• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Ответы на вопросы, поступившие в рамках публичных обсуждений в 1 квартале 2020 года (20.02.2020 г.)

Вопрос:

Заказчик в обязательном требовании к заявке указал о представлении банковской гарантии на исполнение договора? Правомерен ли данный запрос, ведь оплата комиссии банку за представление гарантии в случае проигрыша поставщика не будет возвращена?

Ответ:

Ответ на данный вопрос взаимосвязан с ответом на предыдущий вопрос.

Повторимся, согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

Частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.

Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с частью 27 статьи 34 настоящего Федерального закона контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.

При этом, уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Следует отметить, что обеспечение исполнения контракта, в том числе, банковская гарантия предоставляется при заключении контракта, т.е. тогда, когда Вы уже определены победителем, а не заранее, что снимает вторую часть Вашего вопроса.

Согласно части 1 статьи 2 ГК РФпредпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Вопрос:

В случае уточнения каких-либо вопросов по оформлению документов для подачи заявки, есть ли какой-то номер телефона, чтобы можно было позвонить и получить разъяснения в случае спорных вопросов (не заказчику, а какой-то службе для уточнения правомерности тех или иных запросов)?

Ответ:

Согласно части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Нормами Закона о контрактной системе (например, часть 7 статьи 54.3, часть 3 статьи 65) предусмотрено право любого участника закупок, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованного на электронной площадке, направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, запрос о даче разъяснений положений документации о закупке.

Компетенция территориальных органов ФАС России определяется Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, согласно которому территориальные органы ФАС России не наделены полномочиями по разъяснению положений законодательства о контрактной системе или консультированию участников закупок.

В случае несогласия с действиями заказчиков, уполномоченных органов, комиссий по осуществлению закупок любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обратиться с соответствующей жалобой в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Вопрос:

В обязательном требовании для участия указывают, чтобы был офис в том городе, где проводится закупка, хотя поставщик может выполнить условия ТЗ удаленно. Правомерно ли указание данного требования?

Ответ:

При ответе на подобный вопрос необходимо сразу отметить, что для корректного ответа крайне мало «исходных» данных.

Например, объект закупки, условия и правовая природа контракта и пр.

Так как, одно дело закупка на поставку какого-либо товара, например, бумаги, канцелярских принадлежностей, автомобилей, строительных материалов и пр., когда поставка в принципе может быть выполнена любым лицом из любой точки при условии соблюдения сроков.

И совсем иное дело – если мы говорим о закупках услуг, потребность в которых у заказчика может быть связана с ограничением удаленного выполнения, например, услуги по обучению (очное обучение, вместо удаленного) или техническое обслуживание сложного оборудования.

Однако, даже в последних случаях требование о наличии «офиса» в месте оказания услуг вызывает вопросы, т.к. при отсутствии запрета на привлечение субподрядчика/соисполнителя, победитель закупки вправе выполнять условия контракта и при этом привлекать субподрядчиков.

Следует отметить, что требования, которые в обязательном порядке устанавливаются заказчиками перечислены в статье 31 Закона о контрактной системе, а именно:

  • непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
  • неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
  • отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
  • отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
  • участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
  • отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
  • участник закупки не является офшорной компанией;
  • отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Также в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает такое требование к участникам закупки на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В случае проведения ряда закупок, определенных законодательством о контрактной системе, например, на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства, устанавливаются дополнительные требования к участникам согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Напоминаем Вам, что в случае несогласия с действиями заказчиков, уполномоченных органов, комиссий по осуществлению закупок Вы в соответствии с законодательством Российской Федерации имеете право обратиться с соответствующей жалобой в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, если такие действия (бездействие) нарушают Ваши права и законные интересы.

Вопрос:

Складывается впечатление, что поставщик никак не защищен, все условия в пользу только заказчика и электронных площадок. Будут ли какие-то изменения в этом направления?

Ответ:

Следует отметить, что, исходя из позиции ФАС России при регулировании отношений в сфере закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд необходимо всегда соблюдать баланс между интересами как заказчиков, так и участников закупок.

В настоящее время, в случае несогласия с действиями заказчиков, уполномоченных органов, комиссий по осуществлению закупок любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обратиться с соответствующей жалобой в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Также согласно части 19 статьи 96 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель)вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексомРоссийской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Также в настоящее время по закупкам на проведение «строительных работ» для подачи заявки зарегистрированным участникам необходимо исключительно дать согласие на выполнение работ с использованием аппаратно-программных средств площадки.

В будущем ФАС России планирует данный принцип постепенно внедрять по всем иным видам закупок.

Также ФАС России планируется внесение изменений в положения Закона о контрактной системе в части ужесточения правил и возможности одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчиков, что позволит в большей степени уравнять права и интересы сторон.

Вопрос:

Организация выиграла закупку.Но в течение всего срока действия договора от заказчика не было ни одной заявки на исполнение условий договора. Правомерно ли это?И правомерны ли действия площадок, не возвращающих оплату комиссии в случае победы по таким «пустым» договорам?

Ответ:

При ответе на данный вопрос следует сразу сказать, что Законом о контрактной системе предусмотрены:

  • обеспечение заявки;
  • обеспечение исполнения контракта;
  • обеспечение гарантийных обязательств.

Согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе предусмотрено, что обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.

Требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением государственных, муниципальных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с частью 8 статьи 44 Закона о контрактной системе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, возвращаются на счет участника закупки при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

  1. размещение в единой информационной системе и на электронной площадке протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются или блокирование таких денежных средств которого прекращается в случае заключения контракта;
  2. отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  3. отклонение заявки участника закупки;
  4. отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
  5. получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
  6. отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона;
  7. получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В силу части 15 статьи 44 Закона о контрактной системе возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение одного рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

Частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.

Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с частью 27 статьи 34 настоящего Федерального закона контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.

При этом, уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Следует отметить, что при участии в закупках для СМП, участник закупки, с которым заключается контракт освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта (даже при наличии антидемпинговых мер) в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Конечно, вопросы исполнения заключенного контракта носят гражданско-правовой характер, и не относятся к компетенции ФАС России.

Данные вопросы могут быть разрешены между сторонами путем досудебной претензионной работы или в судебном порядке.

Вопрос:

В файле формата Word ТЗ вставляется как картинка, поэтому нет возможности вносить изменения для правки текста. Правомерно ли это?

Ответ:

Статьей 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

При этом, открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе (далее – ЕИС), является общедоступной и предоставляется безвозмездно.

Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования ЕИС в сфере закупок» утверждены Правила функционирования ЕИС.

Пунктом 17 Правил определено, что при формировании и размещении информации и документов в единой информационной системе, обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые формы документов. Требования к указанным формам, формированию и размещению информации и документов в единой информационной системе устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. При этом формирование и размещение электронных документов в единой информационной системе и иных информационных системах осуществляются с использованием единых форматов электронных документов и открытых форматов для обмена данными на основе расширяемого языка разметки (XML), которые разрабатываются и размещаются на официальном сайте единой информационной системы Федеральным казначейством.

Приказом Казначейства России от 30.12.2015 № 26н утвержден Порядок пользования ЕИС в сфере закупок.

Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:

  • поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;
  • просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.

Таким образом, размещение технического задания, в котором, например, установлены требования к товарам и материалам, размещенное в ЕИс в сфере закупок в формате bmp, jpg, pdf и пр., само по себе не противоречит требованиям действующего законодательства о контрактной системе. Данный вывод согласуется с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23.06.2017 по делу № 310-КГ17-7071.

В тоже время, размещение технической части документации в файле, защищенном паролем, не позволяющим совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документации на печать без ввода пароля, по мнению ФАС России, не допускается. Данное действие может содержать признаки нарушения требований законодательства о контрактной системе.

Следует отметить, что в настоящее время по закупкам на проведение «строительных работ» (по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства) для подачи заявки зарегистрированными участниками закупок необходимо исключительно дать «согласие» на выполнение таких работ с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

По мнению ФАС России, данный принцип постепенно необходимо внедрять по всем видам закупок.

Вопрос:

Организация выиграла тендер по 223-ФЗ. Заказчик предлагает расторгнуть договор на основании того, что на данный момент потребность в предмете договора отпала. Что делать Поставщику в этом случае (площадка, на которой проводилась закупка, комиссию за победу участника Поставщику не возвращает, так как договор был заключен).

Ответ:

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) не регулируется порядок расторжения договора, а также порядок одностороннего отказа от договора.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Таким образом, порядок и основания расторжения договора, одностороннего отказа от договора могут содержаться в положении о закупке заказчика либо в самом договоре. Указанные положения не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, другими федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Частью 2 ГК РФ по отдельным видам договоров предусмотрены основания для одностороннего отказа от исполнения договора. Например, в соответствии с пунктом 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.