Информация для «обманутых» заемщиков

В настоящее  время нередко отношения между банками и заемщиками (физическими лицами) складываются так, что граждане становятся заложниками ситуаций, сложившихся уже после заключения кредитного договора.   

Практика кредитования физических лиц банками показала, что если заемщик принимает решение поспешно, не обращает внимания на условия, вытекающие из договорных отношений между физическим лицом и банком, то он в итоге оказывается в невыгодной ситуации.

В основном это связанно с тем, что заемщик недополучает информацию от кредитной организации об условиях кредитования, таких как «полная стоимость кредита», наличие комиссий, страхование.

Отношения между кредитной организацией и заемщиком попадают в сферу регулирования гражданского законодательства, а также в сферу деятельности Закона «О защите конкуренции». 

Положения данного закона регулируют отношения на финансовом рынке в части недопущения фактов недобросовестной конкуренции со стороны финансовых организаций или ограничения конкуренции. О таких нарушениях со стороны банков могут свидетельствовать такие действия как:

- ограничение заемщика в выборе страховой организации и навязывание банком одной страховой организации при оформлении потребительского кредита или автокредита;

- навязывание заемщику услуг страхования жизни и здоровья при оформлении потребительского кредита или автокредита без его письменного согласия;

- изменение процентной ставки в сторону увеличения в случае отказа заемщиком от услуг страхования жизни и здоровья;

- влияние отказа заемщика от услуг страхования на принятие решения банком о выдаче кредита и др.

Пример 1: гражданин «N» обратился в банк «F» для оформления потребительского кредита. При оформлении документов работник банка предложил гражданину оформить кредитный договор с услугами страхования жизни и здоровья заемщика в какой-то одной страховой компании, тем самым ограничил заемщика в выборе страховых организаций. Кроме того, банк может подключить заемщика  к услугам страхования без согласия заемщика.

Пример 2: Гражданин «А» обратился в банк за оформлением автокредита, одним из обязательных условий которого является оформление полиса страхования КАСКО. Ранее гражданином уже оформлялись полисы страхования КАСКО в страховой компании, которой он доверяет. Однако банк отказывает в принятии полиса страхования данной страховой компании без объяснения причин или ссылается на отсутствие аккредитации банком страховой компании.

В случае возникновения подобных и иных ситуаций заемщик может обратиться в антимонопольный орган с заявлением о нарушении своих прав со стороны кредитных организаций.