Решение по жалобе ООО «Ланфорс» (№ 3-09/17-2014)

Номер дела: 3-09/17-2014
Дата публикации: 2 июня 2014, 14:38

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 3-09/17-2014

27 мая 2014 года                                                             г. Пенза, ул. Урицкого, 127 

                                                    

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке,предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления) в составе:

- <…> – председателя Комиссии, руководителя Управления;

- <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок, органов власти и рекламы;

- <…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, органов власти и рекламы;

при участии:

со стороны открытого акционерного общества «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» (далее – ОАО «ПНИЭИ»):

- <…> – представителя по доверенности от 23.05.2014 № 149;

со стороны общества с ограниченной ответственностью «Ланфорс»:

- <…> – представителя по доверенности от 26.05.2014 № 13;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ланфорс» (ул. Володарского, 94Б, г. Пенза, 440000) на действия Заказчика, Комиссию по закупкам Заказчика – открытого акционерного общества «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» при проведении запроса ценовых котировок на поставку ноутбуков в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 19 мая 2014 года поступила жалоба ООО «Ланфорс» на действия Заказчика, Комиссию по закупкам Заказчика – открытого акционерного общества «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» при проведении запроса ценовых котировок на поставку ноутбуков.  

Из жалобы заявителя следует, что при проведении запроса ценовых котировок (извещение № 31401112264) Заказчиком нарушена форма проведения закупки, Комиссией по закупкам необоснованно отклонена котировочная заявка ООО «Ланфорс» как несоответствующая требованиям, установленным документацией о проведении запроса ценовых котировок.

Правовая позиция ОАО «ПНИЭИ» изложена в письменном отзыве от 21.05.2014 № 1183-3.

На заседании Комиссии Управления представитель ОАО «ПНИЭИ» с доводами, изложенными в жалобе, не согласился. Пояснил, что процедура запроса ценовых котировок проведена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) и Постановлением Правительства от 21.06.2012 № 616. Заявка ООО «Ланфорс» отклонена Комиссией по закупкам в связи с несоответствием цвета предлагаемого к поставке товара требованиям документации.  

Комиссия Управления в соответствии с уведомлением – требованием от 21.05.2014 № 1183-3 назначена и проведена в 15 часов 00 минут 27 мая 2014 года.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих  в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг", утвержденного приказом ФАС России от 18.01.2013 N 17/13 (далее также Порядок рассмотрения жалоб), жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", осуществляемой путем проведения торгов или запроса котировок, рассматриваются ФАС России и его территориальными органами в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность ОАО «ПНИЭИ» и содержащим требования к закупке, является Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд Общества (далее – Положение о закупках), утвержденное решением Совета директоров ОАО «ПНИЭИ» от 28.03.2012 (протокол от 28.03.2013 № б/н).

Пунктом 1 раздела 1 Положения о закупках установлено, что данное положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно пункту 4 Положения о закупках закупки любых товаров, работ, услуг осуществляются в соответствии с нормами данного положения, если иное не установлено законом или Положением. 

Приказом и.о. директора ОАО «ПНИЭИ» от 21.08.2012 № 1096 сформирована Комиссия по закупкам – по линии закупок оргтехники, комплектующих и отладочного оборудования.

Как следует из представленных документов 28.04.2014 на официальном сайте www.zakupki.ru ОАО «ПНИЭИ» опубликовано извещение № 31401112264 о проведении запроса ценовых котировок на поставку ноутбуков и соответствующая документация.

Начальная (максимальная) цена договора составила 1 149 400,00 (один миллион сто сорок девять тысяч четыреста рублей 00 копеек) рублей.

На участие в рассматриваемом запросе ценовых котировок было подано 8 заявок, в том числе котировочная заявка ООО «Ланфорс», что подтверждается записью в журнале регистрации поступления котировочных заявок (Приложение № 1 к протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 07.05.2014).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 07.05.2014 заявка ООО «Ланфорс» отклонена по причине несоответствия требованиям, установленным документацией о проведении запроса ценовых котировок, а именно предлагаемое к поставке оборудование не соответствует требуемым характеристикам по цвету.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В приложении № 2 к документации о проведении запроса ценовых котировок № 31401112264 (Техническое задание, приложение № 2 к проекту договора поставки) в разделе основные требования к оборудованию в строке цвет указан черный.

Вместе с тем, в котировочной заявке ООО «Ланфорс» к поставке предложено оборудование белого цвета.

Подпунктом 4.3. пункта 4 раздела 5 Положения о закупках предусмотрено, что Комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса ценовых котировок, или предложенная в котировочной заявке цена товаров, работ, услуг, превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса ценовых котировок.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке.

Таким образом, действия Комиссии по закупкам по отклонению заявки ООО «Ланфорс» в связи с несоответствием предлагаемого к поставке товара требуемым характеристикам оборудования по цвету являются обоснованными.

В ходе рассмотрения настоящей жалобы, Комиссией Управления установлено также следующее.

В графе «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке» Документации о закупках предусмотрено, что котировочная заявка подается по электронной почте.

Согласно журналу регистрации поступления котировочных заявок две заявки на участие в запросе ценовых предложений поданы на бумажном носителе.

В противоречии вышеуказанному подпункту 4.3. пункта 4 раздела 5 Положения о закупках решением Комиссии по закупкам данные заявки были признаны соответствующими требованиям документации.

Кроме того, частью 4 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 утвержден перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (далее - Перечень).

При этом в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках способы закупки (конкурс, аукцион, запрос котировок и иные), в том числе в электронной форме, а также порядок закупки указанными способами заказчик обязан установить в положении о закупке.

Согласно данному Перечню закупке в электронной форме подлежит, в том числе, группа товаров по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 с кодом 300000 - Канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника, к которой относится ноутбук.

При размещении заказчиком закупки № 31401112264 на официальном сайте www.zakupki.ru  в графе Классификация по ОКДП указан код товара – 300000.

По результатам анализа Положения о закупках порядок запроса ценовых предложений в электронной форме в данном акте заказчиком не определен.

Положением о закупках предусмотрена возможность проведения лишь электронного аукциона, который организуется и проводится по правилам электронной торговой площадки, на которой общество имеет аккредитацию (пункт 2.3 раздела 3 Положения о закупках).

Из анализа действующего законодательства РФ, регулирующего закупочную деятельность, следует, что закупка в электронной форме осуществляется на электронной торговой площадке, где обмен информацией между участниками такой закупки, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов. Документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником закупки, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью.

Вместе с тем, в документации о проведении запроса ценовых котировок № 31401112264 место подачи заявок и подведения итогов указано: г. Пенза, ул. Советская, д.9. В графе «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке» Документации установлено, что котировочная заявка подается по электронной почте.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 07.05.2014 на участие в закупках было подано две заявки на бумажном носителе, которые решением Комиссии были признаны соответствующими требованиям документации.

Электронная форма закупки подразумевает осуществление лицами, участвующими в закупке, всех действий при помощи электронных средств и исключает возможность использования бумажного документаоборота.

Исходя из изложенного, запрос ценовых котировок № 31401112264 на поставку ноутбуков ОАО «ПНИЭИ» проведен не в электронной форме, что противоречит постановлению Правительства РФ от 21.06.2012 № 616.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Таким образом, несоблюдение ОАО «ПНИЭИ» электронной формы запроса ценовых  котировок на поставку ноутбуков противоречит требованиям части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Комиссия Управления, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ланфорс» обоснованной.

Признать заказчика – открытое акционерное общество «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» нарушившим часть 1 статьи 2 и часть 4 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Признать Комиссию по закупкам заказчика – открытого акционерного общества «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» нарушившей часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику - открытому акционерному обществу «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» предписание об устранении нарушения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», для чего в Положении о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ПНИЭИ» определить порядок проведения запроса ценовых котировок на поставку товаров, работ и услуг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 11478 [uid] => 5 [title] => Решение по жалобе ООО «Ланфорс» (№ 3-09/17-2014) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11478 [type] => solution [language] => ru [created] => 1401705860 [changed] => 1401705860 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1401705860 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 3-09/17-2014

27 мая 2014 года                                                             г. Пенза, ул. Урицкого, 127 

                                                    

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке,предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления) в составе:

- <…> – председателя Комиссии, руководителя Управления;

- <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок, органов власти и рекламы;

- <…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, органов власти и рекламы;

при участии:

со стороны открытого акционерного общества «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» (далее – ОАО «ПНИЭИ»):

- <…> – представителя по доверенности от 23.05.2014 № 149;

со стороны общества с ограниченной ответственностью «Ланфорс»:

- <…> – представителя по доверенности от 26.05.2014 № 13;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ланфорс» (ул. Володарского, 94Б, г. Пенза, 440000) на действия Заказчика, Комиссию по закупкам Заказчика – открытого акционерного общества «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» при проведении запроса ценовых котировок на поставку ноутбуков в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 19 мая 2014 года поступила жалоба ООО «Ланфорс» на действия Заказчика, Комиссию по закупкам Заказчика – открытого акционерного общества «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» при проведении запроса ценовых котировок на поставку ноутбуков.  

Из жалобы заявителя следует, что при проведении запроса ценовых котировок (извещение № 31401112264) Заказчиком нарушена форма проведения закупки, Комиссией по закупкам необоснованно отклонена котировочная заявка ООО «Ланфорс» как несоответствующая требованиям, установленным документацией о проведении запроса ценовых котировок.

Правовая позиция ОАО «ПНИЭИ» изложена в письменном отзыве от 21.05.2014 № 1183-3.

На заседании Комиссии Управления представитель ОАО «ПНИЭИ» с доводами, изложенными в жалобе, не согласился. Пояснил, что процедура запроса ценовых котировок проведена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) и Постановлением Правительства от 21.06.2012 № 616. Заявка ООО «Ланфорс» отклонена Комиссией по закупкам в связи с несоответствием цвета предлагаемого к поставке товара требованиям документации.  

Комиссия Управления в соответствии с уведомлением – требованием от 21.05.2014 № 1183-3 назначена и проведена в 15 часов 00 минут 27 мая 2014 года.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих  в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг", утвержденного приказом ФАС России от 18.01.2013 N 17/13 (далее также Порядок рассмотрения жалоб), жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", осуществляемой путем проведения торгов или запроса котировок, рассматриваются ФАС России и его территориальными органами в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность ОАО «ПНИЭИ» и содержащим требования к закупке, является Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд Общества (далее – Положение о закупках), утвержденное решением Совета директоров ОАО «ПНИЭИ» от 28.03.2012 (протокол от 28.03.2013 № б/н).

Пунктом 1 раздела 1 Положения о закупках установлено, что данное положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно пункту 4 Положения о закупках закупки любых товаров, работ, услуг осуществляются в соответствии с нормами данного положения, если иное не установлено законом или Положением. 

Приказом и.о. директора ОАО «ПНИЭИ» от 21.08.2012 № 1096 сформирована Комиссия по закупкам – по линии закупок оргтехники, комплектующих и отладочного оборудования.

Как следует из представленных документов 28.04.2014 на официальном сайте www.zakupki.ru ОАО «ПНИЭИ» опубликовано извещение № 31401112264 о проведении запроса ценовых котировок на поставку ноутбуков и соответствующая документация.

Начальная (максимальная) цена договора составила 1 149 400,00 (один миллион сто сорок девять тысяч четыреста рублей 00 копеек) рублей.

На участие в рассматриваемом запросе ценовых котировок было подано 8 заявок, в том числе котировочная заявка ООО «Ланфорс», что подтверждается записью в журнале регистрации поступления котировочных заявок (Приложение № 1 к протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 07.05.2014).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 07.05.2014 заявка ООО «Ланфорс» отклонена по причине несоответствия требованиям, установленным документацией о проведении запроса ценовых котировок, а именно предлагаемое к поставке оборудование не соответствует требуемым характеристикам по цвету.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В приложении № 2 к документации о проведении запроса ценовых котировок № 31401112264 (Техническое задание, приложение № 2 к проекту договора поставки) в разделе основные требования к оборудованию в строке цвет указан черный.

Вместе с тем, в котировочной заявке ООО «Ланфорс» к поставке предложено оборудование белого цвета.

Подпунктом 4.3. пункта 4 раздела 5 Положения о закупках предусмотрено, что Комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса ценовых котировок, или предложенная в котировочной заявке цена товаров, работ, услуг, превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса ценовых котировок.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке.

Таким образом, действия Комиссии по закупкам по отклонению заявки ООО «Ланфорс» в связи с несоответствием предлагаемого к поставке товара требуемым характеристикам оборудования по цвету являются обоснованными.

В ходе рассмотрения настоящей жалобы, Комиссией Управления установлено также следующее.

В графе «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке» Документации о закупках предусмотрено, что котировочная заявка подается по электронной почте.

Согласно журналу регистрации поступления котировочных заявок две заявки на участие в запросе ценовых предложений поданы на бумажном носителе.

В противоречии вышеуказанному подпункту 4.3. пункта 4 раздела 5 Положения о закупках решением Комиссии по закупкам данные заявки были признаны соответствующими требованиям документации.

Кроме того, частью 4 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 утвержден перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (далее - Перечень).

При этом в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках способы закупки (конкурс, аукцион, запрос котировок и иные), в том числе в электронной форме, а также порядок закупки указанными способами заказчик обязан установить в положении о закупке.

Согласно данному Перечню закупке в электронной форме подлежит, в том числе, группа товаров по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 с кодом 300000 - Канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника, к которой относится ноутбук.

При размещении заказчиком закупки № 31401112264 на официальном сайте www.zakupki.ru  в графе Классификация по ОКДП указан код товара – 300000.

По результатам анализа Положения о закупках порядок запроса ценовых предложений в электронной форме в данном акте заказчиком не определен.

Положением о закупках предусмотрена возможность проведения лишь электронного аукциона, который организуется и проводится по правилам электронной торговой площадки, на которой общество имеет аккредитацию (пункт 2.3 раздела 3 Положения о закупках).

Из анализа действующего законодательства РФ, регулирующего закупочную деятельность, следует, что закупка в электронной форме осуществляется на электронной торговой площадке, где обмен информацией между участниками такой закупки, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов. Документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником закупки, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью.

Вместе с тем, в документации о проведении запроса ценовых котировок № 31401112264 место подачи заявок и подведения итогов указано: г. Пенза, ул. Советская, д.9. В графе «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке» Документации установлено, что котировочная заявка подается по электронной почте.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 07.05.2014 на участие в закупках было подано две заявки на бумажном носителе, которые решением Комиссии были признаны соответствующими требованиям документации.

Электронная форма закупки подразумевает осуществление лицами, участвующими в закупке, всех действий при помощи электронных средств и исключает возможность использования бумажного документаоборота.

Исходя из изложенного, запрос ценовых котировок № 31401112264 на поставку ноутбуков ОАО «ПНИЭИ» проведен не в электронной форме, что противоречит постановлению Правительства РФ от 21.06.2012 № 616.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Таким образом, несоблюдение ОАО «ПНИЭИ» электронной формы запроса ценовых  котировок на поставку ноутбуков противоречит требованиям части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Комиссия Управления, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ланфорс» обоснованной.

Признать заказчика – открытое акционерное общество «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» нарушившим часть 1 статьи 2 и часть 4 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Признать Комиссию по закупкам заказчика – открытого акционерного общества «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» нарушившей часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику - открытому акционерному обществу «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» предписание об устранении нарушения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», для чего в Положении о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ПНИЭИ» определить порядок проведения запроса ценовых котировок на поставку товаров, работ и услуг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 3-09/17-2014

27 мая 2014 года                                                             г. Пенза, ул. Урицкого, 127 

                                                    

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке,предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления) в составе:

- <…> – председателя Комиссии, руководителя Управления;

- <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок, органов власти и рекламы;

- <…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, органов власти и рекламы;

при участии:

со стороны открытого акционерного общества «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» (далее – ОАО «ПНИЭИ»):

- <…> – представителя по доверенности от 23.05.2014 № 149;

со стороны общества с ограниченной ответственностью «Ланфорс»:

- <…> – представителя по доверенности от 26.05.2014 № 13;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ланфорс» (ул. Володарского, 94Б, г. Пенза, 440000) на действия Заказчика, Комиссию по закупкам Заказчика – открытого акционерного общества «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» при проведении запроса ценовых котировок на поставку ноутбуков в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 19 мая 2014 года поступила жалоба ООО «Ланфорс» на действия Заказчика, Комиссию по закупкам Заказчика – открытого акционерного общества «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» при проведении запроса ценовых котировок на поставку ноутбуков.  

Из жалобы заявителя следует, что при проведении запроса ценовых котировок (извещение № 31401112264) Заказчиком нарушена форма проведения закупки, Комиссией по закупкам необоснованно отклонена котировочная заявка ООО «Ланфорс» как несоответствующая требованиям, установленным документацией о проведении запроса ценовых котировок.

Правовая позиция ОАО «ПНИЭИ» изложена в письменном отзыве от 21.05.2014 № 1183-3.

На заседании Комиссии Управления представитель ОАО «ПНИЭИ» с доводами, изложенными в жалобе, не согласился. Пояснил, что процедура запроса ценовых котировок проведена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) и Постановлением Правительства от 21.06.2012 № 616. Заявка ООО «Ланфорс» отклонена Комиссией по закупкам в связи с несоответствием цвета предлагаемого к поставке товара требованиям документации.  

Комиссия Управления в соответствии с уведомлением – требованием от 21.05.2014 № 1183-3 назначена и проведена в 15 часов 00 минут 27 мая 2014 года.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих  в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг", утвержденного приказом ФАС России от 18.01.2013 N 17/13 (далее также Порядок рассмотрения жалоб), жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", осуществляемой путем проведения торгов или запроса котировок, рассматриваются ФАС России и его территориальными органами в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность ОАО «ПНИЭИ» и содержащим требования к закупке, является Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд Общества (далее – Положение о закупках), утвержденное решением Совета директоров ОАО «ПНИЭИ» от 28.03.2012 (протокол от 28.03.2013 № б/н).

Пунктом 1 раздела 1 Положения о закупках установлено, что данное положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно пункту 4 Положения о закупках закупки любых товаров, работ, услуг осуществляются в соответствии с нормами данного положения, если иное не установлено законом или Положением. 

Приказом и.о. директора ОАО «ПНИЭИ» от 21.08.2012 № 1096 сформирована Комиссия по закупкам – по линии закупок оргтехники, комплектующих и отладочного оборудования.

Как следует из представленных документов 28.04.2014 на официальном сайте www.zakupki.ru ОАО «ПНИЭИ» опубликовано извещение № 31401112264 о проведении запроса ценовых котировок на поставку ноутбуков и соответствующая документация.

Начальная (максимальная) цена договора составила 1 149 400,00 (один миллион сто сорок девять тысяч четыреста рублей 00 копеек) рублей.

На участие в рассматриваемом запросе ценовых котировок было подано 8 заявок, в том числе котировочная заявка ООО «Ланфорс», что подтверждается записью в журнале регистрации поступления котировочных заявок (Приложение № 1 к протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 07.05.2014).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 07.05.2014 заявка ООО «Ланфорс» отклонена по причине несоответствия требованиям, установленным документацией о проведении запроса ценовых котировок, а именно предлагаемое к поставке оборудование не соответствует требуемым характеристикам по цвету.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В приложении № 2 к документации о проведении запроса ценовых котировок № 31401112264 (Техническое задание, приложение № 2 к проекту договора поставки) в разделе основные требования к оборудованию в строке цвет указан черный.

Вместе с тем, в котировочной заявке ООО «Ланфорс» к поставке предложено оборудование белого цвета.

Подпунктом 4.3. пункта 4 раздела 5 Положения о закупках предусмотрено, что Комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса ценовых котировок, или предложенная в котировочной заявке цена товаров, работ, услуг, превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса ценовых котировок.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке.

Таким образом, действия Комиссии по закупкам по отклонению заявки ООО «Ланфорс» в связи с несоответствием предлагаемого к поставке товара требуемым характеристикам оборудования по цвету являются обоснованными.

В ходе рассмотрения настоящей жалобы, Комиссией Управления установлено также следующее.

В графе «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке» Документации о закупках предусмотрено, что котировочная заявка подается по электронной почте.

Согласно журналу регистрации поступления котировочных заявок две заявки на участие в запросе ценовых предложений поданы на бумажном носителе.

В противоречии вышеуказанному подпункту 4.3. пункта 4 раздела 5 Положения о закупках решением Комиссии по закупкам данные заявки были признаны соответствующими требованиям документации.

Кроме того, частью 4 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 утвержден перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (далее - Перечень).

При этом в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках способы закупки (конкурс, аукцион, запрос котировок и иные), в том числе в электронной форме, а также порядок закупки указанными способами заказчик обязан установить в положении о закупке.

Согласно данному Перечню закупке в электронной форме подлежит, в том числе, группа товаров по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 с кодом 300000 - Канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника, к которой относится ноутбук.

При размещении заказчиком закупки № 31401112264 на официальном сайте www.zakupki.ru  в графе Классификация по ОКДП указан код товара – 300000.

По результатам анализа Положения о закупках порядок запроса ценовых предложений в электронной форме в данном акте заказчиком не определен.

Положением о закупках предусмотрена возможность проведения лишь электронного аукциона, который организуется и проводится по правилам электронной торговой площадки, на которой общество имеет аккредитацию (пункт 2.3 раздела 3 Положения о закупках).

Из анализа действующего законодательства РФ, регулирующего закупочную деятельность, следует, что закупка в электронной форме осуществляется на электронной торговой площадке, где обмен информацией между участниками такой закупки, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов. Документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником закупки, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью.

Вместе с тем, в документации о проведении запроса ценовых котировок № 31401112264 место подачи заявок и подведения итогов указано: г. Пенза, ул. Советская, д.9. В графе «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке» Документации установлено, что котировочная заявка подается по электронной почте.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 07.05.2014 на участие в закупках было подано две заявки на бумажном носителе, которые решением Комиссии были признаны соответствующими требованиям документации.

Электронная форма закупки подразумевает осуществление лицами, участвующими в закупке, всех действий при помощи электронных средств и исключает возможность использования бумажного документаоборота.

Исходя из изложенного, запрос ценовых котировок № 31401112264 на поставку ноутбуков ОАО «ПНИЭИ» проведен не в электронной форме, что противоречит постановлению Правительства РФ от 21.06.2012 № 616.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Таким образом, несоблюдение ОАО «ПНИЭИ» электронной формы запроса ценовых  котировок на поставку ноутбуков противоречит требованиям части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Комиссия Управления, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ланфорс» обоснованной.

Признать заказчика – открытое акционерное общество «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» нарушившим часть 1 статьи 2 и часть 4 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Признать Комиссию по закупкам заказчика – открытого акционерного общества «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» нарушившей часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику - открытому акционерному обществу «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» предписание об устранении нарушения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», для чего в Положении о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ПНИЭИ» определить порядок проведения запроса ценовых котировок на поставку товаров, работ и услуг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 3-09/17-2014 [format] => [safe_value] => 3-09/17-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 130 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 130 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 228 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 228 [vid] => 1 [name] => 223-ФЗ [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 175 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 175 [vid] => 1 [name] => закупки [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-02 10:38:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-02 10:38:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1401705860 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )