Протокол № 4 от 10.09.2014

ПРОТОКОЛ №4

заседания Экспертного совета

по применению законодательства о рекламе

10.09.2014                                                                                                                 г.Пенза

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ:

Бутузова Т.В. – председателя Экспертного совета, заместитель руководителя Пензенского УФАС России

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Члены Экспертного совета:

Глебов Геннадий Иванович- доцент кафедры «Коммуникационный менеджмент» Пензенского Государственного университета;

Плахута Валерий Анатольевич – директор РА «Аншлаг»;

Кузнецов К.А. – зам.директора МКУ «Рекламная служба города Пензы»;

Кузьмина М.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы Пензенского УФАС России, секретарь Экспертного совета.

Рассмотрены следующие вопросы:

1. Рассмотрение обращения гражданина по поводу размещения рекламы «Большой чемпионат «Эрудит». Главный приз победителю – 2 000 000 рублей!», размещенной в газете, целью которого, по мнению заявителя, является введение в заблуждение жителей региона.

ПО ИТОГАМ РАССМОТРЕНИЯ РЕКЛАМЫ, ЭКСПЕРТАМИ ПРИНЯТО СЛЕДУЮЩЕЕ РЕШЕНИЕ:

По первому вопросу:

В газете размещена реклама «Большой чемпионат «Эрудит». Главный приз победителю – 2 000 000 рублей!».

Реклама занимает полный объем страницы газеты. В верхней части страницы имеется текст крупным шрифтом: «Большой чемпионат «Эрудит» Главный приз победителю – 2 000 000 рублей!*». Далее (также крупным шрифтом) текст следующего содержания: Найдите в каждом разделе по 4 слова, зашифрованные по вертикали и горизонтали. За каждую категорию отгаданных слов – свой денежный приз*. Указаны категории: «Рыбы-600 000р.», «Животные-600 000р.», «Овощи-800 000р.». Если Вы отгадаете все 12 слов и сообщите их по указанному ниже телефону, то можете получить Главный приз 2 000 000 рублей!* Ответив в течение 10 дней, Вы можете также получить дополнительно 15 000 рублей!*», сноска * набрана мелким шрифтом. Мелким шрифтом (размером примерно 1/10) указано: «*При выполнении всех условий маркетинговой акции**». В нижней части страницы имеется текст крупным шрифтом: «Звоните сейчас по бесплатной линии 8-800-100-00-36 или зарегистрируйте свое участие на сайте www.1000prizov.ru. Всем участникам акции – уникальное предложение от «На дом».

Фразы: «Большой чемпионат «Эрудит» Главный приз победителю – 2 000 000 рублей!», «Ответив в течение 10 дней, Вы можете также получить дополнительно 15 000 рублей!», «Рыбы-600 000р.», «Животные-600 000р.», «Овощи-800 000р.», «Звоните сейчас по бесплатной линии 8-800-100-00-36 или зарегистрируйте свое участие на сайте www.1000prizov.ru.» дополнительно выделены рамкой.

Далее (в самом низу страницы) размером примерно 1/10 площади от остальной части рекламы, мелким шрифтом, с маленьким межстрочным интервалом размещен блок текста, в котором собственно и указаны условия проведения маркетинговой акции: «**ООО «Почта Сервис» (127220, Москва, ул. Нижняя Масловка, д.8, ОГРН 1057749621115) (далее – «Организатор») с целью продвижения новых товаров по каталогам проводит в срок с 05.03.14 (продлена до 31.07.14) маркетинговую акцию с главным призом в размере 2 000 000 рублей, а также премией 15 000 рублей. Указанная акция не является игрой, конкурсом, лотереей, публичным обещанием награды или иным мероприятием, основанным на риске. Настоящая акция действует только для граждан РФ старше 18 лет. Потенциальным участникам акции предлагается отгадать 12 слов. Потенциальные участники, сообщившие свои данные по телефону организатора, получают по указанному ими адресу каталог с товарным предложением организатора. При условии заказа товара по данному каталогу, указанные лица становятся участниками акции и вправе в финале акции 31.07.14 претендовать на главный приз – 2 000 000 рублей. А также премию 15 000 рублей. Участие в акции регистрируется до 17.07.14. Обладатель главного приза и премии будет определен в финале акции неслучайным образом, специальной комиссией согласно «Правилам проведения маркетинговых акций, определения призеров и вручения призов» с учетом максимальной суммы заказа, даты поступления заказа, факта поступления в полном объеме оплаты по заказу. Главный приз будет выплачен главному победителю в течение 48 часов после предоставления им согласия на получение главного приза. С подробными условиями акции (информацией о правилах проведения, количестве призов, сроке, месте и порядке их получения) можно ознакомиться на сайте www.1000prizov.ru или по телефону 8-800-100-0036 (ежедневно с 9.00 до 20.00). Направляя свои ответы или делая заказ по каталогу организатора, вы даете свое согласие оператору ООО «Почта Сервис» (127220, Москва, ул. Нижняя Масловка, д.8, ОГРН 1057749621115) на обработку и использование ваших персональных данных, в том числе на получение рекламных материалов организатораи/или его партнеров по почте и сетям электросвязи.

Из условий следует, что претендовать на регистрацию в качестве участника акции будет возможным после оплаты товара, выбранного по предложенному фирмой каталогу «при выполнении всех условий акции», сумма заказа должна быть максимальной. Обладатель главного приза и премии будет определен в финале акции неслучайным образом, а специальной комиссией согласно «Правилам проведения маркетинговых акций, определения призеров и вручения призов».

Из текста рекламы, напечатанном крупным шрифтом следует, что потребителем, а именно получателем главного приза – 2 000 000 рублей, может стать любой человек, если найдет в каждом разделе категорий («рыбы», «животные», «Овощи») по 4 слова, зашифрованные по вертикали и горизонтали.

В данных категориях зашифрованы легко отгадываемые слова и почти каждый человек может их отгадать. В данном случае с учетом легко отгадываемых слов и установленной им ценой главного приза – 2 000 000 рублей используется маркетинговый ход.

Кроме того, из текста рекламы (крупным шрифтом) следует: «за каждую категорию отгаданных слов – свой денежный приз», «ответив в течение 10 дней, вы можете также получить дополнительно 15 000 рублей».

Реклама, напечатанная крупным шрифтом, заканчивается следующей фразой:  «Звоните сейчас по бесплатной линии 8-800-100-00-36 или зарегистрируйте свое участие на сайте www.1000prizov.ru. Всем участникам акции – уникальное предложение от «На дом».

Такое построение рекламы создает впечатление завершенности рекламного текста, т.е. потребитель рекламы в результате отгаданных слов узнал о том, что именно он стал победителем, выиграл главный приз – 2000 000 рублей и все, что необходимо – это позвонить по указанному телефону.

То, что текст, указанный в нижней части страницы составляет одно целое с вышеразмещенной рекламой, напечатанной шрифтом в несколько раз более крупным, определяется с трудом.

Так после фразы: «Большой чемпионат «Эрудит» Главный приз победителю – 2 000 000 рублей!*»,  «Найдите в каждом разделе по 4 слова, зашифрованные по вертикали и горизонтали. За каждую категорию отгаданных слов – свой денежный приз*», «Если Вы отгадаете все 12 слов и сообщите их по указанному ниже телефону, то можете получить Главный приз 2 000 000 рублей!*», «Ответив в течение 10 дней, Вы можете также получить дополнительно 15 000 рублей!*» имеется звездочка-сноска.

При этом сноска указана после первого блока рекламы, а не после всей рекламы, указанной крупным шрифтом, т.е. если потребитель рекламы не заметит сноску в конце первого блока рекламы, то может вообще не понять, что реклама не заканчивается указанием номеров телефона, по которому необходимо позвонить победителю.

Сноска * набрана шрифтом, не соответствующим тому шрифту, которым набраны фразы: «Большой чемпионат «Эрудит» Главный приз победителю – 2 000 000 рублей!*», «Найдите в каждом разделе по 4 слова, зашифрованные по вертикали и горизонтали. За каждую категорию отгаданных слов – свой денежный приз*», «Если Вы отгадаете все 12 слов и сообщите их по указанному ниже телефону, то можете получить Главный приз 2 000 000 рублей!*», «Ответив в течение 10 дней, Вы можете также получить дополнительно 15 000 рублей!*», звездочка также напечатана шрифтом более мелким, поэтому трудно различима.

Сноска имеет следующее содержание: «*При выполнении всех условий маркетинговой акции**».

Текст рекламы внизу страницы под сноской ** очень мелкий, даже мельче обычного газетного шрифта, межстрочные интервалы также малы. Из-за получившейся длины строки, после прочтения одной строки глазу сложно попасть на следующую строчку.

Даже человеку без особых проблем со зрением для прочтения нижней части рекламы необходимы какие-либо дополнительные приспособления: увеличивающие очки, лупа, линейка и т.п.

При этом учитывая то, что реклама занимает полный объем страницы, имеет много свободного места и некоторые знаки набраны очень крупным шрифтом, (например, номер телефона), Комиссия Пензенского УФАС России считает, что необходимость указания самой важной части информации именно таким сложно читаемым шрифтом, вызвана не целью экономии места для размещения рекламы, а целью формирования у потребителя ошибочного восприятия рекламы, т.е. введение в заблуждение потребителя.

Переходя от исследования визуального восприятия рекламы к исследованию ее содержания, Советом установлено.

Содержание нижней части рекламы не только не является разъясняющей, дополняющей содержание верхней части рекламы, нижняя часть рекламы содержит сведения противоположные, указанным в верхней.

Так согласно верхней части рекламы, человек становится победителем акции в результате отгаданных слов.

Как следует из нижней части рекламы, человек отгадавший категорию слов никаким победителем не становится, он даже не становится участником самой акции.

Для того, чтобы зарегистрироваться в качестве участника акции необходимо оплатить товар, выбранный по предложенному фирмой каталогу, «с выполнением всех условий». При этом, в тексте рекламы не указано какие именно все условия помимо оплаты товара следует выполнить.

Еще одним условием участия в финале акции на получение главного приза и иных денежных призов является сумма заказа – она должна быть максимальной. Какова именно установленная фирмой максимальная сумма заказа, в рекламе не обозначено.

Кроме того, обладатели главного и иных призов будут определены в финале акции неслучайным образом, а специальной комиссией, согласно «Правилам проведения маркетинговой акции, определения призеров и вручения призов». В тексте рекламы отсутствует информация о том, каким именно «неслучайным образом» будет определяться победитель, имеется только ссылка на некие «Правилам проведения маркетинговой акции, определения призеров и вручения призов», содержание которых не раскрывается.

Таким образом, содержание рекламы призовой акции в отношении главного победителя – обладателя главного приза является недостоверной, поскольку отгадывание слов потребителем рекламы, не имеет абсолютно никакого отношения к возможности получения данного приза.

Исходя из вышеизложенного, реклама содержит не соответствующие действительности сведения о правилах проведения стимулирующего мероприятия, не содержит части существенной информации, способствует искажению смысла информации и введению в заблуждение потребителей рекламы.

Рекомендовать Пензенскому УФАС России возбудить дело по признакам нарушения  ФЗ «О рекламе».

Голосование: «За» - единогласно.

Дата проведения Совета: 
12 сентября 2014, 15:38