Решение по жалобе Пензенского филиала ОАО "РОСНО"

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Дата публикации: 6 марта 2009, 03:00

 

РЕШЕНИЕ
 
3 марта 2009 года                                                                       г. Пенза, ул. Урицкого, 127
 
Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее также - Комиссия) в составе:
-         Мокроусова С.В.- заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,
-         Володина В.А.- начальника отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, заместителя председателя Комиссии,
-         Козлова А.А.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии,
-         Дубровской Т.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии,
-         Михейкиной А.Д.- государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;
при участии со стороны Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области (Управления Роснедвижимости по Пензенской области):
-         Старикова А.В. – начальника территориального межрайонного отдела, представителя по доверенности от 03.03.2009 № 07-01-03/09-8;
-         Кацмана А.М. – заместителя руководителя, представителя по доверенности от 03.03.2009 № 07-01-03/10-д;
-         Романовой Л.В. – главного специалиста-эксперта отдела организационного и хозяйственного обеспечения, представителя по доверенности от 03.03.2009 № 07-01-03/08-8;
со стороны Пензенского филиала ОАО «РОСНО»:
-         Прис Н.Н. – представителя по доверенности от 11.01.2009 № 656;
-         Грековой Н.А. – представителя по доверенности от 03.03.2009 № 83/SY-F-11,
рассмотрев жалобу ОАО «РОСНО» в лице Пензенского филиала на действия Заказчика - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области, конкурсной комиссии Заказчика (далее также – Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», по результатам проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379,
 
УСТАНОВИЛА:
 
24 февраля 2009 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба от участника размещения заказа ОАО «РОСНО» в лице Пензенского филиала ОАО «РОСНО» (далее также – податель жалобы) на действия Заказчика- Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области (далее также- Заказчик), Конкурсной комиссии Заказчика при проведении открытого конкурса «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Податель жалобы считает, что победитель конкурса был определён по единственному критерию – стоимости контракта. Первый порядковый номер конкурсная комиссия присвоила Пензенскому филиалу ОСАО «РЕСО-Гарантия» предложившему в заявке минимальную стоимость контракта – 132 685 рублей 41 копейка (протокол № 3 от 12.02.2009). Использование цены контракта в качестве основополагающего критерия сопоставления заявок на участие в конкурсе нарушает
часть 1 статьи 20 Закона о размещении заказов, так как не позволяет определить лучшие условия исполнения государственного контракта, при прочих равных условиях.
На рассмотрении жалобы представители подателя жалобы пояснили, что страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8.12.2008 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии».
В данном случае цена должна быть одинаковой для всех участников размещения заказа и не может влиять на результаты оценки и сопоставления конкурсных заявок.
Податель жалобы также полагает, что при проведении вышеназванного открытого конкурса была нарушена часть 2 статьи 26 Закона о размещении заказов, поскольку пунктом 4.3 конкурсной документации установлено, что участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, вправе изменить или отозвать заявку в любое время до момента вскрытия комиссией конвертов с заявками путём письменного уведомления заказчика об этом до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Заказчик считает доводы жалобы необоснованными по следующим основаниям.
Конкурсная комиссия не обладает специальными познаниями в области расчёта страховых премий и не имеет полномочий контролировать расчёт, произведённый отдельной страховой компанией. Таким образом, при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе Конкурсная комиссия руководствовалась действующим законодательством и критериями оценки заявок, изложенными в конкурсной документации.
Заказчик считает, что конкурс на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств проведён в соответствии с действующим законодательством, права и законные интересы участников не нарушены.
В результате изучения представленных материалов и сведений Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком - Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области в лице и.о. руководителя Дивеева В.Ф. 16 декабря 2008 года была утверждена конкурсная документация «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Извещение о проведении данного конкурса размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» 16.12.2008 (дата прикрепления файла).
Согласно пункту 5.2 Информационной карты конкурсной документации критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются:
- цена контракта (размер страховой премии);
- качество оказываемых услуг;
- срок оказания услуг.
При этом неценовые критерии в сумме не могут превышать значение 30 баллов, а критерий «цена контракта» - 70 баллов.
Согласно протоколу № 3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 12 февраля 2009 года, Конкурсной комиссией принято решение присвоить первый номер заявке и признать победителем конкурса Пензенский филиал ОСАО «РЕСО-Гарантия» (г. Пенза, ул. Московская, д. 3), предложивший цену контракта в размере 132685,41 руб.
Частью 1 статьи 20 Закона о размещении заказов установлено, что в целях настоящего Федерального закона под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее также – Закон об ОСАГО) определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
При этом в соответствии с Законом об ОСАГО Постановлением Правительства РФ от 8.12.2005 утверждены правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 и страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии.
Указанными нормами законодательства установлены базовые страховые тарифы, а также ряд фиксированных коэффициентов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Следовательно, для конкретного парка транспортных средств сумма страховой премии, определённая в порядке, утверждённом Постановлением Правительства РФ № 739, является фиксированной.
Основываясь на вышеизложенном, а также руководствуясь совместными разъяснениями Минэкономразвития России, ФАС России и Росстрахнадзора от 01.12.2008, государственным и муниципальным заказчикам в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации в соответствии со статьями 21 и 22 Закона о размещении заказов необходимо указывать начальную (максимальную) цену контракта (лота), рассчитанную в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 739, указав при этом, что цена контракта является фиксированной величиной, не подлежащей изменению.
Критерий оценки «цена контракта» - обязателен, однако в данном случае коэффициент весомости этого критерия при определении победителя конкурса будет определяться по правильности начисления страховых выплат, поскольку цена является фиксированной и не подлежит изменению в соответствии с действующим законодательством о страховании.
В процессе проведения процедуры оценки и сопоставления заявок участников конкурса всем допущенным к конкурсу заявкам участников по критерию оценки «цена контракта» конкурсной комиссией должно присваиваться одинаковое количество баллов.
Таким образом, Заказчиком, Конкурсной комиссией Заказчика была нарушена часть 1 статьи 20 Закона о размещении заказов, ввиду того, что критерий «цена контракта» был основополагающим при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», что противоречит действующему законодательству.
2. Комиссией Пензенского УФАС России довод подателя жалобы о том, что Заказчиком нарушено положение части 2 статьи 26 Закона о размещении заказов признан несостоятельным.
Законом о размещении заказов не установлен конкретный порядок отзыва заявки. При этом пункт 11 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов законодатель установил, что конкурсная документация должна содержать порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки. Таким образом, установление определённого порядка отзыва заявок является прерогативой Заказчика.
 
