Дать дорогу добросовестным
При получении жалоб от участников в процессе размещения государственных и муниципальных заказов Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области обязано провести проверку и принять решение в течение пяти рабочих дней.
Недавно наше УФАС, как привычно называют службу жители области, отметило свое 20-летие. На торжества собрались не только нынешние сотрудники, но и те, кто трудился в разные годы. Характерно, что управление практически все время его существования возглавлял Анатолий Иванович Авдеев. Сейчас обязанности руководителя исполняет Максим Владимирович Белобородов, работавший до этого заместителем руководителя УФАС по Приморскому краю, а юбилейном вечере с теплыми воспоминаниями, чествованиями и награждениями один из гостей назвал региональное управление Федеральной антимонопольной службы кузницей кадров. Да, отсюда вышло немало людей, занимающих теперь высокие посты, здесь и сейчас высококвалифицированные сотрудники. И это логично, потому что УФАС ведет многообразную и сложную работу. Сегодня мы хотим рассказать о контроле за соблюдением Федерального закона № 94 от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Поскольку это касается социальной сферы, интересов всего населения — от малых до преклонных лет. На вопросы корреспондента «НП» отвечает начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы В.А. ВОЛОДИН.
- Владимир Анатольевич, нередко общественности становится известно о поразительных фактах, когда государственные конторы закупают на бюджетные средства роскошную мебель, очень дорогое офисное оборудование и чуть ли не позолоченную сантехнику. Всю Россию облетела, в частности, история с приобретением для больниц томографов по цене, которая порой в разы превышала реальную. Как такое может быть на фоне небогатой жизни народа?
- Видно, некоторые конторы слишком хорошо обеспечены деньгами, если их тянет на «позолоту». В нашей области ведомства финансируются достаточно скромно, как принято для российской провинции, поэтому возможностей пошиковать меньше. С томографами действительно получилось настоящее преступление. После выявления скандальных случаев тщательная проверка проводилась и в Пензенской области: к счастью, томографы для наших учреждений здравоохранения приобретались по реальной стоимости. Но нарушений, когда ряд товаров, услуг, работ идут по ценам выше среднерыночной, хватает и в нашем регионе. Были претензии к системе образования, здравоохранения, другим сферам.
- Разве вышеупомянутый Федеральный закон № 94 сам по себе не пресекает все лазейки?
Когда его принимали, считалось, что он по сути призван быть антикоррупционным. Но на практике выявилось столько прорех и возможностей для коррупционных схем, что в 94-ФЗоднократно вносились изменения, подсказанные жизнью. Сейчас вообще встал вопрос о внедрении повой системы. Надо заметить, что у ведомств разные мнения. Федеральная антимонопольная служба считает, что действующий закон уже существенно откорректирован, обкатан и приобрел приемлемые очертания. Достаточно внести в него ряд принципиальных положений, и он будет гораздо эффективнее. Министерство экономического развития РФ предлагает полностью изменить сложившийся порядок: приглашать предварительно участников размещения заказов на конкурентное собеседование, выбирать форму торгов и т. д.
- Почему вокруг размещения заказов частенько витает коррупционный дух?
- Как правило, всегда есть какие-то коммерческие фирмы, которые ближе заказчику. Даже без явного стремления получить мзду чувствуется желание порадеть своим людям. В былые годы создавались специальные фирмочки «под 94-ФЗ», «кошмарившие» других участников. Порой торги проводились, что называется, в коридорах, а в кабинет аукционной комиссии входил в последний момент «победитель» и предлагал цену, практически не отличавшуюся от первоначальной.
- Теперь проводятся электронные торги, где заявители обезличены, и выбор делает компьютер. Значит, «своим» ходу нет?
- И тут пытаются выстроить лазейки. Заказчик «вбивает» такие условия, которым может отвечать только вполне определенная фирма, а комиссии субъективно подходят к рассмотрению заявок и необоснованно отказывают участникам в торгах. Например, муниципальное учреждение города Заречного «Детский оздоровительно-образовательный центр» проводило торги на оказание услуг по организации питания в оздоровительном лагере, и один из участников — ООО «ТрансПродукт» — обратился в УФАС с жалобой на неправомерность ряда требований со стороны заказчика. Действительно, участник был отклонен в связи с отсутствием сертификатов на продукты питания, хотя документация не содержала требований о наличии таких сертификатов. Наше управление приняло решение по поводу данного нарушения.
Еще один заказчик, Пензенская городская больница скорой помощи им. Захарьина, под надуманным предлогом не принял заявку ООО «Бриз» на участие в торгах: мол, оно не дало письменного согласия на заказ. Но если фирма подала документы на участие в торгах, никакого дополнительного подтверждения не требуется. УФАС выдало предписание, но заказчик решил оспорить его в судебном порядке, потому что нарушение влечет административную ответственность в виде крупного штрафа. Суд в первой инстанции им проигран.
- Вы быстро реагируете на сигналы?
- На предсудебное разбирательство жалоб в УФАС отводится пять рабочих дней. Мы обязаны срочно запросить документацию, провести проверку и принять решение. Поскольку процесс очень сложный и затрагивает разные сферы, управлению силами своих специалистов, будь они хоть семи пядей во лбу, не всегда можно обойтись и приходится привлекать экспертов.
- Сколько же жалоб на нарушение 94-ФЗ поступает к вам в течение года?
- За 2011-й— 190. Из них 24 касались размещения заказов для федеральных нужд, 82 — заказов для нужд субъекта Федерации (то есть Пензенской области) и 84 — муниципальных нужд. За указанный период УФАС было рассмотрено 118 жалоб, из которых 34 признаны обоснованными, а 84 необоснованными. Остальные жалобы возвращены или отозваны заявителями, несколько жалоб переданы в другие инстанции по подведомственности.
- Так много необоснованных?!
- Да, многие участники, недовольные тем, что не удалось выиграть заказ, хотят попросту «зарубить» торги. И доставляют тем самым массу хлопот. Более того, количество необоснованных жалоб за последний год выросло. Чтобы их авторы были ответственнее, выход один — ввести госпошлину. Заплати ее, и жалоба будет рассмотрена, но, если она не обоснована и преследует цель отодвинуть торги, твои деньги уйдут в казну!
- Скажите, как быть с недобросовестными победителями торгов, которые получили заказ, но не хотят выполнять его?
- Если поставщик товаров или услуг срывает условия, заказчик должен обратиться в УФАС, и такая несерьезная фирма может попасть в реестр недобросовестных поставщиков. А значит, в течение двух лет она лишится права бороться за заказы. За минувший год к нам поступило 49 обращений от заказчиков с претензиями к поставщикам, в реестр недобросовестных были включены сведения по 14 хозяйствующим субъектам.
- А какая практика существует за рубежом, где частные фирмы тоже стараются получить государственные и муниципальные заказы?
- В большинстве западных стран действует контрактная система, но там, наоборот, ведется реестр добросовестных поставщиков. Чтобы в него попасть, надо много поработать на рынке и иметь хорошую репутацию. Таким образом, конкурентная среда заметно сужается, зато во главу угла ставятся интересы государства и общества, здоровье и благополучие людей.
- Что ж, остается надеяться, что и в России система размещения заказов будет честной и прозрачной. Скажите, ведь УФАС тоже уполномочено рассматривать дела об административных правонарушениях?
- Да, за прошлый год руководителями управления рассмотрено 95 дел в отношении должностных лиц заказчиков, уполномоченного органа, а также членов комиссий по размещению заказов. Как правило, на виновных в нарушениях накладывается штраф. Между прочим, 13 постановлений о наложении штрафа пытались обжаловать в судебном порядке. В 9 случаях суд отказал заявителям и оставил штрафную санкцию без изменения, а в 4 случаях постановление было прекращено по малозначительности.
- Спасибо за подробные объяснения, Владимир Анатольевич. Успехов вашей службе!
Беседовал Лев КУЗЬМЕНКОВ.