Об установлении в документации о торгах требований к поставляемым товарам, оказываемым услугам, выполняемым работам

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В   связи   с   возникающими   вопросами   в   правоприменительной практике законодательства Российской Федерации о размещении заказов по установлению в документации о торгах требований к поставляемым товарам, оказываемым услугам, выполняемым работам Федеральная антимонопольная служба сообщает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 22, частью 2 статьи 34, частью 1 статьи 4 Закона о размещении заказов, документация о торгах должна содержать требования, установленные   заказчиком,   уполномоченным   органом,   к   качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Отсутствие  в документации о торгах требований, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ в полном объеме приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

Таким образом, отсутствие всех технических характеристик товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ в полном объеме в составе документации о торгах означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, лишает участника размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение, и является нарушением части 2 статьи 22, части 2 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, влекущим выдачу предписания о внесении изменений в документацию о торгах.

При этом, в соответствии с частью 3 статьи 22 и частью 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация о торгах может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации о торгах содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации о торгах также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации о торгах на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с Законом о размещении заказов.

Таким образом, при наличии в документации о торгах, техническом задании, являющегося неотъемлемой частью документации о торгах, товарных знаков заказчик не может ограничивать участников размещения заказа в возможности представлять в составе заявки эквивалентные товары, соответствующие качественным и технические характеристикам данного товара, установленных заказчиком в документации о торгах.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 22, 3.1 статьи 34 Закона о размещение заказов документация о торгах не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Таким образом, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара требования к результатам работ, установленные в документации о торгах, также не должны приводить к ограничению количества участников размещения заказа.