Ответы на вопросы, поступившие в рамках публичных обсуждений во 2 квартале 2020 года (14.05.2020 г.)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Вопрос:

По сути вопрос является комплексом вопросов по одному нормативному акту.

Речь идет о Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Документ очень сложный, запутанный, противоречивый. Участники форумов активно обсуждают этот документ.

  1. На основании пунктов 7 и 9 постановления 617 какие документы являются подтверждением принадлежности товара соответственно к российским товарам и к товарам стран участниц Евразийского союза? В частности, по товарам стран Евразийского союза нужен ли сертификат о соответствии в составе заявки? Предусмотренное абзацем третьим пункта 9 Согласие на предоставление выписки из реестра российских товаров или копии сертификата соответствия по  евразийским товарам что означает— означает ли это что участник закупки должен такое согласие отдельно декларировать в составе заявки  или что любой участник закупки должен предоставлять такие документы, если он подал заявку (даже те у кого товар не в реестре и кто сертификата не имеет — тоже обязаны подавать эти документы???!!! ведь они могут быть не отклонены и победить, если двух заявок с реестровыми записями или сертификатами не будет !!!)? Если участник по евразийским товарам не должен подавать такое согласие и сертификат, как комиссия заказчика определяет подтвердил ли такой участник что товар евразийский по требованиям постановления 617?
  2. По пункту 3 постановления 617. В данном пункте говорится, что, если участник закупки не обосновавший принадлежность товара тем не менее допущен, применяются условия допуска, то есть приказ Минфина 126н. В то же время при применении в данном случае приказа 126н, как трактовать положения подпунктов а и в пункта 2 данного приказа, что он не применяется если аукцион не состоялся или все заявки содержат товар иностранного происхождения. То есть возможна (и наверняка неоднократно будет) такая ситуация, что победитель торгов не обосновал по 617 постановлению страны происхождения, но или торги не состоялись или все другие участники тоже не подтвердили, что товар российский или евразийский (нет ни у кого реестровых записей или сертификатов!!). Снижать ли в данном случае цену победителю на 15 %? или исходить из того что в данном случае не применяется приказ 126Н на основании пункта 2 данного приказа?
  3. При исполнении контракта - у кого требовать выписку из реестра или сертификат -абсолютно у всех (даже если они реестровую запись не представляли) или только у тех, кто предоставлял реестровую запись в составе заявки по российским товарам (по евразийским непонятно как подтверждается в заявке — сертификат? согласие на представление документов? ничего?). Этот вопрос перекликается с вопросом в первой части про то что означает согласие на предоставление документов в заявке. 

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Компетенция территориальных органов ФАС России определяется Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, согласно которому территориальные органы ФАС России не наделены полномочиями по разъяснению положений законодательства о контрактной системе.

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» принято в рамках статьи 14 Закона о контрактной системе и является именно «ограничением», а не «запретом».

Если мы говорим о механизме действия данного Постановления, то это известный ранее принцип «третий лишний».

Итак, пунктом 1 Постановления предусмотрено утверждение Перечня отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пунктам 2 и 4 Постановления при осуществлении закупок как самих товаров (т.е. поставка товара), так и при закупке услуг или работ, при выполнении которых заказчику будут такие товары поставляться (включенные в Перечень), заказчик обязан установить соответствующее ограничение в документации и извещении о закупке, при этом, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:

а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении заявок (окончательных предложений).

Если мы говорим об электронном аукционе, то согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;

3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Таким образом, необходимо помнить, что отклонение заявки в рассматриваемом случае возможно только при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 Постановления.

Пунктом 7 Постановления предусмотрено, что для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:

а) наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616;

б) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

При этом, пунктом 9 Постановления определено, что подтверждением соблюдения ограничений, установленных настоящим постановлением, является представление участником закупки в составе заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015          № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт.

На этапе исполнения контракта участник закупки представляет выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности, или копию сертификата, указанного в подпункте "б" пункта 7 настоящего постановления.

Подавая заявку, участник закупки соглашается с условием о необходимости представить на стадии исполнения контракта указанные в абзаце втором настоящего пункта документы.

По мнению Пензенского УФАС России, последний абзац означает, что, в случае, если участник предлагает к поставке товары, включенные в Перечень, произведенные в РФ или странах Евразийского экономического союза, и рассчитывает на преимущества для своей заявки в рамках «включения» механизма «третий лишний», то данный участник, подавая заявку априори согласен на необходимость представить на стадии исполнения контракта указанные документы.

Следует помнить, что согласно пункту 10 Постановления при исполнении контракта, при заключении которого были отклонены заявки в соответствии с ограничениями, установленными настоящим постановлением, замена отдельного вида промышленного товара на промышленный товар, страной происхождения которого не является государство - член Евразийского экономического союза, не допускается.

Пунктом 3 Постановления установлено, что в случае если заявка не отклоняется в соответствии с ограничениями, установленными настоящим постановлением, применяется Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В Вашем вопросе не совсем корректно, по мнению Управления, указано «в данном пункте говорится, что, если участник закупки не обосновавший принадлежность товара тем не менее допущен, применяются условия допуска, то есть приказ Минфина 126н».

Из текста пункта 3 следует, что в случае, если не происходит отклонения заявок по пункту 2, т.е. не работает механизм «третий лишний», тогда применяются положения Приказа № 126н, а не в случае, когда участник закупки не обосновал принадлежность товара. По мнению Управления, в подобном случае, нет какого-либо противоречия между пунктами «а» и «в» пункта 1 Приказа № 126н и Постановлением № 617.

 

Спасибо за активное участие в Публичных обсуждениях правоприменительной практики Пензенского УФАС России (второй квартал 2020 года)!

Надеемся, что наш ответ был Вам полезен хотя бы в небольшой степени!

Согласны, что при применении Постановления № 617 возникает множество вопросов, как и при применении многих других актов по национальному режиму.

Возможно, в ближайшем будущем появятся какие-либо разъяснения со стороны Министерства финансов РФ или ЦА ФАС России.

 

Вопрос:

Скажите, как и в какие сроки можно подать жалобу в ФАС на закупку в рамках 44-ФЗ. Какие требования должны соблюдать? В нынешних условиях есть ли необходимость приезжать на рассмотрение жалобы?

Ответ:

Частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

По срокам:

Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, специализированной электронной площадке, но не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, закрытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, закрытого двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, закрытого аукциона в электронной форме, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, итогового протокола запроса предложений в электронной форме или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, протокола рассмотрения заявки единственного участника на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, в электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме при признании соответствующей электронной процедуры или закрытой электронной процедуры несостоявшейся.

Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, запросе предложений в электронной форме или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.

Частью 7 статьи 105 Закона о контрактной системе определено, что участник закупки подает жалобу в письменной форме. Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ (часть 10 статьи 105 Закона о контрактной системе).

Жалобу можно направить почтой. Или для ускорения процесса удобнее направить жалобу по электронной почте или через форму обратной связи на сайте.

Обращаем внимание, что жалоба, поданная по электронной почте или через сайт Управления обязательно должна быть подписана ЭЦП.

Согласно части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба должна содержать:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

3) указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.

 

Вопрос:

Добрый день! Спасибо за проведение данного мероприятия! Сейчас выделяются крупные суммы на реализацию национальных проектов, в том числе, сельсоветам по проекту «Жилье и городская среда».

Стараемся благоустраивать территории в районах нашей области.

Учитывая, что специалистов, обладающих необходимым уровнем квалификации мало, часто по незнанию или неопытности допускаются достаточно «формальные» нарушения при утверждении документации о закупке.

Мы слышали и сталкивались с так называемыми «профессиональными» жалобщиками! Подскажите, пожалуйста, на что обратить внимание при подготовке документации? Мы сейчас не говорим о самом описании работ или разработке ПСД, это очень серьезно и обязательно, конечно. Речь именно о «типовых» ошибках. Заранее спасибо!

Ответ:

Добрый день!

Спасибо за внимание и участие в нашем мероприятии - Публичных обсуждениях правоприменительной практики Пензенского УФАС России (второй квартал 2020 года).

Действительно, мы часто сталкиваемся с достаточно «формальными» нарушениями, которые иногда связаны даже с банальной невнимательностью должностных лиц, отвечающих за подготовку документации о закупке.

Обращаем внимание на типичные нарушения, выявляемые при осуществлении контрольных функций при утверждении документации о закупке:

  • нарушения статьи 66 Закона о контрактной системе, например, установление требования к составу первой части заявки в виде представления кроме согласия конкретных показателей товаров при осуществлении закупок на выполнение работ, оказание услуг (без непосредственной поставки товара), установление требования о представлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, в составе второй части заявки.
  • нарушения статьи 30 Закона о контрактной системе, например, установление сроков оплаты за поставленный товар, выполненные работы на «общем» основании, а при этом, закупки осуществляются для СМП и СОНКО или отсутствие в контрактах Типовых условий, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО,
  • нарушения статьи 34 Закона о контрактной системе: в части установления размера штрафных санкций,
  • нарушения статьи 110.2 Закона о контрактной системе: отсутствие графика выполнения работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, отсутствие возможных видов работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно (строительство) по Постановлению № 570.