• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Специализация Пензенского УФАС России. Проблемы антимонопольного регулирования в сфере перетока электрической энергии

Пензенское УФАС России, является соисполнителем Санкт-Петербургского УФАС России по специализации «Проблемные вопросы применения законодательства РФ в сфере электроэнергетики при рассмотрении дел по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (в т.ч. при осуществлении технологического присоединения строящихся объектов к электрическим сетям)».

В настоящее время, при осуществлении регулярного контроля антимонопольным органом за функционированием оптового и розничных рынков электрической энергии с точки зрения обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий, нередко встречаются ситуации, связанные с воспрепятствованием хозяйствующими субъектами, владеющими объектами электросетевого хозяйства, перетоку электрической энергии.

В связи с возникающими проблемами при квалификации действий собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя по прекращению электроснабжения, Пензенским УФАС России изучена и обобщена практика рассмотрения аналогичных дел территориальными органами ФАС России и подготовлен следующий аналитический материал.

В соответствии с пунктом 4.1.3 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий, осуществляющими свою деятельность на территории региона, на недискриминационных условиях, в том числе  в сфере услуг по передаче электрической энергии по распределительным сетям.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 на Федеральную антимонопольную службу возложено осуществление государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также в пределах полномочий антимонопольных органов государственного контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Законодательные и нормативно-правовые акты РФ не дают  конкретного определения перетоку электроэнергии, тем не менее, он является неотъемлемой частью процесса передачи электроэнергии.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861.

Пунктом 6 вышеуказанных правил установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.

В Постановлении от 20.11.12 № 2513/12 Президиум ВАС РФ указал, что переток электрической энергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа.

Осуществление перетока на безвозмездной основе как соблюдение названного запрета не является услугой передачи электроэнергии в смысле статьи 3 Закона об электроэнергетике и статьи 4 Закона о естественных монополиях. При безвозмездном характере деятельности лиц, обеспечивающих беспрепятственный переток электроэнергии, товарного рынка в целях применения статьи 10 Закона о защите конкуренции не существует. Невыполнение запрета на воспрепятствование перетоку электроэнергии, предусмотренного нормами Правил недискриминационного доступа, без доказательств доминирующего положения на товарном рынке и злоупотребления рыночной властью не может повлечь квалификацию действий по статье 10 Закона о защите конкуренции.

Такие действия, нарушающие отраслевые правила, подлежат антимонопольному регулированию и контролю на основании норм Закона об электроэнергетике.

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетики» (далее – Закон об электроэнергетики) регулирует правоотношения в сфере электроэнергетики, определяет ее организационные и правовые основы.

Согласно статьи 20 Закона об электроэнергетики одним из принципов государственного регулирования в электроэнергетики является обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; в электроэнергетики применяется такой метод государственного регулирования и контроля как антимонопольное регулирование, включающие установление единых на территории РФ правил доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для введения ограничения потребителю режима потребления электроэнергии.

При этом, согласно пункту 6 указанных Правил если энергопринимающие устройства потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления, технологически не присоединены к объектам электросетевого хозяйства исполнителя, то действия по введению ограничения режима потребления осуществляются на основании письменного уведомления исполнителя о необходимости введения ограничения режима потребления субисполнителем, которым является:

- сетевая организация, к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя, или сетевая организация, имеющая техническую возможность снижения объема электрической энергии, подаваемой такому потребителю;

- лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которого технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя.

Таким образом, создание собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, препятствий перетоку электроэнергии (в том числе, ограничение режима энергоснабжение с нарушением действующих Правил, взимание платы при осуществлении перетока электроэнергии и т.д.) может быть рассмотрено антимонопольными органами как нарушение пункта 6 Правил недискриминационного доступа, который устанавливает запрет на совершение указанных действий.

Разделом VIII Правил недискриминационного доступа регулируется порядок рассмотрения заявлений (жалоб) по вопросам предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии и принятия по этим заявлениям (жалобам) решений, обязательных для исполнения юридическими и физическими лицами.

Правила недискриминационного доступа предусматривают рассмотрение заявлений (жалоб) заинтересованных лиц антимонопольными органами в месячный срок с даты поступления заявлений (жалоб), с возможностью продления этого срока до 3 месяцев, с принятием обязательных решений и выдачей соответствующих предписаний.

В связи с не утверждением процедуры рассмотрения дел о нарушении Правил недискриминационного доступа, на которую имеется ссылка в пункте 66 Правил, рассмотрение заявлений и дел о нарушении Правил недискриминационного доступа возможно в соответствии с порядком, предусмотренным главой 9 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации».

Указанное обстоятельство подтверждается Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2011 по делу № А 43-14947/2010, где указано, что рассмотрение дела о нарушении Правил недискриминационного доступа в порядке, установленном главой 9 Закона о защите конкуренции не является нарушением и не может повлечь безусловную отмену актов антимонопольного органа.

Одним из первых практику рассмотрения дел о нарушении собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, пункта 6 Правил недискриминационного доступа с успехом начало применять Нижегородское УФАС России, законность решений которого подтверждена вступившими в законную силу актами судов кассационной инстанции (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.09.2011 г. по делу № А 43-14947/2010, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2011 г. по делу № А 43-3664/2010).