Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг водоотведения на территории г. Нижний Ломов Пензенской области и положения ООО «Горводоотведение» на данном товарном рынке за период 2011 г.

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг водоотведения на территории г. Нижний Ломов Пензенской области и положения ООО «Горводоотведение» на данном товарном рынке за 2011 г. (далее – Отчет) подготовлен по результатам проведенного Пензенским УФАС России анализа данного рынка.

Методическую основу исследования составил порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 (далее – Порядок проведения анализа).

Анализ рынка проведен в связи с актуализацией Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр).

Целями исследования являются: 

– оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг водоотведения на территории г. Нижний Ломов Пензенской области, выявление хозяйствующих субъектов, занимающих на нем доминирующее положение;

- определение степени доминирования ООО «Горводоотведение» (Пензенская обл., г. Н-Ломов, ул. Красноармейская, 46), осуществляющего деятельность на рынке услуг водоснабжения, с последующим его включением  в Реестр;

- актуализация данных Реестра;

При проведении анализа использовались следующие материалы:

- сведения хозяйствующих субъектов – участников рассматриваемого рынка;

данные Администрации Нижнеломовского района Пензенской области;

- иные материалы с учетом отраслевых особенностей:

Нормативно-правовые акты: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях», Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.1999 года № 167 об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее – Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации), Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 об утверждении правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила предоставления коммунальных услуг гражданам);

Информация общероссийских классификаторов, ГОСТов: Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2001), ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», ГОСТ 25150-82 «Канализация. Термины и Определения», ГОСТ 17.1.1.01.-77 «Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения», СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий».

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Для достижения обозначенных целей проводимого исследования необходимо  выявить уже сложившуюся конъюнктуру рассматриваемого товарного рынка, выявить факторы, способствующие установлению существующей рыночной ситуации. Таким образом, на основании пункта 2.2 Порядка проведения анализа целесообразно провести ретроспективный анализ рынка.

Рынок услуг водоотведения существенно не подвержен сезонным изменениям спроса, т.е. является по указанному параметру стабильным в течении года.

Поскольку тариф на водоотведение регулируется в соответствии с действующим законодательством на календарный год, для проведения анализа товарного рынка целесообразно выбрать временной интервал не менее 1 календарного года.

Услуги по удалению и обработке сточных вод осуществляются ООО «Горводоотведение» для целей водоотведения населения г. Нижнего Ломова с 2009 г. по настоящее время.

Таким образом, на основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка проведения анализа временным интервалом исследования рынка водоотведения в г. Нижний Ломов принимается период 2011 год.

Показатели, используемые для расчета объема рынка и долей его участников рассматриваются в рамках обозначенного временного интервала.

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предметом исследования при выявлении продуктовых границ является «услуга по водоотведению».

В соответствии с пунктом 3.4. Порядка проведения анализа предварительное определение товара может быть проведено на основе  условий договора, заключенного в отношении товара, нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

Условия договора, заключенного в отношении товара.

Предметом договоров, заключаемых ООО «Горводоотведение» с потребителями, является: оказание услуги водоотведения.

Нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность.

Деятельность по водоотведению регулируется Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам и иными нормативно-правовыми актами и отраслевыми документами.

В соответствии с ГОСТом 19185-73 под канализацией понимается отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

Под сточными водами в соответствии с ГОСТ 17.1.1.01-77 понимаются воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека.

Водоотведение - это комплекс инженерных очистных сооружений и санитарных мероприятий, в которых предусматривается приём стоков от населения и промышленных предприятий, транспортирование и очистка сточных вод их с последующим сбросом в реку или на рельеф.

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, водоотведение представляет собой технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Канализационная сеть определена как система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.

В соответствии с данными Правилами централизованная система коммунальной канализации определяется как комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод.

Данные правила также устанавливают, что прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам, заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам водоотведение определяется как отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.

Водоотведение осуществляется с помощью комплекса инженерных сооружений: подземных самотечных трубопроводов, очистных и других сооружений, с помощью которых осуществляется очищение сточных вод, а также обработка и обезвреживание образующихся при этом осадков с одновременной утилизацией ценных веществ.

Общероссийские классификаторы продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2001) «услуга по водоотведению» может быть идентифицирована кодом 90.00.1 «удаление и обработка сточных вод» (Раздел «О» - предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Класс 90 «Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность»).

Таким образом, в ходе предварительного определения товара на основании анализа приведенных источников продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка определены как «услуга по водоотведению».

Среди свойств услуги, определяющих выбор покупателя, можно выделить следующие:

А) Функциональное назначение.

Целью потребления услуги является прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации с помощью комплекса инженерных сооружений.

Б) Применение товара.

Исходя их потребительских свойств услуги водоотведения, можно выделить следующие цели потребления данной услуги:

- санитарные (сброс сточных вод в водные объекты);

- производственные (утилизация ценных веществ).

В) Качественные характеристики, технические характеристики.

Основные характеристики услуги приведены в отраслевых документах: ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», ГОСТ 25150-82 «Канализация. Термины и Определения», ГОСТ 17.1.1.01.-77 «Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения».

Г) Цена.

Статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что цена на услугу водоотведения подлежит государственному регулированию в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении.

Метод определения и выводы о продуктовых границах товарного рынках

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка проведения анализа определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа, определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Рынок в состоянии естественной монополии, а, следовательно, и рассматриваемый рынок, характеризует наличие инженерной инфраструктуры и стойкая тенденция сохранения конъюнктуры, определяемой отсутствием равноценных, с точки зрения потребителя товаров-заменителей.

Естественная монополия определена в Законе о естественных монополиях как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Таким образом, отсутствие у услуги водоотведения возможных заменителей закреплено на законодательном уровне.

Анализ предметов заключаемых потребителями услуги договоров аналогично указывает на то, что потребители фактически не заменяют и не готовы заменить рассматриваемую услугу.

На основании изложенного можно сделать вывод, что по своему функциональному назначению, потребительским свойствам, особенностям производства услуга водоотведения не имеет заменителей, оказывается по месту жительства (местоположения) потребителя, и связана с проведением сетевых коммуникаций потребителю.

Вывод. По спросу и предложению услуга водоотведения невзаимозаменяемая, и представляет собой товарный рынок с продуктовыми границами: «удаление и обработка сточных вод».

4. Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с п. 4.1 Порядка проведения анализа определение географических границ товарного рынка  основывается на экономической, технической и иной возможности покупателя приобрести товар на определенной территории  и отсутсвие  этой возможности за ее пределами.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара было учтено, что обязательным условием для оказания услуги водоотведения является наличие инженерной инфраструктуры (канализационных сетей).

Водоотведение осуществляется с помощью комплекса взаимосвязанных географически определенных инженерных сооружений – канализационных сетей, обеспечивающих сбор и отведение за пределы населенных мест и промышленных предприятий сточных вод, а также очистку и обезвреживание их перед утилизацией.

Как указывалось выше, услуга по водоотведению может быть оказана только организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее – ВКХ), к сетям инженерно-технического обеспечения которой присоединены объекты, принадлежащие потребителю.

Услуга водоотведение неразрывно связана с подключением к сетям инженерно-технического обеспечения ресурсоснабжающей организации, услуги по осуществлению мероприятий по подключению оказываются непосредственно с целью последующего отвода сточных вод потребителя посредством канализационных сетей (подключение объектов потребителя к сетям инженерно-технического обеспечения ресурсоснабжающей организации является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по водоотведению). Возможность заключения договора на водоотведение обусловлена необходимостью заключения обязательного для ресурсоснабжающей организации договора на подключение.

Пункты 9, 15 «Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, устанавливают обязанность ресурсоснабжающей организации на выдачу технических условий и на заключение договора на подключение объекта капитального строительства к принадлежащим данной        организации сетям (этот договор является публичным).

В связи с отсутствием целесообразности (в силу технологических особенностей) развивать на одном и том же участке услугу по водоотведению, организации ВКХ, в большинстве случаев, являются единственными при необходимости осуществления мероприятий по присоединению к системе канализации в зоне расположения своих сетей.

