ФАС России подготовила и направила на согласование в Правительство РФ проект формулы цены на нефтепродукты

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) направила в Правительство Российской Федерации, заинтересованные ведомства и организации предложения по формуле цены на нефтепродукты с расчетами и обоснованиями. Разработанная службой формула основывается на принципе равноэффективности поставок на внешний и внутренний рынок и может послужить индикатором рыночных оптовых цен на нефтепродукты, основанном на общепризнанных мировых котировках, сформировавшихся в условиях конкурентных внешних рынков нефтепродуктов. Формула цены может применяться до появления в России объективных рыночных ценовых индикаторов, основанных, в частности, на котировках ликвидных биржевых торгов.

ФАС России провела анализ и расчеты по отпускным ценам нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на авиакеросин, бензины автомобильные и дизельное топливо с использованием формулы цены (готовятся расчеты по мазуту). Анализ проводился с участием нефтяных компаний в рамках рабочей группы по ценообразованию на нефтепродукты при Экспертном Совете ФАС России по рынку нефти и нефтепродуктов, а также с использованием материалов экспертных организаций (ИЦ «КОРТЕС», Eoil.ru, компания «Аргус Медиа»).

Анализ показал, что в России оптовые цены на нефтепродукты выше, чем цены на соответствующих мировых товарных рынках, приведенные по условиям сопоставимости. Для сравнения были взяты текущие котировки Platts на базисах Северо-Западной Европы, Средиземноморья и Сингапур.

Котировки внешнего рынка определялись как текущие мировые котировки конкретных базисов. Приведенные значения за вычетом пошлины и расходов на транспортную логистику от НПЗ (Net Back).

Были проанализированы несколько вариантов определения Net Back:

1. Чистый Net Back основных НПЗ, где затраты на транспортную логистику рассчитываются от базиса поставки конкретных НПЗ;

2. Премиальный Net Back, который дает возможность формировать отпускные цены НПЗ на уровне наибольшего из всех Net Back НПЗ Российской Федерации (в данном случае, был выбран Net Back ОАО «Киришинефтеоргсинтез»);

3. Возможный Net Back, который определяется в диапазоне (дифференциале) отпускных цен от маркерного НПЗ, в качестве которого был выбран ОАО «Ново-Уфимский НПЗ», т.к. указанный НПЗ равноудален от основных центров потребления, не входит в состав крупнейших ВИНК, а также рассматривается в настоящее время в качестве общепризнанной котировки. Диапазон (дифференциал) может изменяться в максимальных и минимальных границах, рассчитываемых как разница максимального и минимального значений Net Back и/или как расходы на транспортировку нефтепродуктов на среднее расстояние. Эта величина составляет +- (1500 - 2000 руб/т).

На основе полученных оценок можно определить стоимость приобретения нефтепродуктов во всех регионах России. Расчеты на основе каждого из трех вариантов дают устойчивые результаты. Полученная приведенная отпускная цена НПЗ и цены приобретения в регионах, в соответствии со всеми из перечисленных вариантов расчета, ниже фактических цен до 15-20%. Эти цифры отражают завышенные отпускные цены НПЗ, расходы по цепочкам непроизводительных перепродаж и неоптимальную транспортную логистику.

ФАС России предлагает на нынешнем этапе развития рыночного ценообразования на нефтепродукты в Российской Федерации использовать эти расчетные показатели в качестве индикаторов рыночных цен оптового рынка нефтепродуктов. Превышение фактических цен предложенных показателей может рассматриваться как основание для существования признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Пресс-служба ФАС России