По результатам проведения внеплановой проверки указанного открытого конкурса Комиссия Пензенского УФАС России выявила следующее:
1. Согласно части 1 статьи 23 Закона о размещении заказов в случае проведения открытого конкурса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение конкурсной документации на официальном сайте в срок, предусмотренный частью 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса.
В нарушение данной нормы законодательства Извещение о проведение открытого конкурса размещено на официальном сайте в сети «Интернет» 16 декабря 2008 года, а конкурсная документация – 18 декабря 2008 года время 15:04:31.
2. Части 1-3 статьи 11 устанавливают исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путём проведения торгов. Часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов регламентирует, что кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Пункт 1.6.2 конкурсной документации устанавливает, что участник размещения заказа должен соответствовать следующему требованию: отсутствие аффилированности с Управлением Роснедвижимости по Пензенской области, её сотрудниками и членами комиссии по размещению заказов Управления. Данное требование к участникам размещения заказа действующим законодательством не предусмотрено.
3. Часть 3 статьи 25 Закона о размещении заказов определяет перечень документов и сведений, которые должна содержать заявка на участие в конкурсе. Часть 4 статьи 25 Закона о размещении заказов устанавливает, что требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в" , "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
Пункт 4.5.2 конкурсной документации не соответствует указанным нормам Закона о размещении заказов поскольку им определено, что при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе конкурсная комиссия вправе потребовать от участников размещения заказа предоставления разъяснений положения представленных ими, в том числе и в электронной форме, документов и заявок на участие в конкурсе. В случае если участник размещения заказа не представит соответствующие разъяснения, его заявка может быть отклонена в установленном законом порядке.
С учётом изложенного, а также, руководствуясь частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Пензенского УФАС по контролю в сфере размещения заказов
 
РЕШИЛА:
 
1.                 Признать жалобу участника размещния заказа - ОАО «РОСНО» в лице Пензенского филиала ОАО «РОСНО» частично обоснованной.
2.                 Признать Заказчика - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области нарушившим часть 1 статьи 20 и часть 1 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
3.                 Ввиду того, что государственный контракт № 01/09-Ф на «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств» заключен, предписание не выдавать.
stdClass Object ( [vid] => 6893 [uid] => 1 [title] => Решение по жалобе Пензенского филиала ОАО "РОСНО" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6893 [type] => solution [language] => ru [created] => 1236286800 [changed] => 1370519731 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519731 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ
 
3 марта 2009 года                                                                       г. Пенза, ул. Урицкого, 127
 
Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее также - Комиссия) в составе:
-         Мокроусова С.В.- заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,
-         Володина В.А.- начальника отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, заместителя председателя Комиссии,
-         Козлова А.А.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии,
-         Дубровской Т.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии,
-         Михейкиной А.Д.- государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;
при участии со стороны Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области (Управления Роснедвижимости по Пензенской области):
-         Старикова А.В. – начальника территориального межрайонного отдела, представителя по доверенности от 03.03.2009 № 07-01-03/09-8;
-         Кацмана А.М. – заместителя руководителя, представителя по доверенности от 03.03.2009 № 07-01-03/10-д;
-         Романовой Л.В. – главного специалиста-эксперта отдела организационного и хозяйственного обеспечения, представителя по доверенности от 03.03.2009 № 07-01-03/08-8;
со стороны Пензенского филиала ОАО «РОСНО»:
-         Прис Н.Н. – представителя по доверенности от 11.01.2009 № 656;
-         Грековой Н.А. – представителя по доверенности от 03.03.2009 № 83/SY-F-11,
рассмотрев жалобу ОАО «РОСНО» в лице Пензенского филиала на действия Заказчика - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области, конкурсной комиссии Заказчика (далее также – Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», по результатам проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379,
 
УСТАНОВИЛА:
 
24 февраля 2009 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба от участника размещения заказа ОАО «РОСНО» в лице Пензенского филиала ОАО «РОСНО» (далее также – податель жалобы) на действия Заказчика- Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области (далее также- Заказчик), Конкурсной комиссии Заказчика при проведении открытого конкурса «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Податель жалобы считает, что победитель конкурса был определён по единственному критерию – стоимости контракта. Первый порядковый номер конкурсная комиссия присвоила Пензенскому филиалу ОСАО «РЕСО-Гарантия» предложившему в заявке минимальную стоимость контракта – 132 685 рублей 41 копейка (протокол № 3 от 12.02.2009). Использование цены контракта в качестве основополагающего критерия сопоставления заявок на участие в конкурсе нарушает
часть 1 статьи 20 Закона о размещении заказов, так как не позволяет определить лучшие условия исполнения государственного контракта, при прочих равных условиях.
На рассмотрении жалобы представители подателя жалобы пояснили, что страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8.12.2008 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии».
В данном случае цена должна быть одинаковой для всех участников размещения заказа и не может влиять на результаты оценки и сопоставления конкурсных заявок.
Податель жалобы также полагает, что при проведении вышеназванного открытого конкурса была нарушена часть 2 статьи 26 Закона о размещении заказов, поскольку пунктом 4.3 конкурсной документации установлено, что участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, вправе изменить или отозвать заявку в любое время до момента вскрытия комиссией конвертов с заявками путём письменного уведомления заказчика об этом до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Заказчик считает доводы жалобы необоснованными по следующим основаниям.
Конкурсная комиссия не обладает специальными познаниями в области расчёта страховых премий и не имеет полномочий контролировать расчёт, произведённый отдельной страховой компанией. Таким образом, при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе Конкурсная комиссия руководствовалась действующим законодательством и критериями оценки заявок, изложенными в конкурсной документации.
Заказчик считает, что конкурс на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств проведён в соответствии с действующим законодательством, права и законные интересы участников не нарушены.
В результате изучения представленных материалов и сведений Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком - Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области в лице и.о. руководителя Дивеева В.Ф. 16 декабря 2008 года была утверждена конкурсная документация «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Извещение о проведении данного конкурса размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» 16.12.2008 (дата прикрепления файла).
Согласно пункту 5.2 Информационной карты конкурсной документации критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются:
- цена контракта (размер страховой премии);
- качество оказываемых услуг;
- срок оказания услуг.
При этом неценовые критерии в сумме не могут превышать значение 30 баллов, а критерий «цена контракта» - 70 баллов.
Согласно протоколу № 3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 12 февраля 2009 года, Конкурсной комиссией принято решение присвоить первый номер заявке и признать победителем конкурса Пензенский филиал ОСАО «РЕСО-Гарантия» (г. Пенза, ул. Московская, д. 3), предложивший цену контракта в размере 132685,41 руб.
Частью 1 статьи 20 Закона о размещении заказов установлено, что в целях настоящего Федерального закона под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее также – Закон об ОСАГО) определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
При этом в соответствии с Законом об ОСАГО Постановлением Правительства РФ от 8.12.2005 утверждены правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 и страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии.
Указанными нормами законодательства установлены базовые страховые тарифы, а также ряд фиксированных коэффициентов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Следовательно, для конкретного парка транспортных средств сумма страховой премии, определённая в порядке, утверждённом Постановлением Правительства РФ № 739, является фиксированной.
Основываясь на вышеизложенном, а также руководствуясь совместными разъяснениями Минэкономразвития России, ФАС России и Росстрахнадзора от 01.12.2008, государственным и муниципальным заказчикам в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации в соответствии со статьями 21 и 22 Закона о размещении заказов необходимо указывать начальную (максимальную) цену контракта (лота), рассчитанную в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 739, указав при этом, что цена контракта является фиксированной величиной, не подлежащей изменению.
Критерий оценки «цена контракта» - обязателен, однако в данном случае коэффициент весомости этого критерия при определении победителя конкурса будет определяться по правильности начисления страховых выплат, поскольку цена является фиксированной и не подлежит изменению в соответствии с действующим законодательством о страховании.
В процессе проведения процедуры оценки и сопоставления заявок участников конкурса всем допущенным к конкурсу заявкам участников по критерию оценки «цена контракта» конкурсной комиссией должно присваиваться одинаковое количество баллов.
Таким образом, Заказчиком, Конкурсной комиссией Заказчика была нарушена часть 1 статьи 20 Закона о размещении заказов, ввиду того, что критерий «цена контракта» был основополагающим при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», что противоречит действующему законодательству.
2. Комиссией Пензенского УФАС России довод подателя жалобы о том, что Заказчиком нарушено положение части 2 статьи 26 Закона о размещении заказов признан несостоятельным.
Законом о размещении заказов не установлен конкретный порядок отзыва заявки. При этом пункт 11 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов законодатель установил, что конкурсная документация должна содержать порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки. Таким образом, установление определённого порядка отзыва заявок является прерогативой Заказчика.
 