Обязательное наличие сетевой инфраструктуры определяет естественно-монопольный характер рассматриваемой деятельности, что закреплено законодательно в статье 4 Закона о естественных монополиях.

Пункт 4.7. порядка проведения анализа устанавливает, что в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности:

- наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей);

- возможностей покупателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).

С учетом этого можно сделать вывод, что географические границы рассматриваемого товарного рынка определяются расположением инженерной инфраструктуры (сетей) конкретной организации ВКХ (для целей настоящего исследования выбран – ООО «Горводоотведение»).

Потребители, чьи объекты уже присоединены к сетям ресурсоснабжающей организации, могут получить услугу водоотведение только от данной организации, а правообладатели земельных участков, расположенных в указанных границах, в целях водоотведения принадлежащих им объектов стремятся получить данную услугу у владельца сетей.

В связи с изложенным у покупателя отсутствует техническая возможность приобретения услуги у иного продавца в рамках водопроводно-канализационных сетей, принадлежащих ООО «Горводоотведение».

Указанные обстоятельства создают основной барьер для потребителей, чьи  объекты расположены на территории в границах сетей одной из ресурсоснабжающих организаций, осуществить подключение к сетям иных организаций.

Анализ районов продаж (местоположения покупателей) хозяйствующих субъектов (продавцов) фактически действующих на товарном рынке показал, что покупатели рассматриваемой услуги находятся на территории г. Нижнего Ломова Пензенской области.

ООО «Горводоотведение» имеет заключенные договоры на оказание услуги водоотведение с абонентами, подключенными к его сети, на указанной территории, и является единственной организацией, оказывающей услуги в границах своих сетей.

Вывод. На основании анализа расположения сетей инженерно-технического обеспечения ООО «Горводоотведение» и районов продаж (местоположения покупателей), учитывая естественно-монопольный (инфраструктурный) характер рассматриваемой деятельности, границы товарного рынка определяются как территория г. Нижний Ломов Пензенской области, охваченная присоединенными сетями водоотведения, эксплуатируемыми ООО «Горводоотведение».

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 порядком проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

При определении состава хозяйствующих субъектов выявляется такое их количество, чтобы добавление не выявленных хозяйствующих субъектов не приводило бы к изменению выводов о наличии или отсутствии доминирующего положения у крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Поскольку возможность реализации услуг водоотведения в силу ее естественно-монопольного характера напрямую зависит от наличия у хозяйствующего субъекта технологической возможности, выраженной в обладании соответствующими сетями, при выявлении участников рассматриваемого рынка необходимо определить хозяйствующего субъекта, осуществляющего эксплуатацию сетей.

В силу обстоятельств, изложенных в предыдущем разделе, оказание услуги водоотведения наиболее целесообразно при нахождении на данном рынке услуг одного производителя услуг, в связи с существенным понижением издержек производства на единицу услуги при увеличении объема оказания услуг.

Основными группами покупателей рассматриваемой услуги являются: физические лица, юридические лица и учреждения (в том числе бюджетофинансируемые), приобретающие коммунальные услуги для собственных, производственных и (или) бытовых нужд, а также в целях управления жилищным фондом. Данная классификация сформирована с учетом особенностей статистического учета показателей деятельности жилищно-коммунальных организаций.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

На основании Порядка проведения анализа количественной характеристикой объема товарных ресурсов является общий объем реализации (поставки) товара (услуги) в географических границах рынка выделенной группе покупателей в стоимостных и (или) натуральных показателях.

Поскольку деятельность оказания услуг водоотведения зависит от наличия инженерной инфраструктуры (сетей), то наиболее точно охарактеризовать положение хозяйствующего субъекта позволяет анализ емкостного показателя –  объем реализации сточных вод.

Объем оказанных услуг и доля единственного участника рынка в рассматриваемом временном интервале составили:

Временной интервал исследования рынка

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля на товарном рынке, %

2011 год

ООО «Горводоотведение»

100

В силу обстоятельств, изложенных в предыдущем разделе, оказание услуги по водоотведению потребителям, объекты которых расположены в зоне деятельности организации, эксплуатирующей в целях оказания названных услуг сети инженерно-технического обеспечения, возможно только одним хозяйствующим субъектом – владельцем данных сетей, в данном случае ООО «Горводоотведение», другие хозяйствующие субъекты не могут оказывать рассматриваемую услугу по сетям данного хозяйствующего субъекта.

Таким образом, ООО «Горводоотведение» необходимо рассматривать в качестве номинально единственного участника товарного рынка в пределах вышеуказанных географических границ.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Общество имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке, и занимает на нем доминирующее положение.

Вывод. Учитывая указанные выше особенности услуги водоотведения, доля ООО «Горводоотведение» в границах пролегания эксплуатируемых сетей составляет 100 %.

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Показатели рыночной концентрации позволяют оценить степень монополизации рынка и равномерность распределения рыночного влияния среди продавцов.

Рынок характеризуется как высококонцентрированный, с неразвитой конкуренцией.

8. Барьеры входа на товарный рынок

Барьеры входа на рынок определяются следующими факторами: наличием сетевой технологии, отсутствием равноценных, с точки зрения потребителя товаров-заменителей, административными ограничениями.

Необходимость наличия комплекса инженерных сооружений для оказания услуг по водоотведению существенно ограничивает вход на данный рынок новых участников.

Прокладка альтернативных (параллельных) сетей  водоотведения (по отношению к сетям ООО «Горводоотведение») хозяйствующим субъектом – гипотетическим участником рынка не целесообразна, в виду значительных первоначальных капитальных вложений с длительным сроках окупаемости, а также в силу технических особенностей канализационной инфраструктуры.

Административные барьеры в виде получения разрешений и согласований на проведение нового строительства также ограничивает быстрое проникновение других хозяйствующих субъектов на данный рынок.

Так же имеются административные ограничения, которые выражены в том, что основные средства по водоотведению находятся в муниципальной собственности (имущество передается за плату в аренду  для самостоятельного осуществления производственной деятельности). 

Регулирование цен (тарифов) на указанные услуги также являются административным барьером для вхождения на рынок, так как при новом производстве (оказании) услуг затраты значительно выше, чем при отлаженном производстве. Вхождение на рынок нового хозяйствующего субъекта не приведет к снижению цены, и соответственно к увеличению спроса на данную услугу.

Таким образом, на данном этапе развития конъюнктуры рынка указанные барьеры являются непреодолимыми для потенциальных участников.

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Состояние конкурентной среды и количество участников на рынке услуг водоотведения в городе Нижний Ломов позволяет сделать вывод о том, что данный товарный рынок относится к категории рынков с неразвитой конкуренцией.

Основными особенностями деятельности по предоставлению услуги водоотведения являются:

- имущественной основой данной деятельности является сложная инженерная инфраструктура, относящаяся к конкретной территории;

- процесс отведения воды предприятием коммунального хозяйства характеризуется общедоступностью и непрерывностью;

- предприятие коммунального хозяйства в результате мероприятий по очистке сточных вод получают ценный природный ресурс - пресную воду, что, в свою очередь, определяет естественно монопольный характер деятельности предприятия.

Наличие на рассматриваемом рынке хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, значительно уменьшает эластичность спроса на обращаемый товар и создает риск нарушения данным субъектом антимонопольного законодательства.

Сопоставление и анализ качественных и количественных показателей характеризующих структуру рассматриваемого рынка, позволяет точно определить, что рыночная структура изучаемого товарного рынка относится к высококонцентрированным рынкам.

При этом в силу технических особенностей производства развивать на данном участке аналогичную деятельность нецелесообразно.

Занимаемая ООО «Горводоотведение» доля в общем товарном ресурсе указывает на наличие высокого рыночного потенциала и возможности названного хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения названной услуги.

ООО «Горводоотведение» имеет возможность устанавливать особые условия оказания услуг, ущемляющие интересы потребителей.

Кроме того, в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке.

Исходя из конъюнктуры рынка, барьеров входа на него и возможности их преодоления, можно сделать вывод о том, что в ближайшее время изменение конкурентной среды по предоставлению услуг водоотведения в г. Нижний Ломов не предвидится.