Решение по делу № 3-01/16-2013 в отношении ООО «Альбион-2002»

Номер дела: 3-01/16-2013
Дата публикации: 9 декабря 2013, 10:28

РЕШЕНИЕ

06 декабря  2013  года                                                 г. Пенза, ул. Урицкого, 127        

Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2013 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

Горячева М.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

рассмотрев дело №  3-01/16-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении ООО «Альбион-2002» (Нижегородская область, Россия, г. Н.Новгород, ул. Канавинская, 25, ИНН 5257056036)  по факту распространения на фасаде магазина под вывеской «Бристоль», расположенного в жилом доме по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5 и на выносном штендере возле входа в магазин рекламы табачной и алкогольной продукции, с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ООО «Альбион-2002» <…> по доверенности от 29.11.2013.

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило заявление граждан (вх. от 10.09.2013 № 2350) по поводу распространения рекламы табака и алкогольной продукции на внешней стене магазина «Бристоль», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5.

К заявлению приложена фотография рекламной конструкции, размещенной на внешней стене здания магазина «Бристоль».

Пензенским УФАС России определением от 25.09.2013 по факту распространения рекламы  табака и алкогольной продукции, размещенной на штендере и внешней стене магазина «Бристоль», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5, возбуждено дело № 3-01/16-2013 по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21, пункта 4 части 2 статьи 23 ФЗ «О рекламе». Статья 23 ФЗ «О рекламе» утратила силу с 15 ноября 2013 года – Федеральный закон от 21.10.2013 № 274-ФЗ. Статья 7 ФЗ «О рекламе» «Товары, реклама которых не допускается», дополнена пунктом 8 следующего содержания: «8) табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок». В ходе рассмотрения дела № 3-01/16-2013 также  установлены признаки нарушения части 2.1. статьи 21 ФЗ «О рекламе».

К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Альбион-2002». Рассмотрение дела назначено на 29.10.2013. В ходе рассмотрения дела Комиссией дело было отложено до 03.12.2013.

Во исполнение определения об отложении рассмотрения дела № 3-01/16-2013 ООО «Альбион-2002» представило копии следующих документов: копию договора аренды от 27.05.2013 № 16/3, копию спецификации реализуемой продукции, копию свидетельства о государственной регистрации общества, копию свидетельства о поставке на налоговый учет, копию устава, копию выписки из ЕГРЮЛ.

В письменных пояснениях ООО «Альбион-2002» (вх. от 19.11.2013 № 2975), а также на рассмотрении дела 03.12.2013 представителем общества пояснено, что общество считает, что панно, размещенное на стене магазина, не является рекламой алкогольной или табачной продукции, а служит лишь указанием на вид деятельности, осуществляемой в данной торговой точке.

ООО «Альбион-2002» представило письма ФАС России о квалификации информации, размещенной на фасаде магазина «Бристоль» и на выносном штендере.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

Информация, размещенная на внешней стене магазина, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5 (справа от входа в магазин), имеет следующее содержание: «Культура потребления. Алкоголь Табак»  (с изображением стоящих бутылок, банок, фужера, пачек открытых сигарет, грозди винограда, колосьев).

Кроме того, возле входа в магазин установлен выносной штендер, с  информацией следующего содержания: «Бристоль. 8-00 – 23-00. Алкоголь Табак. Эксклюзивные Цены».

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Выносной штендер, расположенный возле входа в магазин «Бристоль», является рекламой.

Информация: «Бристоль. 8-00 – 23-00. Алкоголь Табак. Эксклюзивные Цены», распространяющаяся на выносном штендере, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования –  табачной и алкогольной продукции, реализуемой в магазине «Бристоль».

