Можно ли верить медицинской рекламе

«Основные нарушения законодатель­ства о рекламе, выявленные в прошлом году, были связаны с рекламой медицин­ских услуг, — утверждает начальник от­дела Управления Федеральной антимо­нопольной службы по Пензенской обла­сти Владимир Володин. — Всего мы воз­будили 5 дел об административном пра­вонарушении.

Так, один из медицинских центров раз­местил рекламный щит с перечислением заболеваний и утверждением: «Теперь это излечимо!» Согласно законодатель­ству в рекламе медицинских услуг долж­но быть предупреждение о наличии про­тивопоказаний к их получению, о необ­ходимости ознакомиться с инструкцией по применению или получить консульта­цию специалистов. Это требование было нарушено, и на организацию наложен штраф».

По словам Владимира Анатольевича, у сотрудников антимонопольной службы возникает немало вопросов к рекламе лекарственных средств и биологически активных добавок. В первом случае обя­зательно должно содержаться указание: «О противопоказаниях и побочных дей­ствиях спрашивайте у врача. Вниматель­но ознакомьтесь с инструкцией». Во вто­ром — необходимо четкое указание, что БАДы не являются лекарственными сред­ствами.

Кстати, в Законе «О рекламе» четко сказано: «Реклама лекарственных средств и медицинских услуг не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в резуль­тате применения объекта рекламирова­ния». То есть если в газете вы прочитае­те: мол, я, Марь Иванна Косая, пила на­стойку воробейника и быстро выздоро­вела, — это прямое нарушение закона!

«И лекарства, и БАДы следует покупать исключительно в аптеках, — подчеркива­ет Владимир Володин. — Приобретать их с рук или по Интернету — просто себя не любить! Пожалуй, наиболее показатель­ный в Пензе случай: молодые люди ходи­ли по квартирам и предлагали «со скид­кой для ветеранов труда» некий аппарат, который якобы лечит от множества забо­леваний. Люди платили по 6 — 7 тысяч за прибор стоимостью в несколько сотен руб­лей! К тому же при его применении име­лись многочисленные противопоказания».

И последнее. Если бабушка-ворожея или дедушка-травник наделены даром лечить ту или иную болезнь, к ним, конеч­но, потянутся страждущие. Но реклами­ровать свои услуги публично они не име­ют права. Исключение составляют лишь целители, имеющие на руках диплом, который выдает Московский центр тра­диционной народной медицины (а таких у нас в области, конечно, единицы). «По­верьте моему опыту: 90% знахарей и це­лителей, рекламирующих свои возмож­ности, — обычные шарлатаны», — утвер­ждает Володин.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

-       Управление Федеральной антимоно­польной службы по Пензенской области: г. Пенза, ул. Урицкого, 127.

-       Прием заявлений, обращений, жалоб, запросов осуществляется в приемной (кабинет 304), справки по телефону (8412) 55-14-02.

-       График приема документов: понедельник — четверг — с 8.30 до 17.30, пятница — с 8.30 до 16.15, обеденный перерыв — с 12.30 до 13.15.

Анатолий Викторов, Елена Качурина