РЕШЕНИЕ
14 июля 2014 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2014 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
<…>,
рассмотрев дело № 3-01/29-2014, возбужденное в отношении открытого акционерного общества «Пензенское объединение автовокзалов» (440060, г. Пенза, Железнодорожный район, ул.Луначарского, 1; ИНН 5835065416; далее – ОАО «Пензенское объединение автовокзалов»), по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» <…> по доверенности от 30.10.2013
УСТАНОВИЛА:
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля закупок, органов власти и рекламы установлено следующее.
В городе Пензе в мае 2014 года на территории автовокзала и внутри здания автовокзала по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1 по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1 размещена информация: «Экспресс деньги за 10 минут. Автовокзал <…>», «Экспресс деньги за 10 минут до зарплаты, до пенсии. Для жителей Пензы и Пензенской области от 1000 руб. на срок до 20 дней <…>», «Денежные займы на покупку жилья, погашаемые средствами материнского капитала <…>» с признаками нарушения законодательства о рекламе.
Пензенским УФАС России определением от 18.06.2014 по факту распространения рекламы «денежного займа», размещенной в городе Пензе, ул. Луначарского, 1, возбуждено дело № 3-01/29-2014 по признакам нарушения части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 27.06.2014. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ОАО «Пензенское объединение автовокзалов». В ходе рассмотрения дела Комиссией дело было отложено до 11.07.2014.
Информация: «Экспресс деньги за 10 минут до зарплаты, до пенсии. Для жителей Пензы и Пензенской области от 1000 руб. на срок до 20 дней 73-87-87», «Денежные займы на покупку жилья, погашаемые средствами материнского капитала 73-87-87», оставлена без рассмотрения, так как была размещенная ООО ЮИК «Юрист-Инвест», являющимся арендатором торгового помещения.
В письменных пояснениях ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» (вх. от 10.07.2014 № 2791), а также на рассмотрении дела 11.07.2014 представителем Общества пояснено, что 01.06.2012 между ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» и ООО ЮИК «Юрист-Инвест» заключен договор «О предоставлении во временное пользование рекламной площадки» № 65 с приложениями 1,2. Приложение №1 содержит согласованный ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» макет размещения рекламной информации, с учетом требований ст.28 ч.1 ФЗ «О рекламе». Рассматриваемый рекламный баннер не согласован с ОАО «Пензенское объединение автовокзалов». Рекламодателем и рекламораспространителем рекламы, размещенной внутри здания автовокзала, является ООО ЮИК «Юрист-Инвест» на основании договора аренды.
На рассмотрении дела представитель ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» согласился с тем, что реклама на территории автовокзала размещена с информацией о предоставлении займа, без указания имени лица, оказывающего услуги по займу.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
В городе Пензе в мае 2014 года на территории автовокзала по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1 (с использованием рекламной растяжки) размещена информация следующего содержания: «Экспресс деньги за 10 минут. Автовокзал <…>».
В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная на территории автовокзала с содержанием: «Экспресс деньги за 10 минут. Автовокзал <…>» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из анализа положений статьи 28 ФЗ «О рекламе» (реклама финансовых услуг) следует, что по своей природе и правовой цели услуги по предоставлению займа лицами, не являющимися кредитными организациями, аналогичны финансовым услугам кредитных организаций.
Таким образом, реклама деятельности лица, не являющегося кредитной организацией, по привлечению и (или) размещению денежных средств юридических и физических лиц, рассматривается как реклама финансовых услуг.
Кроме того, с 22 июня 2014 года, вступили в силу изменения в статью 28 ФЗ «О рекламе», внесенные Федеральным законом от 21.12.2013 №375-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Так в сферу регулирования статьи 28 ФЗ «О рекламе» включена реклама займа.
Реклама о предоставлении займов является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
Из системного анализа положений ФЗ «О рекламе» следует, что требование статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона.
Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
Вместе с тем, в рекламе содержится информация о займах, без указания имени лица (фамилия, имя, отчество), оказывающего эти услуги. То есть в рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающего данные услуги, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Потребителю важно знать какое лицо делает предложение о займах. Поэтому в рекламе финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Поскольку в рекламе указана финансовая услуга – «займы», которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к займу.
Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.
Включение в текст рекламы телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламораспространитель.
Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» (ИНН 5835065416), что подтверждается договором от 01.06.2012 о предоставлении во временное пользование рекламной площадки № 65, заключенным с ООО ЮИК «Юрист-Инвест».
Основываясь на фактических обстоятельствах дела и имеющихся документах, Комиссия пришла к выводу, что ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» нарушило требования части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», которое выразилось в размещении рекламы финансовых услуг без указания в ней наименования или имени лица, оказывающего данные услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя отчество).
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: «Экспресс деньги за 10 минут. Автовокзал <…>», распространяемую в городе Пензе в мае 2014 года на территории автовокзала по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» (440060, г. Пенза, Железнодорожный район, ул.Луначарского, 1; ИНН 5835065416) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме 14 июля 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
stdClass Object
(
[vid] => 11815
[uid] => 5
[title] => Решение по делу № 3-01/29-2014 в отношении ОАО «Пензенское объединение автовокзалов»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 11815
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1411037712
[changed] => 1411037712
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1411037712
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
14 июля 2014 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2014 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
<…>,
рассмотрев дело № 3-01/29-2014, возбужденное в отношении открытого акционерного общества «Пензенское объединение автовокзалов» (440060, г. Пенза, Железнодорожный район, ул.Луначарского, 1; ИНН 5835065416; далее – ОАО «Пензенское объединение автовокзалов»), по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» <…> по доверенности от 30.10.2013
УСТАНОВИЛА:
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля закупок, органов власти и рекламы установлено следующее.
В городе Пензе в мае 2014 года на территории автовокзала и внутри здания автовокзала по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1 по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1 размещена информация: «Экспресс деньги за 10 минут. Автовокзал <…>», «Экспресс деньги за 10 минут до зарплаты, до пенсии. Для жителей Пензы и Пензенской области от 1000 руб. на срок до 20 дней <…>», «Денежные займы на покупку жилья, погашаемые средствами материнского капитала <…>» с признаками нарушения законодательства о рекламе.
Пензенским УФАС России определением от 18.06.2014 по факту распространения рекламы «денежного займа», размещенной в городе Пензе, ул. Луначарского, 1, возбуждено дело № 3-01/29-2014 по признакам нарушения части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 27.06.2014. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ОАО «Пензенское объединение автовокзалов». В ходе рассмотрения дела Комиссией дело было отложено до 11.07.2014.
Информация: «Экспресс деньги за 10 минут до зарплаты, до пенсии. Для жителей Пензы и Пензенской области от 1000 руб. на срок до 20 дней 73-87-87», «Денежные займы на покупку жилья, погашаемые средствами материнского капитала 73-87-87», оставлена без рассмотрения, так как была размещенная ООО ЮИК «Юрист-Инвест», являющимся арендатором торгового помещения.
В письменных пояснениях ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» (вх. от 10.07.2014 № 2791), а также на рассмотрении дела 11.07.2014 представителем Общества пояснено, что 01.06.2012 между ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» и ООО ЮИК «Юрист-Инвест» заключен договор «О предоставлении во временное пользование рекламной площадки» № 65 с приложениями 1,2. Приложение №1 содержит согласованный ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» макет размещения рекламной информации, с учетом требований ст.28 ч.1 ФЗ «О рекламе». Рассматриваемый рекламный баннер не согласован с ОАО «Пензенское объединение автовокзалов». Рекламодателем и рекламораспространителем рекламы, размещенной внутри здания автовокзала, является ООО ЮИК «Юрист-Инвест» на основании договора аренды.
На рассмотрении дела представитель ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» согласился с тем, что реклама на территории автовокзала размещена с информацией о предоставлении займа, без указания имени лица, оказывающего услуги по займу.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
В городе Пензе в мае 2014 года на территории автовокзала по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1 (с использованием рекламной растяжки) размещена информация следующего содержания: «Экспресс деньги за 10 минут. Автовокзал <…>».
В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная на территории автовокзала с содержанием: «Экспресс деньги за 10 минут. Автовокзал <…>» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из анализа положений статьи 28 ФЗ «О рекламе» (реклама финансовых услуг) следует, что по своей природе и правовой цели услуги по предоставлению займа лицами, не являющимися кредитными организациями, аналогичны финансовым услугам кредитных организаций.
Таким образом, реклама деятельности лица, не являющегося кредитной организацией, по привлечению и (или) размещению денежных средств юридических и физических лиц, рассматривается как реклама финансовых услуг.
Кроме того, с 22 июня 2014 года, вступили в силу изменения в статью 28 ФЗ «О рекламе», внесенные Федеральным законом от 21.12.2013 №375-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Так в сферу регулирования статьи 28 ФЗ «О рекламе» включена реклама займа.
Реклама о предоставлении займов является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
Из системного анализа положений ФЗ «О рекламе» следует, что требование статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона.
Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
Вместе с тем, в рекламе содержится информация о займах, без указания имени лица (фамилия, имя, отчество), оказывающего эти услуги. То есть в рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающего данные услуги, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Потребителю важно знать какое лицо делает предложение о займах. Поэтому в рекламе финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Поскольку в рекламе указана финансовая услуга – «займы», которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к займу.
Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.
Включение в текст рекламы телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламораспространитель.
Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» (ИНН 5835065416), что подтверждается договором от 01.06.2012 о предоставлении во временное пользование рекламной площадки № 65, заключенным с ООО ЮИК «Юрист-Инвест».
Основываясь на фактических обстоятельствах дела и имеющихся документах, Комиссия пришла к выводу, что ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» нарушило требования части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», которое выразилось в размещении рекламы финансовых услуг без указания в ней наименования или имени лица, оказывающего данные услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя отчество).
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: «Экспресс деньги за 10 минут. Автовокзал <…>», распространяемую в городе Пензе в мае 2014 года на территории автовокзала по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» (440060, г. Пенза, Железнодорожный район, ул.Луначарского, 1; ИНН 5835065416) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме 14 июля 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
14 июля 2014 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2014 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
<…>,
рассмотрев дело № 3-01/29-2014, возбужденное в отношении открытого акционерного общества «Пензенское объединение автовокзалов» (440060, г. Пенза, Железнодорожный район, ул.Луначарского, 1; ИНН 5835065416; далее – ОАО «Пензенское объединение автовокзалов»), по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» <…> по доверенности от 30.10.2013
УСТАНОВИЛА:
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля закупок, органов власти и рекламы установлено следующее.
В городе Пензе в мае 2014 года на территории автовокзала и внутри здания автовокзала по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1 по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1 размещена информация: «Экспресс деньги за 10 минут. Автовокзал <…>», «Экспресс деньги за 10 минут до зарплаты, до пенсии. Для жителей Пензы и Пензенской области от 1000 руб. на срок до 20 дней <…>», «Денежные займы на покупку жилья, погашаемые средствами материнского капитала <…>» с признаками нарушения законодательства о рекламе.
Пензенским УФАС России определением от 18.06.2014 по факту распространения рекламы «денежного займа», размещенной в городе Пензе, ул. Луначарского, 1, возбуждено дело № 3-01/29-2014 по признакам нарушения части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 27.06.2014. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ОАО «Пензенское объединение автовокзалов». В ходе рассмотрения дела Комиссией дело было отложено до 11.07.2014.
Информация: «Экспресс деньги за 10 минут до зарплаты, до пенсии. Для жителей Пензы и Пензенской области от 1000 руб. на срок до 20 дней 73-87-87», «Денежные займы на покупку жилья, погашаемые средствами материнского капитала 73-87-87», оставлена без рассмотрения, так как была размещенная ООО ЮИК «Юрист-Инвест», являющимся арендатором торгового помещения.
В письменных пояснениях ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» (вх. от 10.07.2014 № 2791), а также на рассмотрении дела 11.07.2014 представителем Общества пояснено, что 01.06.2012 между ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» и ООО ЮИК «Юрист-Инвест» заключен договор «О предоставлении во временное пользование рекламной площадки» № 65 с приложениями 1,2. Приложение №1 содержит согласованный ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» макет размещения рекламной информации, с учетом требований ст.28 ч.1 ФЗ «О рекламе». Рассматриваемый рекламный баннер не согласован с ОАО «Пензенское объединение автовокзалов». Рекламодателем и рекламораспространителем рекламы, размещенной внутри здания автовокзала, является ООО ЮИК «Юрист-Инвест» на основании договора аренды.
На рассмотрении дела представитель ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» согласился с тем, что реклама на территории автовокзала размещена с информацией о предоставлении займа, без указания имени лица, оказывающего услуги по займу.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
В городе Пензе в мае 2014 года на территории автовокзала по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1 (с использованием рекламной растяжки) размещена информация следующего содержания: «Экспресс деньги за 10 минут. Автовокзал <…>».
В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная на территории автовокзала с содержанием: «Экспресс деньги за 10 минут. Автовокзал <…>» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из анализа положений статьи 28 ФЗ «О рекламе» (реклама финансовых услуг) следует, что по своей природе и правовой цели услуги по предоставлению займа лицами, не являющимися кредитными организациями, аналогичны финансовым услугам кредитных организаций.
Таким образом, реклама деятельности лица, не являющегося кредитной организацией, по привлечению и (или) размещению денежных средств юридических и физических лиц, рассматривается как реклама финансовых услуг.
Кроме того, с 22 июня 2014 года, вступили в силу изменения в статью 28 ФЗ «О рекламе», внесенные Федеральным законом от 21.12.2013 №375-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Так в сферу регулирования статьи 28 ФЗ «О рекламе» включена реклама займа.
Реклама о предоставлении займов является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
Из системного анализа положений ФЗ «О рекламе» следует, что требование статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона.
Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
Вместе с тем, в рекламе содержится информация о займах, без указания имени лица (фамилия, имя, отчество), оказывающего эти услуги. То есть в рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающего данные услуги, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Потребителю важно знать какое лицо делает предложение о займах. Поэтому в рекламе финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Поскольку в рекламе указана финансовая услуга – «займы», которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к займу.
Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.
Включение в текст рекламы телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламораспространитель.
Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» (ИНН 5835065416), что подтверждается договором от 01.06.2012 о предоставлении во временное пользование рекламной площадки № 65, заключенным с ООО ЮИК «Юрист-Инвест».
Основываясь на фактических обстоятельствах дела и имеющихся документах, Комиссия пришла к выводу, что ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» нарушило требования части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», которое выразилось в размещении рекламы финансовых услуг без указания в ней наименования или имени лица, оказывающего данные услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя отчество).
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: «Экспресс деньги за 10 минут. Автовокзал <…>», распространяемую в городе Пензе в мае 2014 года на территории автовокзала по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» (440060, г. Пенза, Железнодорожный район, ул.Луначарского, 1; ИНН 5835065416) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме 14 июля 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 3-01/29-2014
[format] =>
[safe_value] => 3-01/29-2014
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 10
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-07-15 10:50:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-07-15 10:50:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1411037712
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Пензенское УФАС России
)