих заключению по итогам совместных закупок.

В отношении довода заявителя о «включение в один лот поставки товара с доставкой до дома получателей, расположенных на большом удалении друг от друга» Комиссия Управления установила следующее.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» № 240 от 07.04.2008), Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями, на основании индивидуальной программы реабилитации, разрабатываемой учреждениями медико-социальной экспертизы.

Одной из задач, поставленных перед Фондом социального страхования Российской Федерации является социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Требование доставки товаров непосредственно по месту жительства (пребывания) инвалида обусловлено тем, что инвалиды испытывают ограничение жизнедеятельности, полную или частичную утрату способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Таким образом, само по себе рассматриваемое требование заказчиков о доставке товара не противоречит нормам Закона о контрактной системе.

Доказательств, подтверждающих, что заключение заказчиками соглашения о проведении совместной закупки нарушает требования статьи 8 Закона о контрактной системе заявителем не представлено.

Для выводов об ограничении количества участников закупки, в рассматриваемом случае, необходимо определение границ товарного рынка, его участников, влияния, которое могло оказать заключенное заказчиками Соглашение на сокращение числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке, а также на рост цены товара.

Исходя из вышеизложенного, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, и руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

Признать жалобы общества с ограниченной ответственностью «Медсервис» на действия заказчиков по заключению соглашения о проведении совместного электронного аукциона, а также на положения документации при проведении Организатор совместной закупки – ГУ – Пензенское региональное отделение ФСС РФ для нужд указанных выше заказчиков электронного аукциона «Поставка изделий санитарно-гигиенического назначения» (извещение №0355100017714000131 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 05.08.2014) необоснованными.

Передать материалы по жалобам в отдел контроля закупок, органов власти и рекламы для рассмотрения на наличие признаков нарушения Закона о защите конкуренции.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 3-22/113-2014 [format] => [safe_value] => 3-22/113-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-29 05:46:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-29 05:46:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1415947712 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )