Постановление о наложении штрафа на открытое акционерное общество «Молочный комбинат «Пензенский» по делу № 2-06/46-2012

Номер дела: 2-06/46-2012
Дата публикации: 25 декабря 2012, 17:54

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 2-06/46-2012

«25» декабря 2012 года

г. Пенза

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области Бутузова Татьяна Викторовна, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 2-06/46-2012, возбужденного в отношении открытого акционерного общества «Молочный комбинат «Пензенский» (ул. Курская, д. 70, г. Пенза, ИНН 5837006078, ОГРН 1025801441709), при участии защитника в лице <…> (<…> г.р., паспорт серии <…> выдан <…>, зарегистрирован по адресу: <…>) по доверенности от 13.12.2012,  

УСТАНОВИЛ:

Главным специалистом – экспертом отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Пензенского УФАС России Францевой Еленой Васильевной в отношении  ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» 13.12.2012 составлен протокол   № 2-06/46-2012 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Из протокола и материалов дела об административном правонарушении следует.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области   (далее – антимонопольный орган, Пензенское УФАС России) рассмотрено дело № 2-15/01-2012 в отношении ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» (далее - ОАО «Молком») по  факту   нарушения требований части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле»).

Решением Комиссии Пензенского УФАС России от 27.11.2012 года по результатам рассмотрения дела № 2-15/01-2012 установлен факт нарушения ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» части 1 статьи 13 Закона о торговле в результате создания для контрагентов дискриминационных (неравных) условий предоставления скидок при поставке определенного количества продукции.

По результатам рассмотрения дела выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Статья 13 Закона о торговле устанавливает антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, ответственность за нарушение которых установлена статьей 14. 40 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.40 - 14.42 КоАП РФ.

О времени и месте рассмотрения настоящего административного дела ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» уведомлено надлежащим образом.

Защитник ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» ознакомлен с правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, установленными частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ.

На рассмотрении дела защитником ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» даны устные объяснения, согласно которым применение в отношении контрагентов системы скидок, установленной положением о ценообразовании в отношении выпускаемой продукции, в том числе предоставление торговым объектам ОАО «Молком» скидки в размере 5 % от цены, установленной в прайс-листе, независимо от поставляемых объемов продукции, не создает дискриминационных условий для контрагентов Общества, в связи с чем факт нарушения ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» ч.1 ст.13 Закона о торговле, а также ч.1 ст.14.40 КоАП РФ не признан. 

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, представленные материалы дела № 2-15/01-2012, приняв во внимание объяснения защитника ОАО «Молочный комбинат «Пензенский», прихожу к следующим выводам.

Факт совершения ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» действий, являющихся нарушением ч. 1 ст. 13 Закона о торговле и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, доказан в ходе рассмотрения дела  № 2-15/01-2012 и  подтверждается следующим.

В соответствии с Уставом Общества, утвержденным протоколом общего собрания акционеров от 20 июня 2002 г. № 12, а также Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.05.2012 № 1228 основным видом экономической деятельности ОАО «Молком» является переработка молока и производство сыра.

Из представленных ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» документов следует, что общество также осуществляет деятельность по оптовой и розничной торговле молочными продуктами.

Контрагентами реализации продукции ОАО «Молком» являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность по продаже продовольственными товарами посредством организации торговой сети (далее – торговая сеть), предприятия оптовой и розничной торговли (крупные, средние и мелкие).  Кроме того, ОАО «Молком» реализует свою продукцию самостоятельно через фирменные магазины.

ОАО «Молком» на основании договоров аренды (от 10.11.2005 № 3556, от 01.03.2012 № 12, от 01.01.2012 № 41, от 15.05.2012 № 08/И, от 02.07.2012 № б/н),  договоров субаренды (от 01.04.2012 № 2, от 01.04.2012 № 26, от 13.07.2012 № 23/29/12-А5), договоров о предоставлении торгового места (от 01.04.2012 № б/н, от 24.04.2012 № б/н, от 15.12.2011 б/н, от 04.07.2012 № б/н) имеет  торговые объекты по реализации молока и молочной продукции, находящиеся под общим управлением и расположенные на территории г. Пенза.

Пунктами 4 и 8 статьи 2 Закона о торговле установлено, что торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации, торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

В соответствии с приведенными нормами Закона о торговле ОАО «Молком» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, и одновременно само относится к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.

Как следует из акта от 09.08.2012 № 18, составленного по результатам проводимой проверки, ценовые условия поставок, производимой ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» продукции установлены Положением о ценообразовании в отношении продукции, выпускаемой ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» (далее - Положение о ценообразовании), утвержденным приказом генерального директора Общества от 24 апреля 2012 года. 

Согласно указанному Положению отпускные цены на вырабатываемую продукцию утверждаются генеральным директором предприятия и отражаются в базовом прайс-листе.

В зависимости от назначения по каналам сбыта покупатели продукции ОАО «Молком» подразделяются на следующие группы:

- сетевые торговые сети и магазины, подразделяемые на федеральные, региональные (Поволжского региона и областные) и местные (локальные) (далее – «Сети»);

- розничные продажи через мелких и крупных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (далее – «Розница»), которые в свою очередь подразделяются на крупную и мелкую «Розницу»;

- собственная торговля (далее – фирменная торговля ОАО «Молком»);

- юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица,  осуществляющие поставки продукции на муниципальные и государственные нужды (далее – «Госзаказ»);

- юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, которым осуществляются оптовые поставки (далее- «Опт»);

- юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица,  занимающиеся продвижением продукции Поставщика на рынке с определенной сторонами географической территорией (далее – «Регионы»).

Письмом от 16.07.2012 № 1656/041 ОАО «Молком» указало, что контрагентами, относящимися к федеральным торговым сетям, являются <…>, <…>, <…>…; контрагентом ОАО «Молком» - региональной торговой сетью является <…>.

Из Положения о ценообразовании следует, что для каждой группы (подгруппы)  покупателей установлена соответствующая система скидок, размер которой составляет от 3% до 10 % от установленной в базовом прайс-листе цены, в зависимости от объема поставляемой покупателям продукции,. В тоже время для федеральных торговых сетей установлена фиксированная скидка в размере 3 % вне зависимости от приобретаемого объема.

Исходя из Положения о ценообразовании для региональной торговой сети, скидка в размере 3%, возможна лишь при приобретении молока в объеме от 75 000 кг, кисломолочной продукции – от 38 000 кг, сливок, сметаны – от 3 000 кг. Установление данной системы скидок для региональной торговой сети подтверждается условиями заключенного между ОАО «Молком» и <…> договора поставки от 18.02.2009 № 63.

Для мелкой «Розницы» скидка в размере 3% установлена за приобретение молока в объеме от 6001кг, кисломолочной продукции – от 3001 кг, сливок, сметаны – от 201кг.

Право на скидку в размере 3 %  местная торговая сеть может получить при приобретении молока в объеме от 10 001 кг, кисломолочной продукции от 7 001 кг, сливок, сметаны – от 601 кг.

По результатам проведенного в ходе проверки анализа договорной практики ОАО «Молком» и информации об объемах продукции, приобретаемой различными группами покупателей, установлено, что у ООО <…> с января по июнь 2012 г. объем закупок молока составляет от <…> кг до <…> кг, кисломолочной продукции  - от <…> кг до <…> кг, сливок, сметаны – от <…> кг до <…> кг. У ООО <…> с января по июнь 2012 г. объем закупок молока составляет от <…> кг до <…> кг, кисломолочной продукции  - от <…> кг до <…> кг, сливок, сметаны – от <…> кг до <…> кг. У ООО <…> с января по июнь 2012 г. объем закупок молока составляет от <…> кг до <…> кг, кисломолочной продукции  - от <…> кг до <…> кг, сливок, сметаны – от <…> кг до <…> кг.

Таким образом, фактически поставляемые ОАО «Молком» федеральным торговым сетям объемы продукции не превышают установленных для региональных торговых сетей объемов закупок соответствующей продукции, при достижении которых последним предоставляется скидка в размере 3%.  Вместе с тем, федеральным торговым сетям за данные объемы поставляемой продукции исходя из Положения о ценообразовании  предоставляется скидка в размере 3%.

Согласно Положению о ценообразовании для местной торговой сети применяется следующая система скидок:

- за приобретаемую молочную продукцию до 6 000 кг скидка не предоставляется, от 6 001 кг до 8 000 кг – скидка 1%, от 8 000 кг до 10 000 кг – скидка 2%, свыше 10 001 кг – скидка 3%;

- за приобретаемую кисломолочную продукцию до 3 000 кг скидка не предоставляется, от 3 001 кг до 5 000 кг – скидка 1%, от 5 001 кг до 7 000 кг- скидка 2%, свыше 7 001 – скидка 3%.  

Из сравнительного анализа представленной ОАО «Молком» информации об объемах закупок продукции ООО «Ашан» (федеральная торговая сеть) за период с января по июнь 2012 год и вышеуказанной системы скидок, установленной для местной торговой сети за определенный объем закупок соответствующей продукции следует, что за аналогичный объем молока и кисломолочной продукции, приобретаемый ООО «Ашан», для местной торговой сети скидки не предусмотрены.

Изложенное указывает на создание ОАО «Молком» для  контрагентов неравных условий при предоставлении соответствующих скидок.

Кроме того, Положением о ценообразовании для фирменной (собственной) торговли ОАО «Молком» установлена скидка к отпускной цене, установленной в базовом прайс-листе,  в размере 5 % независимо от объемов на отгружаемую продукцию.

Анализ представленных в ходе рассмотрения дела № 2-15/01-2012 товарных накладных на поставляемую торговым объектам ОАО «Молком» продукцию и прайс-листа от 01.06.2012 года на молочную продукцию подтверждает фактическое исполнение данного условия, а именно предоставление торговым  объектам ОАО «Молком» скидки в размере 5 %.

Вместе с тем, согласно Положению о ценообразовании для федеральной торговой сети независимо от приобретаемого объема продукции установлена скидка в размере 3 %, для местной торговой сети скидка в размере 3 % за приобретаемый объем соответствующей продукции является максимальной, для региональной торговой сети скидка в размере 5 % установлена за достижение объема продаж молока – 85 001 кг, кисломолочной продукции 44 001 кг, сливок сметаны – 3 301 кг.

Исходя из изложенного, установление для торговой сети ОАО «Молком» скидки в размере 5 % независимо от объемов на поставляемую продукцию создает дискриминационные (неравные) условия для иных торговых сетей.

Таким образом, действия ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» по установлению разных размеров скидок на соответствующую продукцию, а также разных объемов, за достижение которых предоставляется указанная скидка, создают неравные (дискриминационные)  условия для своих контрагентов.

Дискриминационные условия в соответствии с п. 8 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» представляют собой условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается, в том числе, создавать дискриминационные условия.

Следовательно, рассматриваемые действия ОАО «Молочный комбинат «Пензенский», выразившиеся в установлении для контрагентов неравных условий предоставления скидок при поставке соответствующего объема товара, нарушают часть 1 статьи 13 Закона о торговле.

Пунктом 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ установлено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Кроме того, в той же норме отдельно указано, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Статья 421 ГК РФ, определяющая содержание принципа свободы договора, допускает ее ограничения законом.

Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Норма пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле содержит общий запрет на создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, дискриминационных условий. Соответственно, ОАО «Молком» обязано учитывать и соблюдать требования Закона о торговле.

Согласно пункту 3 статьи 16 Закона о торговле Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13-15 Закона о торговле, принимают меры в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решением Комиссии Пензенского УФАС России ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» признано нарушившим часть 1 статьи 13 Закона о торговле, в результате создания для контрагентов дискриминационных (неравных) условий предоставления скидок при поставке определенного количества продукции.

Частью 1 статьи 14.40 КоАП РФ установлено, что создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, дискриминационных условий, в том числе создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей.

Таким образом, в действиях ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» содержится состав правонарушения, ответственность за которое предусмотреннао частью 1 статьи 14.40 КоАП РФ, а именно, совершение действий, признаваемых нарушением части 1 статьи 13 Закона о торговле и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

24.12.2012 ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» сообщило об исполнении предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 27.11.2012 № 2-15/01-2012.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

У ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства, однако мер по их соблюдению предпринято не было.

На основании пункта 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, учитывается исполнение в срок выданного ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» предписания по результатам рассмотрения дела  № 2-15/01-2012.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.

Статья 2.9. КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правонарушением в области предпринимательской деятельности. Данное административное правонарушение посягает на экономические интересы государства, а также на интересы хозяйствующих субъектов в области торговой деятельности. Государственный контроль за соблюдением запретов, установленных Законом о торговле  направлен на защиту прав потребителей и обеспечения хозяйствующим субъектам равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности.

Рассматриваемое правонарушение ставит контрагентов ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в неравное положение при осуществлении хозяйственной деятельности и приводит к ущемлению их интересов и ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Такие обстоятельства, как, например, имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Данные обстоятельства в силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Таким образом, оценив конкретные обстоятельства совершения ОАО «Молком» административного правонарушения, считаю, что оснований для признания рассматриваемого правонарушения малозначительным не имеется.

Назначая административное наказание, учитываются обстоятельства совершения административного правонарушения, финансовое положение ОАО «Молком». Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, а также частью 1 статьи 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать открытое акционерное общество «Молочный комбинат «Пензенский» нарушившим часть 1 статьи 14.40. Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

2. Наложить на открытое акционерное общество «Молочный комбинат «Пензенский» штраф в соответствии с частью 1 статьи 14.40. КоАП РФ  в размере 2 000 000 рублей (два миллиона рублей).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с часть 5 статьи 3.5 КоАП  сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумму штрафа надлежит уплатить согласно реквизитам на перечисление штрафных санкций, налагаемых антимонопольными органами в соответствии с частью 2 статьи 23.48 КоАП РФ.

Получатель ИНН 5836011815 КПП 583401001

УФК по Пензенской области

(Управление федеральной антимонопольной службы по Пензенской области)

КБК 16111602010016000140

ОКАТО 56401000000

Банк получателя ГРКЦ ГУ

Банка России по Пензенской области

г. Пенза

БИК 045655001

Расчетный счет 40101810300000010001

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицу, привлеченному к административной ответственности, направить должностному лицу, вынесшему постановление (факс 52-03-70).

stdClass Object ( [vid] => 9474 [uid] => 5 [title] => Постановление о наложении штрафа на открытое акционерное общество «Молочный комбинат «Пензенский» по делу № 2-06/46-2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9474 [type] => solution [language] => ru [created] => 1357736367 [changed] => 1370519731 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519731 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 2-06/46-2012

«25» декабря 2012 года

г. Пенза

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области Бутузова Татьяна Викторовна, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 2-06/46-2012, возбужденного в отношении открытого акционерного общества «Молочный комбинат «Пензенский» (ул. Курская, д. 70, г. Пенза, ИНН 5837006078, ОГРН 1025801441709), при участии защитника в лице <…> (<…> г.р., паспорт серии <…> выдан <…>, зарегистрирован по адресу: <…>) по доверенности от 13.12.2012,  

УСТАНОВИЛ:

Главным специалистом – экспертом отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Пензенского УФАС России Францевой Еленой Васильевной в отношении  ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» 13.12.2012 составлен протокол   № 2-06/46-2012 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Из протокола и материалов дела об административном правонарушении следует.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области   (далее – антимонопольный орган, Пензенское УФАС России) рассмотрено дело № 2-15/01-2012 в отношении ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» (далее - ОАО «Молком») по  факту   нарушения требований части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле»).

Решением Комиссии Пензенского УФАС России от 27.11.2012 года по результатам рассмотрения дела № 2-15/01-2012 установлен факт нарушения ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» части 1 статьи 13 Закона о торговле в результате создания для контрагентов дискриминационных (неравных) условий предоставления скидок при поставке определенного количества продукции.

По результатам рассмотрения дела выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Статья 13 Закона о торговле устанавливает антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, ответственность за нарушение которых установлена статьей 14. 40 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.40 - 14.42 КоАП РФ.

О времени и месте рассмотрения настоящего административного дела ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» уведомлено надлежащим образом.

Защитник ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» ознакомлен с правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, установленными частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ.

На рассмотрении дела защитником ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» даны устные объяснения, согласно которым применение в отношении контрагентов системы скидок, установленной положением о ценообразовании в отношении выпускаемой продукции, в том числе предоставление торговым объектам ОАО «Молком» скидки в размере 5 % от цены, установленной в прайс-листе, независимо от поставляемых объемов продукции, не создает дискриминационных условий для контрагентов Общества, в связи с чем факт нарушения ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» ч.1 ст.13 Закона о торговле, а также ч.1 ст.14.40 КоАП РФ не признан. 

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, представленные материалы дела № 2-15/01-2012, приняв во внимание объяснения защитника ОАО «Молочный комбинат «Пензенский», прихожу к следующим выводам.

Факт совершения ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» действий, являющихся нарушением ч. 1 ст. 13 Закона о торговле и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, доказан в ходе рассмотрения дела  № 2-15/01-2012 и  подтверждается следующим.

В соответствии с Уставом Общества, утвержденным протоколом общего собрания акционеров от 20 июня 2002 г. № 12, а также Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.05.2012 № 1228 основным видом экономической деятельности ОАО «Молком» является переработка молока и производство сыра.

Из представленных ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» документов следует, что общество также осуществляет деятельность по оптовой и розничной торговле молочными продуктами.

Контрагентами реализации продукции ОАО «Молком» являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность по продаже продовольственными товарами посредством организации торговой сети (далее – торговая сеть), предприятия оптовой и розничной торговли (крупные, средние и мелкие).  Кроме того, ОАО «Молком» реализует свою продукцию самостоятельно через фирменные магазины.

ОАО «Молком» на основании договоров аренды (от 10.11.2005 № 3556, от 01.03.2012 № 12, от 01.01.2012 № 41, от 15.05.2012 № 08/И, от 02.07.2012 № б/н),  договоров субаренды (от 01.04.2012 № 2, от 01.04.2012 № 26, от 13.07.2012 № 23/29/12-А5), договоров о предоставлении торгового места (от 01.04.2012 № б/н, от 24.04.2012 № б/н, от 15.12.2011 б/н, от 04.07.2012 № б/н) имеет  торговые объекты по реализации молока и молочной продукции, находящиеся под общим управлением и расположенные на территории г. Пенза.

Пунктами 4 и 8 статьи 2 Закона о торговле установлено, что торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации, торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

В соответствии с приведенными нормами Закона о торговле ОАО «Молком» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, и одновременно само относится к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.

Как следует из акта от 09.08.2012 № 18, составленного по результатам проводимой проверки, ценовые условия поставок, производимой ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» продукции установлены Положением о ценообразовании в отношении продукции, выпускаемой ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» (далее - Положение о ценообразовании), утвержденным приказом генерального директора Общества от 24 апреля 2012 года. 

Согласно указанному Положению отпускные цены на вырабатываемую продукцию утверждаются генеральным директором предприятия и отражаются в базовом прайс-листе.

В зависимости от назначения по каналам сбыта покупатели продукции ОАО «Молком» подразделяются на следующие группы:

- сетевые торговые сети и магазины, подразделяемые на федеральные, региональные (Поволжского региона и областные) и местные (локальные) (далее – «Сети»);

- розничные продажи через мелких и крупных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (далее – «Розница»), которые в свою очередь подразделяются на крупную и мелкую «Розницу»;

- собственная торговля (далее – фирменная торговля ОАО «Молком»);

- юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица,  осуществляющие поставки продукции на муниципальные и государственные нужды (далее – «Госзаказ»);

- юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, которым осуществляются оптовые поставки (далее- «Опт»);

- юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица,  занимающиеся продвижением продукции Поставщика на рынке с определенной сторонами географической территорией (далее – «Регионы»).

Письмом от 16.07.2012 № 1656/041 ОАО «Молком» указало, что контрагентами, относящимися к федеральным торговым сетям, являются <…>, <…>, <…>…; контрагентом ОАО «Молком» - региональной торговой сетью является <…>.

Из Положения о ценообразовании следует, что для каждой группы (подгруппы)  покупателей установлена соответствующая система скидок, размер которой составляет от 3% до 10 % от установленной в базовом прайс-листе цены, в зависимости от объема поставляемой покупателям продукции,. В тоже время для федеральных торговых сетей установлена фиксированная скидка в размере 3 % вне зависимости от приобретаемого объема.

Исходя из Положения о ценообразовании для региональной торговой сети, скидка в размере 3%, возможна лишь при приобретении молока в объеме от 75 000 кг, кисломолочной продукции – от 38 000 кг, сливок, сметаны – от 3 000 кг. Установление данной системы скидок для региональной торговой сети подтверждается условиями заключенного между ОАО «Молком» и <…> договора поставки от 18.02.2009 № 63.

Для мелкой «Розницы» скидка в размере 3% установлена за приобретение молока в объеме от 6001кг, кисломолочной продукции – от 3001 кг, сливок, сметаны – от 201кг.

Право на скидку в размере 3 %  местная торговая сеть может получить при приобретении молока в объеме от 10 001 кг, кисломолочной продукции от 7 001 кг, сливок, сметаны – от 601 кг.

По результатам проведенного в ходе проверки анализа договорной практики ОАО «Молком» и информации об объемах продукции, приобретаемой различными группами покупателей, установлено, что у ООО <…> с января по июнь 2012 г. объем закупок молока составляет от <…> кг до <…> кг, кисломолочной продукции  - от <…> кг до <…> кг, сливок, сметаны – от <…> кг до <…> кг. У ООО <…> с января по июнь 2012 г. объем закупок молока составляет от <…> кг до <…> кг, кисломолочной продукции  - от <…> кг до <…> кг, сливок, сметаны – от <…> кг до <…> кг. У ООО <…> с января по июнь 2012 г. объем закупок молока составляет от <…> кг до <…> кг, кисломолочной продукции  - от <…> кг до <…> кг, сливок, сметаны – от <…> кг до <…> кг.

Таким образом, фактически поставляемые ОАО «Молком» федеральным торговым сетям объемы продукции не превышают установленных для региональных торговых сетей объемов закупок соответствующей продукции, при достижении которых последним предоставляется скидка в размере 3%.  Вместе с тем, федеральным торговым сетям за данные объемы поставляемой продукции исходя из Положения о ценообразовании  предоставляется скидка в размере 3%.

Согласно Положению о ценообразовании для местной торговой сети применяется следующая система скидок:

- за приобретаемую молочную продукцию до 6 000 кг скидка не предоставляется, от 6 001 кг до 8 000 кг – скидка 1%, от 8 000 кг до 10 000 кг – скидка 2%, свыше 10 001 кг – скидка 3%;

- за приобретаемую кисломолочную продукцию до 3 000 кг скидка не предоставляется, от 3 001 кг до 5 000 кг – скидка 1%, от 5 001 кг до 7 000 кг- скидка 2%, свыше 7 001 – скидка 3%.  

Из сравнительного анализа представленной ОАО «Молком» информации об объемах закупок продукции ООО «Ашан» (федеральная торговая сеть) за период с января по июнь 2012 год и вышеуказанной системы скидок, установленной для местной торговой сети за определенный объем закупок соответствующей продукции следует, что за аналогичный объем молока и кисломолочной продукции, приобретаемый ООО «Ашан», для местной торговой сети скидки не предусмотрены.

Изложенное указывает на создание ОАО «Молком» для  контрагентов неравных условий при предоставлении соответствующих скидок.

Кроме того, Положением о ценообразовании для фирменной (собственной) торговли ОАО «Молком» установлена скидка к отпускной цене, установленной в базовом прайс-листе,  в размере 5 % независимо от объемов на отгружаемую продукцию.

Анализ представленных в ходе рассмотрения дела № 2-15/01-2012 товарных накладных на поставляемую торговым объектам ОАО «Молком» продукцию и прайс-листа от 01.06.2012 года на молочную продукцию подтверждает фактическое исполнение данного условия, а именно предоставление торговым  объектам ОАО «Молком» скидки в размере 5 %.

Вместе с тем, согласно Положению о ценообразовании для федеральной торговой сети независимо от приобретаемого объема продукции установлена скидка в размере 3 %, для местной торговой сети скидка в размере 3 % за приобретаемый объем соответствующей продукции является максимальной, для региональной торговой сети скидка в размере 5 % установлена за достижение объема продаж молока – 85 001 кг, кисломолочной продукции 44 001 кг, сливок сметаны – 3 301 кг.

Исходя из изложенного, установление для торговой сети ОАО «Молком» скидки в размере 5 % независимо от объемов на поставляемую продукцию создает дискриминационные (неравные) условия для иных торговых сетей.

Таким образом, действия ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» по установлению разных размеров скидок на соответствующую продукцию, а также разных объемов, за достижение которых предоставляется указанная скидка, создают неравные (дискриминационные)  условия для своих контрагентов.

Дискриминационные условия в соответствии с п. 8 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» представляют собой условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается, в том числе, создавать дискриминационные условия.

Следовательно, рассматриваемые действия ОАО «Молочный комбинат «Пензенский», выразившиеся в установлении для контрагентов неравных условий предоставления скидок при поставке соответствующего объема товара, нарушают часть 1 статьи 13 Закона о торговле.

Пунктом 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ установлено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Кроме того, в той же норме отдельно указано, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Статья 421 ГК РФ, определяющая содержание принципа свободы договора, допускает ее ограничения законом.

Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Норма пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле содержит общий запрет на создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, дискриминационных условий. Соответственно, ОАО «Молком» обязано учитывать и соблюдать требования Закона о торговле.

Согласно пункту 3 статьи 16 Закона о торговле Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13-15 Закона о торговле, принимают меры в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решением Комиссии Пензенского УФАС России ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» признано нарушившим часть 1 статьи 13 Закона о торговле, в результате создания для контрагентов дискриминационных (неравных) условий предоставления скидок при поставке определенного количества продукции.

Частью 1 статьи 14.40 КоАП РФ установлено, что создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, дискриминационных условий, в том числе создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей.

Таким образом, в действиях ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» содержится состав правонарушения, ответственность за которое предусмотреннао частью 1 статьи 14.40 КоАП РФ, а именно, совершение действий, признаваемых нарушением части 1 статьи 13 Закона о торговле и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

24.12.2012 ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» сообщило об исполнении предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 27.11.2012 № 2-15/01-2012.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

У ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства, однако мер по их соблюдению предпринято не было.

На основании пункта 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, учитывается исполнение в срок выданного ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» предписания по результатам рассмотрения дела  № 2-15/01-2012.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.

Статья 2.9. КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правонарушением в области предпринимательской деятельности. Данное административное правонарушение посягает на экономические интересы государства, а также на интересы хозяйствующих субъектов в области торговой деятельности. Государственный контроль за соблюдением запретов, установленных Законом о торговле  направлен на защиту прав потребителей и обеспечения хозяйствующим субъектам равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности.

Рассматриваемое правонарушение ставит контрагентов ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в неравное положение при осуществлении хозяйственной деятельности и приводит к ущемлению их интересов и ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Такие обстоятельства, как, например, имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Данные обстоятельства в силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Таким образом, оценив конкретные обстоятельства совершения ОАО «Молком» административного правонарушения, считаю, что оснований для признания рассматриваемого правонарушения малозначительным не имеется.

Назначая административное наказание, учитываются обстоятельства совершения административного правонарушения, финансовое положение ОАО «Молком». Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, а также частью 1 статьи 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать открытое акционерное общество «Молочный комбинат «Пензенский» нарушившим часть 1 статьи 14.40. Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

2. Наложить на открытое акционерное общество «Молочный комбинат «Пензенский» штраф в соответствии с частью 1 статьи 14.40. КоАП РФ  в размере 2 000 000 рублей (два миллиона рублей).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с часть 5 статьи 3.5 КоАП  сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумму штрафа надлежит уплатить согласно реквизитам на перечисление штрафных санкций, налагаемых антимонопольными органами в соответствии с частью 2 статьи 23.48 КоАП РФ.

Получатель ИНН 5836011815 КПП 583401001

УФК по Пензенской области

(Управление федеральной антимонопольной службы по Пензенской области)

КБК 16111602010016000140

ОКАТО 56401000000

Банк получателя ГРКЦ ГУ

Банка России по Пензенской области

г. Пенза

БИК 045655001

Расчетный счет 40101810300000010001

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицу, привлеченному к административной ответственности, направить должностному лицу, вынесшему постановление (факс 52-03-70).

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 2-06/46-2012

«25» декабря 2012 года

г. Пенза

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области Бутузова Татьяна Викторовна, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 2-06/46-2012, возбужденного в отношении открытого акционерного общества «Молочный комбинат «Пензенский» (ул. Курская, д. 70, г. Пенза, ИНН 5837006078, ОГРН 1025801441709), при участии защитника в лице <…> (<…> г.р., паспорт серии <…> выдан <…>, зарегистрирован по адресу: <…>) по доверенности от 13.12.2012,  

УСТАНОВИЛ:

Главным специалистом – экспертом отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Пензенского УФАС России Францевой Еленой Васильевной в отношении  ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» 13.12.2012 составлен протокол   № 2-06/46-2012 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Из протокола и материалов дела об административном правонарушении следует.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области   (далее – антимонопольный орган, Пензенское УФАС России) рассмотрено дело № 2-15/01-2012 в отношении ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» (далее - ОАО «Молком») по  факту   нарушения требований части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле»).

Решением Комиссии Пензенского УФАС России от 27.11.2012 года по результатам рассмотрения дела № 2-15/01-2012 установлен факт нарушения ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» части 1 статьи 13 Закона о торговле в результате создания для контрагентов дискриминационных (неравных) условий предоставления скидок при поставке определенного количества продукции.

По результатам рассмотрения дела выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Статья 13 Закона о торговле устанавливает антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, ответственность за нарушение которых установлена статьей 14. 40 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.40 - 14.42 КоАП РФ.

О времени и месте рассмотрения настоящего административного дела ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» уведомлено надлежащим образом.

Защитник ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» ознакомлен с правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, установленными частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ.

На рассмотрении дела защитником ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» даны устные объяснения, согласно которым применение в отношении контрагентов системы скидок, установленной положением о ценообразовании в отношении выпускаемой продукции, в том числе предоставление торговым объектам ОАО «Молком» скидки в размере 5 % от цены, установленной в прайс-листе, независимо от поставляемых объемов продукции, не создает дискриминационных условий для контрагентов Общества, в связи с чем факт нарушения ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» ч.1 ст.13 Закона о торговле, а также ч.1 ст.14.40 КоАП РФ не признан. 

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, представленные материалы дела № 2-15/01-2012, приняв во внимание объяснения защитника ОАО «Молочный комбинат «Пензенский», прихожу к следующим выводам.

Факт совершения ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» действий, являющихся нарушением ч. 1 ст. 13 Закона о торговле и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, доказан в ходе рассмотрения дела  № 2-15/01-2012 и  подтверждается следующим.

В соответствии с Уставом Общества, утвержденным протоколом общего собрания акционеров от 20 июня 2002 г. № 12, а также Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.05.2012 № 1228 основным видом экономической деятельности ОАО «Молком» является переработка молока и производство сыра.

Из представленных ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» документов следует, что общество также осуществляет деятельность по оптовой и розничной торговле молочными продуктами.

Контрагентами реализации продукции ОАО «Молком» являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность по продаже продовольственными товарами посредством организации торговой сети (далее – торговая сеть), предприятия оптовой и розничной торговли (крупные, средние и мелкие).  Кроме того, ОАО «Молком» реализует свою продукцию самостоятельно через фирменные магазины.

ОАО «Молком» на основании договоров аренды (от 10.11.2005 № 3556, от 01.03.2012 № 12, от 01.01.2012 № 41, от 15.05.2012 № 08/И, от 02.07.2012 № б/н),  договоров субаренды (от 01.04.2012 № 2, от 01.04.2012 № 26, от 13.07.2012 № 23/29/12-А5), договоров о предоставлении торгового места (от 01.04.2012 № б/н, от 24.04.2012 № б/н, от 15.12.2011 б/н, от 04.07.2012 № б/н) имеет  торговые объекты по реализации молока и молочной продукции, находящиеся под общим управлением и расположенные на территории г. Пенза.

Пунктами 4 и 8 статьи 2 Закона о торговле установлено, что торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации, торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

В соответствии с приведенными нормами Закона о торговле ОАО «Молком» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, и одновременно само относится к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.

Как следует из акта от 09.08.2012 № 18, составленного по результатам проводимой проверки, ценовые условия поставок, производимой ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» продукции установлены Положением о ценообразовании в отношении продукции, выпускаемой ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» (далее - Положение о ценообразовании), утвержденным приказом генерального директора Общества от 24 апреля 2012 года. 

Согласно указанному Положению отпускные цены на вырабатываемую продукцию утверждаются генеральным директором предприятия и отражаются в базовом прайс-листе.

В зависимости от назначения по каналам сбыта покупатели продукции ОАО «Молком» подразделяются на следующие группы:

- сетевые торговые сети и магазины, подразделяемые на федеральные, региональные (Поволжского региона и областные) и местные (локальные) (далее – «Сети»);

- розничные продажи через мелких и крупных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (далее – «Розница»), которые в свою очередь подразделяются на крупную и мелкую «Розницу»;

- собственная торговля (далее – фирменная торговля ОАО «Молком»);

- юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица,  осуществляющие поставки продукции на муниципальные и государственные нужды (далее – «Госзаказ»);

- юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, которым осуществляются оптовые поставки (далее- «Опт»);

- юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица,  занимающиеся продвижением продукции Поставщика на рынке с определенной сторонами географической территорией (далее – «Регионы»).

Письмом от 16.07.2012 № 1656/041 ОАО «Молком» указало, что контрагентами, относящимися к федеральным торговым сетям, являются <…>, <…>, <…>…; контрагентом ОАО «Молком» - региональной торговой сетью является <…>.

Из Положения о ценообразовании следует, что для каждой группы (подгруппы)  покупателей установлена соответствующая система скидок, размер которой составляет от 3% до 10 % от установленной в базовом прайс-листе цены, в зависимости от объема поставляемой покупателям продукции,. В тоже время для федеральных торговых сетей установлена фиксированная скидка в размере 3 % вне зависимости от приобретаемого объема.

Исходя из Положения о ценообразовании для региональной торговой сети, скидка в размере 3%, возможна лишь при приобретении молока в объеме от 75 000 кг, кисломолочной продукции – от 38 000 кг, сливок, сметаны – от 3 000 кг. Установление данной системы скидок для региональной торговой сети подтверждается условиями заключенного между ОАО «Молком» и <…> договора поставки от 18.02.2009 № 63.

Для мелкой «Розницы» скидка в размере 3% установлена за приобретение молока в объеме от 6001кг, кисломолочной продукции – от 3001 кг, сливок, сметаны – от 201кг.

Право на скидку в размере 3 %  местная торговая сеть может получить при приобретении молока в объеме от 10 001 кг, кисломолочной продукции от 7 001 кг, сливок, сметаны – от 601 кг.

По результатам проведенного в ходе проверки анализа договорной практики ОАО «Молком» и информации об объемах продукции, приобретаемой различными группами покупателей, установлено, что у ООО <…> с января по июнь 2012 г. объем закупок молока составляет от <…> кг до <…> кг, кисломолочной продукции  - от <…> кг до <…> кг, сливок, сметаны – от <…> кг до <…> кг. У ООО <…> с января по июнь 2012 г. объем закупок молока составляет от <…> кг до <…> кг, кисломолочной продукции  - от <…> кг до <…> кг, сливок, сметаны – от <…> кг до <…> кг. У ООО <…> с января по июнь 2012 г. объем закупок молока составляет от <…> кг до <…> кг, кисломолочной продукции  - от <…> кг до <…> кг, сливок, сметаны – от <…> кг до <…> кг.

Таким образом, фактически поставляемые ОАО «Молком» федеральным торговым сетям объемы продукции не превышают установленных для региональных торговых сетей объемов закупок соответствующей продукции, при достижении которых последним предоставляется скидка в размере 3%.  Вместе с тем, федеральным торговым сетям за данные объемы поставляемой продукции исходя из Положения о ценообразовании  предоставляется скидка в размере 3%.

Согласно Положению о ценообразовании для местной торговой сети применяется следующая система скидок:

- за приобретаемую молочную продукцию до 6 000 кг скидка не предоставляется, от 6 001 кг до 8 000 кг – скидка 1%, от 8 000 кг до 10 000 кг – скидка 2%, свыше 10 001 кг – скидка 3%;

- за приобретаемую кисломолочную продукцию до 3 000 кг скидка не предоставляется, от 3 001 кг до 5 000 кг – скидка 1%, от 5 001 кг до 7 000 кг- скидка 2%, свыше 7 001 – скидка 3%.  

Из сравнительного анализа представленной ОАО «Молком» информации об объемах закупок продукции ООО «Ашан» (федеральная торговая сеть) за период с января по июнь 2012 год и вышеуказанной системы скидок, установленной для местной торговой сети за определенный объем закупок соответствующей продукции следует, что за аналогичный объем молока и кисломолочной продукции, приобретаемый ООО «Ашан», для местной торговой сети скидки не предусмотрены.

Изложенное указывает на создание ОАО «Молком» для  контрагентов неравных условий при предоставлении соответствующих скидок.

Кроме того, Положением о ценообразовании для фирменной (собственной) торговли ОАО «Молком» установлена скидка к отпускной цене, установленной в базовом прайс-листе,  в размере 5 % независимо от объемов на отгружаемую продукцию.

Анализ представленных в ходе рассмотрения дела № 2-15/01-2012 товарных накладных на поставляемую торговым объектам ОАО «Молком» продукцию и прайс-листа от 01.06.2012 года на молочную продукцию подтверждает фактическое исполнение данного условия, а именно предоставление торговым  объектам ОАО «Молком» скидки в размере 5 %.

Вместе с тем, согласно Положению о ценообразовании для федеральной торговой сети независимо от приобретаемого объема продукции установлена скидка в размере 3 %, для местной торговой сети скидка в размере 3 % за приобретаемый объем соответствующей продукции является максимальной, для региональной торговой сети скидка в размере 5 % установлена за достижение объема продаж молока – 85 001 кг, кисломолочной продукции 44 001 кг, сливок сметаны – 3 301 кг.

Исходя из изложенного, установление для торговой сети ОАО «Молком» скидки в размере 5 % независимо от объемов на поставляемую продукцию создает дискриминационные (неравные) условия для иных торговых сетей.

Таким образом, действия ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» по установлению разных размеров скидок на соответствующую продукцию, а также разных объемов, за достижение которых предоставляется указанная скидка, создают неравные (дискриминационные)  условия для своих контрагентов.

Дискриминационные условия в соответствии с п. 8 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» представляют собой условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается, в том числе, создавать дискриминационные условия.

Следовательно, рассматриваемые действия ОАО «Молочный комбинат «Пензенский», выразившиеся в установлении для контрагентов неравных условий предоставления скидок при поставке соответствующего объема товара, нарушают часть 1 статьи 13 Закона о торговле.

Пунктом 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ установлено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Кроме того, в той же норме отдельно указано, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Статья 421 ГК РФ, определяющая содержание принципа свободы договора, допускает ее ограничения законом.

Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Норма пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле содержит общий запрет на создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, дискриминационных условий. Соответственно, ОАО «Молком» обязано учитывать и соблюдать требования Закона о торговле.

Согласно пункту 3 статьи 16 Закона о торговле Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13-15 Закона о торговле, принимают меры в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решением Комиссии Пензенского УФАС России ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» признано нарушившим часть 1 статьи 13 Закона о торговле, в результате создания для контрагентов дискриминационных (неравных) условий предоставления скидок при поставке определенного количества продукции.

Частью 1 статьи 14.40 КоАП РФ установлено, что создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, дискриминационных условий, в том числе создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей.

Таким образом, в действиях ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» содержится состав правонарушения, ответственность за которое предусмотреннао частью 1 статьи 14.40 КоАП РФ, а именно, совершение действий, признаваемых нарушением части 1 статьи 13 Закона о торговле и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

24.12.2012 ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» сообщило об исполнении предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 27.11.2012 № 2-15/01-2012.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

У ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства, однако мер по их соблюдению предпринято не было.

На основании пункта 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, учитывается исполнение в срок выданного ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» предписания по результатам рассмотрения дела  № 2-15/01-2012.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.

Статья 2.9. КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правонарушением в области предпринимательской деятельности. Данное административное правонарушение посягает на экономические интересы государства, а также на интересы хозяйствующих субъектов в области торговой деятельности. Государственный контроль за соблюдением запретов, установленных Законом о торговле  направлен на защиту прав потребителей и обеспечения хозяйствующим субъектам равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности.

Рассматриваемое правонарушение ставит контрагентов ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в неравное положение при осуществлении хозяйственной деятельности и приводит к ущемлению их интересов и ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Такие обстоятельства, как, например, имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Данные обстоятельства в силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Таким образом, оценив конкретные обстоятельства совершения ОАО «Молком» административного правонарушения, считаю, что оснований для признания рассматриваемого правонарушения малозначительным не имеется.

Назначая административное наказание, учитываются обстоятельства совершения административного правонарушения, финансовое положение ОАО «Молком». Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, а также частью 1 статьи 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать открытое акционерное общество «Молочный комбинат «Пензенский» нарушившим часть 1 статьи 14.40. Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

2. Наложить на открытое акционерное общество «Молочный комбинат «Пензенский» штраф в соответствии с частью 1 статьи 14.40. КоАП РФ  в размере 2 000 000 рублей (два миллиона рублей).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с часть 5 статьи 3.5 КоАП  сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумму штрафа надлежит уплатить согласно реквизитам на перечисление штрафных санкций, налагаемых антимонопольными органами в соответствии с частью 2 статьи 23.48 КоАП РФ.

Получатель ИНН 5836011815 КПП 583401001

УФК по Пензенской области

(Управление федеральной антимонопольной службы по Пензенской области)

КБК 16111602010016000140

ОКАТО 56401000000

Банк получателя ГРКЦ ГУ

Банка России по Пензенской области

г. Пенза

БИК 045655001

Расчетный счет 40101810300000010001

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицу, привлеченному к административной ответственности, направить должностному лицу, вынесшему постановление (факс 52-03-70).

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2-06/46-2012 [format] => [safe_value] => 2-06/46-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => Торговая деятельность, продукты питания [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-25 13:54:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-25 13:54:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1357736367 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )