Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке розничной реализации сжиженного углеводородного газа на территории Пензенской области за 2017 - 1 полугодие 2018 гг..

Аналитический отчет

о состоянии конкурентной среды на рынке розничной реализации

сжиженного углеводородного газа

на территории Пензенской области  за 2017 - 1 полугодие 2018 гг..

 

Общие положения

 

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды  на рынке розничной реализации сжиженного углеводородного газа (далее – Отчет) подготовлен по результатам проведенного Пензенским УФАС России анализа данного рынка.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации сжиженного углеводородного газа (далее – СУГ) проводился в связи с рассмотрением обращений граждан по вопросу повышения цен на СУГ на автомобильных газозаправочных станциях в период июнь-сентябрь 2018г. на территории Пензенской области.

Методической основой исследования является Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 (далее – Порядок проведения анализа, Порядок).

Целями настоящего исследования являются:

- выявление условий, влияющих на состояние конкурентной среды рассматриваемого товарного рынка, в том числе выявление наиболее крупных хозяйствующих субъектов, способных оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке;

- определение состава хозяйствующих субъектов – участников рынка и занимаемых ими долей;

- установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов)

- выявление барьеров входа на товарный рынок, а также факторов конъюнктуры, способных оказать негативное воздействие на состояние конкуренции.

- анализ поведения хозяйствующих субъектов на рынке.

В качестве источников исходной информации были использованы:

- сведения  хозяйствующих субъектов – участников рассматриваемого рынка;

- сведения, представленные Нижне-Волжским управлением Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору.

Также при проведении исследования были использованы следующие нормативно-правовые акты и отраслевые документы:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

- Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговой деятельности);

- Приказ ФНС России от 25.05.2016 № ММВ-7-14/333@ «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@» (далее – Приказ ФНС России от 25.05.2016 № ММВ-7-14/333);

- Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»;

- Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»;

- ОСТ  37.001.653-99 «Газобаллонное оборудование для транспортных средств, использующих газ в качестве моторного топлива. Общие технические требования и методы испытаний»;

- ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия»;

- ГОСТ 15860-84 «Баллоны стальные сварные для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа. Технические условия»;  

- НПБ 111-98* «Нормы пожарной безопасности для автозаправочных станций»;

- иные документы с учетом отраслевых особенностей.

 

Временной интервал исследования

 

Для достижения обозначенных целей проводимого исследования необходимо  выявить уже сложившуюся конъюнктуру рассматриваемого товарного рынка, выявить факторы, способствующие установлению существующей рыночной ситуации, в том числе предшествующие данному установлению действия участников рынка. 

В соответствии с этим целесообразно провести ретроспективный анализ данного товарного рынка.

Таким образом, на основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка проведения анализа временным интервалом исследования принимается период – с  2017 год по 1 полугодие 2018 года.

Показатели, используемые для расчета объема рынка и долей его участников рассматриваются в рамках обозначенного временного интервала.

 

Продуктовые границы товарного рынка

 

Предметом исследования при выявлении продуктовых границ является деятельность по розничной реализации товара: пропан-бутана автомобильного (далее также СУГ, пропан-бутан).

Среди свойств товара, определяющих выбор покупателя, можно выделить следующие:

А) Функциональное назначение.

Целью потребления товара является его использование в качестве газомоторного топлива в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) на автотранспортных средствах с установленным газобаллонным оборудованием – ГБО (по ОСТ  37.001.653-99). Следовательно, основным потребительским свойством является возможность для данного товара быть использованным в ДВС с газобаллонным оборудованием и выполнять функцию топлива.

Б) Применение товара.

Способ приобретения, технологические особенности ГБО и объемы продажи (через АГЗС) практически полностью исключают возможность дальнейшей перепродажи товара. Таким образом, применение товара заключается в его личном потреблении – гражданами при использовании личных автотранспортных средств (АТС) с установленным ГБО, либо профессиональном использовании – водителями организаций, в том числе предприятий пассажирских перевозок (вне зависимости от того, состоят ли АТС на балансе организации или являются собственностью (находятся в законном пользовании) водителей).

В) Качественные характеристики.

Вид газа, используемого в ДВС с ГБО определяется в соответствии с ГОСТ 20448-90. Способ поставки: пропан-бутан транспортируется на АГЗС в автоприцепах-цистернах с баз хранения, куда доставляется, как правило, железнодорожным транспортом. На АГЗС нефтяной газ сливают в ёмкости хранения.

Г) Технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели товара определены в ГОСТ 20448-90.

Основные технические характеристики в соответствии с указанным ГОСТом приведены в таблице:

Наименования показателя

Норма для марки

Метод испытания

1

Массовая доля компонентов, %:

 

По ГОСТ 10679

 

сумма метана, этана и этилена

Не нормируется

 

 

сумма пропана и пропилена, не менее

Не нормируется

 

 

сумма бутанов и бутиленов, не более

60

 

2

Объемная доля жидкого остатка при

20 °С, %, не более

1,6

По п. 3.2 ГОСТ 20448-90

3

Давление насыщенных паров, избыточное, МПа, при температуре

 

По п. 3.3 ГОСТ 20448-90 или ГОСТ 28656

 

плюс 45 °С,не более

1,6

 

4

Массовая доля сероводорода и меркаптановой серы, %, не более

0,013

По ГОСТ 22985

 

в том числе: сероводорода не более

0,003

По ГОСТ 22985 или ГОСТ 11382

5

Содержание свободной воды и щелочи

отсутствие

По п. 3.2 ГОСТ 20448-90

6

Интенсивность запаха, баллы, не менее

3

По ГОСТ 22387.5 и п.3.4 ГОСТ 20448-90

 

Среди эксплуатационных показателей стоит отметить следующие:

- при работе на газе не бывает детонации (октановое число больше 100);

- цилиндро-поршневая группа двигателя служит больше (газ не смывает масло со стенок цилиндров и лучше перемешивается с воздухом, что способствует более равномерному сгоранию),
- масло можно менять реже, поскольку оно медленней теряет свои свойства,

Д) Цена.

Розничные цены на пропан-бутан автомобильный не подлежат государственному регулированию, т.е. складываются в условиях конкуренции на основе спроса и предложения на конкретном товарном рынке.

В структуре розничной цены пропан-бутана основным элементом является себестоимость приобретения у оптового поставщика, а также расходы, связанные с реализацией, и прибыль хозяйствующего субъекта.

Е) Условия реализации, способ реализации.

Розничная реализация пропана-бутана имеет ряд специфических особенностей.

Розничная реализация углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива ведется на АГЗС и АГНКС (АГЗС – автомобильная  газозаправочная станция, АГНС – автомобильная газонаполнительная станция).

При этом существует необходимость использования специализированных технологических  систем и оборудования (резервуары, заправочные и сливные колонки, насосы, компрессоры и пр.). Требования к этим системам содержатся в приложении 6 НПБ 111-98*. Данными правилами также установлены специфические (свойственные именно данным объектам) требования к размещению АГЗС, АГНС, к зданиям и сооружениям, требования к средствам противопожарной защиты и пр.

Следует отметить, что на территории одного и того же заправочного комплекса возможна одновременная продажа как пропан-бутана, так и светлых нефтепродуктов (реализовано на заправках ООО «ЛУКОЙЛ-ННП», ООО «Татнефть-АЗС- Запад)).

При этом существуют существенные технологические отличия в используемом оборудовании. Следовательно, со стороны продавцов видов топлива не существует возможности в короткие сроки и без дополнительных издержек переключиться с реализации одного топлива на другой, т.к. это требует приобретения и установки дорогостоящего специализированного (рассчитанного для конкретного вида топлива) оборудования. 

При выявлении товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для пропан-бутана был проведен анализ сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе в рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из классификаторов.

В соответствии с  приказом  ФНС России от 25.05.2016 № ММВ-7-14/333 и письмом ФНС России от 24.06.2016 N ГД-4-14/11306@ «О переходе на новые коды ОКВЭД при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» до 11 июля 2016 года при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применялся ОКВЭД 029-2001 КДЕС Ред. 1. С 11 июля 2016 года при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применяется  ОКВЭД 029-2014 КДЕС Ред. 2.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-20014), розничная торговля газом классифицирована  в Разделе G Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, в Классе 47 Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, в подклассе 47.3 Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах, в группе 47.30 Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах.

Эта группировка включает:

- розничную торговлю топливом для автомобилей и мотоциклов в специализированных магазинах;

- розничную торговлю смазочными материалами и охлаждающими жидкостями для автотранспортных средств

Эта группировка не включает:

- оптовую торговлю топливом, см. 46.71;

- розничную торговлю сжиженным газом для приготовления пищи или отопления, см. 47.78.

Автомобильные бензины по своим качественным и техническим характеристикам имеют принципиальное отличие от пропан-бутана, их использование в системе газобаллонного оборудования полностью исключено вследствие различия в физико-химических свойствах.

Для перехода с газа на бензин необходимо демонтировать ранее установленное ГБО. С учетом того, что обычно переход осуществляется именно с бензина на газ (и возникает необходимость окупить расходы, связанные с установкой оборудования), то обратный переход на бензины не является для потребителя экономически обоснованным.

Следует отметить, что существует возможность использования в качестве моторного топлива сжатый (компримированный) природный газ – метан (ГОСТ 27577-2000). При этом ГБО для компримированного природного газа и для сжиженного газа имеют  принципиальные и конструктивные различия, которые полностью исключают использование компримированного природного газа в качестве моторного топлива в ДВС с ГБО для  сжиженного газа (и наоборот).

Также стоит отметить высокую цену установки оборудования для компримированного природного газа: стоимость перевода разных марок автомобилей на КПГ в среднем составляет от 30 до 65 тыс. рублей. Таким образом, переоборудование автомобиля с уже установленным ГБО для пропан-бутана (с учетом необходимости возврата вложенных средств) на ГБО для природного газа приведет к значительным издержкам покупателя и невозможности их относительно скорого возмещения[1].  

Таким образом, в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции и на основании пункта 3.7 Порядка, можно сделать вывод, что покупатели СУГ фактически не заменяют и не готовы заменить данный товар на иные, учитывая применение, качественные, технические и ценовые характеристики товара.

На основании вышеизложенного, определены следующие продуктовые границы товарного рынка: розничная реализация пропан-бутана автомобильного. 

 

Географические границы товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (п. 4.1 Порядка).

Согласно п. 4.1 Порядка процедура определения географических границ товарного рынка включает предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Географические границы товарного рынка определяются, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на данной территории, не испытывая затруднений и не неся чрезмерных затрат.

Автомобильные газозаправочные станции и автомобильные газонаполнительные станции географически располагаются как внутри административных границ крупных муниципальных образований региона, так и на автодорогах федерального и регионального значения (Пенза-Москва, Москва-Самара и т.п.). Таким образом, рассматриваемый рынок по своему административно-территориальному уровню относится к региональным рынкам.

Исходя из территориальной фиксированности АГЗС, основными ограничениями экономической возможности приобретения СУГ являются месторасположение АГЗС, расстояние до АГЗС, маршрут следования до АГЗС и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением СУГ.

Следует отметить, что все АГЗС и АГНС стационарны и строго привязаны к конкретному территориальному местоположению (в соответствии с выданной лицензией).

Таким образом, продавцы и покупатели товара находятся в границах единого субъекта – Пензенская область. При этом покупатели и продавцы не могут изменить район продаж в силу привязки места покупки (продажи) в соответствии с выданной лицензией к конкретной территории, а покупатели не могут изменить район покупок в силу отсутствия экономической выгоды.

Приобретение товара вне территории Пензенской области сопряжено с выездом покупателя в иной район области, что значительно повышает его (покупателя) издержки и не может быть признано экономически выгодным. С точки зрения экономической целесообразности для розничного покупателя следует учитывать, что на поездку до АГЗС (АГНКС) для заправки автомобиля необходимо затратить определенное количество автомобильного топлива. Для покупателей дальность поездки, необходимой для заправки автомобиля, имеет существенное значение, так как это связано с дополнительным расходом топлива (денег) и времени, так как потребление товара владельцами автомобилей осуществляется довольно часто.

На основании анализа районов продаж (местоположения покупателей) хозяйствующих субъектов (продавцов), фактически действующих на рассматриваемом товарном рынке географические границы товарного рынка определяются границами субъекта Пензенской области.

 

Определение состава хозяйствующих субъектов,

действующих на товарном рынке

 

В соответствии с пунктом 5.1. Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

В соответствии с информацией, полученной от Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (список хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию на территории Пензенской области) в течение выбранного временного интервала в границах рассматриваемого рынка действовали следующие хозяйствующие субъекты:

 

№ п/п

Наименование

Место регистрации

  1.  

ООО «ЛУКОЙЛ -Нижневолжскнефтепродукт»

400048, г. Волгоград, ул. Лесогорская, 85

  1.  

ООО «ЛУКОЙЛ- Югнефтепродукт»

350033, Краснодарский край, г.Краснодар, ул.Ставропольская, 2/1

  1.  

ООО «Газсервис»

440013, г. Пенза, ул. Чаадаева, 155а

  1.  

ООО «Татнефть-АЗС-Запад» Владимирский филиал

г.Москва, ул.Академика Анохина, 8/1

600000, г.Владимир, ул.Девическая, 9

  1.  

ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород»

603950, г.Нижний Новгород, ул.Звездинка,

  1.  

ИП В<...>

 

<...>

  1.  

ИП Ю<...>

<...>

  1.  

ООО «Авангард+»

440018, г.Пенза, ул.Суворова, 167/2

  1.  

ИП С<..>

<...>

  1.  

ИП Г<...>

<...>

  1.  

ООО «Аврора»

440047, г. Пенза, ул. Ульяновская, 56а

  1.  

ООО «Кузнецкрегионгаз»

442530, Пензенская область, г.Кузнецк, ул.Московская, 70А

  1.  

ООО «Энергия Плюс»

440052, г. Пенза, ул. Чкалова, 40-70

  1.  

ООО «Навигатор-2000»

440047, г. Пенза, ул. Побочинская, 1а

 

Среди хозяйствующих субъектов – участников рынка выявлены субъекты, входящие в группу лиц вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК): ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт», ООО «Лукойл-Югнефтепродукт», ООО «Татнефть-АЗС-Запад» Владимирский филиал.

Основными группами покупателей рассматриваемого товара являются: хозяйствующие субъекты, физические лица, осуществляющие эксплуатацию легкового и грузового транспорта, приобретающие пропан-бутан, предназначенный для личного или иного использования (в том числе профессионального).

 

Расчет объема товарного рынка

и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Расчет общего объема товарной массы в обороте за выбранный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка осуществлялся на основании натурального показателя реализации в соответствии с данными представленными участниками рынка. Данный показатель наиболее точно отражает степень участия в общем товарообороте.

Доли хозяйствующих субъектов – частников рынка в определенных временных границах выглядят следующим образом:

 

№     п/п

Наименование

Доля, %

  1.  

ООО «Татнефть-АЗС-Запад»

Владимирский филиал

23,15

  1.  

ООО «Кузнецкрегионгаз»

20,42

  1.  

ООО «ГазСервис»

17,16

  1.  

Группа лиц в составе: ООО «Лукойл – ННП»

ООО «Лукойл-ЮНП»

15,05

  1.  
  1.  

ИП С<...>

6,2

  1.  

ООО «Авангард+»

5,2

  1.  

ИП Г<...>

4,6

  1.  

ООО «Энергия плюс»

3,1

  1.  

ООО «Аврора»

2,1

  1.  

ООО «Навигатор 2000»

1,96

  1.  

ИП Ю<...>

0,92

 

Данные об объемах реализации каждого участника рынка приведены в приложении 1.

В соответствии с п. 6.4. Порядка доля группы лиц на соответствующем товарном рынке определяется как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке и составляющих группу лиц в соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.

Как видно из представленной таблицы, наиболее крупными участниками рынка являются: ООО «Татнефть-АЗС-Запад», ООО «Кузнецкрегионгаз», ООО «ГазСервис», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», ООО «Лукойл-Югнефтепродукт». Совокупная доля данных участников составляет 75,88 процента.

 

Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

в) иные показатели рыночной концентрации.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <=  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <=  < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при  < 45% или HHI < 1000.

Если коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана указывают на различные уровни концентрации товарного рынка, то окончательное решение о типе рынка принимается с учетом характеризующих рассматриваемый рынок признаков, перечисленных в пунктах 9.3 - 9.5 настоящего Порядка.

Показатели рыночной концентрации позволяют оценить степень монополизации рынка и равномерность распределения рыночного влияния среди продавцов.

 

CR крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке г. Пензы:

 

CR = 23,15+20,42+17,16+15,05= 75,88 %

 

HHI = 23,152 + 20,422 + 17,162 + 15,052= 535,92 + 416,98 + 294,47 + 226,5= 1473,87.

 

Учитывая положения пункта 9.5 Порядка, а именно наличие на рассматриваемом товарном рынке значительной доля вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, рынок розничной реализации СУГ на территории Пензенской области характеризуется как высококонцентрированный.

Полученные показатели рыночной концентрации указывают на высокий уровень монополизации рассматриваемого товарного рынка и слабую конкуренцию.

 

Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Процессы развития конкуренции на рынке розничной торговли газомоторным топливом в существенной степени зависят от существующих барьеров входа на фармацевтический рынок, снижение которых может заинтересовать многих новых хозяйствующих субъектов.

Барьеры входа на рынок являются качественными показателями структуры товарного рынка.

К основным экономическим барьерам входа на рынок относятся:

1. Необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, в том числе. Основными статьями затрат при открытии одной АГЗС (при условии ее строительства «с нуля») являются:

- Стоимость земельного участка.

- Стоимость согласований и сбора исходно-разрешительной документации по отводу земельного участка.

- Стоимость проектирования.

- Стоимость согласований и экспертиз по проекту.

- Стоимость оборудования.

- Стоимость строительства.

- Стоимость внешних инженерных сетей.

- Стоимость отчислений на развитие инженерных сетей при получении технических условий.

- Прочие (непредвиденные) расходы.

2. Преимущества действующих на рынке крупных субъектов перед потенциальными участниками рынка.

Основными административными барьерами входа на рынок являются:

1. Необходимость получения лицензии на осуществление деятельности.

  1. Препятствия в отведении земельных участков. 
  2. Экологические ограничения.

Наличие среди участников рынка вертикально-интегрированного хозяйствующего субъекта (ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт», ООО «Лукойл-Югнефтепродукт», ООО «Татнефть-АЗС-Запад») создает для них преимущества по сравнению с потенциальными участниками рынка.

 

 Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Состояние конкурентной среды на локальном рынке розничной реализации пропан-бутана автомобильного на территории Пензенской области позволяет сделать вывод о том, что данный товарный рынок относится к категории рынков с неразвитой конкуренцией и имеет олигопольную структуру, т. к. более 75 % объема рынка принадлежат пяти крупным хозяйствующим субъектам: ООО «Татнефть-АЗС-Запад», ООО «Кузнецкрегионгаз», ООО «ГазСервис», группе лиц  в составе: ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт», ООО «Лукойл-Югнефтепродукт».

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции есть предпосылки для признания доминирующим положение участников рынка: ООО «Татнефть-АЗС-Запад»; ООО «Кузнецкрегионгаз»; ООО «ГазСервис»; группы лиц в составе: ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт», ООО «Лукойл-Югнефтепродукт».

Поскольку выполняются следующие условия:

1) совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Наличие на рынке коллективно доминирующих хозяйствующих субъектов относится к факторам, отрицательно влияющим на состояние конкурентной среды товарного рынка.

Изменение концентрации и состояния конкуренции на данном рынке в ближайшее время маловероятно. Существует возможность данного изменения за счет несущественного перераспределения долей или также добавления новых некрупных участников рынка, или ухода с рынка действующих в настоящее время.

 

 

Приложения к аналитическому отчету: на 1 листе.

 

 

Главный специалист - эксперт                                                           <...>

отдела антимонопольного

контроля и естественных монополий

Пензенского УФАС России

 

Начальник отдела антимонопольного

контроля и естественных монополий

Пензенского УФАС России                                                                    <...>

 

 

 

 

 

Приложение 1

Объемы реализации участников рынка розничной реализации сжиженного углеводородного газа

на территории Пензенской области за период с 2017 по 1 полугодие 2018гг.

 

№     п/п

Наименование

Объем реализации, л

Доля, %

  1.  

ООО «Татнефть-АЗС-Запад»

Владимирский филиал

11 977 716

23,15

  1.  

ООО «Кузнецкрегионгаз»

10 569 254

20,42

  1.  

ООО «ГазСервис»

8 878 565

17,16

  1.  

Группа лиц в составе: ООО «Лукойл – ННП»

ООО «Лукойл-ЮНП»

7 541 191

15,05

  1.  

248 194

  1.  

ИП С<...>

3 215 892

6,2

  1.  

ООО «Авангард+»

2 735 528

5,3

  1.  

ИП Г<...>

2 378 792

4,6

  1.  

ООО «Энергия плюс»

1 624 675

3,1

  1.  

ООО «Аврора»

1 089 252

2,1

  1.  

ООО «Навигатор 2000»

1 014 802

1,96

  1.  

ИП Ю<...>

476 042

0,92

 

ИТОГО:

51 749 904

100

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Установка ГБО для КПГ на бензиновые двигатели экономически целесообразна, однако не входит в предмет исследования взаимозаменяемости с пропан-бутаном.