Дать дорогу добросовестным

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

При получении жалоб от участников в процессе размещения государственных и муниципальных  заказов Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области обязано провести проверку и принять решение в течение пяти рабочих дней.

Недавно наше УФАС, как привычно называют службу жители области, отметило свое 20-летие. На торжества собрались не только нынешние сотрудники, но и те, кто трудился в разные годы. Характерно, что управление практически все время его существования возглавлял Анатолий Иванович Авдеев. Сейчас обязанности руководителя исполняет Максим Владимирович Белобородов, работавший до этого заместителем руководителя УФАС по Приморскому краю, а юбилейном вечере с теплыми воспоминаниями, чествованиями и награждениями один из гостей назвал региональное управление Федеральной антимонопольной службы кузницей кадров. Да, отсюда вышло немало людей, занимающих теперь высокие посты, здесь и сейчас высококвалифицированные сотрудники. И это логично, потому что УФАС ведет многообразную и сложную работу. Сегодня мы хотим рассказать о контроле за соблюдением Федерального закона № 94 от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Поскольку это касается социальной сферы, интересов всего населения — от малых до преклонных лет. На вопросы корреспондента «НП» отвечает начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы В.А. ВОЛОДИН.

- Владимир Анатолье­вич, нередко общественно­сти становится известно о поразительных фактах, ког­да государственные конто­ры закупают на бюджетные средства роскошную ме­бель, очень дорогое офис­ное оборудование и чуть ли не позолоченную сантехни­ку. Всю Россию облетела, в частности, история с приоб­ретением для больниц то­мографов по цене, которая порой в разы превышала реальную. Как такое может быть на фоне небогатой жизни народа?

- Видно, некоторые конто­ры слишком хорошо обеспече­ны деньгами, если их тянет на «позолоту». В нашей области ведомства финансируются дос­таточно скромно, как принято для российской провинции, по­этому возможностей пошиковать меньше. С томографами действительно получилось на­стоящее преступление. После выявления скандальных случа­ев тщательная проверка про­водилась и в Пензенской обла­сти: к счастью, томографы для наших учреждений здравоохра­нения приобретались по реаль­ной стоимости. Но нарушений, когда ряд товаров, услуг, работ идут по ценам выше среднеры­ночной, хватает и в нашем ре­гионе. Были претензии к систе­ме образования, здравоохра­нения, другим сферам.

- Разве вышеупомяну­тый Федеральный закон № 94 сам по себе не пресе­кает все лазейки?

Когда его принимали, счи­талось, что он по сути призван быть антикоррупционным. Но на практике выявилось столько прорех и возможностей для кор­рупционных схем, что в 94-ФЗоднократно вносились изме­нения, подсказанные жизнью. Сейчас вообще встал вопрос о внедрении повой системы. Надо заметить, что у ведомств разные мнения. Федеральная антимоно­польная служба считает, что действующий закон уже суще­ственно откорректирован, обка­тан и приобрел приемлемые очертания. Достаточно внести в него ряд принципиальных поло­жений, и он будет гораздо эффек­тивнее. Министерство экономи­ческого развития РФ предлага­ет полностью изменить сложив­шийся порядок: приглашать предварительно участников раз­мещения заказов на конкурент­ное собеседование, выбирать форму торгов и т. д.

- Почему вокруг разме­щения заказов частенько витает коррупционный дух?

- Как правило, всегда есть какие-то коммерческие фирмы, которые ближе заказчику. Даже без явного стремления получить мзду чувствуется желание пора­деть своим людям. В былые годы создавались специальные фир­мочки «под 94-ФЗ», «кошмарившие» других участников. Порой торги проводились, что называется, в коридорах, а в кабинет аукционной комиссии входил в последний момент «по­бедитель» и предлагал цену, практически не отличавшуюся от первоначальной.

- Теперь проводятся электронные торги, где за­явители обезличены, и вы­бор делает компьютер. Зна­чит, «своим» ходу нет?

- И тут пытаются выстро­ить лазейки. Заказчик «вбива­ет» такие условия, которым может отвечать только вполне определенная фирма, а комис­сии субъективно подходят к рассмотрению заявок и необос­нованно отказывают участни­кам в торгах. Например, муни­ципальное учреждение города Заречного «Детский оздоровительно-образовательный центр» проводило торги на оказание услуг по организации питания в оздоровительном ла­гере, и один из участников — ООО «ТрансПродукт» — об­ратился в УФАС с жалобой на неправомерность ряда требо­ваний со стороны заказчика. Действительно, участник был отклонен в связи с отсутствием сертификатов на продукты пи­тания, хотя документация не содержала требований о нали­чии таких сертификатов. Наше управление приняло решение по поводу данного нарушения.

Еще один заказчик, Пен­зенская городская больница скорой помощи им. Захарьина, под надуманным предлогом не принял заявку ООО «Бриз» на участие в торгах: мол, оно не дало письменного согласия на заказ. Но если фирма подала документы на участие в торгах, никакого дополнительного под­тверждения не требуется. УФАС выдало предписание, но заказчик решил оспорить его в судебном порядке, потому что нарушение влечет администра­тивную ответственность в виде крупного штрафа. Суд в первой инстанции им проигран.

- Вы быстро реагируе­те на сигналы?

- На предсудебное разби­рательство жалоб в УФАС от­водится пять рабочих дней. Мы обязаны срочно запросить до­кументацию, провести провер­ку и принять решение. По­скольку процесс очень сложный и затрагивает разные сферы, управлению силами своих спе­циалистов, будь они хоть семи пядей во лбу, не всегда можно обойтись и приходится привле­кать экспертов.

- Сколько же жалоб на нарушение 94-ФЗ поступа­ет к вам в течение года?

- За 2011-й— 190. Из них 24 касались размещения зака­зов для федеральных нужд, 82 — заказов для нужд субъекта Федерации (то есть Пензенской области) и 84 — муниципальных нужд. За указанный период УФАС было рассмотрено 118 жалоб, из которых 34 признаны обоснованными, а 84 необосно­ванными. Остальные жалобы возвращены или отозваны зая­вителями, несколько жалоб пе­реданы в другие инстанции по подведомственности.

- Так много необосно­ванных?!

- Да, многие участники, недовольные тем, что не уда­лось выиграть заказ, хотят по­просту «зарубить» торги. И до­ставляют тем самым массу хло­пот. Более того, количество необоснованных жалоб за пос­ледний год выросло. Чтобы их авторы были ответственнее, выход один — ввести госпош­лину. Заплати ее, и жалоба бу­дет рассмотрена, но, если она не обоснована и преследует цель отодвинуть торги, твои деньги уйдут в казну!

- Скажите, как быть с недобросовестными побе­дителями торгов, которые получили заказ, но не хотят выполнять его?

- Если поставщик товаров или услуг срывает условия, за­казчик должен обратиться в УФАС, и такая несерьезная фирма может попасть в реестр недобросовестных поставщи­ков. А значит, в течение двух лет она лишится права бороть­ся за заказы. За минувший год к нам поступило 49 обращений от заказчиков с претензиями к поставщикам, в реестр недо­бросовестных были включены сведения по 14 хозяйствующим субъектам.

- А какая практика су­ществует за рубежом, где частные фирмы тоже стара­ются получить государ­ственные и муниципальные заказы?

- В большинстве западных стран действует контрактная система, но там, наоборот, ве­дется реестр добросовестных поставщиков. Чтобы в него по­пасть, надо много поработать на рынке и иметь хорошую репута­цию. Таким образом, конкурен­тная среда заметно сужается, зато во главу угла ставятся ин­тересы государства и общества, здоровье и благополучие людей.

- Что ж, остается наде­яться, что и в России систе­ма размещения заказов бу­дет честной и прозрачной. Скажите, ведь УФАС тоже уполномочено рассматри­вать дела об администра­тивных правонарушениях?

- Да, за прошлый год руко­водителями управления рас­смотрено 95 дел в отношении должностных лиц заказчиков, уполномоченного органа, а так­же членов комиссий по разме­щению заказов. Как правило, на виновных в нарушениях накла­дывается штраф. Между про­чим, 13 постановлений о нало­жении штрафа пытались обжа­ловать в судебном порядке. В 9 случаях суд отказал заявителям и оставил штрафную санкцию без изменения, а в 4 случаях постановление было прекраще­но по малозначительности.

- Спасибо за подробные объяснения, Владимир Анато­льевич. Успехов вашей службе!

Беседовал Лев КУЗЬМЕНКОВ.