ФАС России поддерживает создание единой информационной системы по предоставлению субсидий в сфере сельского хозяйства

Процедура предоставления субсидий в сфере агропромышленного комплекса (АПК) характеризуется следующими факторами:

наличие большого количества бланкетных норм в нормативных правовых актах субъектов РФ, определяющих порядок предоставления субсидий;

сложность с поиском соответствующей нормативной правовой базы;

отсутствие административных регламентов рассмотрения заявлений на предоставление субсидий.

Об этом говорится в Докладе о состоянии конкуренции за 2019 год, который опубликовала ФАС России. В ведомстве считают, что это препятствует свободному доступу к информации потенциальных получателей субсидий.

В условиях кризиса особое значение приобретает вопрос доступности субсидий, выделяемых государством на поддержку АПК. По данным ведомственной отчетности Минсельхоза России, доля государственных субсидий в прибыли сельскохозяйственных организаций в среднем с 2016 года составляла около 47% (в 2019 году – 40%), в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей – 7,8% (в 2019 году – 8%).

Несоблюдение требований антимонопольного законодательства при распределении и предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в субъектах Российской Федерации может приводить к ряду негативных последствий:

неэффективное использование средств, выделяемых из федерального и регионального бюджетов на поддержку сельского хозяйства;

нарушение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

создание условий для монополизации рынков сельхозпродукции на региональном уровне и, как следствие, повышение цен на продукцию.

В связи с этим ФАС России считает, что вопрос обеспечения условий конкуренции при предоставлении субсидий сельхозтоваропроизводителям требует применения мер системного характера.

Ведомство поддерживает создание единой информационной системы для обращения за государственной поддержкой в сфере АПК, обеспечивающей открытость и прозрачность предоставления субсидий и оценку их эффективности[1].

Служба также считает необходимым предоставить Правительству РФ права определять критерии отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей для получения субсидий из регионального бюджета по тем направлениям государственной поддержки, по которым осуществляется предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования[2].

 

[1] мероприятие может быть реализовано в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управления» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», одним из результатов которого является разработка информационной системы с целью обеспечения возможности получения гражданами и бизнесом комплексных государственных услуг в сфере сельского хозяйства.

[2] такая мера может быть реализована через внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».