Протокол № 1 от 19.09.2011

ПРОТОКОЛ №1

заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе

 

19.09.2011 г.Пенза

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ:

Бутузова Т.В. - председательЭкспертного совета, заместитель руководителя Пензенского УФ АС России.

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Члены Экспертного совета:

Шувалов    И.Ф.     -    профессор    кафедры    «Журналистики» Пензенского государственного педагогического университета; Дедов П.И. - редактор газеты «Счастливый Случай».

Володин В.А. - заместитель председателя Экспертного совета, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы Пензенского УФАС России

Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы Пензенского УФАС России, секретарь Экспертного совета.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

Экспертная оценка по размещению рекламы соряриса: «Миром правит загар. А ты загараешь?» (с изображением облика человека имеющего сходные черты с президентом США), распространяемой в г. Пензе: ул.Суворова, пр-т Строителей, пр-т Победы и т.д. в 2011 году.

ЦЕЛЬ:

Оценить рекламу на предмет ее восприятия потребителями. Заслушали:

Бутузова Т.В. - изложила обстоятельства, послужившие основанием для проведения заседания Экспертного совета, озвучила рекламу соляриса, распространяемую в г. Пензе в 2011 году.

Дедов П.И. - считает, что в рекламе не содержится изображение Президента США. Нет никаких атрибутов органов власти: флага, герба, надписи Президент, ФИО Президента и т.д.

В данном случае имеет место подсознательное восприятие. Суть его в том, что мы воспринимаем что-либо, не осознавая этого. Возможно, что в чертах изображенного в рекламе человека, потребители подсознательно увидели некоторые знакомые черты образа лидера и отдали ему предпочтение, хотя формальное сходство черт рекламного образа с некоторыми чертами лиц государственной власти не запрещено Законом о рекламе и не может являться нарушением.

Шувалов И.Ф. - выразил мнение, что в рекламе соляриса используется образ Президента США - Обамы, поскольку изображенный в рекламе человек имеет внешнее сходство с Президентом США, а именно с чертами лица Обамы, его прической, стилем одежды.

При этом то обстоятельство, что изображенный человек с повязкой на глазах не похож в реальной жизни на Президента США Обаму, не имеет значения, поскольку в рекламе художественными средствами непосредственно создается образ Президента США Обамы.

В рекламе представлен образ, внешний вид которого больше соответствует образу статусного руководителя, но не посетителя соляриса.

Поэтому потребитель рекламы видит в первую очередь не образ посетителя' соляриса, а узнает известную политическую личность, тем более есть определенное внешнее сходство персонажа с Президентом США Обамой.

Прием использовать в рекламе персонаж, имеющий сходство с известной политической личностью должен соответствовать этическим, моральным, законодательным нормам.

В данном случае персонаж, имеющий сходство с политическим лидером рекламирует солярис, при этом внешний вид объекта не имеет ничего общего с рекламируемой услугой.

Считаю, что образ известного политического деятеля, равно как и деятеля культуры, использовать в рекламе товара, не имеющего отношения к персоне, недопустимо без разрешения и согласия самой персоны.

Бажин СЕ. - письменно выразил мнение о том, что предъявить какие-либ^ претензии рекламодателю будет крайне сложно, так как данная реклама прямо не" нарушает ни один из пунктов статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Володин В.А. - считает, что в антимонопольную службу были направлены обращения граждан:

- «Уважаемые господа! Обратите внимание на рекламу Сорярис на баннерах. Изображен президент США с повязкой на глазах и подписью - МИРОМ ПРАВИТ ЗАГАР. Не буду описывать всю глупость рекламы, но это просто оскорбление президента, да и элементарный расизм, назвать негра загорелым.».

Внешнее сходство персонажа рекламы с Президентом США ввело в недоумение и заблуждение многих потребителей, и просто вызвала неадекватную реакцию горожан.

Не секрет, что использование образов известных людей - это рекламный ход, цель   которого   -   привлечь   большее   внимание   или   вызвать   доверие к рекламируемому товару или услуге. Однако хотелось бы, чтобы рекламодатели более осторожно относились к использованию в рекламе образов государственных деятелей, и в целом - известных личностей. Конституция РФ не разрешает использовать образ или имя любого человека без его согласия, будь то политик или обычный гражданин.

Реклама не нарушает требований пункта 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в частности не содержит непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, социальной категории.

Бутузова Т.В. - считает, что принятие решения о запрете рекламной компании на том основании, что гражданин имеет внешнее сходство с Обамой или иной личностью, будет являться необоснованным.

В тоже время, реклама всегда носит побудительный характер, создает заинтересованность потребителей, поэтому использование в ней источника информации, который благодаря своему авторитету или иным качествам способен простимулировать покупку или услугу, признается непозволительным для рекламодателей приемом.

Целью рекламодателя всегда является демонстрация объекта рекламирования в самом лучшем свете. Он стремится привлечь и задержать внимание потребителя на той информации, которая должна отличать товар от аналогов, ставить его на порядок выше (при условии, что информация истинная).

Конституция РФ не разрешает пользоваться образом или именем любого человека без его согласия, будь то политик или обычный гражданин. А «Закон о рекламе» запрещает создавать впечатление, что рекламируемый товар или услуга одобряются органами власти.

Кузьмина М.В. - выразила мнение, что к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом, очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Экспертным советом принято решение:

Реклама не нарушает требований пункта 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в частности не содержит непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, социальной категории.

В тоже время, Экспертный Совет признает, что реклама клубов «Солярис» достаточно спорна. Принимая во внимание неоднозначное трактование восприятия названной рекламы членами Совета, учитывая обращения граждан, считающих некорректное использование в рекламе указанного образа, Совет принимает решение: рекомендовать рекламодателю прекратить распространение данной рекламы.

Дата проведения Совета: 
14 июля 2010, 09:37