Решение по делу № 2-03/20-2014 в отношении ОАО «МРСК Волги» и ООО «ТНС»

Номер дела: 2-03/20-2014
Дата публикации: 3 октября 2014, 15:28

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена «16» сентября 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено «30» сентября  2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

при участии:

со стороны ОАО «МРСК Волги»:

- <…>;

со стороны ООО «ТНС»:

- <…>;

со стороны ООО «СПиНТ»:

<…>;

со стороны ООО «Автопоиск»:

<…>;

рассмотрев дело № 2-03/20-2014 по признакам нарушения ОАО «МРСК Волги» и ООО «ТНС» части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и нарушения ОАО «МРСК Волги» статьи 17 Закона о защите конкуренции,

установила:

В антимонопольное управление обратилось с заявлением ООО «СПиНТ» на действия ООО «ТНС», связанные с введением в заблуждение о соответствии поставляемого оборудования требованиям конкурсной документации, при  проведении Запроса цен Заказчиком (организатор запроса цен) ОАО «МРСК Волги».

При рассмотрении обращения было установлено, что Заказчиком (организатор запроса цен) ОАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго» в январе 2014 года проводился открытый Запрос цен на поставку датчиков для нужд филиала в г. Пенза «Пензаэнерго».

Согласно техническому заданию (неотъемлемая часть конкурсной документации) поставляемое навигационное оборудование должно быть совместимым с приобретенным ранее программным обеспечением  БАРС-МО версии v2701, без внесения изменений в данное программное обеспечение, для создания единого информационного пространства по мониторингу подведомственного транспорта.

По мнению заявителя, датчики, предлагаемы к поставке ООО «ТНС» не отвечали существенному требованию технического задания проводимого запроса цен.

По итогам проведения конкурсной процедуры 18.03.2014 г. между ОАО «МРСК Волги» (в лице филиала «Пензаэнерго») и ООО «ТНС» был заключен договор поставки на продукцию Терминал ASC-7S (производитель ООО «АПК КОМ») в количестве 115 шт. на сумму 920 000 рублей с внесением дополнительных условий в спецификацию товара.

Действия ОАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго»  и ООО «ТНС», связанные с заключением договора на поставку датчиков путем изменения спецификации поставляемого оборудования, могли явится следствием достигнутого соглашения, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В указанных действиях ОАО «МРСК Волги» (в лице филиала «Пензаэнерго») и ООО «ТНС», выразившихся в заключении и участии в соглашении, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции, были усмотрены признаки нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом Пензенского УФАС России от 23.05.2014г. № 120 в отношении ОАО «МРСК Волги» и ООО «ТНС» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Определением от 27.05.2014г. дело № 2-03/20-2013 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 09.07.2014г.

На заседании Комиссии представители ОАО «МРСК Волги» пояснили, что единственным критерием для определения победителя запроса цен являлась наименьшая цена предложения. Из 6 участников наименьшая цена была предложена ООО «ТНС», которое и было признано победителем.

В договор были внесены дополнительные условия, а именно: мониторинг объектов с установленными терминалами на транспортных средствах филиала ОАО «МРСК Волги» - «Пензаэнерго» будет осуществляется на системе мониторинга транспорта Wialon Hosting  с предоставлением неограниченного количества рабочих мест.

Включение дополнительных условий в Спецификацию к договору обусловлено необходимостью приведения договора в соответствии с требованиями технического задания, а именно, для создания единого информационного пространства по мониторингу подведомственного транспорта (вносилось по предложению ООО «ТНС»).

Представители  ООО «ТНС» указали, что в соответствии с Приказом Минтранса России от 31.07.2012 № 285 организация межсерверной передачи должна осуществляется через протокол передачи данных EGTS. Поставляемое оборудование работает через данный протокол.

На момент установки датчиков протокол передачи данных EGTS не был прописан в ранее установленном программном обеспечение БАРС-МО версии v2701. Тем самым мониторинг транспортных средств, на которых были установлены датчики в рамках договора, осуществляется на системе мониторинга транспорта WialonHosting.

Представитель ООО «СПиНТ» поддержал требования, изложенные в заявлении. Также пояснили, что согласно техническому заданию (неотъемлемая часть конкурсной документации), проводимого ОАО «МРСК Волги» запроса цен, поставляемое навигационное оборудование должно быть совместимым с приобретенным ранее программным обеспечением  БАРС-МО версии v2701, без внесения изменений в данное программное обеспечение, для создания единого информационного пространства по мониторингу подведомственного транспорта. В соответствии с данным условием было сформировано предложение на поставку навигационного оборудования.

Добавил, что, если бы Заказчиком изначально в конкурсной документации было указано, что мониторинг объектов будет осуществляться на системе мониторинга транспорта WialonHosting, то было бы предложено более дешевое оборудование.

В связи с необходимостью получения дополнительной информации, рассмотрение дела № 2-03/20-2014 было отложено до 23 июля 2014 года.

Представитель ОАО «МРСК Волги» поддержали ранее изложенную позицию указав, что в настоящий момент мониторинг 31 транспортного средства (датчики установлены ООО «Пеленг») осуществляется через программу БАРС-МО, мониторинг 151 транспортных средств (датчики установлены ООО ТНС») осуществляется на системе Wialon Hosting.

В связи с необходимостью получения дополнительной информации, рассмотрение дела № 2-03/20-2014 было отложено до 28 августа 2014 года.

В ходе рассмотрения дела в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «МРСК Волги» усмотрены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании условий при проведении открытого запроса цен на право заключения договора поставки датчиков (комплекты навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS), ограничивающих количество участников, которые привели (могли привести) к ограничению конкуренции.

В связи с тем, что в ходе рассмотрения настоящего дела в действиях Ответчика по делу были обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого возбуждено дело, в целях получения письменной позиции со стороны ОАО «МРСК Волги», рассмотрение дела № 2-03/20-2014 было отложено до 16.09.2014 г.

На заседании Комиссии 16.09.2014 года представители лиц, участвующих в деле,  поддержали ранее изложенные позиции.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

Заказчик при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения собственных нужд руководствуется нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Советом директоров ОАО «МРСК Волги» утверждено Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «МРС Волги» (далее  - Положение о закупках), регламентирующее закупочную деятельность Общества (Протокол от 28.12.2011 № 13).

Заказчиком (организатор запроса цен) ОАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго» 26.12.2013 в сети интернет на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 22/з-519 о проведении открытого Запроса цен на поставку датчиков.

Предметом проводимого Запроса цен являлся комплект навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS в соответствии с характеристиками, указанными в Техническом задании (неотъемлемая часть конкурсной документации).

Согласно пункту 4 Технического задания поставляемое навигационное оборудование должно быть совместимым с приобретенным ранее программным обеспечением  БАРС-МО версии v2701, без внесения изменений в данное программное обеспечение, для создания единого информационного пространства по мониторингу подведомственного транспорта.

Из письменных пояснений Ответчика ОАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго»  от 09.09.2014 вх. № 3784 установлено, что целью включения в Техническое задание  указанного условия являлось создание единого информационного пространства по мониторингу подведомственного автомобильного транспорта. Поскольку на момент размещения информации о закупке в филиале ОАО «МРСК Волги» -  «Пензаэнерго» уже использовалось программное обеспечение БАРС-МО версии v2701 для мониторинга подведомственного автомобильного транспорта в количестве 31 единицы с установленными датчиками «БАРС-М2», приобретенными в 2012-2013 гг.

Ранее установленное в филиале ОАО «МРСК Волги»т – Пензаэнерго» программное обеспечение БАРС (в том числе БАРС-МО версии v2701) является интеллектуальной собственностью ООО «Автопоиск».

Между разработчиком программы ООО «Автопоиск» и ОАО «МРСК Волги» было заключено лицензионное соглашение на программное обеспечение «БАРС» от 25.05.2012, в соответствии с которым ОАО «МРСК Волги» получил в безвозмездное пользование программное обеспечение «БАРС». В соответствии с указанным лицензионным соглашением ОАО «МРСК Волги» не имеет права вскрывать технологию, эмулировать, создавать новые версии, изменять и т.д. программное обеспечение «БАРС» либо вносить любые изменения в его файлы.

Программное обеспечение БАРС-МО, подключаясь к серверу, отображает в табличном и графическом виде информацию, которые передают датчики ГЛОНАСС/GPS, установленные на транспортные средства, то есть осуществляет тем самым мониторинг автотранспорта филиала ОАО «МРСК Волги» -  «Пензаэнерго».

В срок, установленный в извещении, поступили заявки от семи участников. (Заявка ООО «Автопоиск» на основании письма об отказе участвовать в процедуре запроса цен была отклонена).

Участниками было предложено поставить следующие датчики:

ООО «Глонассофт» - Терминал ADM 700 Глонасс/GPS в комплекте;

ООО «ПЕНЗА-ГЛОНАСС» - Терминал ADM 700 Глонасс/GPS в комплекте;

ООО «ТНС» - Терминал ASC-7S;

ООО «ЦУД» - Устройство мониторинга автотранспорта ASC-7G;

ООО «СПиНТ» - БАРС-М2;

ООО «Пеленг» - БАРС-М2.

До заключения контракта ОАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго» обратилось к разработчику программного обеспечения  БАРС-МО версии v2701 – ООО «Автопоиск» за разъяснением о возможности подключения датчиков (ASC-7S, ASC-7G – производитель ООО «АПК КОМ», ADM 700 – производитель ООО «Неоматика») к ранее установленному программному обеспечению БАРС-МО версия v2701.

На что ООО «Автопоиск» в своем письме от 31.01.2014 г. № А129/1/1 сообщило, что подключение датчиков ASC-7S, ASC-7G – производитель ООО «АПК КОМ», ADM 700 – производитель ООО «Неоматика», без внесения изменений в данное программное обеспечение невозможно. В письме от 04.02.2014 № 4140/1 ООО «Автопоиск» дополнительно сообщило, что к программному обеспечению БАРС-МО может быть подключено следующее бортовое навигационное оборудование: БАРС-У, БАРС-МП, БАРС-ПТ, БАРС-М1, БАРС-М2, БАРС-М3.

Кроме того, Заказчиком были отправлены письма от 31.01.2014 в адреса участников запроса цен, приславших свои предложения, о предоставлении документа, подтверждающего совместимость предлагаемого оборудования с программным обеспечением БАРС-МО версия v2701.

На что, участники проводимого Запроса цен, а именно ООО «Глонассофт», ООО «ПЕНЗА-ГЛОНАСС», ООО «ЦУД», ООО «ТНС», указали, что поставляемое навигационное оборудование работает по открытым протоколам  передачи данных (в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 31.07.2012 № 285) на системе мониторинга транспорта Wialon Hosting  (либо Wialon Pro в предложениях ООО «ПЕНЗА-ГЛОНАСС» и ООО «ЦУД»). Для установления достоверной картины о совместимости предлагаемого оборудования с программным обеспечением  БАРС-МО версии v2701, необходимо ознакомится с технической документацией (письмо ООО «ТНС» от 07.02.2014)

ООО «Пеленг» и ООО «СПиНТ» указали, что поставляемое навигационное оборудование БАРС-М2 полностью удовлетворяет условиям технического задания в части совместимости с приобретенным ранее программным обеспечением БАРС-МО версии v2701, без внесения изменений в данное программное обеспечение.

Согласно Протоколу очного заседания Постоянно действующей закупочной комиссии от 14.02.2014 № 17/2 наименьшая цена была предложена ООО «ТНС» (920 000 руб.), который и был признан победителем данного запроса цен.

Не смотря на имеющуюся у Заказчика информацию о несоответствии предлагаемого ООО «ТНС» оборудования требованиям технической документации, 18.03.2014 г. между ОАО «МРСК Волги» и ООО «ТНС» был заключен договор поставки № юр/д-14-320 на продукцию Терминал ASC-7S (производитель ООО «АПК КОМ») в количестве 115 шт. на сумму 920 000 рублей с внесением дополнительных условий в спецификацию товара следующего содержания:

- мониторинг объектов с установленными терминалами на транспортных средствах филиала ОАО «МРСК Волги» - «Пензаэнерго» будет осуществляется на системе мониторинга транспорта Wialon Hosting с предоставлением неограниченного количества рабочих мест.

- в стоимость продукции будет входить абонентская плата за первый год обслуживания, включая услуги по передаче данных.

- поставщик принимает на себя обязательства организовать межсерверную передачу мониторинговой информации в ранее закупленное программное обеспечение БАРС-МО версии v2701, используя протокол передачи данных EGTS.

Таким образом, внесение изменений в установленные в конкурсной документации требования к покупаемому оборудованию  позволило ОАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго» заключить контракт с ООО «ТНС» на поставку более дешевого продукта.

Указанные действия привели к тому, что хозяйствующие субъекты (ООО «Пеленг» и ООО «СПиНТ»), осуществляющие поставку подобных терминалов были дезинформированы о реальном требовании Заказчика к закупаемой продукции, и предложив соответствующие предъявляемым требованиям продукты БАРС-М2 по более дорогой цене, остались вне конкурсной борьбы.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что в целях реализации договора, заключенного по результатам проводимого Запроса цен, ООО «ТНС» осуществило поставку датчиков в филиал ОАО «МРСК Волги»  - «Пензаэнерго» и организовало межсерверную передачу мониторинговой информации на системе мониторинга транспорта Wialon Hosting, используя протокол передачи данных EGTS, что подтверждается актом от 06.06.2014 г.

В соответствии с Приказом Минтранса от 31.07.2012 № 285 «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов» определены требования, предъявляемые к средствам транспортных средств. В частности, протокол межсерверного обмена (транспортный протокол) является открытым, унифицированным. Оборудование и программное обеспечение должно соответствовать и быть совместимым с протоколом межсистемного взаимодействия EGTS (протокол подключения), оборудование должно поддерживать возможность ретрансляции данных по протоколу EGTS в другие системы.

Перечень автотранспортных средств филиала ОАО «МРСК Волги», на которые необходимо было установить поставляемые датчики, включал транспортное средство ЗИЛ 431412 бензовоз, относящийся к категории N. (данный перечень не являлся частью конкурсной документации).

Согласно письменным пояснениям ОАО «МРСК Волги» - в лице филиала «Пензаэнерго» от 18.08.2014 № МР6/124/ИТ/1017 отсутствие протокола EGTS в ранее установленном программном обеспечении «БАРС-МО» было выявлено лишь на стадии установки датчиков ООО «ТНС» в рамках исполнения заключенного контракта.

В связи с чем, в мае 2014 года ОАО «МРСК Волги» - в лице филиала «Пензаэнерго» (от 15.05.2014 № МР6/124/22/15) обратилось к разработчику программного обеспечения  БАРС-МО версии v2701 – ООО «Автопоиск» с просьбой предоставить необходимые данные для осуществления трансляции телематических данных с датчиков - Терминалов ASC-7S по протоколу передачи данных EGTS.

На что, ООО «Автопоиск» сообщило (от 22.05.2014 № А170/1), что программное обеспечение «БАРС» версии v2701 не содержит поддержки протокола ретрансляции EGTS, который был утвержден после установки указанного программного обеспечения. И предложило на договорной основе внедрить протокол передачи данных в установленное программном обеспечении «БАРС-МО».

Однако, ОАО «МРСК Волги» не признало проводимый Запрос цен несостоявшимся (в связи с изменением характеристик покупаемой продукции) и не провело новый конкурс на новых условиях в соответствии с действующим законодательством, а внесло дополнительные условия в договор, тем самым лишая возможности других хозяйствующих субъектов принять участие в конкурсе на поставку датчиков, на дополнительных условиях.

Наличие внесенных в заключаемый договор от 18.03.2014 № юр/д-14-320 дополнительных условий в конкурсной документации могло бы существенно расширить круг участников проводимого запроса цен, а также, возможно, снизить ценовые предложения.

Согласно письменным пояснениям ООО «СПиНТ» от 12.08.2014 № с178/1, полученным в рамках рассмотрения настоящего дела, если бы конкурсная документация изначально содержало дополнительные условия договора о том, что мониторинг может осуществляться на Wialon Hosting либо на другой подобной системе, используя протокол передачи EGTS, то ООО «СПиНТ» предложило бы другое оборудование по более низкой цене.

Таким образом, ОАО «МРСК Волги» при проведении открытого запроса цен на право заключения договора поставки датчиков создало условия, ограничивающие количество участников, а также предложения хозяйствующих субъектов.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Однако, в рассматриваемом случае ООО «ТНС», как вторая сторона заключенного договора, не предпринимала никаких действий (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют), способных ввести конкурентов в заблуждение или ограничить конкурентные отношения.

В соответствии с пунктом 10.10.7 Положения о закупках, если иное прямо не предусмотрено настоящим Положением о закупках, не допускается необоснованное внесение изменений в договор, заключенный по результатам закупок, которые приведут к противоречиям, указанным в пунктах 10.10.1 и 10.10.6, ответственность за необоснованное изменений договора лежит на Инициаторе договора.

Несомненно, действия ОАО «МРСК Волги», связанные с внесением изменений в установленные в конкурсной документации требования к покупаемому оборудованию, противоречат нормам действующего законодательства. Однако, указанное не может напрямую свидетельствовать о наличии между сторонами договора, заключенного по итогам проводимого запроса цен и содержащего дополнительные условия, антиконкурентного соглашения.

Из изложенного следует, что установленные по делу обстоятельства не позволяют сделать вывод и квалифицировать  действия ООО «ТНС» и ОАО «МРСК Волги» по внесению изменений в спецификацию заключаемого договора как заключение и участие в соглашении, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции.

На основании изложенного, основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «ТНС» и ОАО «МРСК Волги» нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ОАО «МРСК Волги», выразившиеся в создании условий при проведении открытого запроса цен на право заключения договора поставки датчиков (комплекты навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS), ограничивающих количество участников, которые привели (могли привести) к ограничению конкуренции, нарушением части 1 статьи 17 Закона защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, статьей 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 Признать действия ОАО «МРСК Волги», выразившегося в создании условий при проведении открытого запроса цен на право заключения договора поставки датчиков (комплекты навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS), ограничивающих количество участников, которые привели (могли привести) к ограничению конкуренции, нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрение дела в части нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «МРСК Волги» и ООО «ТНС» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

В связи с тем, что контракт, заключенный ОАО «МРСК Волги» и ООО «ТНС» по результатам проводимого запроса цен, исполнен, предписание не выдавать

stdClass Object ( [vid] => 11853 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 2-03/20-2014 в отношении ОАО «МРСК Волги» и ООО «ТНС» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11853 [type] => solution [language] => ru [created] => 1412335781 [changed] => 1412335781 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1412335781 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена «16» сентября 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено «30» сентября  2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

при участии:

со стороны ОАО «МРСК Волги»:

- <…>;

со стороны ООО «ТНС»:

- <…>;

со стороны ООО «СПиНТ»:

<…>;

со стороны ООО «Автопоиск»:

<…>;

рассмотрев дело № 2-03/20-2014 по признакам нарушения ОАО «МРСК Волги» и ООО «ТНС» части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и нарушения ОАО «МРСК Волги» статьи 17 Закона о защите конкуренции,

установила:

В антимонопольное управление обратилось с заявлением ООО «СПиНТ» на действия ООО «ТНС», связанные с введением в заблуждение о соответствии поставляемого оборудования требованиям конкурсной документации, при  проведении Запроса цен Заказчиком (организатор запроса цен) ОАО «МРСК Волги».

При рассмотрении обращения было установлено, что Заказчиком (организатор запроса цен) ОАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго» в январе 2014 года проводился открытый Запрос цен на поставку датчиков для нужд филиала в г. Пенза «Пензаэнерго».

Согласно техническому заданию (неотъемлемая часть конкурсной документации) поставляемое навигационное оборудование должно быть совместимым с приобретенным ранее программным обеспечением  БАРС-МО версии v2701, без внесения изменений в данное программное обеспечение, для создания единого информационного пространства по мониторингу подведомственного транспорта.

По мнению заявителя, датчики, предлагаемы к поставке ООО «ТНС» не отвечали существенному требованию технического задания проводимого запроса цен.

По итогам проведения конкурсной процедуры 18.03.2014 г. между ОАО «МРСК Волги» (в лице филиала «Пензаэнерго») и ООО «ТНС» был заключен договор поставки на продукцию Терминал ASC-7S (производитель ООО «АПК КОМ») в количестве 115 шт. на сумму 920 000 рублей с внесением дополнительных условий в спецификацию товара.

Действия ОАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго»  и ООО «ТНС», связанные с заключением договора на поставку датчиков путем изменения спецификации поставляемого оборудования, могли явится следствием достигнутого соглашения, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В указанных действиях ОАО «МРСК Волги» (в лице филиала «Пензаэнерго») и ООО «ТНС», выразившихся в заключении и участии в соглашении, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции, были усмотрены признаки нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом Пензенского УФАС России от 23.05.2014г. № 120 в отношении ОАО «МРСК Волги» и ООО «ТНС» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Определением от 27.05.2014г. дело № 2-03/20-2013 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 09.07.2014г.

На заседании Комиссии представители ОАО «МРСК Волги» пояснили, что единственным критерием для определения победителя запроса цен являлась наименьшая цена предложения. Из 6 участников наименьшая цена была предложена ООО «ТНС», которое и было признано победителем.

В договор были внесены дополнительные условия, а именно: мониторинг объектов с установленными терминалами на транспортных средствах филиала ОАО «МРСК Волги» - «Пензаэнерго» будет осуществляется на системе мониторинга транспорта Wialon Hosting  с предоставлением неограниченного количества рабочих мест.

Включение дополнительных условий в Спецификацию к договору обусловлено необходимостью приведения договора в соответствии с требованиями технического задания, а именно, для создания единого информационного пространства по мониторингу подведомственного транспорта (вносилось по предложению ООО «ТНС»).

Представители  ООО «ТНС» указали, что в соответствии с Приказом Минтранса России от 31.07.2012 № 285 организация межсерверной передачи должна осуществляется через протокол передачи данных EGTS. Поставляемое оборудование работает через данный протокол.

На момент установки датчиков протокол передачи данных EGTS не был прописан в ранее установленном программном обеспечение БАРС-МО версии v2701. Тем самым мониторинг транспортных средств, на которых были установлены датчики в рамках договора, осуществляется на системе мониторинга транспорта WialonHosting.

Представитель ООО «СПиНТ» поддержал требования, изложенные в заявлении. Также пояснили, что согласно техническому заданию (неотъемлемая часть конкурсной документации), проводимого ОАО «МРСК Волги» запроса цен, поставляемое навигационное оборудование должно быть совместимым с приобретенным ранее программным обеспечением  БАРС-МО версии v2701, без внесения изменений в данное программное обеспечение, для создания единого информационного пространства по мониторингу подведомственного транспорта. В соответствии с данным условием было сформировано предложение на поставку навигационного оборудования.

Добавил, что, если бы Заказчиком изначально в конкурсной документации было указано, что мониторинг объектов будет осуществляться на системе мониторинга транспорта WialonHosting, то было бы предложено более дешевое оборудование.

В связи с необходимостью получения дополнительной информации, рассмотрение дела № 2-03/20-2014 было отложено до 23 июля 2014 года.

Представитель ОАО «МРСК Волги» поддержали ранее изложенную позицию указав, что в настоящий момент мониторинг 31 транспортного средства (датчики установлены ООО «Пеленг») осуществляется через программу БАРС-МО, мониторинг 151 транспортных средств (датчики установлены ООО ТНС») осуществляется на системе Wialon Hosting.

В связи с необходимостью получения дополнительной информации, рассмотрение дела № 2-03/20-2014 было отложено до 28 августа 2014 года.

В ходе рассмотрения дела в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «МРСК Волги» усмотрены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании условий при проведении открытого запроса цен на право заключения договора поставки датчиков (комплекты навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS), ограничивающих количество участников, которые привели (могли привести) к ограничению конкуренции.

В связи с тем, что в ходе рассмотрения настоящего дела в действиях Ответчика по делу были обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого возбуждено дело, в целях получения письменной позиции со стороны ОАО «МРСК Волги», рассмотрение дела № 2-03/20-2014 было отложено до 16.09.2014 г.

На заседании Комиссии 16.09.2014 года представители лиц, участвующих в деле,  поддержали ранее изложенные позиции.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

Заказчик при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения собственных нужд руководствуется нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Советом директоров ОАО «МРСК Волги» утверждено Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «МРС Волги» (далее  - Положение о закупках), регламентирующее закупочную деятельность Общества (Протокол от 28.12.2011 № 13).

Заказчиком (организатор запроса цен) ОАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго» 26.12.2013 в сети интернет на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 22/з-519 о проведении открытого Запроса цен на поставку датчиков.

Предметом проводимого Запроса цен являлся комплект навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS в соответствии с характеристиками, указанными в Техническом задании (неотъемлемая часть конкурсной документации).

Согласно пункту 4 Технического задания поставляемое навигационное оборудование должно быть совместимым с приобретенным ранее программным обеспечением  БАРС-МО версии v2701, без внесения изменений в данное программное обеспечение, для создания единого информационного пространства по мониторингу подведомственного транспорта.

Из письменных пояснений Ответчика ОАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго»  от 09.09.2014 вх. № 3784 установлено, что целью включения в Техническое задание  указанного условия являлось создание единого информационного пространства по мониторингу подведомственного автомобильного транспорта. Поскольку на момент размещения информации о закупке в филиале ОАО «МРСК Волги» -  «Пензаэнерго» уже использовалось программное обеспечение БАРС-МО версии v2701 для мониторинга подведомственного автомобильного транспорта в количестве 31 единицы с установленными датчиками «БАРС-М2», приобретенными в 2012-2013 гг.

Ранее установленное в филиале ОАО «МРСК Волги»т – Пензаэнерго» программное обеспечение БАРС (в том числе БАРС-МО версии v2701) является интеллектуальной собственностью ООО «Автопоиск».

Между разработчиком программы ООО «Автопоиск» и ОАО «МРСК Волги» было заключено лицензионное соглашение на программное обеспечение «БАРС» от 25.05.2012, в соответствии с которым ОАО «МРСК Волги» получил в безвозмездное пользование программное обеспечение «БАРС». В соответствии с указанным лицензионным соглашением ОАО «МРСК Волги» не имеет права вскрывать технологию, эмулировать, создавать новые версии, изменять и т.д. программное обеспечение «БАРС» либо вносить любые изменения в его файлы.

Программное обеспечение БАРС-МО, подключаясь к серверу, отображает в табличном и графическом виде информацию, которые передают датчики ГЛОНАСС/GPS, установленные на транспортные средства, то есть осуществляет тем самым мониторинг автотранспорта филиала ОАО «МРСК Волги» -  «Пензаэнерго».

В срок, установленный в извещении, поступили заявки от семи участников. (Заявка ООО «Автопоиск» на основании письма об отказе участвовать в процедуре запроса цен была отклонена).

Участниками было предложено поставить следующие датчики:

ООО «Глонассофт» - Терминал ADM 700 Глонасс/GPS в комплекте;

ООО «ПЕНЗА-ГЛОНАСС» - Терминал ADM 700 Глонасс/GPS в комплекте;

ООО «ТНС» - Терминал ASC-7S;

ООО «ЦУД» - Устройство мониторинга автотранспорта ASC-7G;

ООО «СПиНТ» - БАРС-М2;

ООО «Пеленг» - БАРС-М2.

До заключения контракта ОАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго» обратилось к разработчику программного обеспечения  БАРС-МО версии v2701 – ООО «Автопоиск» за разъяснением о возможности подключения датчиков (ASC-7S, ASC-7G – производитель ООО «АПК КОМ», ADM 700 – производитель ООО «Неоматика») к ранее установленному программному обеспечению БАРС-МО версия v2701.

На что ООО «Автопоиск» в своем письме от 31.01.2014 г. № А129/1/1 сообщило, что подключение датчиков ASC-7S, ASC-7G – производитель ООО «АПК КОМ», ADM 700 – производитель ООО «Неоматика», без внесения изменений в данное программное обеспечение невозможно. В письме от 04.02.2014 № 4140/1 ООО «Автопоиск» дополнительно сообщило, что к программному обеспечению БАРС-МО может быть подключено следующее бортовое навигационное оборудование: БАРС-У, БАРС-МП, БАРС-ПТ, БАРС-М1, БАРС-М2, БАРС-М3.

Кроме того, Заказчиком были отправлены письма от 31.01.2014 в адреса участников запроса цен, приславших свои предложения, о предоставлении документа, подтверждающего совместимость предлагаемого оборудования с программным обеспечением БАРС-МО версия v2701.

На что, участники проводимого Запроса цен, а именно ООО «Глонассофт», ООО «ПЕНЗА-ГЛОНАСС», ООО «ЦУД», ООО «ТНС», указали, что поставляемое навигационное оборудование работает по открытым протоколам  передачи данных (в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 31.07.2012 № 285) на системе мониторинга транспорта Wialon Hosting  (либо Wialon Pro в предложениях ООО «ПЕНЗА-ГЛОНАСС» и ООО «ЦУД»). Для установления достоверной картины о совместимости предлагаемого оборудования с программным обеспечением  БАРС-МО версии v2701, необходимо ознакомится с технической документацией (письмо ООО «ТНС» от 07.02.2014)

ООО «Пеленг» и ООО «СПиНТ» указали, что поставляемое навигационное оборудование БАРС-М2 полностью удовлетворяет условиям технического задания в части совместимости с приобретенным ранее программным обеспечением БАРС-МО версии v2701, без внесения изменений в данное программное обеспечение.

Согласно Протоколу очного заседания Постоянно действующей закупочной комиссии от 14.02.2014 № 17/2 наименьшая цена была предложена ООО «ТНС» (920 000 руб.), который и был признан победителем данного запроса цен.

Не смотря на имеющуюся у Заказчика информацию о несоответствии предлагаемого ООО «ТНС» оборудования требованиям технической документации, 18.03.2014 г. между ОАО «МРСК Волги» и ООО «ТНС» был заключен договор поставки № юр/д-14-320 на продукцию Терминал ASC-7S (производитель ООО «АПК КОМ») в количестве 115 шт. на сумму 920 000 рублей с внесением дополнительных условий в спецификацию товара следующего содержания:

- мониторинг объектов с установленными терминалами на транспортных средствах филиала ОАО «МРСК Волги» - «Пензаэнерго» будет осуществляется на системе мониторинга транспорта Wialon Hosting с предоставлением неограниченного количества рабочих мест.

- в стоимость продукции будет входить абонентская плата за первый год обслуживания, включая услуги по передаче данных.

- поставщик принимает на себя обязательства организовать межсерверную передачу мониторинговой информации в ранее закупленное программное обеспечение БАРС-МО версии v2701, используя протокол передачи данных EGTS.

Таким образом, внесение изменений в установленные в конкурсной документации требования к покупаемому оборудованию  позволило ОАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго» заключить контракт с ООО «ТНС» на поставку более дешевого продукта.

Указанные действия привели к тому, что хозяйствующие субъекты (ООО «Пеленг» и ООО «СПиНТ»), осуществляющие поставку подобных терминалов были дезинформированы о реальном требовании Заказчика к закупаемой продукции, и предложив соответствующие предъявляемым требованиям продукты БАРС-М2 по более дорогой цене, остались вне конкурсной борьбы.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что в целях реализации договора, заключенного по результатам проводимого Запроса цен, ООО «ТНС» осуществило поставку датчиков в филиал ОАО «МРСК Волги»  - «Пензаэнерго» и организовало межсерверную передачу мониторинговой информации на системе мониторинга транспорта Wialon Hosting, используя протокол передачи данных EGTS, что подтверждается актом от 06.06.2014 г.

В соответствии с Приказом Минтранса от 31.07.2012 № 285 «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов» определены требования, предъявляемые к средствам транспортных средств. В частности, протокол межсерверного обмена (транспортный протокол) является открытым, унифицированным. Оборудование и программное обеспечение должно соответствовать и быть совместимым с протоколом межсистемного взаимодействия EGTS (протокол подключения), оборудование должно поддерживать возможность ретрансляции данных по протоколу EGTS в другие системы.

Перечень автотранспортных средств филиала ОАО «МРСК Волги», на которые необходимо было установить поставляемые датчики, включал транспортное средство ЗИЛ 431412 бензовоз, относящийся к категории N. (данный перечень не являлся частью конкурсной документации).

Согласно письменным пояснениям ОАО «МРСК Волги» - в лице филиала «Пензаэнерго» от 18.08.2014 № МР6/124/ИТ/1017 отсутствие протокола EGTS в ранее установленном программном обеспечении «БАРС-МО» было выявлено лишь на стадии установки датчиков ООО «ТНС» в рамках исполнения заключенного контракта.

В связи с чем, в мае 2014 года ОАО «МРСК Волги» - в лице филиала «Пензаэнерго» (от 15.05.2014 № МР6/124/22/15) обратилось к разработчику программного обеспечения  БАРС-МО версии v2701 – ООО «Автопоиск» с просьбой предоставить необходимые данные для осуществления трансляции телематических данных с датчиков - Терминалов ASC-7S по протоколу передачи данных EGTS.

На что, ООО «Автопоиск» сообщило (от 22.05.2014 № А170/1), что программное обеспечение «БАРС» версии v2701 не содержит поддержки протокола ретрансляции EGTS, который был утвержден после установки указанного программного обеспечения. И предложило на договорной основе внедрить протокол передачи данных в установленное программном обеспечении «БАРС-МО».

Однако, ОАО «МРСК Волги» не признало проводимый Запрос цен несостоявшимся (в связи с изменением характеристик покупаемой продукции) и не провело новый конкурс на новых условиях в соответствии с действующим законодательством, а внесло дополнительные условия в договор, тем самым лишая возможности других хозяйствующих субъектов принять участие в конкурсе на поставку датчиков, на дополнительных условиях.

Наличие внесенных в заключаемый договор от 18.03.2014 № юр/д-14-320 дополнительных условий в конкурсной документации могло бы существенно расширить круг участников проводимого запроса цен, а также, возможно, снизить ценовые предложения.

Согласно письменным пояснениям ООО «СПиНТ» от 12.08.2014 № с178/1, полученным в рамках рассмотрения настоящего дела, если бы конкурсная документация изначально содержало дополнительные условия договора о том, что мониторинг может осуществляться на Wialon Hosting либо на другой подобной системе, используя протокол передачи EGTS, то ООО «СПиНТ» предложило бы другое оборудование по более низкой цене.

Таким образом, ОАО «МРСК Волги» при проведении открытого запроса цен на право заключения договора поставки датчиков создало условия, ограничивающие количество участников, а также предложения хозяйствующих субъектов.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Однако, в рассматриваемом случае ООО «ТНС», как вторая сторона заключенного договора, не предпринимала никаких действий (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют), способных ввести конкурентов в заблуждение или ограничить конкурентные отношения.

В соответствии с пунктом 10.10.7 Положения о закупках, если иное прямо не предусмотрено настоящим Положением о закупках, не допускается необоснованное внесение изменений в договор, заключенный по результатам закупок, которые приведут к противоречиям, указанным в пунктах 10.10.1 и 10.10.6, ответственность за необоснованное изменений договора лежит на Инициаторе договора.

Несомненно, действия ОАО «МРСК Волги», связанные с внесением изменений в установленные в конкурсной документации требования к покупаемому оборудованию, противоречат нормам действующего законодательства. Однако, указанное не может напрямую свидетельствовать о наличии между сторонами договора, заключенного по итогам проводимого запроса цен и содержащего дополнительные условия, антиконкурентного соглашения.

Из изложенного следует, что установленные по делу обстоятельства не позволяют сделать вывод и квалифицировать  действия ООО «ТНС» и ОАО «МРСК Волги» по внесению изменений в спецификацию заключаемого договора как заключение и участие в соглашении, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции.

На основании изложенного, основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «ТНС» и ОАО «МРСК Волги» нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ОАО «МРСК Волги», выразившиеся в создании условий при проведении открытого запроса цен на право заключения договора поставки датчиков (комплекты навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS), ограничивающих количество участников, которые привели (могли привести) к ограничению конкуренции, нарушением части 1 статьи 17 Закона защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, статьей 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 Признать действия ОАО «МРСК Волги», выразившегося в создании условий при проведении открытого запроса цен на право заключения договора поставки датчиков (комплекты навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS), ограничивающих количество участников, которые привели (могли привести) к ограничению конкуренции, нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрение дела в части нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «МРСК Волги» и ООО «ТНС» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

В связи с тем, что контракт, заключенный ОАО «МРСК Волги» и ООО «ТНС» по результатам проводимого запроса цен, исполнен, предписание не выдавать

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена «16» сентября 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено «30» сентября  2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

при участии:

со стороны ОАО «МРСК Волги»:

- <…>;

со стороны ООО «ТНС»:

- <…>;

со стороны ООО «СПиНТ»:

<…>;

со стороны ООО «Автопоиск»:

<…>;

рассмотрев дело № 2-03/20-2014 по признакам нарушения ОАО «МРСК Волги» и ООО «ТНС» части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и нарушения ОАО «МРСК Волги» статьи 17 Закона о защите конкуренции,

установила:

В антимонопольное управление обратилось с заявлением ООО «СПиНТ» на действия ООО «ТНС», связанные с введением в заблуждение о соответствии поставляемого оборудования требованиям конкурсной документации, при  проведении Запроса цен Заказчиком (организатор запроса цен) ОАО «МРСК Волги».

При рассмотрении обращения было установлено, что Заказчиком (организатор запроса цен) ОАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго» в январе 2014 года проводился открытый Запрос цен на поставку датчиков для нужд филиала в г. Пенза «Пензаэнерго».

Согласно техническому заданию (неотъемлемая часть конкурсной документации) поставляемое навигационное оборудование должно быть совместимым с приобретенным ранее программным обеспечением  БАРС-МО версии v2701, без внесения изменений в данное программное обеспечение, для создания единого информационного пространства по мониторингу подведомственного транспорта.

По мнению заявителя, датчики, предлагаемы к поставке ООО «ТНС» не отвечали существенному требованию технического задания проводимого запроса цен.

По итогам проведения конкурсной процедуры 18.03.2014 г. между ОАО «МРСК Волги» (в лице филиала «Пензаэнерго») и ООО «ТНС» был заключен договор поставки на продукцию Терминал ASC-7S (производитель ООО «АПК КОМ») в количестве 115 шт. на сумму 920 000 рублей с внесением дополнительных условий в спецификацию товара.

Действия ОАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго»  и ООО «ТНС», связанные с заключением договора на поставку датчиков путем изменения спецификации поставляемого оборудования, могли явится следствием достигнутого соглашения, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В указанных действиях ОАО «МРСК Волги» (в лице филиала «Пензаэнерго») и ООО «ТНС», выразившихся в заключении и участии в соглашении, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции, были усмотрены признаки нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом Пензенского УФАС России от 23.05.2014г. № 120 в отношении ОАО «МРСК Волги» и ООО «ТНС» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Определением от 27.05.2014г. дело № 2-03/20-2013 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 09.07.2014г.

На заседании Комиссии представители ОАО «МРСК Волги» пояснили, что единственным критерием для определения победителя запроса цен являлась наименьшая цена предложения. Из 6 участников наименьшая цена была предложена ООО «ТНС», которое и было признано победителем.

В договор были внесены дополнительные условия, а именно: мониторинг объектов с установленными терминалами на транспортных средствах филиала ОАО «МРСК Волги» - «Пензаэнерго» будет осуществляется на системе мониторинга транспорта Wialon Hosting  с предоставлением неограниченного количества рабочих мест.

Включение дополнительных условий в Спецификацию к договору обусловлено необходимостью приведения договора в соответствии с требованиями технического задания, а именно, для создания единого информационного пространства по мониторингу подведомственного транспорта (вносилось по предложению ООО «ТНС»).

Представители  ООО «ТНС» указали, что в соответствии с Приказом Минтранса России от 31.07.2012 № 285 организация межсерверной передачи должна осуществляется через протокол передачи данных EGTS. Поставляемое оборудование работает через данный протокол.

На момент установки датчиков протокол передачи данных EGTS не был прописан в ранее установленном программном обеспечение БАРС-МО версии v2701. Тем самым мониторинг транспортных средств, на которых были установлены датчики в рамках договора, осуществляется на системе мониторинга транспорта WialonHosting.

Представитель ООО «СПиНТ» поддержал требования, изложенные в заявлении. Также пояснили, что согласно техническому заданию (неотъемлемая часть конкурсной документации), проводимого ОАО «МРСК Волги» запроса цен, поставляемое навигационное оборудование должно быть совместимым с приобретенным ранее программным обеспечением  БАРС-МО версии v2701, без внесения изменений в данное программное обеспечение, для создания единого информационного пространства по мониторингу подведомственного транспорта. В соответствии с данным условием было сформировано предложение на поставку навигационного оборудования.

Добавил, что, если бы Заказчиком изначально в конкурсной документации было указано, что мониторинг объектов будет осуществляться на системе мониторинга транспорта WialonHosting, то было бы предложено более дешевое оборудование.

В связи с необходимостью получения дополнительной информации, рассмотрение дела № 2-03/20-2014 было отложено до 23 июля 2014 года.

Представитель ОАО «МРСК Волги» поддержали ранее изложенную позицию указав, что в настоящий момент мониторинг 31 транспортного средства (датчики установлены ООО «Пеленг») осуществляется через программу БАРС-МО, мониторинг 151 транспортных средств (датчики установлены ООО ТНС») осуществляется на системе Wialon Hosting.

В связи с необходимостью получения дополнительной информации, рассмотрение дела № 2-03/20-2014 было отложено до 28 августа 2014 года.

В ходе рассмотрения дела в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «МРСК Волги» усмотрены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании условий при проведении открытого запроса цен на право заключения договора поставки датчиков (комплекты навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS), ограничивающих количество участников, которые привели (могли привести) к ограничению конкуренции.

В связи с тем, что в ходе рассмотрения настоящего дела в действиях Ответчика по делу были обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого возбуждено дело, в целях получения письменной позиции со стороны ОАО «МРСК Волги», рассмотрение дела № 2-03/20-2014 было отложено до 16.09.2014 г.

На заседании Комиссии 16.09.2014 года представители лиц, участвующих в деле,  поддержали ранее изложенные позиции.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

Заказчик при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения собственных нужд руководствуется нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Советом директоров ОАО «МРСК Волги» утверждено Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «МРС Волги» (далее  - Положение о закупках), регламентирующее закупочную деятельность Общества (Протокол от 28.12.2011 № 13).

Заказчиком (организатор запроса цен) ОАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго» 26.12.2013 в сети интернет на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 22/з-519 о проведении открытого Запроса цен на поставку датчиков.

Предметом проводимого Запроса цен являлся комплект навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS в соответствии с характеристиками, указанными в Техническом задании (неотъемлемая часть конкурсной документации).

Согласно пункту 4 Технического задания поставляемое навигационное оборудование должно быть совместимым с приобретенным ранее программным обеспечением  БАРС-МО версии v2701, без внесения изменений в данное программное обеспечение, для создания единого информационного пространства по мониторингу подведомственного транспорта.

Из письменных пояснений Ответчика ОАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго»  от 09.09.2014 вх. № 3784 установлено, что целью включения в Техническое задание  указанного условия являлось создание единого информационного пространства по мониторингу подведомственного автомобильного транспорта. Поскольку на момент размещения информации о закупке в филиале ОАО «МРСК Волги» -  «Пензаэнерго» уже использовалось программное обеспечение БАРС-МО версии v2701 для мониторинга подведомственного автомобильного транспорта в количестве 31 единицы с установленными датчиками «БАРС-М2», приобретенными в 2012-2013 гг.

Ранее установленное в филиале ОАО «МРСК Волги»т – Пензаэнерго» программное обеспечение БАРС (в том числе БАРС-МО версии v2701) является интеллектуальной собственностью ООО «Автопоиск».

Между разработчиком программы ООО «Автопоиск» и ОАО «МРСК Волги» было заключено лицензионное соглашение на программное обеспечение «БАРС» от 25.05.2012, в соответствии с которым ОАО «МРСК Волги» получил в безвозмездное пользование программное обеспечение «БАРС». В соответствии с указанным лицензионным соглашением ОАО «МРСК Волги» не имеет права вскрывать технологию, эмулировать, создавать новые версии, изменять и т.д. программное обеспечение «БАРС» либо вносить любые изменения в его файлы.

Программное обеспечение БАРС-МО, подключаясь к серверу, отображает в табличном и графическом виде информацию, которые передают датчики ГЛОНАСС/GPS, установленные на транспортные средства, то есть осуществляет тем самым мониторинг автотранспорта филиала ОАО «МРСК Волги» -  «Пензаэнерго».

В срок, установленный в извещении, поступили заявки от семи участников. (Заявка ООО «Автопоиск» на основании письма об отказе участвовать в процедуре запроса цен была отклонена).

Участниками было предложено поставить следующие датчики:

ООО «Глонассофт» - Терминал ADM 700 Глонасс/GPS в комплекте;

ООО «ПЕНЗА-ГЛОНАСС» - Терминал ADM 700 Глонасс/GPS в комплекте;

ООО «ТНС» - Терминал ASC-7S;

ООО «ЦУД» - Устройство мониторинга автотранспорта ASC-7G;

ООО «СПиНТ» - БАРС-М2;

ООО «Пеленг» - БАРС-М2.

До заключения контракта ОАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго» обратилось к разработчику программного обеспечения  БАРС-МО версии v2701 – ООО «Автопоиск» за разъяснением о возможности подключения датчиков (ASC-7S, ASC-7G – производитель ООО «АПК КОМ», ADM 700 – производитель ООО «Неоматика») к ранее установленному программному обеспечению БАРС-МО версия v2701.

На что ООО «Автопоиск» в своем письме от 31.01.2014 г. № А129/1/1 сообщило, что подключение датчиков ASC-7S, ASC-7G – производитель ООО «АПК КОМ», ADM 700 – производитель ООО «Неоматика», без внесения изменений в данное программное обеспечение невозможно. В письме от 04.02.2014 № 4140/1 ООО «Автопоиск» дополнительно сообщило, что к программному обеспечению БАРС-МО может быть подключено следующее бортовое навигационное оборудование: БАРС-У, БАРС-МП, БАРС-ПТ, БАРС-М1, БАРС-М2, БАРС-М3.

Кроме того, Заказчиком были отправлены письма от 31.01.2014 в адреса участников запроса цен, приславших свои предложения, о предоставлении документа, подтверждающего совместимость предлагаемого оборудования с программным обеспечением БАРС-МО версия v2701.

На что, участники проводимого Запроса цен, а именно ООО «Глонассофт», ООО «ПЕНЗА-ГЛОНАСС», ООО «ЦУД», ООО «ТНС», указали, что поставляемое навигационное оборудование работает по открытым протоколам  передачи данных (в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 31.07.2012 № 285) на системе мониторинга транспорта Wialon Hosting  (либо Wialon Pro в предложениях ООО «ПЕНЗА-ГЛОНАСС» и ООО «ЦУД»). Для установления достоверной картины о совместимости предлагаемого оборудования с программным обеспечением  БАРС-МО версии v2701, необходимо ознакомится с технической документацией (письмо ООО «ТНС» от 07.02.2014)

ООО «Пеленг» и ООО «СПиНТ» указали, что поставляемое навигационное оборудование БАРС-М2 полностью удовлетворяет условиям технического задания в части совместимости с приобретенным ранее программным обеспечением БАРС-МО версии v2701, без внесения изменений в данное программное обеспечение.

Согласно Протоколу очного заседания Постоянно действующей закупочной комиссии от 14.02.2014 № 17/2 наименьшая цена была предложена ООО «ТНС» (920 000 руб.), который и был признан победителем данного запроса цен.

Не смотря на имеющуюся у Заказчика информацию о несоответствии предлагаемого ООО «ТНС» оборудования требованиям технической документации, 18.03.2014 г. между ОАО «МРСК Волги» и ООО «ТНС» был заключен договор поставки № юр/д-14-320 на продукцию Терминал ASC-7S (производитель ООО «АПК КОМ») в количестве 115 шт. на сумму 920 000 рублей с внесением дополнительных условий в спецификацию товара следующего содержания:

- мониторинг объектов с установленными терминалами на транспортных средствах филиала ОАО «МРСК Волги» - «Пензаэнерго» будет осуществляется на системе мониторинга транспорта Wialon Hosting с предоставлением неограниченного количества рабочих мест.

- в стоимость продукции будет входить абонентская плата за первый год обслуживания, включая услуги по передаче данных.

- поставщик принимает на себя обязательства организовать межсерверную передачу мониторинговой информации в ранее закупленное программное обеспечение БАРС-МО версии v2701, используя протокол передачи данных EGTS.

Таким образом, внесение изменений в установленные в конкурсной документации требования к покупаемому оборудованию  позволило ОАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго» заключить контракт с ООО «ТНС» на поставку более дешевого продукта.

Указанные действия привели к тому, что хозяйствующие субъекты (ООО «Пеленг» и ООО «СПиНТ»), осуществляющие поставку подобных терминалов были дезинформированы о реальном требовании Заказчика к закупаемой продукции, и предложив соответствующие предъявляемым требованиям продукты БАРС-М2 по более дорогой цене, остались вне конкурсной борьбы.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что в целях реализации договора, заключенного по результатам проводимого Запроса цен, ООО «ТНС» осуществило поставку датчиков в филиал ОАО «МРСК Волги»  - «Пензаэнерго» и организовало межсерверную передачу мониторинговой информации на системе мониторинга транспорта Wialon Hosting, используя протокол передачи данных EGTS, что подтверждается актом от 06.06.2014 г.

В соответствии с Приказом Минтранса от 31.07.2012 № 285 «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов» определены требования, предъявляемые к средствам транспортных средств. В частности, протокол межсерверного обмена (транспортный протокол) является открытым, унифицированным. Оборудование и программное обеспечение должно соответствовать и быть совместимым с протоколом межсистемного взаимодействия EGTS (протокол подключения), оборудование должно поддерживать возможность ретрансляции данных по протоколу EGTS в другие системы.

Перечень автотранспортных средств филиала ОАО «МРСК Волги», на которые необходимо было установить поставляемые датчики, включал транспортное средство ЗИЛ 431412 бензовоз, относящийся к категории N. (данный перечень не являлся частью конкурсной документации).

Согласно письменным пояснениям ОАО «МРСК Волги» - в лице филиала «Пензаэнерго» от 18.08.2014 № МР6/124/ИТ/1017 отсутствие протокола EGTS в ранее установленном программном обеспечении «БАРС-МО» было выявлено лишь на стадии установки датчиков ООО «ТНС» в рамках исполнения заключенного контракта.

В связи с чем, в мае 2014 года ОАО «МРСК Волги» - в лице филиала «Пензаэнерго» (от 15.05.2014 № МР6/124/22/15) обратилось к разработчику программного обеспечения  БАРС-МО версии v2701 – ООО «Автопоиск» с просьбой предоставить необходимые данные для осуществления трансляции телематических данных с датчиков - Терминалов ASC-7S по протоколу передачи данных EGTS.

На что, ООО «Автопоиск» сообщило (от 22.05.2014 № А170/1), что программное обеспечение «БАРС» версии v2701 не содержит поддержки протокола ретрансляции EGTS, который был утвержден после установки указанного программного обеспечения. И предложило на договорной основе внедрить протокол передачи данных в установленное программном обеспечении «БАРС-МО».

Однако, ОАО «МРСК Волги» не признало проводимый Запрос цен несостоявшимся (в связи с изменением характеристик покупаемой продукции) и не провело новый конкурс на новых условиях в соответствии с действующим законодательством, а внесло дополнительные условия в договор, тем самым лишая возможности других хозяйствующих субъектов принять участие в конкурсе на поставку датчиков, на дополнительных условиях.

Наличие внесенных в заключаемый договор от 18.03.2014 № юр/д-14-320 дополнительных условий в конкурсной документации могло бы существенно расширить круг участников проводимого запроса цен, а также, возможно, снизить ценовые предложения.

Согласно письменным пояснениям ООО «СПиНТ» от 12.08.2014 № с178/1, полученным в рамках рассмотрения настоящего дела, если бы конкурсная документация изначально содержало дополнительные условия договора о том, что мониторинг может осуществляться на Wialon Hosting либо на другой подобной системе, используя протокол передачи EGTS, то ООО «СПиНТ» предложило бы другое оборудование по более низкой цене.

Таким образом, ОАО «МРСК Волги» при проведении открытого запроса цен на право заключения договора поставки датчиков создало условия, ограничивающие количество участников, а также предложения хозяйствующих субъектов.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Однако, в рассматриваемом случае ООО «ТНС», как вторая сторона заключенного договора, не предпринимала никаких действий (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют), способных ввести конкурентов в заблуждение или ограничить конкурентные отношения.

В соответствии с пунктом 10.10.7 Положения о закупках, если иное прямо не предусмотрено настоящим Положением о закупках, не допускается необоснованное внесение изменений в договор, заключенный по результатам закупок, которые приведут к противоречиям, указанным в пунктах 10.10.1 и 10.10.6, ответственность за необоснованное изменений договора лежит на Инициаторе договора.

Несомненно, действия ОАО «МРСК Волги», связанные с внесением изменений в установленные в конкурсной документации требования к покупаемому оборудованию, противоречат нормам действующего законодательства. Однако, указанное не может напрямую свидетельствовать о наличии между сторонами договора, заключенного по итогам проводимого запроса цен и содержащего дополнительные условия, антиконкурентного соглашения.

Из изложенного следует, что установленные по делу обстоятельства не позволяют сделать вывод и квалифицировать  действия ООО «ТНС» и ОАО «МРСК Волги» по внесению изменений в спецификацию заключаемого договора как заключение и участие в соглашении, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции.

На основании изложенного, основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «ТНС» и ОАО «МРСК Волги» нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ОАО «МРСК Волги», выразившиеся в создании условий при проведении открытого запроса цен на право заключения договора поставки датчиков (комплекты навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS), ограничивающих количество участников, которые привели (могли привести) к ограничению конкуренции, нарушением части 1 статьи 17 Закона защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, статьей 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 Признать действия ОАО «МРСК Волги», выразившегося в создании условий при проведении открытого запроса цен на право заключения договора поставки датчиков (комплекты навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS), ограничивающих количество участников, которые привели (могли привести) к ограничению конкуренции, нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрение дела в части нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «МРСК Волги» и ООО «ТНС» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

В связи с тем, что контракт, заключенный ОАО «МРСК Волги» и ООО «ТНС» по результатам проводимого запроса цен, исполнен, предписание не выдавать

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2-03/20-2014 [format] => [safe_value] => 2-03/20-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-03 11:28:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-03 11:28:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1412335781 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )