ПЕНЗЕНСКОЕ УФАС ОТМЕТИЛО РОСТ ОБРАЩЕНИЙ ПО НАРУШЕНИЯМ ПРИ ГОСЗАКУПКАХ

Количество жалоб, поступающих в антимонопольную службу, из года в год нарастает, как снежный ком. Все чаще они касаются госзакупок и связаны с нарушениями в процедуре проведения торгов. Как обойти острые углы и не попасть в список штрафников, рассказала руководитель Пензенского УФАС России Елена Демидова.
 
– Елена Николаевна, многие пензенские предприятия работают с госзакупками. Какие тенденции сложились на этом рынке и заметили ли вы шквал обращений?
– Действительно, количество жалоб значительно выросло. В Пензенское УФАС России в 2019 году поступило 558 обращений, что на 67 процентов больше, чем год назад. Из общего количества жалоб 125 были поданы на закупки для обеспечения федеральных нужд, 240 – для нужд региона, 193 –для муниципалитетов. Из всех поступивших жалоб 59 были возвращены, еще 19 отозваны заявителями. Остальные рассмотрены по существу и по ним приняты решения. Следует отметить, что особенно серьезными являются нарушения при отборе участников закупок, то есть необоснованный отказ или
допуск заявок для участия в торгах.
 
– На что еще жалуются участники госзакупок?
– В основном, это нарушения условий добросовестной конкуренции. Это касается не только закупок дорогих автомобилей или компьютеров, но даже моющих средств для уборки помещений, что сейчас особенно актуально. Участники торгов сталкиваются с очень подробным перечислением требований к закупаемому товару. С одной стороны это помогает оценить, проанализировать и рассчитать свои
возможности для оказания услуг и полноценного добросовестного исполнения взятых обязательств. Но с другой стороны это является ограничением конкуренции. Комиссия УФАС пришла к выводу, что ряд требований, предъявляемых заказчиком к дезинфицирующим средствам, является излишним. В закупках это звучало так: «Жидкое концентрированное дезинфицирующее средство, содержит в своем составе не менее шести действующих веществ, общим количеством не менее 25 процентов. Оно должно обладать пролонгированным антибактериальным эффектом в течение не менее пяти часов». Такие требования, как количество действующих веществ, особенно в процентном соотношении, не определены ГОСТом и другими нормативными актами. Их использование нарушает статью 33 Закона о контрактной системе и необоснованно включается заказчиком в документации об электронном аукционе. УФАС выдало предписание устранить нарушения и внести изменения в документацию о закупке. В результате количество заявок по конкретному лоту увеличилось.
 
– Часто приходится слышать, что сложился костяк профессиональных жалобщиков, которые заваливают не только ваше, но и другие ведомства заявлениями и письмами.
– У меня позиция по этой проблеме такая: если мы, то есть заказчики, не будем давать повод для жалоб, их будет гораздо меньше. К сожалению, заказчики зачастую сами грешат несоблюдением формальных процедур и создают почву для обращений. В итоге проигрывают все, в том числе обычные граждане-потребители, для которых предназначались закупаемые лекарственные препараты, медицинские изделия и много других необходимых вещей. Из рассмотренных в прошлом году материалов 381 жалоба была признана необоснованной, нашли подтверждение в ходе проверки 99 жалоб. Таким образом, в 2019 году 21 процент жалоб явились обоснованными, в 2018 году этот показатель составлял 14 процентов.
 
– Чем вы можете объяснить увеличение количества обоснованных претензий?
– На мой взгляд, это связано, в первую очередь с увеличением количества подаваемых «типовых» жалоб, содержащих одинаковые доводы. Они поступают от разных субъектов, но на одни и те же  закупки. Во-вторых, сказались значительные изменения в законодательстве о контрактной системе, что стало причиной некоторых «формальных» нарушений со стороны муниципальных заказчиков. По результатам выявленных нарушений Закона о контрактной системе к административной ответственности в Пензенской области в прошлом году привлекли 153 должностных лица, общая сумма штрафов составила более 1,7 миллиона рублей.
 
– В каких сферах, на ваш взгляд, закупки самые проблемные?
– Это строительство, работы по содержанию и ремонту дорог, а также закупки лекарственных средств и медицинского оборудования. В них выявляются нарушения, причем не только Закона о  контрактной системе, но и более серьезные, с точки зрения причинения ущерба государству, например, картельные сговоры.
 
– Как выглядит сейчас реестр недобросовестных поставщиков, он пополняется?
– В минувшем году мы рассмотрели 126 обращений государственных и муниципальных заказчиков о включении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков. Для сравнения, в 2018 году было 85 таких заявлений. Основаниями для обращения в антимонопольный орган послужили уклонение от заключения контракта по итогам проведенной закупки – таких обращений стало в три раза больше. Факты одностороннего отказа заказчика от исполнения обязательств по контракту в связи с нарушением его условий, тоже имеют место быть, из года в год примерно одинаковое число. Возможно и расторжение контракта по решению суда в связи с нарушением его условий со стороны поставщика или подрядчика, у нас в регионе было два таких случая. В итоге 53 хозяйствующих субъекта включены в реестр недобросовестных поставщиков, что соответствует уровню предыдущего года. В 73 случаях комиссией Пензенского УФАС России было принято решение об отказе во внесении сведений в реестр.
 
КСТАТИ
В Пензе объявили аукцион на выполнение работ по треконструкции объекта капитального строительства с ценой контракта 54,5 миллиона рублей. При проведении закупки были установлены дополнительные требования к участникам аукциона в виде наличия за последние три года до даты подачи заявки опыта исполнения хотя бы одного контракта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу зданий. При этом заказчики ссылались на Постановления Правительства РФ No 99,  целью которого является допуск к участию в госзакупках лиц, имеющих опыт исполнения контрактов. Но временные сроки в нем не устанавливаются. К тому же сам факт заключения контракта не подтверждает, что он был выполнен надлежащим образом. В итоге протокол проведения аукциона отменили и провели повторное  рассмотрение заявок.
вок.