По результатам проведения внеплановой проверки указанного открытого конкурса Комиссия Пензенского УФАС России выявила следующее:
1. Согласно части 1 статьи 23 Закона о размещении заказов в случае проведения открытого конкурса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение конкурсной документации на официальном сайте в срок, предусмотренный частью 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса.
В нарушение данной нормы законодательства Извещение о проведение открытого конкурса размещено на официальном сайте в сети «Интернет» 16 декабря 2008 года, а конкурсная документация – 18 декабря 2008 года время 15:04:31.
2. Части 1-3 статьи 11 устанавливают исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путём проведения торгов. Часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов регламентирует, что кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Пункт 1.6.2 конкурсной документации устанавливает, что участник размещения заказа должен соответствовать следующему требованию: отсутствие аффилированности с Управлением Роснедвижимости по Пензенской области, её сотрудниками и членами комиссии по размещению заказов Управления. Данное требование к участникам размещения заказа действующим законодательством не предусмотрено.
3. Часть 3 статьи 25 Закона о размещении заказов определяет перечень документов и сведений, которые должна содержать заявка на участие в конкурсе. Часть 4 статьи 25 Закона о размещении заказов устанавливает, что требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в" , "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
Пункт 4.5.2 конкурсной документации не соответствует указанным нормам Закона о размещении заказов поскольку им определено, что при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе конкурсная комиссия вправе потребовать от участников размещения заказа предоставления разъяснений положения представленных ими, в том числе и в электронной форме, документов и заявок на участие в конкурсе. В случае если участник размещения заказа не представит соответствующие разъяснения, его заявка может быть отклонена в установленном законом порядке.
С учётом изложенного, а также, руководствуясь частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Пензенского УФАС по контролю в сфере размещения заказов
 
РЕШИЛА:
 
1.                 Признать жалобу участника размещния заказа - ОАО «РОСНО» в лице Пензенского филиала ОАО «РОСНО» частично обоснованной.
2.                 Признать Заказчика - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области нарушившим часть 1 статьи 20 и часть 1 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
3.                 Ввиду того, что государственный контракт № 01/09-Ф на «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств» заключен, предписание не выдавать.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ
 
3 марта 2009 года                                                                       г. Пенза, ул. Урицкого, 127
 
Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее также - Комиссия) в составе:
-         Мокроусова С.В.- заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,
-         Володина В.А.- начальника отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, заместителя председателя Комиссии,
-         Козлова А.А.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии,
-         Дубровской Т.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии,
-         Михейкиной А.Д.- государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;
при участии со стороны Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области (Управления Роснедвижимости по Пензенской области):
-         Старикова А.В. – начальника территориального межрайонного отдела, представителя по доверенности от 03.03.2009 № 07-01-03/09-8;
-         Кацмана А.М. – заместителя руководителя, представителя по доверенности от 03.03.2009 № 07-01-03/10-д;
-         Романовой Л.В. – главного специалиста-эксперта отдела организационного и хозяйственного обеспечения, представителя по доверенности от 03.03.2009 № 07-01-03/08-8;
со стороны Пензенского филиала ОАО «РОСНО»:
-         Прис Н.Н. – представителя по доверенности от 11.01.2009 № 656;
-         Грековой Н.А. – представителя по доверенности от 03.03.2009 № 83/SY-F-11,
рассмотрев жалобу ОАО «РОСНО» в лице Пензенского филиала на действия Заказчика - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области, конкурсной комиссии Заказчика (далее также – Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», по результатам проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379,
 
УСТАНОВИЛА:
 
24 февраля 2009 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба от участника размещения заказа ОАО «РОСНО» в лице Пензенского филиала ОАО «РОСНО» (далее также – податель жалобы) на действия Заказчика- Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области (далее также- Заказчик), Конкурсной комиссии Заказчика при проведении открытого конкурса «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Податель жалобы считает, что победитель конкурса был определён по единственному критерию – стоимости контракта. Первый порядковый номер конкурсная комиссия присвоила Пензенскому филиалу ОСАО «РЕСО-Гарантия» предложившему в заявке минимальную стоимость контракта – 132 685 рублей 41 копейка (протокол № 3 от 12.02.2009). Использование цены контракта в качестве основополагающего критерия сопоставления заявок на участие в конкурсе нарушает
часть 1 статьи 20 Закона о размещении заказов, так как не позволяет определить лучшие условия исполнения государственного контракта, при прочих равных условиях.
На рассмотрении жалобы представители подателя жалобы пояснили, что страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8.12.2008 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии».
В данном случае цена должна быть одинаковой для всех участников размещения заказа и не может влиять на результаты оценки и сопоставления конкурсных заявок.
Податель жалобы также полагает, что при проведении вышеназванного открытого конкурса была нарушена часть 2 статьи 26 Закона о размещении заказов, поскольку пунктом 4.3 конкурсной документации установлено, что участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, вправе изменить или отозвать заявку в любое время до момента вскрытия комиссией конвертов с заявками путём письменного уведомления заказчика об этом до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Заказчик считает доводы жалобы необоснованными по следующим основаниям.
Конкурсная комиссия не обладает специальными познаниями в области расчёта страховых премий и не имеет полномочий контролировать расчёт, произведённый отдельной страховой компанией. Таким образом, при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе Конкурсная комиссия руководствовалась действующим законодательством и критериями оценки заявок, изложенными в конкурсной документации.
Заказчик считает, что конкурс на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств проведён в соответствии с действующим законодательством, права и законные интересы участников не нарушены.
В результате изучения представленных материалов и сведений Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком - Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области в лице и.о. руководителя Дивеева В.Ф. 16 декабря 2008 года была утверждена конкурсная документация «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Извещение о проведении данного конкурса размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» 16.12.2008 (дата прикрепления файла).
Согласно пункту 5.2 Информационной карты конкурсной документации критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются:
- цена контракта (размер страховой премии);
- качество оказываемых услуг;
- срок оказания услуг.
При этом неценовые критерии в сумме не могут превышать значение 30 баллов, а критерий «цена контракта» - 70 баллов.
Согласно протоколу № 3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 12 февраля 2009 года, Конкурсной комиссией принято решение присвоить первый номер заявке и признать победителем конкурса Пензенский филиал ОСАО «РЕСО-Гарантия» (г. Пенза, ул. Московская, д. 3), предложивший цену контракта в размере 132685,41 руб.
Частью 1 статьи 20 Закона о размещении заказов установлено, что в целях настоящего Федерального закона под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее также – Закон об ОСАГО) определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
При этом в соответствии с Законом об ОСАГО Постановлением Правительства РФ от 8.12.2005 утверждены правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 и страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии.
Указанными нормами законодательства установлены базовые страховые тарифы, а также ряд фиксированных коэффициентов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Следовательно, для конкретного парка транспортных средств сумма страховой премии, определённая в порядке, утверждённом Постановлением Правительства РФ № 739, является фиксированной.
Основываясь на вышеизложенном, а также руководствуясь совместными разъяснениями Минэкономразвития России, ФАС России и Росстрахнадзора от 01.12.2008, государственным и муниципальным заказчикам в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации в соответствии со статьями 21 и 22 Закона о размещении заказов необходимо указывать начальную (максимальную) цену контракта (лота), рассчитанную в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 739, указав при этом, что цена контракта является фиксированной величиной, не подлежащей изменению.
Критерий оценки «цена контракта» - обязателен, однако в данном случае коэффициент весомости этого критерия при определении победителя конкурса будет определяться по правильности начисления страховых выплат, поскольку цена является фиксированной и не подлежит изменению в соответствии с действующим законодательством о страховании.
В процессе проведения процедуры оценки и сопоставления заявок участников конкурса всем допущенным к конкурсу заявкам участников по критерию оценки «цена контракта» конкурсной комиссией должно присваиваться одинаковое количество баллов.
Таким образом, Заказчиком, Конкурсной комиссией Заказчика была нарушена часть 1 статьи 20 Закона о размещении заказов, ввиду того, что критерий «цена контракта» был основополагающим при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», что противоречит действующему законодательству.
2. Комиссией Пензенского УФАС России довод подателя жалобы о том, что Заказчиком нарушено положение части 2 статьи 26 Закона о размещении заказов признан несостоятельным.
Законом о размещении заказов не установлен конкретный порядок отзыва заявки. При этом пункт 11 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов законодатель установил, что конкурсная документация должна содержать порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки. Таким образом, установление определённого порядка отзыва заявок является прерогативой Заказчика.
 
По результатам проведения внеплановой проверки указанного открытого конкурса Комиссия Пензенского УФАС России выявила следующее:
1. Согласно части 1 статьи 23 Закона о размещении заказов в случае проведения открытого конкурса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение конкурсной документации на официальном сайте в срок, предусмотренный частью 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса.
В нарушение данной нормы законодательства Извещение о проведение открытого конкурса размещено на официальном сайте в сети «Интернет» 16 декабря 2008 года, а конкурсная документация – 18 декабря 2008 года время 15:04:31.
2. Части 1-3 статьи 11 устанавливают исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путём проведения торгов. Часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов регламентирует, что кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Пункт 1.6.2 конкурсной документации устанавливает, что участник размещения заказа должен соответствовать следующему требованию: отсутствие аффилированности с Управлением Роснедвижимости по Пензенской области, её сотрудниками и членами комиссии по размещению заказов Управления. Данное требование к участникам размещения заказа действующим законодательством не предусмотрено.
3. Часть 3 статьи 25 Закона о размещении заказов определяет перечень документов и сведений, которые должна содержать заявка на участие в конкурсе. Часть 4 статьи 25 Закона о размещении заказов устанавливает, что требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в" , "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
Пункт 4.5.2 конкурсной документации не соответствует указанным нормам Закона о размещении заказов поскольку им определено, что при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе конкурсная комиссия вправе потребовать от участников размещения заказа предоставления разъяснений положения представленных ими, в том числе и в электронной форме, документов и заявок на участие в конкурсе. В случае если участник размещения заказа не представит соответствующие разъяснения, его заявка может быть отклонена в установленном законом порядке.
С учётом изложенного, а также, руководствуясь частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Пензенского УФАС по контролю в сфере размещения заказов
 
РЕШИЛА:
 
1.                 Признать жалобу участника размещния заказа - ОАО «РОСНО» в лице Пензенского филиала ОАО «РОСНО» частично обоснованной.
2.                 Признать Заказчика - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области нарушившим часть 1 статьи 20 и часть 1 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
3.                 Ввиду того, что государственный контракт № 01/09-Ф на «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств» заключен, предписание не выдавать.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-06 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-06 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321538680 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )