Пензенское УФАС России провело пресс-конференцию, посвященную принятию «Второго антимонопольного пакета» и итогам работы управления в 1 полугодии 2009 года

14 августа 2009 года в конференц-зале Пензенского УФАС России состоялась пресс-конференция, посвященная «второму антимонопольному пакету», а также итогам деятельности Пензенского УФАС России в первом полугодии 2009 года.

На мероприятие были приглашены представители печатных средств массовой информации.
Перед журналистами с докладом выступил руководитель управления Авдеев Анатолий Иванович. Он обратил внимание присутствующих на то, что Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал значимые поправки в законы, известные как «второй антимонопольный пакет». Изменения внесены федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» и федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».
Кроме того, Федеральным Законом № 216-ФЗ внесены изменения в ст. 178 Уголовного кодекса РФ, которые предполагают ужесточение уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Говоря о содержании «второго антимонопольного пакета», руководитель Пензенского УФАС России рассказал об изменениях, которые были внесены в Федеральный Закон 135-ФЗ «О защите конкуренции». В частности, было отмечено:
- снижение порога доминирования независимо от рыночной доли хозяйствующего субъекта (до сих пор был установлен порог 35%), если лицо может оказывать решающее воздействие на условия обращения товара на рынке;
- проведение внеплановых проверок без предварительного уведомления проверяемого лица о ее проведении в целях повышения эффективности раскрытия соглашений, ограничивающих конкуренцию (картелей);
- право антимонопольных органов обжаловать в судебном порядке акты законодательных органов субъектов РФ, предусматривающие необоснованное предоставление преференций;
- повышение пороговых значений активов организаций или их оборота для целей осуществления контроля экономической концентрации. При этом предварительное согласование требуется в случае, если суммарная стоимость активов приобретателя превышает 7 млрд. руб. или оборот такого лица превышает 10 млрд. руб. Это существенно снизит административное воздействие на многие компании малого и среднего бизнеса;
- выдача предписаний по возврату имущества, необоснованно предоставленного в качестве государственных и муниципальных преференций;
- срок давности возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства составляет 3 года и др.
Принятые поправки значительно расширяют возможности по привлечению к ответственности чиновников за предоставление преференций отдельным компаниям. Отмечено внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части применения к государственным и муниципальным служащим мер административной ответственности в виде дисквалификации на срок от 6 месяцев до 3 лет за нарушение антимонопольного законодательства.
Также административная ответственность вводится за:
- неразмещение заказов на поставки товаров, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства;
- нарушение сроков возврата денежных средств и прав участников торгов на электронной площадке;
- продолжение действий по размещению заказа, если размещение такого заказа приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- непредставление сведений о заключении государственного или муниципального контракта.
Анатолий Иванович также отметил, что в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации внесены изменения, которые  предусматривают ужесточение уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Статья устанавливает уголовную ответственность за:
-   ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий,;
-   неоднократное злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
-   ограничение доступа на рынок, если такие деяния повлекли причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству или повлекли извлечение дохода в крупном размере.
Говоря об итогах деятельности Пензенского УФАС России в 1 полугодии 2009 года, Анатолий Иванович отметил, что за данный период Пензенским УФАС России рассмотрено 162 заявления (для сравнения – за весь прошедший 2008 год было рассмотрено 275 заявлений).
В частности, о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) поступило 120 заявлений. По результатам рассмотрения заявлений и по инициативе управления было выявлено 28 фактов нарушения антимонопольного законодательства, из них в 28 случаях были возбуждены дела.
Основное количество заявлений поступило по нарушению статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» и статьи 11 «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов» Закона о конкуренции (64 и 21 соответственно).
Выявлено 8 фактов нарушения требований статьи 10 Закона «О защите конкуренции», по всем фактам возбуждены дела. Из 8 выявленных нарушений: 1 нарушение допущено в части навязывания невыгодных условий договора, 2 – необоснованный отказ от заключения договора, 1- создание дискриминационных условий, 1 - нарушение порядка ценообразования, 3 – прочие нарушения.
В Пензенское УФАС России в первом полугодии 2009 года поступило 5 заявлений, содержащих сведения о совершении органами исполнительной власти и местного самоуправления действий, направленных на ограничение конкуренции. В 4 случаях было отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием доказательств влияния на конкуренцию. Всего было возбуждено 7 дел, в том числе 5 дел по инициативе территориального органа. Все дела возбуждены в отношении органов местного самоуправления.
По результатам рассмотрения дел о нарушении статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» по всем делам приняты решения о признании нарушений и выданы соответствующие предписания. Из них 5 предписаний исполнено и 2 в стадии судебного обжалования.
Нарушения выявлены на различных рынках, в частности на рынке пассажирских перевозок городским автомобильным транспортом, предоставления в аренду земельных участков.
В 1 полугодии 2009 года в Пензенское УФАС России поступило 9 заявлений по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции», определяющей антимонопольные требования к торгам. Возбуждено 2 дела, нарушения связаны с нарушением порядка определения победителя торгов и необоснованным ограничение доступа к торгам. По одному делу выдано предписание, по второму принято решение об обращении в арбитражный суд для расторжения контракта.
Пензенское управление ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением Федерального закона о рекламе на территории области. Целями настоящего закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение фактов ненадлежащей рекламы.
В первом полугодии 2009 года управлением рассмотрено 33 факта, указывающих на нарушения закона о рекламе. Возбуждено 14 дел по признакам нарушения данного закона. Выдано 5 предписаний. Возбуждено 8 дел об административном правонарушении. В 7 случаях на должностных лиц и юридических лиц составлены протоколы и наложены штрафные санкции на сумму 274 000 рублей, из них 10 000 рублей уплачено, остальные штрафы находятся в стадии исполнения, так как не истек срок исполнения. В 1 случае дело было прекращено за малозначительностью.
С 1 января 2006 года Пензенское УФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на осуществление контроля в сфере размещения государственных и муниципальных заказов на территории Пензенской области.
В первом полугодии 2009 года Пензенским УФАС России было проведено 4 плановых и 7 внеплановых контрольных мероприятий*, в результате которых были выявлены факты нарушения положений Закона о размещении заказов со стороны заказчиков и созданных ими комиссий.
В первом полугодии 2009 года в Пензенское УФАС России поступило 37 жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, конкурсной, аукционной, котировочной комиссий. Из них было признано обоснованными 7 жалоб (26 % от общего числа). Возвращено заявителям 5 жалоб по основаниям, предусмотренным статьей 59 Закона о размещении заказов. Отозваны заявителями 5 жалоб в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона о размещении заказов.
Антимонопольным органом в отчетный период было осуществлено 1 плановая и 3 внеплановых проверки[1].
Всего при размещении заказов было выявлено по результатам рассмотрения жалоб и по результатам проведения проверок 8 нарушений.
За отчетный период должностными лицами Пензенского УФАС России было вынесено в отношении должностных лиц заказчиков, а также членов конкурсных (единых) комиссий 28 постановлений, из них:
- 14 постановлений о наложении штрафа;
- 4 постановлений о прекращении дел.
Должностными лицами Пензенского УФАС России за нарушение законодательства о размещении заказов были вынесены 14 постановлений о наложении штрафа, которые в настоящее время вступили в законную силу, на общую сумму 480 тыс. рубля. Лицами, привлеченными к административной ответственности, было перечислено в соответствующие бюджеты денежных взысканий (штрафов) на сумму 393 тыс. рублей.
За 1 полугодие 2009 года в Пензенское УФАС России поступило 7 обращений заказчиков о включении сведений о хозяйствующих субъектах в реестр недобросовестных поставщиков, из них в реестр включены сведения по 6 поставщикам.
В 1 полугодии 2009 года управлением возбуждено 51 дело о привлечении к административной ответственности юридических и должностных лиц и выдано 41 постановление о наложении штрафа на общую сумму 30873 тыс. рублей, в том числе за нарушение антимонопольного законодательства - 29764 тыс. рублей, законодательства о рекламе – 280 тыс. рублей, о размещении заказа 830 тыс. рублей. В бюджеты различных уровней взыскано 16 тыс. рублей.



* Сведения указаны без учета внеплановых контрольных мероприятий, проводимых Пензенским УФАС России в случае поступления жалоб.
 
[1] Сведения о внеплановых контрольных мероприятиях изложены без учета внеплановых проверок, проводимых на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов при поступлении жалобы от участника размещения заказа. С учетом данного показателя Пензенским УФАС России за 1 полугодие 2008 года была осуществлена 51 внеплановая проверка.