В соответствии с пунктом 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Статьей 21 ФЗ «О рекламе» установлены требования и ограничения в отношении рекламы алкогольной продукции.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Согласно части 2.1. статьи 21  ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 2 ФЗ «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные данным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относятся к товару, в отношении рекламы которого данным Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Если из рекламы изготовителя или продавца алкогольной или табачной продукции следует, что указанная компания производит или реализует алкогольную или табачную продукцию, в том числе, если в названии такой компании присутствуют слова, указывающие на алкогольную продукцию или на соответствующий профиль деятельности (в том числе «алкоголь», «табак»), реклама такого изготовителя или продавца признается относящейся к товару, в отношении рекламы которого Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Однако, в нарушение пункта 8 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 21, части 2.1. статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама табачной и алкогольной продукции распространяется на рекламном штендере, размещенном возле входа в магазин «Бристоль», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5. Данное нарушение, также подтверждается разъяснениями ФАС России от 06.11.2013.

Статьи 7, 21 ФЗ «О рекламе» имеют основной целью ограничение распространения рекламы табачной и алкогольной продукции, поскольку государство уделяет повышенное внимание недопустимости употребления табачной и алкогольной продукции лицами младше 18 лет. Именно поэтому законодателем установлены столь жесткие ограничения для рекламы продукции данного вида. Несмотря на установленные запреты, ООО «Бристоль» разместило данную рекламу с одной целью – привлечь внимание потребителей к товару – табачной и алкогольной продукции. Реклама табака и алкоголя обращена лицевой стороной в сторону жилых домов, что делает ее более доступной для восприятия потребителями, в том числе детьми и подростками в возрасте до 18 лет.

Реклама – вид массовой информации, предназначенной для неопределенного круга лиц, но отличие рекламной информации от иной массовой информации – это ее направленность на стимулирование продаж путем целенаправленного обращения внимания потребителя, не только на конкретные марки товаров, но и на указание товаров в целом.

Целевое назначение информации, размещенной на штендере,  формирование у неопределенного круга лиц интереса к товару (в данном случае к табаку и алкоголю) и способствование реализации этого товара. Из содержания рекламы «Алкоголь Табак. Эксклюзивные Цены» следует, что целью распространения рекламы является поддержание интереса к реализуемым Обществом товарам и способствование их реализации. Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 №37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. В данном случае  слоган «Алкоголь Табак. Эксклюзивные Цены» у потребителей рекламы, в первую очередь, ассоциируется с алкогольной и табачной продукцией.

Таким образом, распространение на выносном штендере возле магазина «Бристоль», расположенного в жилом доме по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5, рекламы табачной и алкогольной продукции, является нарушением пункта 8 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 21, части 2.1. статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7, частями 2-5 статьи 21 настоящего закона несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из материалов дела №3-01/16-2013, пояснений представителя ООО «Альбион-2002», данного им при рассмотрении настоящего дела, следует, что рассматриваемая реклама была разработана и изготовлена непосредственно  обществом. Нарушение ФЗ «О рекламе», произошло по вине должностного лица – директора общества <…>. Выносной штендер был установлен возле входа в магазин «Бристоль» по его указанию.

Следовательно, рекламораспространителем в данном случае является ООО «Альбион-2002».

Таким образом, ООО «Альбион-2002», как лицо, осуществляющее в магазине по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5 торговую деятельность по продаже  табачной и алкогольной продукции, и имея, при этом, прямую заинтересованность в привлечении внимания неопределенного круга лиц к реализуемому товару, является рекламораспространителем рекламы табачной и алкогольной продукции, нарушающей пункт 8 статьи 7, пункт 5 часть 2 статьи 21, часть 2.1. статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, с учетом разъяснения ФАС России от 06.11.2013, установила, что информация, размещенная  на стене здания магазина «Бристоль», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5 (с права от входа в магазин), не содержит нарушений законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу табачной и алкогольной продукции, размещенную на выносном штендере возле магазина «Бристоль», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 8 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 21, части 2.1. статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Альбион-2002» (Нижегородская область, Россия, г. Н.Новгород, ул. Канавинская, 25, ИНН 5257056036)  предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 06 декабря 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

stdClass Object ( [vid] => 10854 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 3-01/16-2013 в отношении ООО «Альбион-2002» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10854 [type] => solution [language] => ru [created] => 1389249107 [changed] => 1389249107 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1389249107 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

06 декабря  2013  года                                                 г. Пенза, ул. Урицкого, 127        

Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2013 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

Горячева М.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

рассмотрев дело №  3-01/16-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении ООО «Альбион-2002» (Нижегородская область, Россия, г. Н.Новгород, ул. Канавинская, 25, ИНН 5257056036)  по факту распространения на фасаде магазина под вывеской «Бристоль», расположенного в жилом доме по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5 и на выносном штендере возле входа в магазин рекламы табачной и алкогольной продукции, с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ООО «Альбион-2002» <…> по доверенности от 29.11.2013.

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило заявление граждан (вх. от 10.09.2013 № 2350) по поводу распространения рекламы табака и алкогольной продукции на внешней стене магазина «Бристоль», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5.

К заявлению приложена фотография рекламной конструкции, размещенной на внешней стене здания магазина «Бристоль».

Пензенским УФАС России определением от 25.09.2013 по факту распространения рекламы  табака и алкогольной продукции, размещенной на штендере и внешней стене магазина «Бристоль», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5, возбуждено дело № 3-01/16-2013 по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21, пункта 4 части 2 статьи 23 ФЗ «О рекламе». Статья 23 ФЗ «О рекламе» утратила силу с 15 ноября 2013 года – Федеральный закон от 21.10.2013 № 274-ФЗ. Статья 7 ФЗ «О рекламе» «Товары, реклама которых не допускается», дополнена пунктом 8 следующего содержания: «8) табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок». В ходе рассмотрения дела № 3-01/16-2013 также  установлены признаки нарушения части 2.1. статьи 21 ФЗ «О рекламе».

К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Альбион-2002». Рассмотрение дела назначено на 29.10.2013. В ходе рассмотрения дела Комиссией дело было отложено до 03.12.2013.

Во исполнение определения об отложении рассмотрения дела № 3-01/16-2013 ООО «Альбион-2002» представило копии следующих документов: копию договора аренды от 27.05.2013 № 16/3, копию спецификации реализуемой продукции, копию свидетельства о государственной регистрации общества, копию свидетельства о поставке на налоговый учет, копию устава, копию выписки из ЕГРЮЛ.

В письменных пояснениях ООО «Альбион-2002» (вх. от 19.11.2013 № 2975), а также на рассмотрении дела 03.12.2013 представителем общества пояснено, что общество считает, что панно, размещенное на стене магазина, не является рекламой алкогольной или табачной продукции, а служит лишь указанием на вид деятельности, осуществляемой в данной торговой точке.

ООО «Альбион-2002» представило письма ФАС России о квалификации информации, размещенной на фасаде магазина «Бристоль» и на выносном штендере.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

Информация, размещенная на внешней стене магазина, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5 (справа от входа в магазин), имеет следующее содержание: «Культура потребления. Алкоголь Табак»  (с изображением стоящих бутылок, банок, фужера, пачек открытых сигарет, грозди винограда, колосьев).

Кроме того, возле входа в магазин установлен выносной штендер, с  информацией следующего содержания: «Бристоль. 8-00 – 23-00. Алкоголь Табак. Эксклюзивные Цены».

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Выносной штендер, расположенный возле входа в магазин «Бристоль», является рекламой.

Информация: «Бристоль. 8-00 – 23-00. Алкоголь Табак. Эксклюзивные Цены», распространяющаяся на выносном штендере, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования –  табачной и алкогольной продукции, реализуемой в магазине «Бристоль».

