Решение по делу № 3-01/17-2013 в отношении ООО «Сашера–Мед»

Номер дела: 3-01/17-2013
Дата публикации: 6 ноября 2013, 17:23

РЕШЕНИЕ

05 ноября  2013  года                                                    г. Пенза, ул. Урицкого, 127         

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2013 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

Горячева М.В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

рассмотрев дело №  3-01/17-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения листовки с рекламой продукции «Сашера–Мед», содержащей признаки нарушения пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

- в отсутствие представителя ООО «Сашера–Мед» (в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения ООО «Сашера–Мед» о месте и времени рассмотрения дела № 3-01/17-2013),

ООО «Сашера–Мед» представило ходатайство  о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

УСТАНОВИЛА:

Пензенским  УФАС  России  Определением от 27.09.2013  возбуждено  дело № 3-01/17-2013 по признакам нарушения пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечено ООО «Сашера-Мед». Рассмотрение дела назначено на 29.10.2013.

В письменных пояснениях ООО «Сашера-Мед» (вх. от 24.10.2013 №2718) указало, что ООО «Сашера-Мед» является производителем рекламируемого товара и не является ни заказчиком, ни распространителем рассматриваемой рекламы.

Исследовав материалы дела №3-01/17-2013, Комиссия пришла к следующему выводу:

В г. Пензе в сентябре 2013 года по почтовым ящикам распространялись рекламные листовки продукции завода-изготовителя «Сашера-Мед». Указанная реклама содержала информацию о проведении и встрече с представителями завода-изготовителя оздоровительной продукции «Сашера-Мед» 17 и 22 сентября 2013 г. в ДК «Дзержинского».

Кроме того 17 и 22 сентября 2013 г. в ДК «Дзержинского» распространялись рекламные каталоги продукции ООО «Сашера-Мед».

На рекламной листовке размещена следующая информация: «Бальзам «алтайский целитель» создан по лечебным прописям сибирских знахарей. Ежедневное употребление его даже здоровым людям способствует поднятию жизненного тонуса, очищению крови и пищеварительной системы, повышению иммунитета, снижению побочного действия лекарств и алкоголя, разрушению радионуклидов…Уже после первых приемов ваше самочувствие улучшится…При употреблении каменного масла приятным сюрпризом может стать улучшение зрения, нормализация веса тела, уменьшение седины и улучшения структуры волос…».

Реклама сопровождается предупреждением: «Перед применением внимательно прочитайте инструкцию и проконсультируйтесь с врачом», содержит указание на лечебные свойства бальзама, масла и остальной продукции «Сашера-Мед», в том числе посредством отзывов физических лиц об улучшении их состояния в результате применения данной продукции.

По внешним признакам можно определить, что имеющаяся в материалах дела рекламная листовка изготовлена нетипографским способом, на обычной бумаге, без указания какой-либо информации, позволяющей идентифицировать заказчика листовки, ее тираж и т.д.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Реклама «Бальзам Алтайский целитель», «Каменное масло», размещенная на рекламной листовке, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования и продвижению продукции – компании «Сашера-Мед», побуждает воспользоваться данными продуктами.

Объектом рекламирования в рекламной листовке является: натуральный бальзам «Алтайский целитель», «Каменное масло».

Согласно пункту 6 части 5 стать 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначения, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.

Комиссия, изучив рекламную листовку, установила, что текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемым продуктам именно как к средствам лекарственного воздействия на организм человека, т.к. в рекламе содержатся указания на лечебные свойства данной продукции и улучшения состояния здоровья человека в результате применения продуктов «Каменное масло»,  «Бальзам Алтайский целитель».

Согласно Федеральному закону от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», пищевые продукты – продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Из представленных ООО «Сашера-Мед» документов следует:

- сертификат соответствия № РОССRU.АЕ96.Н04100 от 25.04.2011, выдан на продукцию соль пищевая с витаминами-минеральными добавками серии «Каменное масло» в ассортименте и соответствует требованиям нормативных документов СанПин 2.3.2.1078-01 инд.1.9.12.ГОСТ Р 51074-2003 п.4.14.

- сертификат соответствия № РОСС RU.АЕ96.Н04264 от 29.07.2011, выдан на продукцию бальзам безалкогольный медово-растительный «Алтайский целитель» и соответствует требованиям нормативных документов СанПин 2.3.2.1078-01 Прил.1индекс 1.5.6. и ГОСТ Р 51074-97 разд.3,4,п.4.20.

Объектом рекламирования в рекламной листовке являются пищевые продукты: соль пищевая с витаминами-минеральными добавками серии «Каменное масло», бальзам безалкогольный медово-растительный «Алтайский целитель».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.

«Каменное масло», «Бальзам Алтайский целитель» отсутствуют в государственном реестре лекарственных средств.

Указанные в рекламе продукты «Каменное масло», «Бальзам Алтайский целитель» лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый продукт.

Рассматриваемая реклама сопровождается отзывами физических лиц, принимающих «Бальзам Алтайский целитель», «каменное масло». Отзывы выполнены в форме писем благодарности и содержат информацию об излечении от различных заболеваний в результате их применения.

Исходя из содержания рекламы, данные продукты («Каменное масло», «Бальзам Алтайский целитель») обладают лечебными  свойствами при различных заболеваниях. Лечебные свойства достигаются за счет содержания в них лекарственных трав, а также желез речного бобра, содержащих мускусное вещество, используемое при лечении заболеваний органов дыхания.

Однако, пищевые продукты, содержащие в своем составе различные растительные комплексы и активные вещества, и непосредственно сами лекарственные травы (лекарственные средства), относятся к разным группам товаров и обладают разными потребительскими свойствами и воздействием на организм человека.

Таким образом, указание в рекламе на лечебные свойства пищевых продуктов свидетельствует о недостоверной рекламе относительно назначении, потребительских свойствах, об условиях применения данных пищевых продуктов, что указывает на нарушение п.2 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Учитывая, что рекламируемые продукты («Каменное масло», «Бальзам Алтайский целитель») не являются лекарственными средствами, размещенная в рекламе информация о том, что они лечат либо оказывают положительное влияние на течение различных болезней, противоречит требованиям п.6 ч.5 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Из пояснений ООО «Сашера-Мед» следует, что общество не является ни заказчиком, ни распространителем рассматриваемой рекламы.

При таких обстоятельствах не представляется возможным установить достоверность рекламной информации, касающейся отзывов физических лиц об улучшении их состояния в результате применения бальзама и масла, что указывает на нарушение п.10 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, в рекламе («Каменное масло», «Бальзам Алтайский целитель», распространяемой в г. Пензе на листовках), выявлены нарушения пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как следует из письменных пояснений ООО «Сашера-Мед», общество является производителем рекламируемого товара и не является ни заказчиком, ни распространителем рассматриваемой рекламы. Доказательства распространения рекламы ООО «Сашера-Мед» в материалах дела отсутствуют.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу продукции: «Бальзам Алтайский целитель», «Каменное масло»,  производимой ООО «Сашера-Мед», размещенную на рекламной листовке и распространяемую в г.Пензе в сентябре 2013 года, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. В связи с тем, что не установлено, кто является рекламодателем и рекламораспространителем  рекламы продукции «Сашера-Мед» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

Решение изготовлено в полном объеме 05 ноября 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

stdClass Object ( [vid] => 10658 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 3-01/17-2013 в отношении ООО «Сашера–Мед» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10658 [type] => solution [language] => ru [created] => 1383824700 [changed] => 1383824700 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1383824700 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

05 ноября  2013  года                                                    г. Пенза, ул. Урицкого, 127         

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2013 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

Горячева М.В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

рассмотрев дело №  3-01/17-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения листовки с рекламой продукции «Сашера–Мед», содержащей признаки нарушения пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

- в отсутствие представителя ООО «Сашера–Мед» (в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения ООО «Сашера–Мед» о месте и времени рассмотрения дела № 3-01/17-2013),

ООО «Сашера–Мед» представило ходатайство  о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

УСТАНОВИЛА:

Пензенским  УФАС  России  Определением от 27.09.2013  возбуждено  дело № 3-01/17-2013 по признакам нарушения пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечено ООО «Сашера-Мед». Рассмотрение дела назначено на 29.10.2013.

В письменных пояснениях ООО «Сашера-Мед» (вх. от 24.10.2013 №2718) указало, что ООО «Сашера-Мед» является производителем рекламируемого товара и не является ни заказчиком, ни распространителем рассматриваемой рекламы.

Исследовав материалы дела №3-01/17-2013, Комиссия пришла к следующему выводу:

В г. Пензе в сентябре 2013 года по почтовым ящикам распространялись рекламные листовки продукции завода-изготовителя «Сашера-Мед». Указанная реклама содержала информацию о проведении и встрече с представителями завода-изготовителя оздоровительной продукции «Сашера-Мед» 17 и 22 сентября 2013 г. в ДК «Дзержинского».

Кроме того 17 и 22 сентября 2013 г. в ДК «Дзержинского» распространялись рекламные каталоги продукции ООО «Сашера-Мед».

На рекламной листовке размещена следующая информация: «Бальзам «алтайский целитель» создан по лечебным прописям сибирских знахарей. Ежедневное употребление его даже здоровым людям способствует поднятию жизненного тонуса, очищению крови и пищеварительной системы, повышению иммунитета, снижению побочного действия лекарств и алкоголя, разрушению радионуклидов…Уже после первых приемов ваше самочувствие улучшится…При употреблении каменного масла приятным сюрпризом может стать улучшение зрения, нормализация веса тела, уменьшение седины и улучшения структуры волос…».

Реклама сопровождается предупреждением: «Перед применением внимательно прочитайте инструкцию и проконсультируйтесь с врачом», содержит указание на лечебные свойства бальзама, масла и остальной продукции «Сашера-Мед», в том числе посредством отзывов физических лиц об улучшении их состояния в результате применения данной продукции.

По внешним признакам можно определить, что имеющаяся в материалах дела рекламная листовка изготовлена нетипографским способом, на обычной бумаге, без указания какой-либо информации, позволяющей идентифицировать заказчика листовки, ее тираж и т.д.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Реклама «Бальзам Алтайский целитель», «Каменное масло», размещенная на рекламной листовке, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования и продвижению продукции – компании «Сашера-Мед», побуждает воспользоваться данными продуктами.

Объектом рекламирования в рекламной листовке является: натуральный бальзам «Алтайский целитель», «Каменное масло».

Согласно пункту 6 части 5 стать 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначения, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.

Комиссия, изучив рекламную листовку, установила, что текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемым продуктам именно как к средствам лекарственного воздействия на организм человека, т.к. в рекламе содержатся указания на лечебные свойства данной продукции и улучшения состояния здоровья человека в результате применения продуктов «Каменное масло»,  «Бальзам Алтайский целитель».

Согласно Федеральному закону от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», пищевые продукты – продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Из представленных ООО «Сашера-Мед» документов следует:

- сертификат соответствия № РОССRU.АЕ96.Н04100 от 25.04.2011, выдан на продукцию соль пищевая с витаминами-минеральными добавками серии «Каменное масло» в ассортименте и соответствует требованиям нормативных документов СанПин 2.3.2.1078-01 инд.1.9.12.ГОСТ Р 51074-2003 п.4.14.

- сертификат соответствия № РОСС RU.АЕ96.Н04264 от 29.07.2011, выдан на продукцию бальзам безалкогольный медово-растительный «Алтайский целитель» и соответствует требованиям нормативных документов СанПин 2.3.2.1078-01 Прил.1индекс 1.5.6. и ГОСТ Р 51074-97 разд.3,4,п.4.20.

Объектом рекламирования в рекламной листовке являются пищевые продукты: соль пищевая с витаминами-минеральными добавками серии «Каменное масло», бальзам безалкогольный медово-растительный «Алтайский целитель».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.

«Каменное масло», «Бальзам Алтайский целитель» отсутствуют в государственном реестре лекарственных средств.

Указанные в рекламе продукты «Каменное масло», «Бальзам Алтайский целитель» лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый продукт.

Рассматриваемая реклама сопровождается отзывами физических лиц, принимающих «Бальзам Алтайский целитель», «каменное масло». Отзывы выполнены в форме писем благодарности и содержат информацию об излечении от различных заболеваний в результате их применения.

Исходя из содержания рекламы, данные продукты («Каменное масло», «Бальзам Алтайский целитель») обладают лечебными  свойствами при различных заболеваниях. Лечебные свойства достигаются за счет содержания в них лекарственных трав, а также желез речного бобра, содержащих мускусное вещество, используемое при лечении заболеваний органов дыхания.

Однако, пищевые продукты, содержащие в своем составе различные растительные комплексы и активные вещества, и непосредственно сами лекарственные травы (лекарственные средства), относятся к разным группам товаров и обладают разными потребительскими свойствами и воздействием на организм человека.

Таким образом, указание в рекламе на лечебные свойства пищевых продуктов свидетельствует о недостоверной рекламе относительно назначении, потребительских свойствах, об условиях применения данных пищевых продуктов, что указывает на нарушение п.2 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Учитывая, что рекламируемые продукты («Каменное масло», «Бальзам Алтайский целитель») не являются лекарственными средствами, размещенная в рекламе информация о том, что они лечат либо оказывают положительное влияние на течение различных болезней, противоречит требованиям п.6 ч.5 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Из пояснений ООО «Сашера-Мед» следует, что общество не является ни заказчиком, ни распространителем рассматриваемой рекламы.

При таких обстоятельствах не представляется возможным установить достоверность рекламной информации, касающейся отзывов физических лиц об улучшении их состояния в результате применения бальзама и масла, что указывает на нарушение п.10 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, в рекламе («Каменное масло», «Бальзам Алтайский целитель», распространяемой в г. Пензе на листовках), выявлены нарушения пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как следует из письменных пояснений ООО «Сашера-Мед», общество является производителем рекламируемого товара и не является ни заказчиком, ни распространителем рассматриваемой рекламы. Доказательства распространения рекламы ООО «Сашера-Мед» в материалах дела отсутствуют.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу продукции: «Бальзам Алтайский целитель», «Каменное масло»,  производимой ООО «Сашера-Мед», размещенную на рекламной листовке и распространяемую в г.Пензе в сентябре 2013 года, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. В связи с тем, что не установлено, кто является рекламодателем и рекламораспространителем  рекламы продукции «Сашера-Мед» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

Решение изготовлено в полном объеме 05 ноября 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

05 ноября  2013  года                                                    г. Пенза, ул. Урицкого, 127         

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2013 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

Горячева М.В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

рассмотрев дело №  3-01/17-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения листовки с рекламой продукции «Сашера–Мед», содержащей признаки нарушения пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

- в отсутствие представителя ООО «Сашера–Мед» (в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения ООО «Сашера–Мед» о месте и времени рассмотрения дела № 3-01/17-2013),

ООО «Сашера–Мед» представило ходатайство  о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

УСТАНОВИЛА:

Пензенским  УФАС  России  Определением от 27.09.2013  возбуждено  дело № 3-01/17-2013 по признакам нарушения пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечено ООО «Сашера-Мед». Рассмотрение дела назначено на 29.10.2013.

В письменных пояснениях ООО «Сашера-Мед» (вх. от 24.10.2013 №2718) указало, что ООО «Сашера-Мед» является производителем рекламируемого товара и не является ни заказчиком, ни распространителем рассматриваемой рекламы.

Исследовав материалы дела №3-01/17-2013, Комиссия пришла к следующему выводу:

В г. Пензе в сентябре 2013 года по почтовым ящикам распространялись рекламные листовки продукции завода-изготовителя «Сашера-Мед». Указанная реклама содержала информацию о проведении и встрече с представителями завода-изготовителя оздоровительной продукции «Сашера-Мед» 17 и 22 сентября 2013 г. в ДК «Дзержинского».

Кроме того 17 и 22 сентября 2013 г. в ДК «Дзержинского» распространялись рекламные каталоги продукции ООО «Сашера-Мед».

На рекламной листовке размещена следующая информация: «Бальзам «алтайский целитель» создан по лечебным прописям сибирских знахарей. Ежедневное употребление его даже здоровым людям способствует поднятию жизненного тонуса, очищению крови и пищеварительной системы, повышению иммунитета, снижению побочного действия лекарств и алкоголя, разрушению радионуклидов…Уже после первых приемов ваше самочувствие улучшится…При употреблении каменного масла приятным сюрпризом может стать улучшение зрения, нормализация веса тела, уменьшение седины и улучшения структуры волос…».

Реклама сопровождается предупреждением: «Перед применением внимательно прочитайте инструкцию и проконсультируйтесь с врачом», содержит указание на лечебные свойства бальзама, масла и остальной продукции «Сашера-Мед», в том числе посредством отзывов физических лиц об улучшении их состояния в результате применения данной продукции.

По внешним признакам можно определить, что имеющаяся в материалах дела рекламная листовка изготовлена нетипографским способом, на обычной бумаге, без указания какой-либо информации, позволяющей идентифицировать заказчика листовки, ее тираж и т.д.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Реклама «Бальзам Алтайский целитель», «Каменное масло», размещенная на рекламной листовке, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования и продвижению продукции – компании «Сашера-Мед», побуждает воспользоваться данными продуктами.

Объектом рекламирования в рекламной листовке является: натуральный бальзам «Алтайский целитель», «Каменное масло».

Согласно пункту 6 части 5 стать 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначения, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.

Комиссия, изучив рекламную листовку, установила, что текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемым продуктам именно как к средствам лекарственного воздействия на организм человека, т.к. в рекламе содержатся указания на лечебные свойства данной продукции и улучшения состояния здоровья человека в результате применения продуктов «Каменное масло»,  «Бальзам Алтайский целитель».

Согласно Федеральному закону от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», пищевые продукты – продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Из представленных ООО «Сашера-Мед» документов следует:

- сертификат соответствия № РОССRU.АЕ96.Н04100 от 25.04.2011, выдан на продукцию соль пищевая с витаминами-минеральными добавками серии «Каменное масло» в ассортименте и соответствует требованиям нормативных документов СанПин 2.3.2.1078-01 инд.1.9.12.ГОСТ Р 51074-2003 п.4.14.

- сертификат соответствия № РОСС RU.АЕ96.Н04264 от 29.07.2011, выдан на продукцию бальзам безалкогольный медово-растительный «Алтайский целитель» и соответствует требованиям нормативных документов СанПин 2.3.2.1078-01 Прил.1индекс 1.5.6. и ГОСТ Р 51074-97 разд.3,4,п.4.20.

Объектом рекламирования в рекламной листовке являются пищевые продукты: соль пищевая с витаминами-минеральными добавками серии «Каменное масло», бальзам безалкогольный медово-растительный «Алтайский целитель».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.

«Каменное масло», «Бальзам Алтайский целитель» отсутствуют в государственном реестре лекарственных средств.

Указанные в рекламе продукты «Каменное масло», «Бальзам Алтайский целитель» лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый продукт.

Рассматриваемая реклама сопровождается отзывами физических лиц, принимающих «Бальзам Алтайский целитель», «каменное масло». Отзывы выполнены в форме писем благодарности и содержат информацию об излечении от различных заболеваний в результате их применения.

Исходя из содержания рекламы, данные продукты («Каменное масло», «Бальзам Алтайский целитель») обладают лечебными  свойствами при различных заболеваниях. Лечебные свойства достигаются за счет содержания в них лекарственных трав, а также желез речного бобра, содержащих мускусное вещество, используемое при лечении заболеваний органов дыхания.

Однако, пищевые продукты, содержащие в своем составе различные растительные комплексы и активные вещества, и непосредственно сами лекарственные травы (лекарственные средства), относятся к разным группам товаров и обладают разными потребительскими свойствами и воздействием на организм человека.

Таким образом, указание в рекламе на лечебные свойства пищевых продуктов свидетельствует о недостоверной рекламе относительно назначении, потребительских свойствах, об условиях применения данных пищевых продуктов, что указывает на нарушение п.2 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Учитывая, что рекламируемые продукты («Каменное масло», «Бальзам Алтайский целитель») не являются лекарственными средствами, размещенная в рекламе информация о том, что они лечат либо оказывают положительное влияние на течение различных болезней, противоречит требованиям п.6 ч.5 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Из пояснений ООО «Сашера-Мед» следует, что общество не является ни заказчиком, ни распространителем рассматриваемой рекламы.

При таких обстоятельствах не представляется возможным установить достоверность рекламной информации, касающейся отзывов физических лиц об улучшении их состояния в результате применения бальзама и масла, что указывает на нарушение п.10 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, в рекламе («Каменное масло», «Бальзам Алтайский целитель», распространяемой в г. Пензе на листовках), выявлены нарушения пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как следует из письменных пояснений ООО «Сашера-Мед», общество является производителем рекламируемого товара и не является ни заказчиком, ни распространителем рассматриваемой рекламы. Доказательства распространения рекламы ООО «Сашера-Мед» в материалах дела отсутствуют.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу продукции: «Бальзам Алтайский целитель», «Каменное масло»,  производимой ООО «Сашера-Мед», размещенную на рекламной листовке и распространяемую в г.Пензе в сентябре 2013 года, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. В связи с тем, что не установлено, кто является рекламодателем и рекламораспространителем  рекламы продукции «Сашера-Мед» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

Решение изготовлено в полном объеме 05 ноября 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 3-01/17-2013 [format] => [safe_value] => 3-01/17-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-06 13:23:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-06 13:23:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1383824700 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )