Проблемные вопросы применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики при осуществлении технологического присоединения строящихся объектов к электрическим сетям.

Надлежащее технологическое присоединение к электрической сети является основным условием для поставки электрической энергии.

Процедура технологического присоединения выполняется при присоединении впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также в случаях, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Во исполнение Плана мероприятий, направленных на существенное упрощение и удешевление процедуры присоединения к электрическим сетям объектов, Правительством РФ принято ряд постановлений от 14.02.2009 №№ 118, 119, от 21.04.2009 № 334, от  24.09.2010 № 759, от 01.03.2011 № 129, от 29.12.2011  № 1178 о внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения).

Указанными постановлениями Правительства в частности значительно был снижен размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), который составил не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В отношении заявителей - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обращающихся в сетевую организацию в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности, в договоре была предусмотрена возможность беспроцентной рассрочки платежа в размере 95 процентов платы за технологическое присоединение с условием ежеквартального внесения платы равными долями от общей суммы рассрочки на период до 3 лет с даты подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения.

Также законодательством было установлено еще одно важное правило, в соответствии с которым именно сетевая организация обязана урегулировать вопросы с собственником объектов электросетевого хозяйства, через объекты которого будет осуществляться опосредованное присоединение.

Сетевая организация не вправе возлагать на заявителя обязательства, не предусмотренные Правилами технологического присоединения. Сетевая организация не вправе ставить заключение договора технологического присоединения в зависимость от заключения заявителем какого-либо другого договора с сетевой организацией или другой организацией (например, договора на ликвидацию технических ограничений, договора на разработку проектной документации с сетевой организацией либо проектной организацией, договора на проведение монтажных работ с той организацией, которую определит сетевая организация и пр.).

Кроме того Правилами технологического присоединения был предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые заявитель представляет в сетевую организацию в целях технологического присоединения.

Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а, не предусмотренные настоящими Правилами.

Законодательством также установлены четкие сроки как для рассмотрения заявки на технологическое присоединение, так и для осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

Как показывает анализ применения мер антимонопольного регулирования, наиболее частыми нарушениями со стороны сетевых организаций являются:

- нарушение сроков рассмотрения заявок на технологическое присоединение и выполнение условий по технологическому присоединению,

- предъявление требований о предоставлении заявителем документов, не предусмотренных Правилами технологического присоединения;

- включение в технические условия необоснованных и не предусмотренных законодательством  мероприятий, которые обязан выполнить заявитель.

При этом необходимо отметить, что количество обращений граждан и юридических лиц в отношении сетевых организаций в части злоупотребления доминирующим положением при технологическом присоединении принадлежащих заявителям объектов к электрическим сетям, как и количество выявленных нарушений в указанной сфере по сравнению с 2009, 2010 годами значительно снизилось.

Так, за 2009 год Пензенским УФАС России рассмотрено 8 дел о нарушении антимонопольного законодательства по фактам злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением при осуществлении технологического присоединения. По результатам рассмотрения было принято 5 решений о признании факта нарушения, два дела прекращены в связи с добровольным устранением нарушения. Выдано 5 предписаний, все они в последующем исполнены.

В 2010-2011 годах количество рассмотренных Пензенским УФАС России дел в названной сфере сократилось до трех. При этом необходимо отметить, что в 2010 установлено 1 нарушение субъектом естественной монополии Закона о защите конкуренции, выдано 1 предписание. Рассмотренное в 2011 году дело по факту предъявления сетевой организацией требования о разработке заявителями-физическими лицами непредусмотренных правилами технологического присоединения документов прекращено в связи с добровольным устранением нарушения в процессе рассмотрения дела. Данный факт свидетельствует о наличии существенных результатов деятельности Пензенского УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за деятельностью субъектов электроэнергетики.

 Изложенное позволяет прийти выводу о том, что поставленные законодателем цели по упрощению и удешевлению процесса технологического присоединения достигнуты, а складывающаяся правоприменительная практика позволила определить основные правила поведения и сформировать позицию по некоторым спорным вопросам.

Вместе с тем, многие вопросы остаются и требуют дополнительных разъяснений, либо уточнений путем внесения соответствующих изменений в законодательство.

1. Например, возникают случаи, когда оценку действиям сетевой организации при рассмотрении ею заявки на технологическое присоединение дать проблематично. Так, согласно пункту 15 Правил технологического присоединения, сетевая организация направляет заявителю проект договора в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту – со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов. В случаях, установленных пунктом 41 Правил технологического присоединения, сетевая организация при рассмотрении поступившей заявки на присоединение обязана подать заявку на присоединение к сетям смежной сетевой организации. Срок рассмотрения заявки смежной сетевой организацией Правилами не регламентирован, то есть составляет в соответствии с общепризнанными нормами 30 дней. В таком случае, срок рассмотрения заявки о технологическом присоединении объекта к электрическим сетям может составлять и более 30 дней.

2. Правилами технологического присоединения предусмотрен запрет собственникам и иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, препятствовать перетоку через объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

При этом одним из вопросов, разрешение которых необходимо на законодательном уровне, является вопрос технологического присоединения к электрическим сетям через частные линии.

В данном случае потребитель ставится в условия, когда в непосредственной близости от присоединяемого объекта сети сетевой организации отсутствуют, и строительство таких сетей не заложено в инвестиционную программу, а собственники сетей за подключение предлагают оплатить ранее понесенные ими расходы, как правило, в очень больших суммах. При этом, объектом электрохозяйства владеет физическое лицо, не являющееся в силу Закона о защите конкуренции субъектом реагирования антимонопольного законодательства.

Такая проблема может быть решена возложением обязанности по урегулированию данного вопроса, как на сетевую организацию, так и на собственника частной линии (в том числе физическое лицо).

3. Как указывал в своих разъяснениях ФАС по вопросам, касающимся технологического присоединения к электрическим сетям от 30.06.2010г., размещенным на сайте ФАС, в частности по вопросу технологического присоединения для граждан-членов садового некоммерческого товарищества (СНТ) и граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории СНТ, «… если решение о заключении договора СНТ с сетевой организацией было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления, и в договоре об осуществлении технологического присоединения была учтена мощность на энергопринимающее устройство заявителя, то технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя должно осуществляться в рамках договора между СНТ и сетевой организацией.

В случае, если решение о заключении договора СНТ с сетевой организацией не было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления или в договоре об осуществлении технологического присоединения не была учтена мощность на энергопринимающее устройство заявителя, то технологическое присоединение ЭПУ заявителя может осуществляться в рамках индивидуального договора между физическим лицом и сетевой организацией.

При этом технологическое присоединение для граждан-членов СНТ и граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории СНТ, осуществляется согласно требованиям статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правил технологического присоединения.

Однако на практике зачастую возникают вопросы, требующие уточнения на законодательном уровне. Например, каким образом сетевая организация имеет право получить сведения о том, проводилось ли общее собрание членов СНТ по вопросу технологического присоединения к сетям сетевой организации, какое решение было принято по данному вопросу, была ли учтена мощность ЭПУ заявителя, учитывая тот факт, что СНТ не обязано предоставлять подобную информацию сетевой организации, а сетевая организация не вправе требовать с заявителя документы и сведения, кроме тех, которые указаны в п.10 Правил технологического присоединения? К тому же, данная информация может отсутствовать у СНТ, поскольку 20-30 лет назад не было необходимости строго фиксировать подобные решения.

Следует также учесть, что большинство СНТ имеют в границах товарищества действующие объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие электроснабжение дачных участков, и эти объекты зачастую расположены на территории  отдельных дачных участков. Технические коридоры для прокладки кабельных и воздушных линий, установки опор линий электропередачи, проезда спецтехники, а также для установления охранных зон (4м – для ВЛ; 2м – для КЛ )  в СНТ, как правило, вообще отсутствуют. Существующие проселочные дороги не позволяют выполнить указанные мероприятия. Таким образом, у сетевой организации отсутствует не только техническая возможность выполнить технологическое присоединение дачных домиков, расположенных в удалении от границы участка СНТ, но и возможность создания ее как таковой.

Одним из вариантов решения данной проблемы, в ходе проводимого Пензенским УФАС России  семинара-совещания, сетевыми организациями предлагалось в случаях технологического присоединения объектов на земельных участках, расположенных в границах участка садоводческого товарищества, имеющего на своей территории объекты электросетевого хозяйства, технологически присоединенные к сетям сетевой организации (в том числе опосредованно), границей участка заявителя считать границы участка соответствующего СНТ.

 4. В соответствии с п.п. б) п.16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, не должен превышать 6 месяцев.  Данные мероприятия часто включают в себя строительство новых объектов электросетевого хозяйства,  что требует отвод земельного участка под данные объекты в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ, а также Решения Пензенской городской Думы от 22.12.2009г. №229-13/5. 

Таким образом, оформление земельного участка под строительство того или иного объекта электросетевого хозяйства  для сетевой организации сводится к следующим действиям:

- оформление межевого дела на участок под строительство;

- выполнение проектной документации на строящийся объект;

- выполнение топографической и исполнительной съемки участка;

- предоставление указанных документов в орган исполнительной власти для получения разрешения на строительство;

- получение разрешения на строительство;

- постановка земельного участка на кадастровый учет;

- оформление договора аренды или купли-продажи земельного участка.

Все вышеперечисленные мероприятия требуют значительных временных затрат, иногда на проведение всей процедуры оформления земельного участка уходит не один год. Без подготовки указанных документов местные органы власти отказываются сотрудничать с сетевыми организациями и согласовывать места размещения объектов электросетевого хозяйства. Соответственно, сетевая организация не может соблюсти установленные для нее Правилами технологического присоединения сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению в силу объективных причин, что в конечном счете негативным образом сказывается на потребителях.

По мнению Пензенского УФАС России существует необходимость приведения норм Правил технологического присоединения в соответствие с положениями действующего земельного и градостроительного законодательства РФ. В частности необходимо предусмотреть для строительства объектов электросетевого хозяйства упрощенный порядок отвода земельных участков.

5.  Еще одной из проблем, возникающих в ходе правоприменения, является толкование положений пункта 21 Правил технологического присоединения, в соответствие с которым системный оператор в течение 15 дней с даты получения проекта технических условий от сетевой организации рассматривает заявки и согласовывает технические условия на технологическое присоединение в отношении генераторов, установленная мощность которых превышает 5 МВт, и энергопринимающих устройств, присоединяемая мощность которых превышает 750 кВА.

На практике возникают ситуации, когда на обращение сетевой организации к системному оператору для согласования технических условий на технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя с присоединяемой мощностью свыше 750 кВА системный оператор ставит согласование технических условий под условие выполнения сетевой организацией ряда мероприятий по его требованию. Такие действия создают возможность для злоупотреблений со стороны системных операторов и могут приводить к затягиванию сроков выдачи технических условий и осуществления мероприятий по подключению объектов потребителя к электрическим сетям.

В связи с вышеизложенным, Пензенское УФАС России считает необходимым дополнить Правила технологического присоединения следующими положениями:

1) исчерпывающий перечень условий, при которых системный оператор вправе отказать сетевой организации в согласовании технических условий;

2) действия, которые должен предпринять системный оператор в случае наличия у него замечаний и пожеланий по представленным ему на согласование техническим условиям.

Таким образом,  результат проведенной Пензенским УФАС России в рамках исполнения специализации работы, показал, что в сфере технологического присоединения строящихся объектов к электрическим сетям остаются вопросы, требующие дополнительных разъяснений, либо уточнений путем внесения соответствующих изменений в законодательство.