Можно ли верить медицинской рекламе
«Основные нарушения законодательства о рекламе, выявленные в прошлом году, были связаны с рекламой медицинских услуг, — утверждает начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области Владимир Володин. — Всего мы возбудили 5 дел об административном правонарушении.
Так, один из медицинских центров разместил рекламный щит с перечислением заболеваний и утверждением: «Теперь это излечимо!» Согласно законодательству в рекламе медицинских услуг должно быть предупреждение о наличии противопоказаний к их получению, о необходимости ознакомиться с инструкцией по применению или получить консультацию специалистов. Это требование было нарушено, и на организацию наложен штраф».
По словам Владимира Анатольевича, у сотрудников антимонопольной службы возникает немало вопросов к рекламе лекарственных средств и биологически активных добавок. В первом случае обязательно должно содержаться указание: «О противопоказаниях и побочных действиях спрашивайте у врача. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией». Во втором — необходимо четкое указание, что БАДы не являются лекарственными средствами.
Кстати, в Законе «О рекламе» четко сказано: «Реклама лекарственных средств и медицинских услуг не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования». То есть если в газете вы прочитаете: мол, я, Марь Иванна Косая, пила настойку воробейника и быстро выздоровела, — это прямое нарушение закона!
«И лекарства, и БАДы следует покупать исключительно в аптеках, — подчеркивает Владимир Володин. — Приобретать их с рук или по Интернету — просто себя не любить! Пожалуй, наиболее показательный в Пензе случай: молодые люди ходили по квартирам и предлагали «со скидкой для ветеранов труда» некий аппарат, который якобы лечит от множества заболеваний. Люди платили по 6 — 7 тысяч за прибор стоимостью в несколько сотен рублей! К тому же при его применении имелись многочисленные противопоказания».
И последнее. Если бабушка-ворожея или дедушка-травник наделены даром лечить ту или иную болезнь, к ним, конечно, потянутся страждущие. Но рекламировать свои услуги публично они не имеют права. Исключение составляют лишь целители, имеющие на руках диплом, который выдает Московский центр традиционной народной медицины (а таких у нас в области, конечно, единицы). «Поверьте моему опыту: 90% знахарей и целителей, рекламирующих свои возможности, — обычные шарлатаны», — утверждает Володин.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области: г. Пенза, ул. Урицкого, 127.
- Прием заявлений, обращений, жалоб, запросов осуществляется в приемной (кабинет 304), справки по телефону (8412) 55-14-02.
- График приема документов: понедельник — четверг — с 8.30 до 17.30, пятница — с 8.30 до 16.15, обеденный перерыв — с 12.30 до 13.15.
Анатолий Викторов, Елена Качурина