Наказание за смс-спам

А вас спросили, прежде чем слать рекламу?

 

В феврале 2017 года в УФАС России по Пензенской области поступило обращение абонента ПАО «МТС» по вопросу распространения рекламы – смс-сообщений, приходящих на его номер телефона. Причем согласия на получение смс рекламного характера на свой абонентский номер оператору связи или иным лицам он не давал. По мнению пензенца, такого рода действия по распространению смс-рекламы являются нарушением законодательства РФ о рекламе.
По факту распространения смс-сообщений рекламного характера пензенским УФАС было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В начале февраля на абонентский номер пензенца, в сети оператора услуг связи ПАО «МТС», поступило смс-сообщение следующего содержания: «Не переплачивай за такси! Вызывай «красивый номер» с повторяющимися цифрами! Всего от 55 рублей!»
«Под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку. За счет одновременного информирования большого количества людей, реклама позволяет ознакомить потребителей с товарами, услугами, реализуемыми на рынке, сформировать к ним положительное отношение потребителей, позитивно выделить определенные организации, товары и услуги из всего существующего ряда.

Информация с содержанием: «Не переплачивай за такси! Вызывай <**-**-**>! Всего от 55 рублей!», размещенная посредством использования телефонной связи, подпадает под понятие рекламы, а именно: адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к товару (услуге), способствует его продвижению на рынке…»

В соответствии с частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. При этом согласие может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

При осуществлении рассылок по сетям электросвязи сообщений рекламного характера с «коротких» и «буквенных» номеров, а также автоматических рассылок должны соблюдаться требования ФЗ «О связи». То есть, при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки.

«Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено…»

В ходе рассмотрения дела было установлено, что рекламные сообщения поступили от отправителя, имеющего буквенное обозначение «Taxi-<**-**-**>» и отправлено это было через смс-центр ПАО «МТС».

В ответе на запрос пензенского УФАС, ПАО «МТС» подтвердило, что смс-сообщение с буквенным идентификатором «Taxi-<**-**-**>» поступило на сервисную платформу ПАО «МТС» с последующей доставкой через смс-центр ПАО «МТС».

Буквенный идентификатор «Taxi-<**-**-**>» был выделен  индивидуальному предпринимателю Вечканову М.А. в рамках дополнительной услуги «МТС Коммуникатор» к заключенному с ним договору о предоставлении услуг связи.

В соответствии с заявлением «МТС» выделило буквенный идентификатор, посредством которого клиент отправляет смс-сообщения своим зарегистрированным пользователям.
«МТС» лишь передает уже сформированное информационное сообщение на мобильный терминал пользователя.

То есть, ПАО «МТС» лишь обеспечивает корпоративному клиенту техническую возможность в формировании и отправке смс-сообщений. А клиент самостоятельно определяет и формирует содержание данных смс-сообщений и определяет круг абонентов, которым направляются данные сообщения.

То есть «МТС» обеспечило техническими и программными средствами ИП Вечканова М.А. для передачи смс-сообщения. Техническое и фактическое формирование смс-сообщений, формирование базы получателей и рассылка по адресам смс-сообщений осуществлялись самим предпринимателем. Таким образом, рекламораспространителем смс-сообщений является именно он.

Материалами дела по признакам нарушения законодательства о рекламе подтверждается тот факт, что рассматриваемая реклама была отправлена на абонентский номер пензенца без предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. А ИП Вечкановым М.А. не представлены доказательства того, что им в процессе смс-рассылки с рассматриваемой рекламой было получено согласие абонента мобильного телефона на получение смс-сообщений.

Таким образом, реклама: «Не переплачивай за такси! Вызывай <**-**-**>! Всего от 55 рублей!» распространялась посредством использования подвижной радиотелефонной связи с нарушением требований части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

«Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, распространившего рассматриваемую рекламу, т.е. ее рекламораспространителя – ИП Вечканова М.А…»

Комиссия УФАС признала рекламу ненадлежащей. Выдала ИП Вечканову М.А. предписание о прекращении нарушения ФЗ «О рекламе», при распространении рекламы посредством смс-сообщений без предварительного согласия абонента. И передала материалы дела уполномоченному должностному лицу пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении – для привлечения к ответственности.

 

«Новая социальная газета», №16, 11 мая 2017 г.