Протокол № 4 от 19.10.2011
ПРОТОКОЛ №4
заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе
19.10.2011 г.Пенза
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ:
Бутузова Т.В. - председатель Экспертного совета, заместитель руководителя Пензенского УФАС России
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Члены Экспертного совета:
Глебов Г.И.- доцент кафедры «Коммуникационный менеджмент» Пензенского Государственного университета;
Шувалов И.Ф. - профессор кафедры «Журналистики» Пензенского государственного педагогического университета; Дедов П.И. - редактор газеты «Счастливый Случай».
Володин В.А. - заместитель председателя Экспертного совета, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы Пензенского УФАС России
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы Пензенского УФАС России, секретарь Экспертного совета.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
Экспертная оценка по размещению рекламы со слоганом: «Видели эти кроссовки? Они ох!енные», «Видели этот свитер? Он ох!енный», распространяемой в г. Пензе на ул. Московская в сентябре-октябре 2011 году.
ЦЕЛЬ:
Оценить рекламу на предмет ее восприятия потребителями. Заслушали:
Бутузова Т.В. - изложила обстоятельства, послужившие основанием для проведения заседания Экспертного совета, озвучила рекламу со слоганом: «Видели эти кроссовки? Они ох!енные», «Видели этот свитер? Он ох!енный». распространяемую в г. Пензе в 2011 году.
Дедов П.И. - считает, что реклама со слоганом: «Видели эти кроссовки? Они ох!енные», «Видели этот свитер? Он ох!енный» непристойная и неэтичная.
Шувалов И.Ф. - выразил мнение, что в рекламе недопустимо употребление бранных слов, к которым относятся табуированные слова, конструкции с неприличным оскорбительным прямым или переносным значением или непристойной оскорбительной эмоциональной окраской. Как правило, в словарях такие единицы помечены маркерами «нецензурное», «ненормативное», «табу». Толковые словари русского языка в своем большинстве содержат четкую систему оценочных помет («грубое», «презрительное», «вульгарное», «нецензурное» и т.п.), которые раскрывают негативный общественный статус непристойных слов и выражений, а также имеют и кодифицированный характер.
Брань - по определению русского академического словаря - это «оскорбительные, бранные слова; ругань». Обсценный - неприличный, непристойный. Осбсценная лексика - грубейшие вульгарные выражения, которыми говорящий спонтанно реагирует на неожиданную и неприятную ситуацию. Ругательство - лексическая единица, с помощью которой говорящий может спонтанно выразить свои эмоции по отношению к чему-либо или кому-либо, не передавая никакой информации. Вульгаризм - лексическая единица, с помощью которой говорящий проявляет свои эмоции по отношению к чему-либо или кому-либо, нарушая при этом языковые табу. Спонтанность эмоциональной реакции, разрушающая табу - основная характеристика бранной лексики и фразеологии. В этом смысле русский мат - комбинация обеспеченности и бранности - обсценная брань.
К бранным относят табуированную, нецензурную, обсценную лексику и матерщиную брань: собственно просторечные грубые и бранныеэкспрессивы, снабженные пометкой «грубое», «бранное», низкая маргинальная лексика и вульгарное «физиологическое» сквернословие, включая матизмы (единицы русского мата) и многочисленные их производные и их переосмысления. Это наиболее грубые единицы, жесткое ограничение или полный запрет на публичное и особенно печатное (отсюда и характерный эпитет «непечатное»), употребление которых в речи является традиционным для русской культуры. В словарях такие слова снабжаются пометкой «нецензурные».
Бутузова Т.В. - считает, что под матерной лексикой принято подразумевать общеупотребительную лексику (точнее, общеизвестную, - большинство людей ею обычно не пользуется, но знает).
Глебов Г.И. - выразил мнение, что лексико-тематическая группировка русской бранной лексики (по Мокиенко В.М. и Никитиной Т.Г.) такова:
1. Наименования лиц с подчеркнуто отрицательными характерами. Ряды такой бранной лексики открыты и дополняются ежедневно за счет диффузности значения, обусловленной экспрессивностью подобных слов и выражений.
2. Наименование социально табуированных частей тела - срамные слова.
3. Наименование коитуса.
4. Наименование физиологических функций отправлений организма.
5. Наименование результатов физиологических отправлений организма.
Ядро русской матерщины составляет ее наиболее частотная общеизвестная триада, включающая слово «хуй» и его многочисленные производные. Именно эта производная и была употреблена в рекламе ТЦ «Высшая лига», «замаскированная» восклицательным знаком на третьей букве употребленного в рекламном слоге слова.
Современная молодежь - а именно она является целевой аудиторией как ТЦ «Высшая лига», так и представленного им рекламного слогана - имеет определенные (более того - однозначные!) ассоциации с этим словом и ни в какой другой словообразовательной трансформации (помимо словоформ «охуенный» либо «охрененный»), а также и лексическом значении, кроме явствующего из рекламного текста, пониманием быть не может.
Володин В.А. - считает, что реклама со слоганом: «Видели эти кроссовки? Они ох!енные», «Видели этот свитер? Он ох!енный» является непристойной и неэтичной.
Кузьмина М.В. - выразила мнение, что к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом, очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).
Экспертным советом принято решение:
Реклама со слоганом: «Видели эти кроссовки? Они ох!енные», «Видели этот свитер? Он ох!енный» нарушает требований пункта 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в частности содержит непристойные выражения.