Минюст России зарегистрировал приказ, устанавливающий минимальную величину продаваемых на бирже СУГ

9 апреля 2015 года Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало совместный приказ ФАС России и Минэнерго России от 12.01.2015 № 3/15/3 «Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС России и Минэнерго России от 30.04.2013 № 313/13/225» (далее – приказ № 3/15/3).

Приказ № 3/15/3 разработала ФАС России в целях установления критериев для формирования не монопольно высокой цены на сжиженные углеводородные газы (СУГ), предусмотренных частью 5 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ориентируясь на объем внутреннего потребления СУГ на территории Российской Федерации, приказ № 3/15/3 устанавливает значение минимальных величин продаваемых на бирже объемов СУГ на уровне пяти процентов от объема производства в отношении СУГ, используемых для бытовых нужд и в качестве топлива для автомобильного транспорта.

«Приказ позволит обеспечить развитие организованной торговли СУГ в Российской Федерации, до настоящего времени находившейся в рудиментарном состоянии, а также способствует формированию прозрачного внутреннего индикатора цены на СУГ, который будет складываться посредством ценового арбитража между индексами цен сопоставимых зарубежных рынков, внебиржевых сделок и биржевых цен», – отметил начальник Управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин.

Кроме того, приказ № 3/15/3 отменяет действующий в настоящее время приказ ФАС России и Минэнерго России от 30.04.2013 № 313/13/225 «Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках» (далее – приказ № 313/13/225). Вместе с тем, установленные приказом № 313/13/225 минимальная величина продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также требования к торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, сохранены в зарегистрированном приказе № 3/15/3.

Приказ № 3/15/3 предполагает также уменьшение диапазона отклонений ценовых значений заявок на продажу нефтепродуктов и СУГ и введение дополнительной биржевой торговой сессии, призванной удовлетворять потребности по покупке, в том числе занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов.

«Введение дополнительной торговой сессии поспособствует удовлетворению спроса на нефтепродукты и СУГ, а также повысит объективность данных при расчете соответствия реализованных на бирже объемов установленной минимальной величине. При этом хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, предоставляется возможность заключать между собой сделки в рамках отдельной сессии по средневзвешенной цене, сложившейся по результатам «основных» торгов, тем самым оградив себя от возможных претензий антимонопольного органа в части устанавливаемых по данным сделкам цен», - прокомментировала нововведение начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России О.С. Сергеева.

ФАС России