Аналитический отчет по результатам исследования конкурентной среды на рынке сырого молока на территории Пензенской области

Основанием для изучения состояния конкуренции на рынке сырого молока на территории Пензенской области за период 2008 – 2010 гг. является приказ ФАС России от 27.09.2010 г. № 551 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 – 2012 годы».

Методической основой исследования является Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 (далее – Порядок проведения анализа).

Целями настоящего исследования является:

- выявление условий, влияющих на состояние конкурентной среды рассматриваемого товарного рынка, в том числе выявление наиболее крупных хозяйствующих субъектов, способных оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке;

- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, и связей между ними;

- определение уровня концентрации на товарном рынке;

- выявление барьеров входа новых хозяйствующих субъектов на товарный рынок, оценки преодолимости существующих барьеров входа на товарный рынок;

- составление общей оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке;

- анализ поведения хозяйствующих субъектов на рынке.

В качестве источников исходной информации были использованы:

- информация, представленная предприятиями - переработчиками сырого молока, расположенными на территории Пензенской области;

- сведения, представленные Министерством сельского хозяйства Пензенской области;

- сведения, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области.

При проведении исследования были использованы следующие нормативно-правовые акты и отраслевые документы:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

- Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ
«Технический регламент на молоко и молочную продукцию»;

- Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029 – 2001;

- ГОСТ 3623-73 Молоко и молочные продукты. Методы определения пастеризации;

- ГОСТ 3625-84 Молоко и молочные продукты. Методы определения плотности;

- ГОСТ 5037-97 Фляги металлические для молока и молочных продуктов. Технические условия;

- ГОСТ 5867-90 Молоко и молочные продукты. Методы определения жира

- ГОСТ 8218-89 Молоко. Метод определения чистоты

- ГОСТ 9218-86 Цистерны для пищевых жидкостей, устанавливаемые на автотранспортные средства. Общие технические условия

- ГОСТ 9225-84 Молоко и молочные продукты. Методы микробиологического анализа

- ГОСТ 13928-84 Молоко и сливки заготовляемые. Правила приемки, методы отбора проб и подготовка их к анализу.

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка.

В связи с тем, что для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на этом рынке.

В соответствии с поручением ФАС России от 07.12.2010 № ЦА/43327 временной интервал исследования рынка сырого молока определен периодом 2008 – 2010 гг.

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Для определения продуктовых границ рынка необходимо определить товар, не имеющий заменителя, или взаимозаменяемые товары (работы, услуги), обращающиеся на одном и том же товарном рынке.

В соответствии с пунктом 3.4. Порядка проведения анализа предварительное определение товара может быть проведено на основе  условий договора, заключенного в отношении товара, нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3.5. Порядка были выявлены следующие свойства товара, определяющие выбор покупателя:

1. Функциональное назначение и применение товара.

По своему функциональному назначению молоко и продукция его переработки являются составной частью пищевого рациона человека; молокозаводами данный товар функционально используется для выработки молочных продуктов, предназначенных для перепродажи организациям розничной торговли в целях получения прибыли.

Сырьем для производства молочной продукции является молоко.

2. Качественные характеристики

В статье 4 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» даны понятия молока и сырого молока (далее – Технический регламент).

Молоко – это продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него.

Сырое молоко - молоко, не подвергавшееся термической обработке при температуре более чем 40 градусов Цельсия или обработке, в результате которой изменяются его составные части.

Существуют различные виды молока, в том числе коровье, козье, кобылье. В промышленной переработке используется (поступает) в основном коровье молоко, так как другие виды молока производятся в небольших количествах и используются чаще всего населением только для собственных нужд.

Техническим регламентом, вступившим в силу с 2009 года, установлены требования, предъявляемые к сырому коровьему молоку.

Согласно пункту 4.3 ГОСТа Р 52054-2003 «Молоко коровье сырое» установлены определенные нормы по физико-химическим показателям (кислотность, группа чистоты, плотность, температура замерзания). В зависимости от физико-химических показателей молоко натуральное коровье (сырье) бывает высшего, первого, второго сорта и несортовое.

Качественные характеристики сырого молока коровьего определены требованиями ГОСТ на молочную продукцию:

- ГОСТ 3623-73 Молоко и молочные продукты. Методы определения пастеризации;

- ГОСТ 3625-84 Молоко и молочные продукты. Методы определения плотности;

- ГОСТ 5037-97 Фляги металлические для молока и молочных продуктов. Технические условия;

- ГОСТ 5867-90 Молоко и молочные продукты. Методы определения жира

- ГОСТ 8218-89 Молоко. Метод определения чистоты

- ГОСТ 9218-86 Цистерны для пищевых жидкостей, устанавливаемые на автотранспортные средства. Общие технические условия

- ГОСТ 9225-84 Молоко и молочные продукты. Методы микробиологического анализа

- ГОСТ 13928-84 Молоко и сливки заготовляемые. Правила приемки, методы отбора проб и подготовка их к анализу, и др.

Качественные характеристики имеют существенное значение при выборе товара покупателем. Сырое молоко поступает предприятия-переработчикам (покупателям) от производителей  и поставщиков молочного сырья (продавцов молочного сырья) по фактическому весу, при этом жирность молока различная. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для каждого региона утверждена базисная жирность молока. Исходя из этого фактический вес молока пересчитывается в дальнейшем при переработке на зачетный вес.

3. Цена.

Главными критериями определения цены являются: качество закупаемого молока (сортность, степень охлаждения, физико-химические показатели); объем поставляемого сырья; способ доставки сырого молока; сезонность производства поставляемого сырья. Однако, учитывая, что молоко является быстро портящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозпроизводителей не обладает, производители сырого молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи с увеличением его  производства). Соответственно, цены на молочное сырье устанавливают покупатели (переработчики), которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.

Оптовые цены на сырое молоко не подлежат государственному регулированию, т.е. складываются в условиях конкуренции на основе спроса и предложения на конкретном товарном рынке.

В структуре цены основным элементом является себестоимость их производства, а также расходы, связанные с реализацией, прибыль хозяйствующего субъекта.

4. Условия реализации, в том числе размер партий товара, ограничения по транспортировке.

Транспортирование и хранение молока осуществляется в соответствии с пунктами 7.1 – 7.7 ГОСТ Р 52054-2003 «Молоко коровье сырое. Технические условия».

В связи с ограниченным сроком хранения сырое молоко закупается небольшими партиями, при этом  доставка до покупателей осуществляется специализированным транспортом в контейнерах и ящиках, предназначенных для перевозки и хранения именно данного товара.

5. В соответствии с п. 3.1 Порядка проведения анализа, определение продуктовых границ товарного рынка проводилось с использованием Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) (ОК 004-93), утвержденного постановлением  Госстандарта России от 6 августа 1993 года № 17, согласно которому сырое молоко классифицировано как:

Раздел «А»– Продукция и услуги сельского хозяйства, охоты и лесоводства

Класс 0122000 – продукция животноводства

Группа 0122101 – сырое молоко коровье.

Определение продуктовых границ товарного рынка проводилось также с использованием Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст), согласно которому деятельность по производству молока классифицируется:

Раздел «D» – Обрабатывающие производства

Подраздел «DA» - Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

Класс 15 – Производство пищевых продуктов, включая напитки

Группа 15.51 – Переработка молока и производство сыра

Технологические схемы производства большинства видов молочной продукции предусматривают использование молока-сырья натурального.

Товаром на рынке закупки молочного сырья перерабатывающими предприятиями является сырое молоко коровье. Сфера обращения данного товара состоит из определенных этапов: производство молочного сырья сельхозпроизводителями – реализация ими молока – закупка молока перерабатывающими предприятиями. Закупка молока является последней стадией обращения данного товара в анализируемом сегменте товарного рынка.

Производителями и поставщиками молочного сырья (сельскохозяйственные предприятия различных организационных форм собственности, крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения) продается сырое молоко молочным заводам, индивидуальным предпринимателям, имеющим цеха и оборудование по переработке молока на основании соответствующих договоров поставки.

Предметом данных договоров является продажа Поставщиком, а также прием и оплата Покупателем молока на выработку молочных продуктов.

Анализ предметов договоров, заключенных с приобретателями товара, говорит об однородности реализуемой товарной массы и фактическом отсутствии в обороте альтернатив: иных товаров заменителей.

В качестве возможно взаимозаменяемого товара сырому молоку было рассматрено сухое молоко.

Во-первых, сухое молоко является продуктом переработки сырого молока. Следовательно, несмотря на то, что сухое молоко может быть заменителем сырого молока при изготовлении отдельных молочных продуктов сухое молоко не является взаимозаменяемым продуктом при анализе указанного рынка.

Во-вторых, в связи  с вступлением в действие Технического регламента на молоко и молочную продукцию, принятого в том числе в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и устанавливающего обязательные требования к молоку и молочной продукции, к процессам производства, хранения, перевозки, реализации молока и молочной продукции, определяющего формы и правила оценки соответствия данной продукции, правила ее идентификации, возросли требования к выпускаемой предприятиями-переработчиками молочной продукции и, соответственно, к сырью для ее производства.

Кроме того, необходимо учитывать также тот фактор, что молочная и кисломолочная продукция относятся к социально-значимой группе продуктов питания и большинство населения не готово заменить натуральные продукты иными. Потребительские предпочтения остаются на стороне натурального коровьего молока.

Соответственно, сухое молоко не может признано по своим свойствам сопоставимым с сырым молоком и не может быть заменено в процессе производственного потребления (переработки), учитывая различные качественные характеристики, применение и функциональное назначение.

На основании условий договора, информации нормативных актов и общероссийских классификаторов  предварительно исследуемый товар определяется как молоко сырое коровье.

Таким образом, выбор покупателя (предприятия-переработчика) относительно закупаемого для переработки сырья определяется в первую очередь действующими нормативными документами (в том числе Техническим регламентом); функциональным назначением товара (приобретение молока – сырья с целью переработки и производства молока и молочной продукции); а также потребительскими свойствами товара и его качественными характеристиками, определяющими выбор покупателя и предпочтения конечного потребителя.

Учитывая изложенное, продуктовые границы анализируемого рынка определены как молоко сырое коровье для последующей переработки.

При этом, в силу изложенных выше требований к сырью для производства молочной продукции и требований к самой молочной продукции, а также принимая во внимание, что сельхозпроизводители не могут предложить перерабатывающим предприятиям иной товар, в том числе сухое молоко, в рассматриваемой сфере обращения товара  (молока сырого) этот товар не имеет заменителей.

Следовательно, продуктовыми границами рассматриваемого рынка является деятельность по закупке сырого молока коровьего.

4. Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа процедура определения географических границ товарного рынка включает предварительное определение географических границ товарного рынка, выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем, определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных географических границах.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, учитываются: требования условий транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара), организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями; возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара; расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы; особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка.

В силу специфики исследуемого товарного рынка на географические границы данного рынка влияет ряд факторов.

Поскольку молоко является скоропортящимся продуктом, то на географические граница исследуемого рынка влияет такой фактор, как удаленность производителя молока от предприятия переработчика, а также требования к условиям транспортировки закупаемого товара, обеспечивающие сохранение его потребительских свойств.

Отсутствие, как правило, у предприятий-производителей молока холодильных установок и специального транспорта для перевозки молока обуславливают близость производителя к переработчику. Как для сельскохозяйственных предприятий, так и для предприятий-переработчиков экономически целесообразно организовать доставку молока при минимальных транспортных расходах. Предприятия-переработчики, как правило, молочные комбинаты в первую очередь закупают молоко от хозяйств района своего местонахождения и ближайших районов. В связи с чем территория закупа молока не может охватить большие территории за пределами региона.

Анализ сведений молокозаводов показал, что транспортные расходы по доставке молока несут, как правило, предприятия-переработчики.

Из информации, представленной предприятиями-переработчиками следует, что в связи с нехваткой сырья перерабатывающие предприятия вынуждены закупать и завозить сырое молоко и из более отдаленных районов с целью обеспечения загрузки производственных мощностей, что существенно расширяет фактические границы деятельности участников рынка.

Необходимым условием для обращения товара (сырого молока) является развитость транспортной составляющей – наличие и состояние дорог. Неудовлетворительное качество дорог в сельской местности и между отдельными районами также влияет на дальность перевозки молочного сырья и его качество.

Важным фактором, влияющим на условия обращения товара на рассматриваемом товарном рынке, является ограниченный срок хранения сырого молока (статья 6 Технического регламента на молоко и молочную продукцию), соответственно, его закупка осуществляется на условиях, исключающих большие временные затраты на его хранение и доставку до перерабатывающих предприятий. Кроме того, в силу указанных обстоятельств, исключается возможность заготовки сырого молока впрок, в связи с чем существует объективная необходимость обеспечения ежедневных закупок сырого молока для загрузки производственных мощностей молокоперерабатывающих предприятий.

Кроме того, существенными факторами, определяющими географические границы рынка сырого молока, является ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи, инфраструктура приемки и доставки молочного сырья.

Немаловажным фактором при определении географических границ рынка является конкуренция со стороны предприятий-переработчиков за получение необходимых объемов сырого молока, влияние сезонных факторов, меняющихся в течение года (в том числе объемы производства сырого молока, возможности его транспортировки).

Из информации, представленной предприятиями-переработчиками, следует, что закупка сырого молока осуществляется преимущественно не только в границах муниципального района, но и со всей территории Пензенской области.

В частности к таким предприятиям относятся ООО «Молочный комбинат «Пензенский» (г. Пенза), МП «Комбинат детского питания» (г. Заречный), ЗАО «Пищекомбинат» (г. Заречный), ООО «Никольское молоко» и ОАО «Никольский маслозавод» (г. Никольск), ООО «Новая Изида» (р.п. Мокшан), ООО «Мечта» (г. Сердобск). С близлежащих муниципальных районов сырое молоко закупают  ОАО «Камешкирский маслосырзавод» (с. Русский Камешкир), ОАО Маслозавод «Наровчатский» (с. Наровчат).

Таким образом, анализ фактических районов продаж (местоположения продавцов и покупателей) показал, что продавцы и покупатели на рассматриваемом рынке закупок сырого молока располагаются на территории Пензенской области.

В связи с изложенным, исследуемый рынок закупки сырого молока следует рассматривать в пределах административных границ Пензенской области.

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Структура продавцов и покупателей на рассматриваемом товарном рынке представлена в таблице 1.

Таблица 1

Продавцы

Покупатели

Производители и поставщики молочного сырья - сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения

Предприятия-переработчики молока (молочные заводы, комбинаты, иные хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели, имеющие цеха и оборудование по переработке молока), занимающиеся производством молочной продукции: молока различной жирности, сливок, цельномолочной и кисломолочной продукции, творога, сыра, масла животного, мороженого

Производители и поставщики молочного сырья, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе покупателя руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Производственные отношения между поставщиками (продавцами) сырого молока и предприятиями-переработчиками (покупателями) строятся на договорной основе. В договоре сторонами предусматриваются качество, график поставки молока, способ и порядок приемки, срок, порядок и форма расчетов, ответственность сторон. В 2008-2010 гг. на территории Пензенской области закупкой и переработкой сырого молока занимались хозяйствующие субъекты, представленные в Приложении 1 к данному отчету.

Ряд хозяйствующих субъектов, в частности мелкие предприятия-переработчики, прекратили осуществление своей деятельности на рассматриваемом товарном рынке в 2009 или 2010 гг. в связи с нерентабельностью производства, высокими затратами на выпускаемую продукцию, изношенностью основных производственных фондов, отсутствием льгот для реконструкции производственных линий и др.

В тоже время существуют и вновь отрывшиеся предприятия, вышедшие на рынок в 2009 году, такие как: ООО «Каменский маслозавод» (г. Каменка), ИП Патрин Н.К. (с. Вадинск), ООО «Новая Изида» (р.п. Мокшан).

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, объем рынка определяется как сумма объемов закупки сырого молока для последующей переработки в географических границах рассматриваемого рынка.

Поскольку рассматривается экономическая возможность покупателя приобрести товар на определенной территории (Пензенской области), то вывоз молока за пределы данной территории при расчете объема рынка и долей не учитываются.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, закупаемого данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемом товарном рынке, к показателю, характеризующему общий объем рассматриваемого товарного рынка.

Данный показатель позволяет наиболее точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

За период 2008-2010 гг. в Пензенской области существенно сократилось поголовье крупного рогатого скота, что сказалось на снижении объемов поставки молока предприятиям – переработчикам. Спад объемов закупки молока вызван также трудностями с реализацией продукции, в связи с высокой конкуренцией на данном товарном рынке со стороны хозяйствующих субъектов других регионов и иными факторами.

Ниже представлена диаграмма общих объемов закупки сырого молока в Пензенской области.

 

Диаграмма 1. Общие объемы закупки сырого молока в Пензенской области

На рис. 1, 2, 3 наглядно показаны доли предприятий – переработчиков на рынке сырого молока за период 2008 – 2010 гг., с выделением наиболее крупных участников рассматриваемого товарного рынка.

 

Динамика закупок молока по годам представлена в следующей таблице.

Таблица 2

Динамика закупок молока наиболее крупными предприятиями – переработчиками молока Пензенской области

 

Годы

Приоритетность по объемам закупа молока

1 место

2 место

3 место

2008

ООО «Белинскмолоко» (г. Белинск)

 

ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» (г. Пенза)

ОАО «Молоко» (г. Тамала)

2009

ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» (г. Пенза)

 

ООО «Белинскмолоко» (г. Белинск)

 

ООО «Мечта» (г. Сердобск)

 

2010

ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» (г. Пенза)

 

ООО «Каменский маслозавод» (г. Каменка)

ООО «Новая Изида» (г. Сердобск)

 

Из данной таблицы следует, что в последние 2 года в 2009 и 2010 годах наибольшую долю по закупу сырого молока занимает ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» (г. Пенза).

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Показатели рыночной концентрации позволяют оценить степень монополизации рынка и равномерность распределения рыночного влияния среди продавцов.

В 2008 году наиболее крупными хозяйствующими субъектами – переработчиками сырого молока являлись: ООО «Белинскмолоко» (г. Белинский), ОАО Молочный комбинат «Пензенский» (г. Пенза), ОАО «Молоко» (р.п. Тамала).

В 2009 году наибольшие доли по закупу сырого молока занимали ОАО Молочный комбинат «Пензенский» (г. Пенза), ООО «Белинскмолоко» (г. Белинский) и ООО «Мечта» (г. Сердобск).

В 2010 году наиболее крупными хозяйствующими субъектами – переработчиками сырого молока являлись: ОАО Молочный комбинат «Пензенский» (г. Пенза), ООО «Каменский маслозавод» (г. Каменка), ООО «Новая Изида» (р.п. Мокшан)

Рассматриваемый рынок характеризуется умеренным уровнем концентрации.

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

К барьерам входа на рынок сырого молока можно отнести следующие:

Административные барьеры:

-Необходимость строго соблюдения санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований, гигиенических требований и обеспечения контроля качества продукции;

-проверки и действия контролирующих органов;

-неразвитость рыночной инфраструктуры.

Экономические барьеры:

-барьеры капитальных затрат: для осуществления переработки молочного сырья и производства молочных продуктов необходимы финансовые и трудовые ресурсы: барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат (низкие закупочные цены на молочное сырье для производства молочной продукции, высокая себестоимость производимой сельхозтоваропроизводителями продукции), крупные предприятия на рынке имеют техническое превосходство перед более мелкими субъектами, что в том числе дает им определенные превосходства в уровне затрат, и в освоении и продвижении на рынок новых молочных продуктов;

-трудности с реализацией продукции, в связи с высокой конкуренцией на данном товарном рынке со стороны хозяйствующих субъектов других регионов;

-отдаленность перерабатывающих предприятий от места производства молочного сырья;

-сезонные колебания цен, что снижает заинтересованность хозяйств-производителей молочного сырья в наращивании объемов производства продукта;

10. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Рынок закупки сырого молока относится к рынку с умеренным уровнем концентрации.

Основными препятствиями развитию конкурентной среды на оптовом рынке закупок молока на переработку являются: неразвитость рыночной инфраструктуры, неразвитость дорожной системы (нехватка специальных транспортных средств и специального холодильного оборудования); сезонные колебания цен, что снижает заинтересованность хозяйств-производителей молочного сырья в наращивании объемов производства продукта.

На данном товарном рынке в 2008 – 2010 гг. действовало 17-21 хозяйствующих субъектов – покупателей сырого молока. В результате проведения настоящего анализа установлено, что ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» на протяжении последних двух лет имеет наибольшую долю по закупкам сырого молока».

В последние два года наблюдается тенденция увеличения доли ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» на рассматриваемом товарном рынке, что в свою очередь сказывается на увеличении его продукта в розничном сегменте (на смежном рынке).

Изменение концентрации и состояния конкуренции на данном рынке в ближайшее время маловероятно. Существует возможность данного изменения за счет несущественного перераспределения долей или также добавления новых некрупных участников рынка, или ухода с рынка действующих в настоящее время.