В соответствии с пунктом 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Статьей 21 ФЗ «О рекламе» установлены требования и ограничения в отношении рекламы алкогольной продукции.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Согласно части 2.1. статьи 21  ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 2 ФЗ «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные данным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относятся к товару, в отношении рекламы которого данным Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Если из рекламы изготовителя или продавца алкогольной или табачной продукции следует, что указанная компания производит или реализует алкогольную или табачную продукцию, в том числе, если в названии такой компании присутствуют слова, указывающие на алкогольную продукцию или на соответствующий профиль деятельности (в том числе «алкоголь», «табак»), реклама такого изготовителя или продавца признается относящейся к товару, в отношении рекламы которого Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Однако, в нарушение пункта 8 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 21, части 2.1. статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама табачной и алкогольной продукции распространяется на рекламном штендере, размещенном возле входа в магазин «Бристоль», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5. Данное нарушение, также подтверждается разъяснениями ФАС России от 06.11.2013.

Статьи 7, 21 ФЗ «О рекламе» имеют основной целью ограничение распространения рекламы табачной и алкогольной продукции, поскольку государство уделяет повышенное внимание недопустимости употребления табачной и алкогольной продукции лицами младше 18 лет. Именно поэтому законодателем установлены столь жесткие ограничения для рекламы продукции данного вида. Несмотря на установленные запреты, ООО «Бристоль» разместило данную рекламу с одной целью – привлечь внимание потребителей к товару – табачной и алкогольной продукции. Реклама табака и алкоголя обращена лицевой стороной в сторону жилых домов, что делает ее более доступной для восприятия потребителями, в том числе детьми и подростками в возрасте до 18 лет.

Реклама – вид массовой информации, предназначенной для неопределенного круга лиц, но отличие рекламной информации от иной массовой информации – это ее направленность на стимулирование продаж путем целенаправленного обращения внимания потребителя, не только на конкретные марки товаров, но и на указание товаров в целом.

Целевое назначение информации, размещенной на штендере,  формирование у неопределенного круга лиц интереса к товару (в данном случае к табаку и алкоголю) и способствование реализации этого товара. Из содержания рекламы «Алкоголь Табак. Эксклюзивные Цены» следует, что целью распространения рекламы является поддержание интереса к реализуемым Обществом товарам и способствование их реализации. Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 №37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. В данном случае  слоган «Алкоголь Табак. Эксклюзивные Цены» у потребителей рекламы, в первую очередь, ассоциируется с алкогольной и табачной продукцией.

Таким образом, распространение на выносном штендере возле магазина «Бристоль», расположенного в жилом доме по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5, рекламы табачной и алкогольной продукции, является нарушением пункта 8 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 21, части 2.1. статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7, частями 2-5 статьи 21 настоящего закона несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из материалов дела №3-01/16-2013, пояснений представителя ООО «Альбион-2002», данного им при рассмотрении настоящего дела, следует, что рассматриваемая реклама была разработана и изготовлена непосредственно  обществом. Нарушение ФЗ «О рекламе», произошло по вине должностного лица – директора общества <…>. Выносной штендер был установлен возле входа в магазин «Бристоль» по его указанию.

Следовательно, рекламораспространителем в данном случае является ООО «Альбион-2002».

Таким образом, ООО «Альбион-2002», как лицо, осуществляющее в магазине по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5 торговую деятельность по продаже  табачной и алкогольной продукции, и имея, при этом, прямую заинтересованность в привлечении внимания неопределенного круга лиц к реализуемому товару, является рекламораспространителем рекламы табачной и алкогольной продукции, нарушающей пункт 8 статьи 7, пункт 5 часть 2 статьи 21, часть 2.1. статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, с учетом разъяснения ФАС России от 06.11.2013, установила, что информация, размещенная  на стене здания магазина «Бристоль», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5 (с права от входа в магазин), не содержит нарушений законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу табачной и алкогольной продукции, размещенную на выносном штендере возле магазина «Бристоль», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 8 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 21, части 2.1. статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Альбион-2002» (Нижегородская область, Россия, г. Н.Новгород, ул. Канавинская, 25, ИНН 5257056036)  предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 06 декабря 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

06 декабря  2013  года                                                 г. Пенза, ул. Урицкого, 127        

Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2013 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

Горячева М.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

рассмотрев дело №  3-01/16-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении ООО «Альбион-2002» (Нижегородская область, Россия, г. Н.Новгород, ул. Канавинская, 25, ИНН 5257056036)  по факту распространения на фасаде магазина под вывеской «Бристоль», расположенного в жилом доме по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5 и на выносном штендере возле входа в магазин рекламы табачной и алкогольной продукции, с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ООО «Альбион-2002» <…> по доверенности от 29.11.2013.

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило заявление граждан (вх. от 10.09.2013 № 2350) по поводу распространения рекламы табака и алкогольной продукции на внешней стене магазина «Бристоль», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5.

К заявлению приложена фотография рекламной конструкции, размещенной на внешней стене здания магазина «Бристоль».

Пензенским УФАС России определением от 25.09.2013 по факту распространения рекламы  табака и алкогольной продукции, размещенной на штендере и внешней стене магазина «Бристоль», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5, возбуждено дело № 3-01/16-2013 по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21, пункта 4 части 2 статьи 23 ФЗ «О рекламе». Статья 23 ФЗ «О рекламе» утратила силу с 15 ноября 2013 года – Федеральный закон от 21.10.2013 № 274-ФЗ. Статья 7 ФЗ «О рекламе» «Товары, реклама которых не допускается», дополнена пунктом 8 следующего содержания: «8) табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок». В ходе рассмотрения дела № 3-01/16-2013 также  установлены признаки нарушения части 2.1. статьи 21 ФЗ «О рекламе».

К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Альбион-2002». Рассмотрение дела назначено на 29.10.2013. В ходе рассмотрения дела Комиссией дело было отложено до 03.12.2013.

Во исполнение определения об отложении рассмотрения дела № 3-01/16-2013 ООО «Альбион-2002» представило копии следующих документов: копию договора аренды от 27.05.2013 № 16/3, копию спецификации реализуемой продукции, копию свидетельства о государственной регистрации общества, копию свидетельства о поставке на налоговый учет, копию устава, копию выписки из ЕГРЮЛ.

В письменных пояснениях ООО «Альбион-2002» (вх. от 19.11.2013 № 2975), а также на рассмотрении дела 03.12.2013 представителем общества пояснено, что общество считает, что панно, размещенное на стене магазина, не является рекламой алкогольной или табачной продукции, а служит лишь указанием на вид деятельности, осуществляемой в данной торговой точке.

ООО «Альбион-2002» представило письма ФАС России о квалификации информации, размещенной на фасаде магазина «Бристоль» и на выносном штендере.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

Информация, размещенная на внешней стене магазина, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5 (справа от входа в магазин), имеет следующее содержание: «Культура потребления. Алкоголь Табак»  (с изображением стоящих бутылок, банок, фужера, пачек открытых сигарет, грозди винограда, колосьев).

Кроме того, возле входа в магазин установлен выносной штендер, с  информацией следующего содержания: «Бристоль. 8-00 – 23-00. Алкоголь Табак. Эксклюзивные Цены».

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Выносной штендер, расположенный возле входа в магазин «Бристоль», является рекламой.

Информация: «Бристоль. 8-00 – 23-00. Алкоголь Табак. Эксклюзивные Цены», распространяющаяся на выносном штендере, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования –  табачной и алкогольной продукции, реализуемой в магазине «Бристоль».

В соответствии с пунктом 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Статьей 21 ФЗ «О рекламе» установлены требования и ограничения в отношении рекламы алкогольной продукции.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Согласно части 2.1. статьи 21  ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 2 ФЗ «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные данным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относятся к товару, в отношении рекламы которого данным Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Если из рекламы изготовителя или продавца алкогольной или табачной продукции следует, что указанная компания производит или реализует алкогольную или табачную продукцию, в том числе, если в названии такой компании присутствуют слова, указывающие на алкогольную продукцию или на соответствующий профиль деятельности (в том числе «алкоголь», «табак»), реклама такого изготовителя или продавца признается относящейся к товару, в отношении рекламы которого Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Однако, в нарушение пункта 8 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 21, части 2.1. статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама табачной и алкогольной продукции распространяется на рекламном штендере, размещенном возле входа в магазин «Бристоль», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5. Данное нарушение, также подтверждается разъяснениями ФАС России от 06.11.2013.

Статьи 7, 21 ФЗ «О рекламе» имеют основной целью ограничение распространения рекламы табачной и алкогольной продукции, поскольку государство уделяет повышенное внимание недопустимости употребления табачной и алкогольной продукции лицами младше 18 лет. Именно поэтому законодателем установлены столь жесткие ограничения для рекламы продукции данного вида. Несмотря на установленные запреты, ООО «Бристоль» разместило данную рекламу с одной целью – привлечь внимание потребителей к товару – табачной и алкогольной продукции. Реклама табака и алкоголя обращена лицевой стороной в сторону жилых домов, что делает ее более доступной для восприятия потребителями, в том числе детьми и подростками в возрасте до 18 лет.

Реклама – вид массовой информации, предназначенной для неопределенного круга лиц, но отличие рекламной информации от иной массовой информации – это ее направленность на стимулирование продаж путем целенаправленного обращения внимания потребителя, не только на конкретные марки товаров, но и на указание товаров в целом.

Целевое назначение информации, размещенной на штендере,  формирование у неопределенного круга лиц интереса к товару (в данном случае к табаку и алкоголю) и способствование реализации этого товара. Из содержания рекламы «Алкоголь Табак. Эксклюзивные Цены» следует, что целью распространения рекламы является поддержание интереса к реализуемым Обществом товарам и способствование их реализации. Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 №37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. В данном случае  слоган «Алкоголь Табак. Эксклюзивные Цены» у потребителей рекламы, в первую очередь, ассоциируется с алкогольной и табачной продукцией.

Таким образом, распространение на выносном штендере возле магазина «Бристоль», расположенного в жилом доме по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5, рекламы табачной и алкогольной продукции, является нарушением пункта 8 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 21, части 2.1. статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7, частями 2-5 статьи 21 настоящего закона несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из материалов дела №3-01/16-2013, пояснений представителя ООО «Альбион-2002», данного им при рассмотрении настоящего дела, следует, что рассматриваемая реклама была разработана и изготовлена непосредственно  обществом. Нарушение ФЗ «О рекламе», произошло по вине должностного лица – директора общества <…>. Выносной штендер был установлен возле входа в магазин «Бристоль» по его указанию.

Следовательно, рекламораспространителем в данном случае является ООО «Альбион-2002».

Таким образом, ООО «Альбион-2002», как лицо, осуществляющее в магазине по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5 торговую деятельность по продаже  табачной и алкогольной продукции, и имея, при этом, прямую заинтересованность в привлечении внимания неопределенного круга лиц к реализуемому товару, является рекламораспространителем рекламы табачной и алкогольной продукции, нарушающей пункт 8 статьи 7, пункт 5 часть 2 статьи 21, часть 2.1. статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, с учетом разъяснения ФАС России от 06.11.2013, установила, что информация, размещенная  на стене здания магазина «Бристоль», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5 (с права от входа в магазин), не содержит нарушений законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу табачной и алкогольной продукции, размещенную на выносном штендере возле магазина «Бристоль», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. 3-й проезд Рахманинова, 5, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 8 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 21, части 2.1. статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Альбион-2002» (Нижегородская область, Россия, г. Н.Новгород, ул. Канавинская, 25, ИНН 5257056036)  предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 06 декабря 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 3-01/16-2013 [format] => [safe_value] => 3-01/16-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-09 06:28:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-09 06:28:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1389249107 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )