Протокол № 4 от 19.10.2011

ПРОТОКОЛ №4

заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе

 

19.10.2011 г.Пенза

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ:

Бутузова Т.В. - председатель Экспертного совета, заместитель руководителя Пензенского УФАС России

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Члены Экспертного совета:

Глебов Г.И.- доцент кафедры «Коммуникационный менеджмент» Пензенского Государственного университета;

Шувалов    И.Ф.    -    профессор    кафедры    «Журналистики» Пензенского государственного педагогического университета; Дедов П.И. - редактор газеты «Счастливый Случай».

Володин В.А. - заместитель председателя Экспертного совета, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы Пензенского УФАС России

Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы Пензенского УФАС России, секретарь Экспертного совета.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

Экспертная оценка по размещению рекламы со слоганом: «Видели эти кроссовки? Они ох!енные», «Видели этот свитер? Он ох!енный», распространяемой в г. Пензе на ул. Московская в сентябре-октябре 2011 году.

ЦЕЛЬ:

Оценить рекламу на предмет ее восприятия потребителями. Заслушали:

Бутузова Т.В. - изложила обстоятельства, послужившие основанием для проведения заседания Экспертного совета, озвучила рекламу со слоганом: «Видели эти кроссовки? Они ох!енные», «Видели этот свитер? Он ох!енный». распространяемую в г. Пензе в 2011 году.

Дедов П.И. - считает, что реклама со слоганом: «Видели эти кроссовки? Они ох!енные», «Видели этот свитер? Он ох!енный» непристойная и неэтичная.

Шувалов И.Ф. - выразил мнение, что в рекламе недопустимо употребление бранных слов, к которым относятся табуированные слова, конструкции с неприличным оскорбительным прямым или переносным значением или непристойной оскорбительной эмоциональной окраской. Как правило, в словарях такие единицы помечены маркерами «нецензурное», «ненормативное», «табу». Толковые словари русского языка в своем большинстве содержат четкую систему оценочных помет («грубое», «презрительное», «вульгарное», «нецензурное» и т.п.), которые раскрывают негативный общественный статус непристойных слов и выражений, а также имеют и кодифицированный характер.

Брань - по определению русского академического словаря - это «оскорбительные, бранные слова; ругань». Обсценный - неприличный, непристойный. Осбсценная лексика - грубейшие вульгарные выражения, которыми говорящий спонтанно реагирует на неожиданную и неприятную ситуацию. Ругательство - лексическая единица, с помощью которой говорящий может спонтанно выразить свои эмоции по отношению к чему-либо или кому-либо, не передавая никакой информации. Вульгаризм - лексическая единица, с помощью которой говорящий проявляет свои эмоции по отношению к чему-либо или кому-либо, нарушая при этом языковые табу. Спонтанность эмоциональной реакции, разрушающая табу - основная характеристика бранной лексики и фразеологии. В этом смысле русский мат - комбинация обеспеченности и бранности - обсценная брань.

К бранным относят табуированную, нецензурную, обсценную лексику и матерщиную брань: собственно просторечные грубые и бранныеэкспрессивы, снабженные пометкой «грубое», «бранное», низкая маргинальная лексика и вульгарное «физиологическое» сквернословие, включая матизмы (единицы русского мата) и многочисленные их производные и их переосмысления. Это наиболее грубые единицы, жесткое ограничение или полный запрет на публичное и особенно печатное (отсюда и характерный эпитет «непечатное»), употребление которых в речи является традиционным для русской культуры. В словарях такие слова снабжаются пометкой «нецензурные».

Бутузова Т.В. - считает, что под матерной лексикой принято подразумевать общеупотребительную лексику (точнее, общеизвестную, - большинство людей ею обычно не пользуется, но знает).

Глебов Г.И. - выразил мнение, что лексико-тематическая группировка русской бранной лексики (по Мокиенко В.М. и Никитиной Т.Г.) такова:

1. Наименования лиц с подчеркнуто отрицательными характерами. Ряды такой бранной лексики открыты и дополняются ежедневно за счет диффузности значения, обусловленной экспрессивностью подобных слов и выражений.

2. Наименование социально табуированных частей тела - срамные слова.

3. Наименование коитуса.

4. Наименование физиологических функций отправлений организма.

5. Наименование результатов физиологических отправлений организма.

Ядро русской матерщины составляет ее наиболее частотная общеизвестная триада, включающая слово «хуй» и его многочисленные производные. Именно эта производная и была употреблена в рекламе ТЦ «Высшая лига», «замаскированная» восклицательным знаком на третьей букве употребленного в рекламном слоге слова.

Современная молодежь - а именно она является целевой аудиторией как ТЦ «Высшая лига», так и представленного им рекламного слогана - имеет определенные (более того - однозначные!) ассоциации с этим словом и ни в какой другой словообразовательной трансформации (помимо словоформ «охуенный» либо «охрененный»), а также и лексическом значении, кроме явствующего из рекламного текста, пониманием быть не может.

Володин В.А. - считает, что реклама со слоганом: «Видели эти кроссовки? Они ох!енные», «Видели этот свитер? Он ох!енный» является непристойной и неэтичной.

Кузьмина М.В. - выразила мнение, что к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом, очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Экспертным советом принято решение:

Реклама со слоганом: «Видели эти кроссовки? Они ох!енные», «Видели этот свитер? Он ох!енный» нарушает требований пункта 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в частности содержит непристойные выражения.

Дата проведения Совета: 
19 октября 2011, 10:15